СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар-практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Просвещение педагогов по вопросам эффективного взаимодействия с воспитанниками ДОУ.

Задачи:

1.    Определить стили взаимодействия  воспитателей и воспитанников;

2.    Продолжать знакомить педагогов с методами конструктивного взаимодействия с воспитанниками.

3.    Формировать коммуникативные навыки педагогов.

4.    Создавать условия для гармонизации отношений «взрослый – ребенок».

гк

 

 

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Колосок» п.Гигант Сальского района












Семинар-практикум для педагогов

«Эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ»













Автор: педагог – психолог Ковалькова А.Г.














Гигант

2022 г.

 

Цель: Просвещение педагогов по вопросам эффективного взаимодействия с воспитанниками ДОУ.

Задачи:

1.    Определить стили взаимодействия  воспитателей и воспитанников;

2.    Продолжать знакомить педагогов с методами конструктивного взаимодействия с воспитанниками.

3.    Формировать коммуникативные навыки педагогов.

4.    Создавать условия для гармонизации отношений «взрослый – ребенок».

Ход мероприятия

1) Уважаемые, коллеги! Я рада вас приветствовать на семинаре-практикуме. Тема нашей сегодняшней встречи: «Эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ».

Мне хотелось бы начать с древней китайской пословицы, которая говорит, что «Мы можем стать умнее тремя путями:

-путем опыта - это самый горький путь,

-путем подражания – это самый легкий путь,

-путем размышления – это самый благородный путь».

Я предлагаю вам сегодня путь размышления, и надеюсь, что благородный путь, который мы избрали, приведет нас к позитивному взгляду на общение, на ребенка и на себя.

Игровое упражнение «Вспомним свое детство»

Участникам предлагается вспомнить свое детство. Психолог раздает бланки с вопросами, а педагоги отвечают на поставленный вопрос:

- Вы были послушным ребенком?

- Вы с удовольствием посещали детский сад?

- Помните ли вы как зовут ваших воспитателей?

- Отбирали ли вы игрушки у детей из группы?

- Ругали ли вас взрослые за то, что вы плохо кушаете?

- Помните ли вы свою любимую игрушку в детстве?

- Нравилось ли вам убирать свои игрушки?

- Мечтали ли вы в детстве поскорее вырасти, чтобы можно было делать то, что хочешь?

- Любили ли вы спать в тихий час?

- Любили ли вы принимать участие в мероприятиях Доу (праздники, утренники)?

- Ваше любимое блюдо, которое готовили в детском саду?

- Кто чаще всего забирал из детского сада?

- Дрались ли вы со сверстниками?

- У вас остались друзья со времени детского сада?

- Что из детства вам запомнилось больше всего?

- О чем вы мечтали в детстве?

- Как звали твоих друзей из детского сада (детства)?

- Самое неприятное событие связанное с детским садом?

- Самое яркое воспоминание из детства?

Из полученных ответов можно сделать вывод, что в детстве мы, взрослые, были веселыми, задорными, иногда капризными и непослушными, любознательными, балованными…. Все мы были очень разными… Но мы знали и чувствовали, что рядом с нами всегда добрые и строгие взрослые, внимательные и терпеливые, мудрые, красивые, а главное – ЛЮБЯЩИЕ. Ведь главная потребность ребенка дошкольного возраста, при условии гармоничного развития личности, - это потребность в любви, принятии, понимании и уважении. Всегда ли это так в реальности?

2) Педагоги порой рассматривают общение как просто разговор воспитателя с ребенком, как сообщение малышу определенных требований и указаний, которые тому необходимо неукоснительно выполнять. Здесь верно лишь одно: в основе общения лежит слово, умение говорить, доносить смысл сказанного до разума и сердца воспитанника.

Давайте подробнее остановимся на стилях воспитания по отношению к детям. В рамках реализации ФГОС ДО современная система образования, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогов, к проявлению их творческой индивидуальности.

Проблема «стилей руководства», «стилей общения» педагогов с детьми была впервые поставлена за рубежом в 30-е годы американским психологом  К. Левиным. Предложенная им классификация стилей общения положена в основу работ американских  ученых Р.Липпита и К.Уайта, которые выделяют  три стиля профессионального общения: демократический, авторитарный и либерально-попустительский.

Дискуссия «Стили общения»

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам назвать признаки каждого стиля воспитания (демократичный, авторитарный, либерально-попустительский)

Обсуждение:

Демократический стиль воспитания

Взрослые, декларирующие этот тип общения, уважительно относятся к детям, стараются наладить эмоциональный контакт, учитывают индивидуальные особенности. Не подавляя строгостью и наказанием, разъясняют конкретную ситуацию, убеждают почему, в силу каких причин необходимо выполнить то или иное требование. У таких взрослых в общении с детьми преобладают положительные оценки, жизнеутверждающий, оптимистический стиль. Они воспитывают организованность, дисциплинированность, не сковывая самостоятельности, не подавляя активности детей. Демократический стиль воспитания наиболее продуктивен в воспитании личности ребенка. У детей формируется чувство собственного достоинства. Права ребенка при этом не нарушаются.

 Авторитарный стиль воспитания

Авторитарные взрослые добиваются от детей слепого и беспрекословного подчинения, исключают любое объяснение, аргументацию, злоупотребляют отрицательными оценками. Уровень требований и контроль за поведением детей сверхвысокие. При таком типе воспитания строгость и наказание - основные педагогические средства. В итоге формируется ущербный ребенок. Общие черты детей при таком воспитании - заниженная самооценка, неуверенность в себе.

Либеральный тип воспитания (его еще называют попустительским)

Либеральные взрослые почти не контролируют действия детей, все позволяют, не предъявляют порой даже элементарных требований, за исключением, быть может, тех случаев, когда возникает угроза жизни ребенка, физической травмы. Внешне привлекательное, на самом деле такое отношение свидетельствует о равнодушии к жизни ребенка. Такой тип воспитания формирует в ребенке вседозволенность и безразличие к другому человеку. Ребенок привыкает не задумываться над чувствами других, потому что сам обделен вниманием.

Вывод: Детские впечатления влияют на взрослого человека и движут его поведением. Стиль взаимодействия со взрослым непроизвольно «записывается» в психике ребенка. Это происходит бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит этот стиль как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения.

3) «Способы эффективного общения»

В повседневном общении у взрослого с ребенком возникает много проблем, стрессов, поэтому для педагога очень важным является приобретение умений и навыков эффективного общения с ребенком.

Существующие способы эффективного общения, коммуникативные техники, обеспечивающие возможность конструктивного диалога, можно условно разделить на вербальные и невербальные.

Приведем некоторые из них.

Первый способ: Активное слушание. Когда ребенок расстроен, обижен или взволнован, то ему можно помочь, активно выслушав его.

Активно слушать - значит возвращать ребенку в беседе то, что он вам рассказал, показывая при этом, что вы уважаете его чувства (в активном слушании важно определить чувства ребенка).

Схема активного слушания такова: 

ситуация и слова ребенка;

чувства ребенка;

ответ взрослого.

Ситуация 1: Воспитатель играет с небольшой группой детей, к ней подбегает Саша в слезах и кричит: «Он отнял мою машинку!». Что чаще всего мы говорим? Поиграет и отдаст, договоритесь. Своим обещанием, что тот ребенок поиграет и отдаст, наставлением «договоритесь», при всей кажущейся справедливости ответов, воспитатель как бы сообщает ребенку, что его переживание неважно. А ребенок ждет понимания!

Саша: Он отнял мою машинку!

Воспитатель: Ты очень огорчен и рассержен на него?

Саша: Да, я хочу поиграть с ней.

Воспитатель: Неприятная ситуация, мне очень хочется, чтобы вы играли дружно, давай позовем Колю, и вы договоритесь играть по очереди, чтобы Коля и ты были довольны.

Не всегда, конечно, конфликт разрешается так быстро. Иногда ребенок, чувствуя готовность воспитателя его слушать и понимать, охотно продолжает рассказывать о случившемся.

Второй способ: Отражение

Он означает присоединение к ребенку на невербальном уровне (используя позу, жесты, мимику). Этот способ поможет достичь взаимопонимания с ним. То есть, если взрослый взглядом, позой проявляет интерес к детскому обращению, использует «язык эмоций», внимательно слушает, то ребенок поверит и доверится, а если наоборот, то взрослый не получит шанса установить контакт с ребенком.

Как вы думаете, что почувствовал ребенок после того, как его выслушали? 

Вывод: Использование педагогом способов активного слушания и отражения способствует:

- установлению контакта с ребенком;

- снижению тревоги и ослаблению переживаний ребенка;

- повышению у ребенка доверия к педагогу и желание общаться с ним.

4) Практическое упражнение «Мимика педагога».

Мне необходимы для участия в этом упражнении шесть педагогов. Психолог раздает педагогам написанные на листах бумаги предполагаемые реакции взрослого и предлагает одному из участников команды изобразить мимикой реакцию «воспитателя», а участникам другой команды понять мимику и озвучить, то, что хотел сказать «воспитатель».

Проблемная ситуация: «В группе детского сада идет занятие, дети заняты увлекательной игрой. Вдруг раздается сильный шум. Воспитатель оборачивается и…»

Перечень реакций «воспитателя»:

удивление («что случилось?»),

осуждение («кто это?»),

требование («перестаньте»),

выжидание («я жду тишину»),

гнев («что это такое!»),

страдание («когда же это закончится?»).

5) Иногда эмоции, вызванные поступком ребенка, настолько сильны, что мешают педагогам адекватно отреагировать и дать объективную оценку случившемуся. В такой ситуации типичная ошибка воспитателя - прямая, чаще всего негативная оценка личности ребенка в целом, а не отдельного его поступка. Существует ряд методик и упражнений для освоения элементов реагирования относительно поведения ребенка. Сегодня мы потренируемся правильно моделировать оценочные высказывания. Техника речевого общения «Я-сообщение» адресующиеся к ситуации, а не к личности ребенка, и оказывается эффективным средством воздействия на ребенка с целью изменения его поведения.

Схема «Я-сообщения»

Я (мне) описание чувств, переживаний и эмоций

Причины возникновения реакции взрослого

Без оценочная характеристика поведения в безличной форме

Возможные последствия если ребенок не изменит поведение

Ситуация 1: играя, девочка пытается оторвать кукле ногу.

Оценочное суждение «А если бы тебе пытались оторвать ножку, тебе было бы приятно?». «Что ты делаешь? Ей же больно!»

«Я-сообщение» «Мне очень жаль, что дети так обращаются с куклами, и если так будет дальше продолжаться, то кукол у нас не останется и не с чем будет играть»

Ситуация 2: ребенок оставил разбросанные игрушки.

Оценочное суждение «Что ты все разбросал, какой бардак в группе».

«Я-высказывания»: «Когда я вижу разбросанные игрушки, то чувствую недовольство, и мне хочется, чтобы они были убраны».

Ситуация 3: ребенок постоянно отбирает игрушки у сверстников.

Оценочное суждение «……..»

«Я-сообщение» «»

Ситуация 4: дети жалуются вам, что Вася не делится конструктором.

Вывод: Осуждая, порицая, критикуя ребенка, мы чаще всего задеваем его личностные качества и тем самым формируем у него заниженную самооценку. Давая обратную связь в виде «Я-сообщений» мы демонстрируем ребенку свое отношение к его поступку или поведению, а не к личности ребенка.

6) Упражнение: «Преобразование неэффективных слов и выражений с частицей НЕ в эффективные слова и выражения без частицы НЕ»

Частица НЕ подсознанием воспринимается позже, во вторую очередь, чем само действие.

Конечно, совершенно без частицы НЕ в речи невозможно обойтись. Однако в некоторых случаях, в том числе и в некоторых аспектах общения и воспитания это важно сделать.

Давайте попрактикуемся, мне нужна команда из нескольких человек.

Предлагаю вам ряд наиболее часто употребляемых глаголов с частицей НЕ в общении с детьми. Сначала вы заполните таблицу, т.е. впишите подходящие на ваш взгляд, наиболее эффективные слова и выражения, а затем вы поделитесь ими с нами.

Ваша задача – преобразовать неэффективные выражения в эффективные, без частицы НЕ.

Например, не выходи – останься там, где находишься, не испачкайся – будь аккуратным, и т. д.

Заключение. Подведение итогов работы.

Не бывает воспитания без трудностей и проблем. Педагог - прежде всего человек. Со своими чувствами и потребностями. А воспитание - это живой процесс человеческих отношений. Хорошее воспитание не может состояться без постоянной работы над этими отношениями и без постоянной работы над самим собой. Мы любим цветы, но, не зная особенностей ухода за ними, не создавая нужных условий для их роста, вряд ли дождемся их цветения.

Уважаемые коллеги, особенностью эффективного общения является обратная связь. Поэтому предлагаю поделиться своими впечатлениями о мероприятии.

Я желаю вам успехов в нелегком деле воспитания. Наш семинар - практикум подошел к концу, всем спасибо!
































Анкета «Методы воздействия на ребенка»

Уважаемые, педагоги! Предлагаем анкету для самоанализа. Выберите часто используемые Вами перечисленные в таблице методы воздействия на детей.  Оцените в баллах степень их использования:

всегда – 1 балл; часто – 2 балла; редко – 3балла; в исключительных случаях – 4 балла; никогда – 5 баллов.

Методы

1

2

3

4

5

Приказ, команда






Предупреждение, угроза






Уговоры, компромисс






Советы, готовые решения






Нотации, поучения






Критика, несогласие, пристыживание






Похвала, одобрение, согласие






Насмешка, обзывание






Анализ поведения, интерпретация






Утешение, поддержка






Допытывание, вопросы






Обращение в шутку






Анкета «Методы воздействия на ребенка»

Уважаемые, педагоги! Предлагаем анкету для самоанализа. Выберите часто используемые Вами перечисленные в таблице методы воздействия на детей.  Оцените в баллах степень их использования:

всегда – 1 балл; часто – 2 балла; редко – 3балла; в исключительных случаях – 4 балла; никогда – 5 баллов.

Методы

1

2

3

4

5

Приказ, команда






Предупреждение, угроза






Уговоры, компромисс






Советы, готовые решения






Нотации, поучения






Критика, несогласие, пристыживание






Похвала, одобрение, согласие






Насмешка, обзывание






Анализ поведения, интерпретация






Утешение, поддержка






Допытывание, вопросы






Обращение в шутку







Анкета «Стиль педагогического общения».

Инструкция. Внимательно прочтите вопрос, проанализируйте свои мнения, предпочтения, выберите наиболее подходящий вариант ответа.

1. Считаете ли вы, что ребёнок должен:

А) делиться с вами всеми своими мыслями, чувствами и т.д.;

Б) говорить вам только то, что сам захочет;

В) оставлять свои мысли и переживания при себе.

2. Если ребёнок взял у другого ребёнка в его отсутствие без разрешения игрушку или карандаш, то вы:

А) доверительно с ним поговорите и предоставите самому принять нужное решение;

Б) предоставите самим детям разобраться в своих проблемах;

В) известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями.

3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребёнок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как вы поступите:

А) похвалите его и всем детям покажете его работу;

Б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня;

В) скажите ему: «Вот всегда бы так занимался».

4. Ребёнок, входя в комнату, не поздоровался с вами. Как вы поступите:

А) заставите его громко при всех поздороваться с вами;

Б) не обратите на это внимания;

В) сразу же начнёте общаться с ребёнком, не упоминая о его промахе.

5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что предпочитаете делать:

А) спокойно, не вмешиваясь, понаблюдаете, как они работают и общаются;

Б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;

В) займётесь своими делами (запись темы…)

6. Какая точка зрения вам кажется наиболее правильной:

А) чувства, переживания ребёнка ещё поверхностны, быстро проходящие на них не стоит обращать внимание;

Б) эмоции ребёнка, его переживания – это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать;

В) чувства ребёнка удивительны, переживания его значимы и к ним нужно относиться бережно, с большим тактом.

7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:

А) ребёнок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый должен научить и воспитать его;

Б) у ребёнка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребёнка;

В) чувства ребёнка удивительны, переживания его значимы и к ним нужно относиться бережно, с большим тактом.

8. Как вы относитесь к активности самого ребёнка:

А) положительно – без неё невозможно полноценное развитие;

Б) отрицательно – оно часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание;

В) положительно, но только тогда, когда согласована с педагогом.

9. Ребёнок не захотел выполнить задание под предлогом, что он уже делал

это дома. Ваши действия:

А) сказали бы : «Ну и не надо».

Б) заставили бы выполнить работу;

В) предложили бы другое задание.

10. Какая позиция, по-вашему, более правильная:

А) ребёнок должен быть благодарен взрослым за заботу о нём;

Б) если он не осознаёт заботу о нём, не ценит её, то это его дело, когда-нибудь пожалеет;

В) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.

Ответ Вопросы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

А 2 3 2 2 3 1 2 3 1 2

Б 3 1 3 1 2 2 3 1 2 1

В 1 2 1 3 1 3 1 2 3 3

Средние статистические данные:

1) восприятие отношения ребёнка к учителю 2,71

2) выбор профессионального воздействия 2,14

3) реакция на удачное, успешное действие ребёнка 2,07

4) реакция на ошибку 2,57

5) включенность в деятельность детей 2,36

6) отношение к чувствам детей 2,57

7) отношение к сотрудничеству с детьми 2,79

8) восприятие активности детей 2,5

9) учёт потребностей детей 3

10) отношение к детям в целом 2,14

Результат: 25-30 баллов – предпочтение демократического стиля;

20-24 баллов – склонность к авторитарному стилю;

10-19 баллов – выраженность либерального стиля общения.

 




























Неэффективные

Эффективные

Не разбей



Не таскай печенье из пачки


Не одевай



Не разбрасывай



Не обманывай



Не плачь



Не разговаривай с едой во рту


Не пачкайся



Не бойся



Не дерись



Не бери



Не кричи



Не мешай



Не ходи (в лужу)














- Вы были послушным ребенком?


- Вы с удовольствием посещали детский сад?


- Помните ли вы как зовут ваших воспитателей?


- Отбирали ли вы игрушки у детей из группы?


- Ругали ли вас взрослые за то, что вы плохо кушаете?


- Помните ли вы свою любимую игрушку в детстве?


- Нравилось ли вам убирать свои игрушки?


- Мечтали ли вы в детстве поскорее вырасти, чтобы можно было делать то, что хочешь?


- Любили ли вы спать в тихий час?


- Любили ли вы принимать участие в мероприятиях Доу (праздники, утренники)?


- Ваше любимое блюдо, которое готовили в детском саду?


- Кто чаще всего забирал из детского сада?


- Дрались ли вы со сверстниками?


- У вас остались друзья со времени детского сада?


- Что из детства вам запомнилось больше всего?


- О чем вы мечтали в детстве?


- Как звали твоих друзей из детского сада?


- Самое неприятное событие связанное с детским садом?


- Самое яркое воспоминание из детства?




Удивление («что случилось?»),


Осуждение («кто это?»),


Требование («перестаньте»),


Выжидание («я жду тишину»),


Гнев («что это такое!»),


Страдание («когда же это закончится?»).

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!