СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семья и быт 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осознание личной ответственности за связь поколений. Формирование ответственности за сохранение и передачу духовных семейных ценностей.

Просмотр содержимого документа
«Семья и быт 10 класс»

Семья и быт Обществознание, 10 класс урок 35-36 ,

Семья и быт

Обществознание, 10 класс

урок 35-36 ,

План урока  1 . Семья. 2. Семья, как социальный институт. 3. Функции семьи. 4. Виды семей. 5. Родство. 6. Повторение (схемы ).

План урока

1 . Семья.

2. Семья, как социальный институт.

3. Функции семьи.

4. Виды семей.

5. Родство.

6. Повторение (схемы ).

1. Семья. Семья – социальный институт, регулирующий отношения между супругами, родителями и детьми, другими близкими родственниками. Отношения в семье основаны на браке, кровном родстве или принятии детей на воспитание. Члены семьи связаны общностью быта, взаимопомощью, моральной и правовой ответственностью. Традиционные семейные ценности: Ценности супружества. Ценности родительства. Ценности родственных связей.   Назовите некоторые ценности по каждой из приведенных групп.

1. Семья.

Семья – социальный институт, регулирующий отношения между супругами, родителями и детьми, другими близкими родственниками.

Отношения в семье основаны на браке, кровном родстве или принятии детей на воспитание. Члены семьи связаны общностью быта, взаимопомощью, моральной и правовой ответственностью.

Традиционные семейные ценности:

  • Ценности супружества.
  • Ценности родительства.
  • Ценности родственных связей.

Назовите некоторые ценности по каждой из приведенных групп.

2. Семья, как социальный институт.   Вспомним: основой функционирования любого соц. института является система соц. ролей и норм, которую общество создает для удовлетворения соц. потребностей. Социальные роли: супружеские (муж и жена) ,  родительские  (отец,  мать) , детские (сын, дочь, брат, сестра) , межпоколенные (дед, бабушка, прадед, внук, правнучка и т.д.) , внутрипоколен-ные (старш. брат, младш. сестра и т.д.) . Нормативный механизм института семьи: нормы обычаев и традиций (супружеская верность, обязательство поддерживать друг друга всю жизнь и др.) правовые нормы (регистрация брака, права и обязанности членов семьи).

2. Семья, как социальный институт.

Вспомним: основой функционирования любого соц. института является система соц. ролей и норм, которую общество создает для удовлетворения соц. потребностей.

Социальные роли: супружеские (муж и жена) , родительские (отец, мать) , детские (сын, дочь, брат, сестра) , межпоколенные (дед, бабушка, прадед, внук, правнучка и т.д.) , внутрипоколен-ные (старш. брат, младш. сестра и т.д.) .

Нормативный механизм института семьи:

  • нормы обычаев и традиций (супружеская верность, обязательство поддерживать друг друга всю жизнь и др.)
  • правовые нормы (регистрация брака, права и обязанности членов семьи).
3. Функции семьи . Репродуктивная  (воспроизводство населения, продолжение рода). Воспитательная  (передача знаний, опыта, норм, ценностей). Хозяйственно-экономическая (ведение домашнего хозяйства и бюджета). Эмоционально-психологическая  (обретение спокойствия и уверенности, чувства безопасности, поддержки). Социально-статусная (предоставление своим членам социального статуса). Сексуальная  (регулирование сексуального поведения людей). Духовного общения и досуга

3. Функции семьи .

  • Репродуктивная (воспроизводство населения, продолжение рода).
  • Воспитательная (передача знаний, опыта, норм, ценностей).
  • Хозяйственно-экономическая (ведение домашнего хозяйства и бюджета).
  • Эмоционально-психологическая (обретение спокойствия и уверенности, чувства безопасности, поддержки).
  • Социально-статусная (предоставление своим членам социального статуса).
  • Сексуальная (регулирование сексуального поведения людей).
  • Духовного общения и досуга
4. Виды семей. Современная семья включает обычно супружескую пару (жена и муж) и одного или несколько детей. Такую семью называют  нуклеарной  (от лат. nucleus – ядро).  Семья, включающая 2-3 поколения (кроме мужа, жены и детей + деда, бабушку и т.д.), называется многопоколенной . Если же с ними живут и непрямые родственники (тети, дяди, племянники и т.д.), то это расширенная  семья. Выделяют также семьи полные  (двое родителей) и неполные  (отсутствует один из родителей или дети живут с бабушками-дедушками). В зависимости от количества детей  различают  семьи  бездетные, однодетные, мало-, многодетные.

4. Виды семей.

Современная семья включает обычно супружескую пару (жена и муж) и одного или несколько детей. Такую семью называют нуклеарной (от лат. nucleus – ядро).

Семья, включающая 2-3 поколения (кроме мужа, жены и детей + деда, бабушку и т.д.), называется многопоколенной . Если же с ними живут и непрямые родственники (тети, дяди, племянники и т.д.), то это расширенная семья.

Выделяют также семьи полные (двое родителей) и неполные (отсутствует один из родителей или дети живут с бабушками-дедушками).

В зависимости от количества детей различают семьи бездетные, однодетные, мало-, многодетные.

По характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, выделяют: Традиционные, или патриархальные семьи (предполагают главенство мужчины. Женщина экономически зависит от мужа, семейные роли четко регламентированы: муж – добытчик и кормилец, жена – домохозяйка и воспитатель детей). Такие семьи еще называют однокарьерными. Партнерские, или эгалитарные  (от фр. egalitaire – уравнительный) семьи (их отличает равенство супругов в правах и обязанностях, в выполнении домашних дел и воспитании детей, в решении основных вопросов жизни семьи). Такие семьи еще называют двухкарьерными. Семьи переходного типа  (напр., муж на словах проповедует четкое разделение домашних дел на «мужские» и «женские», но на деле активно помогает жене по хозяйству, или наоборот).

По характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, выделяют:

Традиционные, или патриархальные семьи (предполагают главенство мужчины. Женщина экономически зависит от мужа, семейные роли четко регламентированы: муж – добытчик и кормилец, жена – домохозяйка и воспитатель детей). Такие семьи еще называют однокарьерными.

Партнерские, или эгалитарные (от фр. egalitaire – уравнительный) семьи (их отличает равенство супругов в правах и обязанностях, в выполнении домашних дел и воспитании детей, в решении основных вопросов жизни семьи). Такие семьи еще называют двухкарьерными.

Семьи переходного типа (напр., муж на словах проповедует четкое разделение домашних дел на «мужские» и «женские», но на деле активно помогает жене по хозяйству, или наоборот).

5. Родство. Родство – совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком. Выделяют три степени родства:  ближайшие, двоюродные и троюродные  родственники. Вместе они составляют  фамильное дерево. Когда мужчина и женщина вступают в брак, то в единую систему сливаются два родственных клана – родня жены и родня мужа. Для жены ее родственники являются  кровными ,  а родня мужа –  родственниками-в-законе .  И наоборот.

5. Родство.

Родство – совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком.

Выделяют три степени родства: ближайшие, двоюродные и троюродные родственники. Вместе они составляют фамильное дерево.

Когда мужчина и женщина вступают в брак, то в единую систему сливаются два родственных клана – родня жены и родня мужа. Для жены ее родственники являются кровными , а родня мужа – родственниками-в-законе . И наоборот.

Этапы становления брачно-семейных отношений первобытное состояние (неупорядоченные половые связи); кровнородственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми); парная (моногамная) семья (устанавливалось единобрачие): 1. патриархальная (традиционная) 2. демократическая (партнерская)

Этапы становления брачно-семейных отношений

  • первобытное состояние (неупорядоченные половые связи);
  • кровнородственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми);
  • парная (моногамная) семья (устанавливалось единобрачие):

1. патриархальная (традиционная)

2. демократическая (партнерская)

Современная семья: - раздельное проживание родителей и детей; - сокращение количества детей по сравнению с патриархальной семьей; - ослабление связей с родственниками; - возросшая социальная активность женщин.

Современная семья:

  • - раздельное проживание родителей и детей;
  • - сокращение количества детей по сравнению с патриархальной семьей;
  • - ослабление связей с родственниками;
  • - возросшая социальная активность женщин.
Рост социальной активности женщин Положительные последствия: - экономическая самостоятельность; - удовлетворение потребности в индивидуальном развитии и самореализации; - многие отрасли немыслимы без женского труда (образование, медицина, сфера услуг); - образованная и профессионально состоявшаяся женщина пользуется большим уважением у своих близких.

Рост социальной активности женщин

  • Положительные последствия:
  • - экономическая самостоятельность;
  • - удовлетворение потребности в индивидуальном развитии и самореализации;
  • - многие отрасли немыслимы без женского труда (образование, медицина, сфера услуг);
  • - образованная и профессионально состоявшаяся женщина пользуется большим уважением у своих близких.
Рост социальной активности женщин Отрицательные последствия: - мало детей; - ослабление внутрисемейных связей; - совмещение профессиональной и общественной деятельности с семейными обязанностями могут обернуться для женщины двойным бременем; - некоторые мужчины воспринимают возросшую активность женщины как подрыв собственного положения в семье и обществе, это может стать причиной конфликтов в семье.

Рост социальной активности женщин

  • Отрицательные последствия:
  • - мало детей;
  • - ослабление внутрисемейных связей;
  • - совмещение профессиональной и общественной деятельности с семейными обязанностями могут обернуться для женщины двойным бременем;
  • - некоторые мужчины воспринимают возросшую активность женщины как подрыв собственного положения в семье и обществе, это может стать причиной конфликтов в семье.
КАКОЙ Я ХОЧУ БЫТЬ?

КАКОЙ Я ХОЧУ БЫТЬ?

Кризис современной семьи рост числа разводов; увеличение числа неполных семей; увеличение количества добрачных и внебрачных детей; взаимное отчуждение членов семьи; ослабление воспитательного воздействия родителей на детей; увеличение числа «гражданских браков».

Кризис современной семьи

  • рост числа разводов;
  • увеличение числа неполных семей;
  • увеличение количества добрачных и внебрачных детей;
  • взаимное отчуждение членов семьи;
  • ослабление воспитательного воздействия родителей на детей;
  • увеличение числа «гражданских браков».
Определите функции семьи на основе репродукции картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка»

Определите функции семьи на основе репродукции картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка»

Определите тип семьи на основе репродукции картины  В. В. Пукирева «Неравный брак»

Определите тип семьи на основе репродукции картины В. В. Пукирева «Неравный брак»

П о в т о р и м : Отношения в семье основаны на: Нормативный механизм института семьи Кровном родстве Браке Обычаи и традиции Принятии детей на вос- питание (усыновление) Правовые нормы Виды семей Нуклеарная Традиционные или патриархальные (однокарьерные) Полные Бездетные Многопоколенная (расширенная) Неполные Однодетные Партнерские или эгалитарные (двухкарьерные) Малодетные Многодетные

П о в т о р и м :

Отношения в семье

основаны на:

Нормативный механизм

института семьи

Кровном родстве

Браке

Обычаи и традиции

Принятии детей на вос-

питание (усыновление)

Правовые нормы

Виды семей

Нуклеарная

Традиционные или

патриархальные

(однокарьерные)

Полные

Бездетные

Многопоколенная

(расширенная)

Неполные

Однодетные

Партнерские или

эгалитарные

(двухкарьерные)

Малодетные

Многодетные

Функции семьи НУКЛЕАРНАЯ СЕМЬЯ  (если живут отдельно от других родственников) Репродуктивная Воспитательная ЯДРО семьи (отец, мать, ребенок) Хозяйственно- экономическая Эмоционально- психологическая Социально-статусная РАСШИРЕННАЯ СЕМЬЯ  (если живут вместе с другими родственниками) Сексуальная

Функции семьи

НУКЛЕАРНАЯ СЕМЬЯ

(если живут отдельно от других родственников)

Репродуктивная

Воспитательная

ЯДРО

семьи

(отец, мать, ребенок)

Хозяйственно-

экономическая

Эмоционально-

психологическая

Социально-статусная

РАСШИРЕННАЯ СЕМЬЯ

(если живут вместе с другими родственниками)

Сексуальная

Домашнее задание: §18 Прочитать разделы:  Бытовые отношения Дом в котором мы живем

Домашнее задание:

§18

Прочитать разделы:

  • Бытовые отношения
  • Дом в котором мы живем


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!