СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семья – хранитель духовных ценностей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семья -хранитель духовных ценностей

Просмотр содержимого документа
«Семья – хранитель духовных ценностей»








План-конспект урока

по курсу ОДНКНР

Тема урока:


«Семья – хранитель духовных ценностей»

5 кл






Выполнила: Буякова С.В.

Учитель: истории, обществознания. ОДНКНР

МБОУ «СОШ имени Карла Маркса»















2022 год


Тема: «Семья – хранитель духовных ценностей»
Цель: Способствовать формированию представлений о семье как о первом социальном институте, где ребенок получает уроки нравственности.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы и формы обучения:
Методы: частично-поисковый, практический, урок-контроля.
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование: учебник, карточки, иллюстрации, словарь Ожегова, листки ромашки
Планируемые результаты:

Предметные: научаться характеризовать семью как первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека, и где формируются духовные ценности. Получат возможность научиться: работать с текстом, высказывать собственное мнение.
Метапредметные УУД:
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий.
Личностные УУД: применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность.


Личностно значимая проблема:

  • Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций – залог интереса к культурным традициям российского народа.






Ход урока:


1.Мотивация к учебной деятельности


- Здравствуйте, я рада видеть Вас! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Тогда в добрый путь! Но прежде - улыбнемся друг другу!

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Всем, всем добрый день

И работать нам не лень.

- Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность.

Надеюсь, что сегодня на уроке наша совместная работа будет плодотворной.

- Чтобы понять то, о чем пойдет речь на нашем уроке, послушайте сказку:


Чтение сказки. Давным-давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было видеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то тусклым. Однажды Луна спросила у Звёздочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный»?

Звёздочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой»!

«А в какие ночи твой свет становится ярким?» – спросила Луна.

«Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их так манит в дороге, куда они так спешат»?

«Ты узнала тайну спешащих странников?» – спросила Луна.

«Да, - ответила Звёздочка. – Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел измождённым и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза …»

«А какими были его глаза?» - недоумённо спросила Луна.

«Они светились в темноте от счастья и радости» - ответила, тяжело вздохнув, Звёздочка и продолжила. – Чему ты радуешься странник?» И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное».

Звёздочка замолчала, а потом ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью».

Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью, любящих звёздочек, которые бы помогали тебе делать людей счастливыми?»

«А разве это возможно?» - с надеждой спросила Звёздочка.

Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья»!

- Ребята, вы догадались от чем мы будем говорить сегодня с вами?

- Правильно, о самом важном в жизни каждого человека – о семье.

  • Формулируют и записывают тему:

Семья – хранитель духовных ценностей


2. Актуализация знаний.
Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает?
1. Какое определение вы бы дали понятию «семья»? Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
2. Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании.


Предполагаемые ответы: Родные люди, общий дом, тепло семейного очага, общее хозяйство, забота о старшем поколении, воспитание детей, совместный труд, совместный досуг, т.д.


Давайте вернемся к нашей сказке о звездочке, когда она светила тускло? (когда она грустила)

- А почему она грустила? (ей было одиноко).

- А когда она светила ярко? (когда она видела спешащих странников домой, в семью)

- Как наградила луна звездочку? (осыпала маленькими звездочками, луна создала звездочке семью для счастья)


- Ребята, а что такое счастье? Продолжите фразу………………

- А вот на чём держится семья? Какие слова будут объединять всех членов семьи?

Задание 1. Для этого вам понадобится РОМАШКА.
У вас есть лепестки для создания ромашки. НО не все они подходят. Необходимо найти нужные и создать свой цветок.
ЛЮБОВЬ. ДОБРОТА. ВЗАИМОПОНИМАНИЕ. ТЕРПЕНИЕ. УВАЖЕНИЕ. СОГЛАСИЕ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗАБОТА. МИР. УЮТ. ВЗАИМОВЫРУЧКА
НЕПОНИМАНИЕ. ЗЛОСТЬ. ОБИДА. НЕУВАЖЕНИЕ. НЕТЕРПЕНИЕ. РАЗДРАЖЕНИЕ. НЕНАВИСТЬ. СЕРДИТОСТЬ

Из подходящих лепестков дети делают ромашку на доске. Те лепестки, которые не подходят бросают в черный ящик с комментариями.

3.Изучение нового материала


Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает?


Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья

Слово СЕМЬЯ - в словаре: «Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе». записывают в тетрадь

Слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды. Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать, чтобы получилась счастливая семья.

Слово семья ассоциируется у нас с солнцем, теплом и светом. Семья - это   близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. Недаром в народе говорится: "Семья - печка: когда холодно, все к ней собираются".


Физминутка

- А сейчас поиграем в игру, которая называется

"Моя семья".

Встаньте все и выполняйте по заданию:

- Присядьте те, --- - кто похож на маму?

- Потопайте те, ---- кто похож на папу?

- Покружитесь те, ---- кто похож сам на себя?

-Похлопайте те, --- у кого есть сестрёнки?

-Покачайте головой те, --- у кого есть братишки?

-Попрыгайте те,----- у кого есть и братишки и сестрёнки

-Поднимите руки те, --- у кого пока никого нет?

-Скажите громко «Да, люблю!» ----- кто любит свою семью и дорожит ею!


Ребята , а какие пословицы и поговорки вы знаете?

Отвечают……

Пословицы и поговорки.
• В гостях хорошо, а дома лучше.
• В дружной семье и в холод тепло.
• В недружной семье добра не бывает.
• В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.
• В семье разлад, так и дому не рад.
• Вся семья вместе, так и душа на месте.
• Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
• На что и клад, когда в семье лад.
• Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.


Чтение и обсуждение притчи.

«В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано три слова…


- Какие это слова? «ЛЮБОВЬ, ПОНИМАНИЕ, ТЕРПЕНИЕ»

- Как можно назвать такую семью?


- Ребята, как вы думаете, может ли человек прожить без семьи? Почему???

Ребята, а каковы задачи семьи? Составление кластера


- А вот на чём держится семья? Какое слово будет объединять всех членов семьи?


А что такое ценность???

В словаре Ожегова:

«Ценности – то, что человек ценит в жизни , чему он придаёт особый положительный жизненный смысл, т.е. значимость, польза, полезность»

Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.

Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, взаимоуважение, чувство взаимопомощи.

Это и есть семейные ценности.

Итак, семья – это питающая, насыщающая почва, на которой произрастает высаженное семечко…

  • Что же еще может объединять семью?
    О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Узаконенные временем и проверенные практикой, семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Прежде всего, потому, что существующие традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью, как коллектив. Что такое традиция?

    Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

    Какие традиции вы знаете?
    Традиции гостеприимства, семейный обед. Считается, что хлебосольство – национальная традиция, это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские связи.
    • Празднование знаменательных событий в жизни семьи.
    • Прогулки, поездки вместе с детьми, походы в кино, цирк, театр.
    • Передача семейных реликвий подрастающему поколению

    А в ваших семьях какие есть традиции?
    - Ребята, а в ваших семьях есть традиции? Расскажите о них.

Давайте вспомним о семейных ценностях, обернувшись на опыт наших предков и традиции нашего народа.


Наша стране 8 июля ежегодно отмечает – День семьи, любви и верности. Появился он благодаря муромскому князю Петру и его жене Февронии, которые жили в XIII веке. Эту семейную пару православные христиане почитают за покровителей семьи и брака. Петр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. По легенде, они умерли в один день - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Их мощи хранятся в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме. 


4.Подведение итогов урока

- Сегодня на уроке вы узнали, что семья – это любовь и обязанность, нежность и справедливость. У вас была возможность высказаться, послушать других.
-А сейчас, я предлагаю вам выполнить задание на листочках и оценить роль семьи в вашей жизни

Рефлексия. Карточки.
Фамилия, Имя, класс _____________________________________
Тема урока: _____________________________________________
Ответьте на вопросы.
1. Какое определение вы бы дали понятию «семья»?
____________________________________________
2. Вспомни качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании.
________________________________________
3. Что такое традиция? _____________________
4. Какие традиции могут быть в семье? ______________
Как ты оцениваешь свою работу на уроке? __________________
Что бы ты хотел еще узнать по данной теме? ________________
Домашнее задание. По выбору (исходя из индивидуальных возможностей каждого):
1. Поговорить с родителями о ценностях и традициях своей семьи.
2. Подобрать пословицы о семье, можно разных народов.

3. Нарисовать герб семьи


Закончить урок мне хотелось бы стихотворением:
Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом.
Пусть дети и взрослые помнят всегда-
Семья-это главное! Через года
Сумейте вы счастье свое пронести,
Пускай только лучшее ждет впереди!

10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!