Классный час: «Село Хохол в годы Великой Отечественной войны»
Цель: Воспитание у учащихся чувства гордости за подвиг нашего народа в годы ВОВ.
Задачи:
1) продолжать знакомить детей с историей Великой Отечественной войны;
2) способствовать развитию интереса подрастающего поколения к истории своей малой Родины в годы Великой Отечественной войны;
узнать как можно больше информации об участниках Великой Отечественной войны, жителях села Хохол; показать, как отразилась война на судьбах простых людей, узнать, какую цену они заплатили за победу.
3) воспитывать в детях любовь к Родине, чувство патриотизма, уважение к памяти воинов, сражавшихся за нашу страну, уважение к ветеранам войны.
Опережающее задание: обучающимся раздаются стихи, доклады.
Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация; плакат с нарисованным солнцем и голубым небом заранее вешается на доску, бумажные голуби раздаются детям.
Ход мероприятия:
1.Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Присаживайтесь. Сегодня мы собрались по очень важному поводу, а какому, я предлагаю вам определить самим. Посмотрите этот видеоролик и скажите о чем он? ВИДЕО 1:31
https://www.youtube.com/watch?v=Tc6IUPo5Gxo&feature=youtu.be
Ребята, как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на занятии?
(О войне, о Победе…..)
- Вы правы ребята, именно этому будет посвящен наш классный час.
- Какие чувства людей вы увидели в видеоролике? (боль, страх, горечь)
- Какие чувства испытали Вы при просмотре видеоролика?
Июнь. Клонился к вечеру закат,
И тёплой ночью разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь! Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров домой шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.
Для всех нас, Великая Отечественная война – история. Но ее должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, наших родных и близких. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение Родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас.
29 января 2023 года, в поселке Хохольский на мемориальном комплексе прошло торжественное мероприятие, посвященное 80-летию освобождения Хохольского района от немецко-фашистских захватчиков.
Видео 2:44
Тяжелые испытания выпали на долю всех советских людей в годы Великой Отечественной войны. На западе грохотали ожесточённые бои, когда в Хохольской средней школе 22 июня 1941 года заканчивался выпускной бал. В тот же день в двери районного военкомата постучали десятки парней и мужчин, требуя отправки на фронт. 3 июля 1942 года село Хохол было захвачено немецко-фашистскими войсками. На всей территории района сразу же был установлен строгий оккупационный режим. Начались аресты и расстрелы. Первыми были расстреляны секретарь сельского совета Иван Степанович Мамонтов, а затем и председатель колхоза «Стремление» Иван Арсеньевич Толсторожих. В селе Семидесятном были созданы три концлагеря. В них находилось до 7 000 человек военнопленных и мирных жителей. Свидетели показали, что их там морили голодом, избивали, истязали. Несмотря на то, что люди гибли, семьи расставались, дети не знали своих отцов, Хохольцы, как и весь советский народ, не желали жить в плену врага, боролись из последних сил. В результате Воронежско-Касторенской операции воинские части, 28 января 1943 года, освободили село Хохол. Около двухсот бойцов 232 стрелковой дивизии погибли, выбивая противника из села. Их тела захоронены в братской могиле в центре Хохольского.
Материальный ущерб, причиненный фашистами жителям поселка огромный. Он составляет миллионы рублей. За время оккупации фашисты уничтожили в селе Дом культуры, редакцию районной газеты и типографию, школы, медицинский пункт и больницу, две библиотеки, скотные дворы, всю живность. На каторжные работы угнаны сотни юношей и девушек. По переписи от февраля 1943 года дворов оказалось всего 7337. Численность населения была небольшой - всего 30 282 человека (из них 11 142 мужчины и 19 140 женщины). Промышленность, колхозное производство, социальная сфера села Хохол – были разрушены. Война явилась суровой проверкой силы и жизнестойкости людей в тылу. Но труженики колхоза, подсобного хозяйства, артели, женщины и подростки, выдержали ее с честью. Своим трудом они обеспечивали и снабжали Красную Армию продовольствием, повозками и тем самым помогли приблизить победу и разгромить фашистских захватчиков.
Предлагаю посмотреть видео об оккупации Хохольского района немецко-фашистскими войсками.
ВИДЕО 4:11
История хранит немало фактов героического поведения советских воинов и мирных жителей, не исключение и жители села Хохол.
Ребята подготовили краткие сообщения о некоторых из них
УЧЕНИК 1
Перед войной комсомолка Александра Афанасьевна Лавлинская поступила на курсы фельдшеров в город Воронеж, а до этого работала пионервожатой в школе. Война помешала учёбе, и девушка вернулась в родное село Хохол, стала работать в колхозе. В дни фашистских облав на коммунистов и советских работников, не успевших уйти за линию фронта, Шура помогала им скрываться. Вместе со своей сестрой Натальей на отдалённом хуторе, они организовали убежище, где прятался председатель райисполкома В.М. Исаев и другие советские работники. Шура помогала ему наладить связь с другими партизанскими группами. Поздними вечерами она тайком приходила к сестре, где укрывался Василий Михайлович, и сообщала увиденное и услышанное в селе.
Но немцы смогли выследить сестер и арестовать. 27 декабря 1942 года девушки были схвачены. Их избивали и пытали в комендатуре, держали раздетыми в сарае, а за день до освобождения Хохла вывезли на станцию Латное. По рассказам очевидцев 4 января 1943 года их повесили, а затем сняли и увезли, т.к. повсеместно шло наступление наших войск. Где находиться могила сестёр не знает никто.
УЧЕНИК 2
Примерно в то же время была схвачена и комсомолка Анна Тихоновна Жаглина, которая распространяла советские листовки с призывом ни в чём не помогать фашистам и не верить их лживым заверениям о лучшей жизни при немцах, а оказывать им всяческое сопротивление. Её тоже повесили незадолго до прихода частей Красной Армии.
Их именами названы улицы в селе Хохол.
УЧЕНИК 3
Погибла от рук фашистов и наша землячка Стрыгина Наталья Павловна. Ей было поручено взорвать здание НКВД, и она это сделала, но сразу скрыться не смогла и погибла. Её повесили в лесу, а место её захоронения не известно и до сих пор.
В годы Великой Отечественной войны на фронтах погибло более 9 тыс. человек, призванных на фронт из Хохольского района. Фамилии земляков увековечены в Книгах памяти и на сельских мемориалах. В Семидесятном есть братская могила, в которой похоронены около 650 советских солдат, погибших при освобождении населенного пункта.
УЧЕНИК 4
Семья Черных из хохольского села Семидесятное пережила фашистскую оккупацию.
Маму с четырьмя маленькими детьми выгнали из дома. Отец до войны работал сторожем в магазине. Потом его призвали на фронт. Перед приходом немцев в селе воцарился хаос. Бомбежка, безвластие и страх перед неведомым повлекли за собой разграбление магазинов. Тащили все, что было, особенно запасали соль. Семья Черных не взяла ничего. Первыми, у кого начали проверять запасы продуктов, были работники продмагов и их семьи. Кто-то из сельчан сказал полицаям: «Да у Черных весь магазин остался дома». Александру Григорьевну вызвали в комендатуру, начали допрашивать: где соль? Та ответила: «Хоть режьте на кусочки, у меня ничего нет!» До выяснения обстоятельств женщину с грудным ребенком закрыли в отдельно стоящей хате, поставили охрану, еды не давали и никого не допускали. В доме вели обыск, перевернули все вверх дном, железными штыками протыкали пол, потолок, землю в огороде и саду – ничего не нашли.
Оккупанты отбирали у мирных жителей все, что приглянулось. Женщин били, заставляли работать в поле, копать окопы. Особенно трудно пришлось зимой.
После того как семью Черных выгнали из дома, они ютились у родственников. Однажды ночью увидели зарево на той стороне, где стояла родная хата. Немцы сожгли ее. Так мать и дети остались без жилья. Весной они перебрались в землянку. Все лето молодая женщина вместе со своими сестрами Анастасией и Ириной возила на корове – единственной уцелевшей на несколько семей кормилице – тощие вязанки хвороста. Односельчане помогли построить маленькую хату. Стены в ней зимой промерзали насквозь.
Казалось бы, судьба простых людей, а сколько в ней боли! И сколько таких семей было…
Прошло 77 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах. Да, у времени своя память…
Почему мы вновь и вновь вспоминаем об этой страшной войне? Потому что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом, чтобы фашизм не повторился вновь!
Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда – то звучали,
По утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.
Среди нас нет тех,
Кто ушёл на фронт и не вернулся.
Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда.
Вспомним!
Давайте почтим память жертв войны минутой молчания! (ученики встают)Metronom-Metronom-zvuk.mp3
Учащиеся класса выходят с вырезанными из картона голубями и прикрепляют к плакату этот символ мира. (Плакат с нарисованным солнцем и голубым небом заранее вешается на доску
Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мёртвым, и живым.
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья.
Всем миром, всем народом, всей землёй.
Поклонимся за тот великий бой.
На этом наш классный час окончен. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить о подвиге нашего народа в Великой Отечественной Войне, будете с уважением относиться к ветеранам ВОВ и труженикам тыла не только в преддверии дня победы, но и в течение всего года, и по возможности, помогать им в жизни. Я желаю Вам быть добрыми людьми и патриотами нашей великой Родины!
Список литературы:
Адаменко Н. Подвиг народа (Историко-литературная панорама для учащихся 8-9 классов): [Методические рекомендации] // Воспитание школьников. – 2009. - № 4. – С. 27.
Гаврилычева Г. Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы // Воспитание школьников. – 2010. - № 3. – С. 3 – 10.; № 4. – С. 3 - 7.
Материалы музейного уголка МБОУ Кочуновской ООШ
Никитина Л. Е., Звонарёва Л. У. Воспитание патриотизма средствами литературы и искусства: [Методологический аспект в истории отечественной педагогики] // Воспитание школьников. – 2014. - № 1. – С. 3 – 12
Интернет – источники:
https://rosuchebnik.ru
https://www.youtube.com
https://w2.muzonov
https://zvukipro.com
http://zanimatika.narod.ru
http://boobooka.com
http://mp3party.net