СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Семья и Отечество в моей жизни».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по обществознанию, 6 класс. Учебник под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.М.: 2012. - 112с.

Просмотр содержимого документа
««Семья и Отечество в моей жизни».»

Технологическая карта урока по обществознанию в 6 классе. Дата:


Тема урока: «Семья и Отечество в моей жизни». Учитель: Шатохина Анастасия Сергеевна


Цели для ученика:

  1. познакомиться с понятием «Родина», «Отечество»;

  2. выяснить, где первоначально формируется отношение ребёнка к малой и большой Родине;

  3. объяснить, что значит быть «патриотом»;

  4. на конкретных примерах из истории семей рассмотреть роль родных в защите Отечества;

  5. увидеть значение семьи в жизни каждого человека.


Планируемые результаты:

Личностные: формирование отношения к семье как одной из важнейших ценностей человека; осознание самого себя частью своей Родины – России; формирование навыков анализа.

Метапредметные: определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения, осуществлять расширенный поиск информации, организовывать своё взаимодействие в группе.


Цели для учителя:

Предоставить учащимся возможность осознать, что значит для человека семья и Отечество, и какова роль каждого из нас в их благополучии, способствовать воспитанию чувства патриотизма у учащихся.




Тип урока:

Урок учебной экскурсии.


Форма урока:

«Круглый» стол, дискуссия;

«путешествие» в прошлое.




Опорные понятия, термины:

семья,

Отечество, Родина,

патриот,

уважение,

поколения,

15 мая – Международный день семьи












Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Самоопределение к деятельности.

Вводное слово учителя


Добрый день, ребята.


Сегодня наше занятие приурочено к Международному дню семьи, который ежегодно отмечается 15 мая, вот уже на протяжении 23 лет (с 1994года). Международный день семьи провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции о Международном годе семьи. Целью является обратить внимание общественности стран на многочисленные проблемы семьи.

Эта тема не случайна: именно в нашей стране служение Родине, Отечеству во все времена стало семейной традицией. Посмотрите, пожалуйста, на экран и попытайтесь самостоятельно определить, о чем же мы сегодня будем говорить?

На экран выводится высказывание: «Любовь к Родине начинается с семьи» (Ф. Бэкон)

Перед началом урока учащиеся делятся на 4 группы.

Учащиеся самостоятельно пытаются определить тематику беседы

Актуализация знаний


Ребята, теперь давайте вспомним, что значит для человека слово «семья»?

Для этого вы выполните творческое задание. Представьте семью в виде «солнышка» с расходящимися «лучиками». Рядом с каждым «лучиком» вы подписываете одно из назначений семьи.















Учитель подводит итоги: «Мы выяснили, что семья – это маленькие «кирпичики», без которых наше государство просто не сможет существовать. Семья – это ячейка общества.


А что же для нас значат слова «Родина», «Отечество»?











Учитель подводит итоги:

Наша Родина, Родина-мать, Отечество… Отечеством мы зовем свою страну так как на ней выросли и жили наши отцы, деды, прадеды.

Родиной зовем мы ее, потому что здесь родились мы сами, здесь все родное для нас, в том числе и язык.

Матерью мы зовем ее потому, что она защищает и бережет нас от врага, как мать вскормила и вспоила нас.


На экран выводится высказывание:

«Много есть на свете всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина» К. Д. Ушинский

Учащиеся выполняют задание:


Семья – это:

  1. рождение детей;

  2. воспитание нового поколения;

  3. ведение общего хозяйства;

  4. взаимная материальная помощь;

  5. физическая, психологическая, экономическая защита;

  6. эмоциональная разрядка (отдача и получение заботы, любви, внимания, тепла, ласки, понимания и т.д.)









Родина, Отечество, Отчизна – это земля наших отцов, предков; Родина у человека одна, как и родная мать (Родина-мать).

Родина – это то место, где человек родился, его родная страна, земля.

Отечество –

отчий край, земля предков.

Постановка учебной задачи


«Человек, который не ценит семью, не ценит и свое Отечество. Люди, которым дорога семья, не задумываются, что значит для них Родина, и только в критические моменты жизни своей страны они понимают, насколько дорого им их Отечество».

Как Вы считаете, о чем говорит нам это высказывание?


Выражают свои мнения, согласны ли с утверждением.

Проблемный вопрос:

Давайте попытаемся из вышесказанного сформулировать проблемный вопрос нашего урока.


(Насколько взаимосвязаны благополучие Отечества и наше личное благополучие?)

Выражают свои мнения, пытаются сформулировать проблемный вопрос.

Решение учебной задачи


Задание №1.

А теперь давайте отправимся в путешествие в прошлое, в котором почти каждый из Вас расскажет о героизме, подвигах или просто деле всей жизни своего близкого, родного человека. А затем мы все вместе предположим, как этот подвиг отразился на отношении в семье докладчика.



Учитель: Спасибо за Ваши интересные рассказы, замечательно, что в Ваших семьях имели место отважные подвиги Ваших родственников.

Задание №2.

А теперь давайте прочитаем отрывки из биографий известных русских деятелей, писателей, ученых. Подумаем, можно ли их назвать патриотами своей Родины. И какой вклад они внесли в нашу жизнь?






Все вместе приходим к выводу, можно ли этих выдающихся деятелей назвать «патриотами» и какой вклад они внесли для нашей Родины.

Задание № 3.

Нарисовать герб своей семьи и рассказать, что на нем изображено.



Задание № 4. 

1-ая группа создает портрет хорошей и достойной семьи, используя прилагательные.

2-ая группа создает портрет своей Родины, какой она может стать через 25 лет, используя прилагательные.



Несколько учащихся по очереди зачитывают краткие рассказы о своих родственниках (отцах, дедах, прадедах), отдавших свой долг перед Отечеством. (Приготовлены заранее)






Учащимся выдаются биографии В. И. Даля, П. М. Третьякова, Ю. А. Гагарина М. В. Ломоносова, Н. И. Пирогова (На выбор).

Учащиеся читают, обсуждают в группе, а затем составляют рассказ о русском деятеле.







Учащиеся рисуют свои гербы, а затем выступают с презентацией своего задания.






Учащиеся объединяются в 2 группы, затем презентуют свои идеи.

Первичное закрепление


Вопрос: А что сближает, объединяет на ваш взгляд эти два понятия? (Семья и Отечество) Вопрос: Что нам стоит предпринять, чтобы семья и Родина были нашей гордостью?


Учащиеся отвечают, высказывая свои мнения.


Работа над пройденным материалом.


Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка,
И лесок,
В поле – каждый
Колосок,
Речка,
Небо надо мною – 
Это все мое, родное!


М. И. Алигер

Родину себе не выбирают.

Начиная видеть и дышать,

Родину на свете получают

Непреложно, как отца и мать.

Родина! И радости, и горе

Неразрывно слиты были с ней.

Родина! В любви, бою и споре

Ты была союзницей моей.

Родина! Нежнее первой ласки

Научила ты меня беречь

Золотые пушкинские сказки,

Гоголя пленительную речь.

Я люблю раскатистые грозы,

Хрусткий и накатанный мороз,

Клейкие живительные слезы

Утренних сияющих берез,

Безыменных реченек излуки,

Тихие вечерние поля.

Я к тебе протягиваю руки,

Родина единая моя.




Учащиеся зачитывают стихи и самостоятельно делают вывод:

Все мы разные, но живем в одной стране. Нас всех объединяют духовные традиции и любовь к Родине, Отечеству.

Мы должны любить, уважать свое Отечество, заботиться о нем. И мы все хотим, чтобы в нашей стране всегда был мир.

Рефлексия



Оценка за урок


Учащиеся оценивают уровень своих знаний, приобретенный на уроке: «да, интересно» - желтый листок; «не все понятно» - зеленый листок; «не интересно» - красный листок.


Учащиеся самостоятельно оценивают свою работу на уроке.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!