СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар-практикум для родителей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста на основе блоков Дьнеша»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар-практикум для родителей

«Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста на основе блоков Дьнеша» 

Цель: Овладение родителями основными приемами развития познавательной деятельности у детей  в домашних условиях.

Задачи:

1.Создать психологический настрой, способствующий сплочению коллектива родителей.

2. Расширить знания родителей об особенностях формирования познавательной деятельности у детей.

3.Знакомство с блоками Дьенеша, влияние их  на уровень интеллектуального развития детей.

4.Обучить родителей игровым приемам формирования познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Ход семинара-практикума: 

  1. Игра «Волшебная шляпа»

Цель: Создать определенный психологический настрой, расположить участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному общению между собой.

Инструкция: - Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, надевает её на себя (или шляпа может остаться в руках по желанию родителя) и говорит комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о ребенке. Тот, кому адресован «комплимент», должен принять его, сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да, мне это в себе тоже очень нравится! Да, мне это тоже очень нравится в своем ребенке!»

По окончании игры все возвращаются на места. Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент. Психолог подводит итог: комплимент должен быть искренним, лучше не прямым, а косвенным, т.е. хвалить родителю ребенка.

- Дорогие мамы и папы, сегодня с таким положительным настроем, рассмотрим вопрос формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Мы сегодня – все участники, как единое целое, имеем общую цель – развить и воспитать ребенка.

 

        2.Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности. Поэтому, одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы.

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.

 Условия, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников:

Создание обогащённой предметно-пространственной среды для начала развития интереса;

Включение занимательности в содержание занятий;

Создание проблемно-поисковых ситуаций;

Вовлечение в выполнение творческих заданий;

Интеграция разнообразной деятельности;

Организация экспериментирования;

Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.

В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира.

Семья – важнейшая составляющая любого общества, и в жизни каждого человека играет очень важную роль. Именно под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом.  Только совместная работа специалистов и семьи пойдет ребенку на пользу и приведет к положительным результатам.

        3.Ведущую роль в развитии у детей познавательной активности является игра. Нет нужды доказывать, что ребёнок, играя, учится, и что в игре за несколько минут он усвоит столько, что иным способом не выучит и за час. Детям нравится, когда взрослые принимают участие в их играх. Когда они чувствуют себя равными с взрослыми, их поведение становится более серьёзным и осмысленным. Игровые ситуации раскрепощают ребёнка; позволяют ему почувствовать себя личностью. Именно в игре можно с помощью данной  технологии развивать  у  дошкольников  не  только  интеллектуальные способности, но и творческие, коммуникативные  (умение  работать в паре,  подгруппой, коллективно), речевые. Через игру действует и система Дьенеша.                                                .               Что же это такое?                                                                                                                  Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:                                       а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);                                                                       б) четырех цветов (красный, синий, желтый);                                                                                                в) двух размеров (большой, маленький);                                                                                                  г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

Использование в играх с детьми логических блоков позволяет развивать  мышление, память, внимание, воображение.                                                                                                                            .     В первую очередь дети знакомятся с эталонами форм, цветом, размером, толщиной объектов. У детей развиваются пространственные представления, знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач. Развиваются творческие способности, воображения, фантазия, способность к моделированию и конструированию, а также психические функции, связанные с речевой деятельностью.                                                                             .     Решение данных задач позволяет в дальнейшем успешно овладеть основами математики и информатики.                                                                                                                             .     Работу с "блоками Дьенеша"  мы начали еще в младшей группе и постепенно усложняем в соответствии с возрастными особенностями детей, используя их как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности.                                                                                                    .     Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т.д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) Всего 22 карточки, из них 11 карточек с отрицанием свойств.                      .     Знакомство детей с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т. д.                                                 Логические кубики, как и карточки - символы помогают придумывать с детьми разнообразные игры, которые в свою очередь полезны для овладения действиями - замещения и наглядного моделирования, кодирования и декодирования.                                                                         Надеемся, что все эти знания очень пригодятся вашим детям в школе.                                 

4.Практическая часть.  А сейчас я предлагаю вам закрепить на практике все то, о чем я рассказала, т. е. давайте вместе поиграем. Вы разделитесь на две команды, одна команда "Умники -папы", а вторая "Умницы-мамы".

На сравнение

 

Найди похожую фигуру

Закреплять знания  о геометрических фигурах. Развивать умение группировать блоки по указанному  признаку.

Берут любой блок, найти такие же блоки  по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету, такие же по размеру, но не такие по цвету и т. п.

все желтые, квадратные;     все синие                                                                                                       такую же, как эта, но др. размера;                                                                                           такую же, как эта, но др. формы

 

Найди пару

Формировать умение сравнивать предметы по одному признаку, абстрагируясь от других.

Каждому блоку нужно найти пару, например: большой желтый круглый толстый встает в пару с маленьким желтым круглым, толстым и т.д.

 

Цепочка

(Улитка

Хоровод

Дорожка

 

Формировать умение составлять ряды – цепочки по указанному признаку. самостоятельно исправлять ошибки.

-все одинаковые по размеру, но разные по форме

-разные по цвету, но одинаковые по форме

-рядом нет одинаковых фигур

 

Чудесный мешочек

Закреплять знания  о геометрических фигурах, умение на ощупь определять форму предмета.

  1. -на ощупь достать все круглые блоки
  2.  (все квадратные, прямоугольные, треугольные,
  3. большие или все толстые).

-достает один  из мешка и характеризует по                                                                                                                                         одному или нескольким признакам.

 

Бусы

Упражнять в продолжении ряда по указанному признаку, познакомить с симметрией

- симметрично со средины

- чередуя по размеру

- чередуя по цвету и форме

- чередуя по цвету, форме и размеру

 

Кодовые карточки

 

Найди по карточке

( Переводчики

Помоги Незнайке)

Активизировать в речи названия свойств блоков; упражнять в подборе не красных, не квадратных, не толстых, не маленьких ит.п.

По кодовой карточке найти блок.

 

Лабиринты

(Разведчики)

Развивать ориентировку на листе бумаги, развивать внимание и мышление; обучать чтению кодовых карточек

Дети по схеме маршрута  и по карте-лабиринте находят дорогу в указанное место.

 

Собери

картинку

Формировать конструкторские умения, закреплять знания признаков по кодовым карточкам

1. По схеме с кодовыми карточками выкладывают цветные картинки

( накладывая на схему).

 

 

Оживи цветы

Развивать умение работать с кодовыми карточками конструкторские способности, закрепить знание цифр

По кодовым карточкам  выкладывают                           ( дорисовывают) лепестки

 

Игры с обручами

 

 

Распредели игроков

 

Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».

Вне круга и внутри «Положи внутри обруча все сини блоки, а вне обруча – все остальные блоки». 

 

ИГРЫ С УСЛОЖНЕНИЯМИ (соревнования)

 

Мозаика цифр

Упражнять в решении примеров, закреплять умение читать кодовые карточки, развивать внимание и логическое мышление

Дети распределяют карточки, решают примеры. По шифру определяют блок  и  находит место на изображении предмета. Можно усложнять соревнованием или на время

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Уважаемые родители, сегодня вы познакомились с игровым материалом "Логические блоки Дьенеша".                                                                                                                                                          Я надеюсь то, что вы сегодня узнали, пригодится вам в дальнейшем общении с вашими детьми и успешном обучении их в школе.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум для родителей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста на основе блоков Дьнеша»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ . «ЯСЛИ- САД № 316 г. ДОНЕЦК»















Семинар-практикум

для родителей

Тема: ««Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста на основе блоков Дьнеша» 


















Подготовила:

воспитатель группы №11

Васильева С. А.











Донецк 2017

Семинар-практикум для родителей

«Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста на основе блоков Дьнеша» 

Цель: Овладение родителями основными приемами развития познавательной деятельности у детей  в домашних условиях.

Задачи:

1.Создать психологический настрой, способствующий сплочению коллектива родителей.

2. Расширить знания родителей об особенностях формирования познавательной деятельности у детей.

3.Знакомство с блоками Дьенеша, влияние их на уровень интеллектуального развития детей.

4.Обучить родителей игровым приемам формирования познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Ход семинара-практикума: 

  1. Игра «Волшебная шляпа»

Цель: Создать определенный психологический настрой, расположить
участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному
общению между собой.

Инструкция: - Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, надевает её на себя (или шляпа может остаться в руках по желанию родителя) и говорит комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о ребенке. Тот, кому адресован «комплимент», должен принять его, сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да, мне это в себе тоже очень нравится! Да, мне это тоже очень нравится в своем ребенке!»

По окончании игры все возвращаются на места. Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент. Психолог подводит итог: комплимент должен быть искренним, лучше не прямым, а косвенным, т.е. хвалить родителю ребенка.

- Дорогие мамы и папы, сегодня с таким положительным настроем, рассмотрим вопрос формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Мы сегодня – все участники, как единое целое, имеем общую цель – развить и воспитать ребенка.


2.Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности. Поэтому, одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы.

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.

Условия, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников:

Создание обогащённой предметно-пространственной среды для начала развития интереса;

Включение занимательности в содержание занятий;

Создание проблемно-поисковых ситуаций;

Вовлечение в выполнение творческих заданий;

Интеграция разнообразной деятельности;

Организация экспериментирования;

Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.

В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира.

Семья – важнейшая составляющая любого общества, и в жизни каждого человека играет очень важную роль. Именно под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом.  Только совместная работа специалистов и семьи пойдет ребенку на пользу и приведет к положительным результатам.

3.Ведущую роль в развитии у детей познавательной активности является игра. Нет нужды доказывать, что ребёнок, играя, учится, и что в игре за несколько минут он усвоит столько, что иным способом не выучит и за час. Детям нравится, когда взрослые принимают участие в их играх. Когда они чувствуют себя равными с взрослыми, их поведение становится более серьёзным и осмысленным. Игровые ситуации раскрепощают ребёнка; позволяют ему почувствовать себя личностью. Именно в игре можно с помощью данной технологии развивать  у  дошкольников  не  только  интеллектуальные способности, но и творческие, коммуникативные  (умение  работать в паре,  подгруппой, коллективно), речевые. Через игру действует и система Дьенеша. . Что же это такое? Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур: а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); б) четырех цветов (красный, синий, желтый); в) двух размеров (большой, маленький); г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

Использование в играх с детьми логических блоков позволяет развивать  мышление, память, внимание, воображение. . В первую очередь дети знакомятся с эталонами форм, цветом, размером, толщиной объектов. У детей развиваются пространственные представления, знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач. Развиваются творческие способности, воображения, фантазия, способность к моделированию и конструированию, а также психические функции, связанные с речевой деятельностью. . Решение данных задач позволяет в дальнейшем успешно овладеть основами математики и информатики. . Работу с "блоками Дьенеша"  мы начали еще в младшей группе и постепенно усложняем в соответствии с возрастными особенностями детей, используя их как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности. . Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т.д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) Всего 22 карточки, из них 11 карточек с отрицанием свойств. . Знакомство детей с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т. д. Логические кубики, как и карточки - символы помогают придумывать с детьми разнообразные игры, которые в свою очередь полезны для овладения действиями - замещения и наглядного моделирования, кодирования и декодирования. Надеемся, что все эти знания очень пригодятся вашим детям в школе.

4.Практическая часть. А сейчас я предлагаю вам закрепить на практике все то, о чем я рассказала, т. е. давайте вместе поиграем. Вы разделитесь на две команды, одна команда "Умники -папы", а вторая "Умницы-мамы".

На сравнение

Найди похожую фигуру

Закреплять знания о геометрических фигурах. Развивать умение группировать блоки по указанному признаку.

Берут любой блок, найти такие же блоки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету, такие же по размеру, но не такие по цвету и т. п.

все желтые, квадратные; все синие такую же, как эта, но др. размера; такую же, как эта, но др. формы

Найди пару

Формировать умение сравнивать предметы по одному признаку, абстрагируясь от других.

Каждому блоку нужно найти пару, например: большой желтый круглый толстый встает в пару с маленьким желтым круглым, толстым и т.д.

Цепочка

(Улитка

Хоровод

Дорожка


Формировать умение составлять ряды – цепочки по указанному признаку. самостоятельно исправлять ошибки.

-все одинаковые по размеру, но разные по форме

-разные по цвету, но одинаковые по форме

-рядом нет одинаковых фигур

Чудесный мешочек

Закреплять знания о геометрических фигурах, умение на ощупь определять форму предмета.

  1. -на ощупь достать все круглые блоки

  2. (все квадратные, прямоугольные, треугольные,

  3. большие или все толстые).

-достает один из мешка и характеризует по одному или нескольким признакам.

Бусы

Упражнять в продолжении ряда по указанному признаку, познакомить с симметрией

- симметрично со средины

- чередуя по размеру

- чередуя по цвету и форме

- чередуя по цвету, форме и размеру

Кодовые карточки

Найди по карточке

( Переводчики

Помоги Незнайке)

Активизировать в речи названия свойств блоков; упражнять в подборе не красных, не квадратных, не толстых, не маленьких ит.п.

По кодовой карточке найти блок.

Лабиринты

(Разведчики)

Развивать ориентировку на листе бумаги, развивать внимание и мышление; обучать чтению кодовых карточек

Дети по схеме маршрута и по карте-лабиринте находят дорогу в указанное место.

Собери

картинку

Формировать конструкторские умения, закреплять знания признаков по кодовым карточкам

1. По схеме с кодовыми карточками выкладывают цветные картинки

( накладывая на схему).


Оживи цветы

Развивать умение работать с кодовыми карточками конструкторские способности, закрепить знание цифр

По кодовым карточкам выкладывают ( дорисовывают) лепестки

Игры с обручами


Распредели игроков


Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».

Вне круга и внутри «Положи внутри обруча все сини блоки, а вне обруча – все остальные блоки». 

ИГРЫ С УСЛОЖНЕНИЯМИ (соревнования)

Мозаика цифр

Упражнять в решении примеров, закреплять умение читать кодовые карточки, развивать внимание и логическое мышление

Дети распределяют карточки, решают примеры. По шифру определяют блок и находит место на изображении предмета. Можно усложнять соревнованием или на время






Заключение.

Уважаемые родители, сегодня вы познакомились с игровым материалом "Логические блоки Дьенеша". Я надеюсь то, что вы сегодня узнали, пригодится вам в дальнейшем общении с вашими детьми и успешном обучении их в школе.


Список литературы:

1. Григори Н. Связующая нить. Программа коррекции детско-родительских отношений // Школьный психолог. - 2000. – 2.http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/11/15/razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti_doshkolnikov.rar

3. http://psy.1september.ru/article.php?ID=200800810 4.http://rebenok.by/articles/stature/study/~id=656

4. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч.1: Смоленцева А.А., Пустовойт О.В.; Ч.2: Игры-головоломки / Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. СПб.: Детство-Пресс, 2002. 5.Давайте вместе поиграем. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами.Лелявина Н.О.,Финкельштейн Б.Б.С-П ООО «Корвет»










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!