СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Селфи: радости и опасности "себяшек" (текст исследовательского проекта)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст научно-исследовательского проекта, предназначенного как для выступления на научно-практической конференции в вечерней школе, так и на классном часе, уроках обшествознания и ОБЖ. Данное исследование в равной степени отвечает на вопросы, касающиеся проблем  жизни подростков,молодого поколения и некоторых взрослых людей нашего общества. Автор предлагает рекомендации по безопасному использованию селфи как подросткам, так и их родителям.                         

Просмотр содержимого документа
«"Селфи: радости и опасности "себяшек" (текст исследовательского проекта)»

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Свердловской области «Екатеринбургская вечерняя школа № 2»



НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ШАГ В НАУКУ»



НАПРАВЛЕНИЕ: СОЦИАЛЬНОЕ



ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«СЕЛФИ: РАДОСТИ И ОПАСНОСТИ СЕБЯШЕК»



Автор исследования:

Казанцев Пётр Николаевич, ученик 11-А класса

Руководитель:

Езимова Ирина Ивановна, педагог-психолог, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории









г. Екатеринбург

2021 год

СОДЕРЖАНИЕ



Название раздела

Страниы

I.

Введение…………………………………………………………

3-4

1.

Проблема и актуальность исследования


2.

Гипотеза.


3.

Объект исследования.


4.

Предмет исследования.


5.

Цели.


6.

Задачи.


7.

Методы исследования.


II.

Основная часть………………………………………………….

4-7

1.

История возникновения селфи.


2.

Классификация видов селфи.


3.

Статистический анализ селфи.


4.

Радости и опасности селфшотов.


4.1.

Преимущества фотоавтопортретов (себяшек).


4.2.

Отрицательные последствия селфи.


III.

Практическая часть……………………………………………

7-8

1.

Социологический опрос: результаты и анализ анкетирования.


2.

Рекомендации по безопасному селфированию.


IV.

Заключение. Выводы………………………………………….

9

V.

Список интернет-ресурсов……………………………………

10

VI.

Приложения……………………………………………………

11-15

1.

Интервью с психологом.


2.

Материалы социологического опроса (вопросы анкеты).


3.

Итоги анкетирования обучающихся: сравнительная таблица.












  1. ВВЕДЕНИЕ.

Се́лфи (англ. selfie, от «self» — сам, себя; русские синонимы «себя́шка», «самостре́л» (просторечия); это разновидность автопортрета, созданного с помощью фотоаппарата, иногда при помощи зеркала, монопода (селфи-палки) или автоспуска. Термин приобрёл известность в конце 2000-х — начале 2010-х годов. Рост популярности селфи связан с бумом социальных медиа и мобильных технологий. Большинство смартфонов имеют фронтальные камеры, которые сделали процесс съёмки селфи простым и приятным. Но в чём глубинная причина всеобщей одержимости селфи? Во-первых, с помощью таких фотографий человек может утолить свой психологический голод в поисках самоидентификации: Кто есть Я? Что есть Я? - как в реальной жизни, так и в виртуальном пространстве. Селфи как и многие другие усилия, прилагаемые для этого, помогают человеку утверждать, что он есть личность, и эта привычка является частью человеческого бытия. Другими словами, если переиначить утверждение Рене Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую», сегодня может читаться так: «Я делаю селфи, следовательно, я существую». Селфи пользователя несёт главную мысль о том, что он живёт насыщенной, красивой социальной жизнью, так как очень редко, когда селфи делаются в несчастные моменты.

В 2013 году слово «selfie» было объявлено как «слово года» в Оксфордском словаре английского языка, которое официально стало считаться австралийским по происхождению. Оно не теряет своей популярности и сегодня - странички в соцсетях (Инстаграмм, ВКонтакте, Твиттер, Одноклассники, Фейсбук) всё также пестрят изображениями их владельцев в анфас, профиль, в обнимку с близкими, домашними питомцами и прочее. Таким образом, повальное «модное» увлечение селфи, по сути, дела превратилось в помешательство на самофотографировании и выкладывании снимков в интернет и стало таким глобальным явлением, что серьёзно озаботились родители подростков, а также им заинтересовались психологи и социологи, выделив даже отдельные виды селфи и официально признав одержимость селфи психическим заболеванием, которое получило названия селфимания, селфит.

Проблема и актуальность исследовательского проекта обнаружились при изучении источников, опросе одноклассников может быть обозначена как «селфимания», которая продолжает распространяться в школьном социуме, среди подростков, нередко и среди молодых людей 20-30 лет и старше. «Модная» волна селфи не обошла стороной и звёзд шоу-бизнеса, которые постоянно выкладывают в интернет свои «себяшки» с указанием местоположения, для того чтобы их поклонники могли наблюдать за ходом их «красивой» жизни. Желание стать «звёздами», набрать «лайки» в социальных сетях, повысить свою самооценку, значимость среди сверстников и окружающих развивает неудержимое желание подражать кумирам, превзойти их, несмотря на заявления учёных об опасности селфи. Просмотр телепередач, организация бесед, встреч с сотрудниками МЧС, врачами-психиатрами и психологами на эту тему также приносят мало результатов.

Таким образом, именно этой теме: «Радости и опасности селфи («себяшек»)» мы и хотим посвятить наше исследование.

Гипотеза - чрезмерное использование селфи в социуме негативно влияет на личность молодого поколения.

Объект исследования – процесс психологической зависимости подростков, молодых людей более старшего возраста от селфи.

Предмет исследования – проблема селфи-зависимости в молодёжной среде.

Цель исследования - выявить степень информированности школьников и людей более старшего возраста о селфи, зависимости молодежи от фотографирования самих себя.



Задачи:

  1. Узнать историю возникновения селфи.

  2. Дать классификацию видов селфи.

  3. Доказать, что увлечение селфи небезопасно.

  4. Разработать анкету и провести социальный опрос, чтобы узнать отношение к селфи школьников различных возрастов, моих одноклассников и знакомых.

  5. Проанализировать полученные результаты.

  6. Сделать выводы и представить результаты работы в виде презентации.

  7. Разработать рекомендации для школьников, своих подрастающих детей.

Методы исследования - наблюдение, анкетирование, сравнение, анализ, интервьюирование.

Практическая значимость – предупреждение селфимании, составление практических рекомендаций по профилактике селфи-зависимости среди подростков.

Новизна проекта заключается прежде всего в том, что многие мои одноклассники и знакомые – это люди 20-35 лет и чаще всего уже имеют своих детей, поэтому выводы и рекомендации названного исследования они могут воплощать в жизнь.



  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.



  1. История возникновения селфи.

Фотографические автопортреты существовали в менее распространённой форме примерно с момента появления портативной фотокамеры (1900 год). Метод, как правило, был основан на фотографировании собственного отражения в зеркале, неподвижность камеры обеспечивалась штативом, глядя в видоискатель фотограф кадрировал будущий снимок. Великая княжна Анастасия Николаевна в возрасте 13 лет была одним из первых подростков, которая могла сделать свою собственную фотографию с помощью зеркала, чтобы отправить другу в 1914 году. В письме, которое сопровождало фотографию, она писала: «Я сделала эту картину, смотря в зеркало. Это было очень сложно, так как мои руки дрожали».

Будучи первоначально популярным среди молодёжи, селфи стало популярным и среди взрослых, в частности — папа римский выкладывает для своей 60-миллионной интернет-аудитории селфи-фото, на которых он запечатлён с посетителями Ватикана. В декабре 2012 года журнал Time отметил, что слово «selfie» вошло в «Топ-10 модных словечек» 2012 года. Хотя селфи существовало в течение многих лет, однако именно в 2012 году этот термин действительно стал хитом нового времени. По данным опроса 2013 года две трети австралийских женщин в возрасте 18—35 лет использовали метод селфи для размещения фотографий в социальной сети Facebook. Исследование, проведённое среди владельцев смартфонов и фотокамер, выявило, что около 30 % селфи-фотографий сделано людьми в возрасте 18—24 лет.



  1. Классификация видов селфи.

Некоторые виды селфи приобрели отдельное название:

  • Лифтлук - один из самых популярных видов селфи: человек снимает свое отражение в зеркале лифта.

  • Туалетный лук - название говорит само за себя: место действия - санузел - ванная, туалет. Вспомогательный предмет все тот же - зеркало.

  • Дакфейс (от английского duckface - утиное лицо). Его особенность - надутые и выпяченные вперед губы. Это выражение очень часто придают своему лицу девушки и женщины, считающие, что именно так они выглядят более сексуально.

  • Релфи (от английского relationship и selfie) - фотографирование с любимым человеком. Кстати, по мнению, психологи из Гарварда, этот вид фотографий больше всего раздражает подписчиков соцсетей.

  • Шуфиз - фото ног в разной обуви на красивом фоне.

  • Экстрим-селфи – фото, сделанные во время занятия экстремальными видами спорта или при опасных обстоятельствах.

  1. Статистический анализ селфи.

Селфи делаются в таком большом количестве, что стало возможно сделать статистический анализ этих снимков. Группа разработчиков и учёных при участии Городского университета Нью-Йорка и Калифорнийского института телекоммуникаций и информатики создала подробную интерактивную инфографику о различиях и особенностях селфи Москвы, Нью-Йорка, Берлина, Сан-Паулу и Бангкока. Интерактивный проект предлагает изучить зависимости между полом, возрастом, местом проживания, а также позой авторов селфи, их настроением, наклоном головы и ещё несколькими параметрами.

Особенно примечательны несколько тенденций: например, то, что, независимо от места проживания, женщины публикуют селфи чаще, чем мужчины. И если в Берлине число «женских» фотографий превышает число «мужских» в 1,9 раза, то в Москве женщины размещают селфи в 4,6 раза чаще, чем мужчины. Москва, по данным разработчиков, также является наименее «улыбчивым» городом: если в Бангкоке количество селфшотов с улыбкой составляет 68 % от общего числа, то в Москве этот показатель достигает только 53 %. Также исследователями была отмечена тенденция наклонять голову при съёмке селфи. По их мнению, женщины делают это в полтора раза чаще, чем мужчины. Тенденция особенно актуальна для Сан-Паулу, где средний наклон головы на селфшоте достигает 16,9 градуса.

Исследователи выяснили, что из более 1,1 миллионов фотографий в Instagram фотографии с человеческими лицами имеют на 38 % больше шансов получить симпатию пользователей, чем картинки без лиц вообще. Кроме того, эти фотографии на 32 % чаще привлекают комментарии. «Взрослые люди, как и младенцы, любят смотреть на лица, - сказал Саиде Бакши, возглавляющий исследование. - Лица - это мощные каналы невербальной коммуникации. Мы постоянно следим за ними в самых различных контекстах; они привлекают нас, так как передают эмоции и человеческую идентичность». По мнению специалистов, исследование даёт возможность улучшить маркетинговую стратегию компаний в социальных сетях, а также может помочь дизайнерам подбирать те визуальные образы, которые получат наибольший отклик пользователей.



  1. Радости и опасности селфшотов.



    1. Преимущества фотоавтопортретов (себяшек).

  1. Возможность сфотографировать себя самостоятельно. Не надо кого-то просить и переживать о качестве, все полностью контролируется вами.

  2. Простота – достаточно включить любое устройство с камерой, поднять на необходимый уровень и нажать кнопку.

  3. Доступность. Сделать фотографию можно в любом месте, да хоть в уборной ночного клуба. Не надо искать какой-то особенный фон, для этого стиля вполне подойдут будничные интерьеры.

  4. Популярность. Селфи делают все, начиная с учителей и заканчивая президентами. Делая фотографию, вы не относите себя к какой-то определённой группе лиц.

  5. Хорошая возможность ненавязчиво похвастаться своей внешностью или новыми приобретениями.

  6. Всеобщая одержимость селфи также может скорректировать стандарты идеала красоты, сделать его более приближенным к реальности.

  7. И, пожалуй, самое важное, что селфшоты в очередной раз дают нам понять, что самое главное в этом мире - это прежде всего мы сами, люди.

  8. В психологии существует даже целое направление - фототерапия, которое является одним из видов арт-терапии. Однако фотографирование себя - лишь один из элементов этой терапии, но помимо него очень полезно бывает тесное и постоянное общение с психологом.

  9. Частое фотографирование самого себя в подростковом возрасте психологи считают нормой. Для подростка характерно следование модным тенденциям, к которым принадлежит сегодня и селфи. Для него это - один из этапов приобщения к группе взрослых. И ему важно показать, что он такой же, как все.

  10. Кроме того, молодой человек или девушка пытаются самоиндентифицироваться, найти ответы на вопросы: «Какой я?», «Чего я стою?». Плюс к этому, что молодые люди пытаются активно изменить своё тело, внешность.

  11. Селфи могут выступить в роли личного летописца. Они показывают вашу историю изменений и развития, напоминают о прошлом и могут помочь избежать прошлых ошибок. Если перевести на нормальный язык, то это мысли в стиле «Рыжий цвет мне явно не к лицу…», «Какая ужасная стрижка!», «Мамочки, кто это?!», «Так, надо запомнить, что после второго стакана пива телефон нужно прятать!» и так далее и тому подобное.

  12. Спортивные селфи в стиле «ДО и ПОСЛЕ» — это ещё очень мотивирует!

  13. Фотографирование себя в различных позах и местах (с последующей демонстрацией этих фотографий в социальных сетях) придает тинейджерам (англ. teenager – подросток, юноша или девушка в возрасте 13-19 лет) уверенности в себе. Поэтому увлечение селфи, если оно не переходит в патологическую форму, помогает подростку пережить сложный для него период.



    1. Отрицательные последствия селфи.

Мода на селфшоты распространилась так стремительно, что общественность не сумела сформировать своё мнение и не успела оказать влияние – осудить или одобрить. Сейчас же приходится подстраиваться под существующие реалии. И, к сожалению, психологи и врачи бьют тревогу по поводу патологической зависимости от селфи многих молодых людей и даже старшего поколения.

Установить, что пора бить тревогу, можно, проследив за собой. Психологи выяснили, что существует три вида самых распространенных селфи-расстройств. Селфимания во всём мире признана психическим заболеванием, которое получило название селфит. И обычно болезнь развивается у тех, кто испытывает какую-либо форму зависимости от электронных гаджетов.

Три вида селфи-расстройств (зависимости от селфи):

  • Пограничный селфит - фотографирование себя 2-3 раза в день без особого желания выставить снимки в социальные сети. Фотографии некоторое время хранятся в телефоне, а затем удаляются автором селфи.

  • Острый селфит - фотографирование себя минимум 3 раза в день и размещение фотографий в соцсетях. На этой стадии он или она постоянно размещает свои автопортреты в социальных сетях и отслеживают реакцию социума. Человек, демонстрируя свои фотоавтопортреты, ожидает постоянного одобрения, но лайки приносят лишь временное облегчение, в последующем желание получить «класс» - «дозу» - повышается и в следующий раз требуется уже больше лайков, далее - еще больше. И конца этому не будет. Проблема остается нерешенной\, и болезнь переходит в следующую стадию.

  • Хронический селфит - фотографирование в любой удобный момент с активным последующим размещением снимков в социальных сетях. На хронической стадии создание «себяшек» становится навязчивой идеей, причем отсутствие возможности сфотографировать самого себя или запостить фото переносится очень болезненно, может вызывать перемены в настроении и плохое самочувствие.



  1. ПРАКТИЧЕКСКАЯ ЧАСТЬ.



    1. Анкетирование: результаты и анализ.

  • Знаешь ли ты, что такое селфи? Ответы на первый вопрос учащихся дневной школы (10-15 лет) и вечерней школы (20-40 лет) сопоставимы: младшие школьники знают, что такое селфи - 96%; ученики вечерней школы – 100%.

  • Примерно одинаковые результаты при ответах на четвёртый вопрос о выкладывании селфи в социальных сетях: дневная школа – 43% выкладывают; вечерняя школа – 50% выкладывали/выкладывают.

  • Не отличаются практически и суждения школьников о мотивах собственного фотографирования (см. седьмой вопрос): обе возрастные группы обучающихся считают, что фотоавтопортреты – прежде всего это самовыражение, развлечение или просто следование «моде».

  • Отличаются ответы школьников разного возраста на второй вопрос - отношение к селфи. Если 96% учеников более старшего возраста относятся к селфи положительно или нейтрально, то среди учеников 5-9 классов дневной школы таких 70%, а относящихся отрицательно – 30%.

  • При ответах на третий вопрос о чАстоте «производста себяшек» все респонденты ответили, что никто не увлекается фотоавтопортретами и не делает их более 7 раз в день, но несколько раз в неделю снимают/снимали себя: 28% (вечерняя школа) и 35% (дневная школа) школьников.

  • О печальных последствиях селфирования знают 78% учеников вечерней школы и только 45% младших школьников из дневной школы.

  • Соответственно, большинство взрослых респондентов считают селфиманию болезнью (83%), и только 31% учащихся 5-9 классов дневной школы ответили на тот же вопрос утвердительно.

ВЫВОД, таким образом, напрашивается такой: родителям и учителям дневных школ, классным руководителям образовательных учреждений необходимо обратить внимание прежде всего на то, что 30% обучающихся дневной школы пока ещё отрицательно относятся к селфи, но уже одна треть младших школьников считают селфиманию/селфит болезнью, то ещё можно использовать буквально повальное увлечение подростков селфи, направив его в позитивное русло. И сейчас для этого возможностей в образовательных учреждениях, в семьях много. Необходимо лишь внимание к ребёнку, понимание и уважение его проблем и та помощь, которую младший школьник готов принять от родителей, социальных педагогов, психологов, медицинских работников и классных руководителей.

    1. Практические рекомендации для школьников и собственных детей.

На основе результатов исследования мы предлагаем подросткам следующие практические рекомендации:

1) не фотографироваться в местах, которые могут повлечь за собой непредсказуемыми последствия для жизни;

2) не заниматься самолюбованием и не делать без всяких причин селфи, а пополнять свой багаж знаний именно о селфи, его плюсах и минусах;

3) в любых ситуациях знать все предупреждающие знаки о селфи;

4) учителям на родительских собраниях и классных часах проводить профилактические беседы об отрицательном влиянии селфи на личность подростков;

5) если появляется желание сфотографировать что-либо, отмечайте, что именно, чтобы не делать много селфи;

6) необходимо чётко планировать свой день, придерживаться графика, в котором можно выделить время для фотографий, но знать, что сделать можно только один-два кадра;

7) переключите свое внимание на активный вид отдыха: спорт, танцы, при которых невозможно всегда быть с телефоном в руке;

8) необходимо больше внимания уделять самому себе, планировать свой день, включая в распорядок обязательное общение с родственниками и друзьями;

9) нужно научиться самоутверждаться в реальности, во внешнем мире, тогда и виртуальный способ не понадобится;

10) необходимо помнить, что ваша ценность и значимость определяется не количеством лайков, а полезными поступками и делами;

11) пространство интернет - только дополнительный ресурс для общения;

12) в вашей реальной жизни есть те, кто вас любит, принимает и поддерживает, и это необходимо ценить.



  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОДЫ.

Никто точно не знает, что такое селфи. Психологи говорят, что это скорее одержимость, болезнь; любители селфи - самовыражение. А некоторые считают, что это просто развлечение. Самое подходящее определение селфи дал научный и технологический писатель Клайв Томпсон: «Существует первичная человеческая тяга посмотреть на себя со стороны. И вместо того, чтобы отвергать селфиманию, постараемся увидеть в этих автопортретах что-то хорошее. Ведь это - визуальный дневник».

Однако не всё так мрачно, так как в умелых руках и с правильным подходом селфи могут быть замечательным инструментом работы над собой. Они могут помочь разобраться в себе, открывают новые качества и просторы для творчества, а также позволяют человеку быть многогранным.

Необязательно селфи продает конкретного человека. Оно вполне может продавать бренд, показывать новые модные тренды или иметь определенную художественную ценность, если этим занимаются не просто люди для удовлетворения своего тщеславия, а настоящие творцы.

Селфи знаменитостей позволяют их фанатам почувствовать себя ближе к кумирам. Звезды делятся кусочком своей жизни, пишут ответы и создают впечатление относительной близости со своими поклонниками. Хорошо это или плохо для фанатов - нам сложно судить, а вот для звезд - это точно хорошо.

Также селфи могут влиять на современные идеалы красоты и показывать, насколько красивой может быть натуральность, а не эти подправленные сначала макияжем, а потом и фотошопом образы.

Селфи могут выступить в роли личного летописца. Они показывают вашу историю изменений и развития, напоминают о прошлом и могут помочь избежать прошлых ошибок.

Школьники-подростки должны следовать практическим рекомендациям, чтобы не стать селфи-зависимым. Наше мнение - селфи - это хорошо… Но надо помнить золотое правило: хорошего понемногу.



ИТАК,

    1. При правильном подходе селфи могут быть замечательным инструментом работы над собой и своеобразной летописью в образах. Они покажут вашу историю изменений и развития, напомнят о прошлом и помогут скорректировать собственное поведение.

    2. Но существуют и отрицательные моменты использования селфи, которые в самых ужасных случаях приводят к летальному исходу.









  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ.

Интернет-источники:

  1. Автопортрет [Электронный ресурс] / "ВИКИПЕДИЯ. Свободная энциклопедия" https://ru.wikipedia.org/wiki/Автопортрет

  2. Заселфиться и умереть. Селфи, которые не стоит повторять [Электронный ресурс] / интернет-журнал "Я так думаю" /http://yatakdumayu.ru/zaselfitsya-i-umeret/

  3. Марсианское селфи безопаснее земного [Электронный ресурс] / интернет-журнал "Я так думаю" / http://yatakdumayu.ru/selfi/

  4. Мельниченко Алексей В чем польза и вред селфи? [Электронный ресурс] / HYSER / http://hyser.com.ua/life_style/v-chem-polza-i-vred-selfi-13964

  5. Подростковые селфи: забава или угроза? [Электронный ресурс] / детский сайт для родителей "МАЛЮТКА"/ http://malyutka.net/2015/08/podrostkovye-selfi-zabava-ili-ugroza.html

  6. Пупченко Анна Как сделать красивое селфи? [Электронный ресурс] / КакИменно.ру /http://kakimenno.ru/hobbi-i-razvlecheniya/fotografija/2323-kak-sdelat-krasivoe-selfi.html

  7. Селфи: положительное и отрицательное влияние [Электронный ресурс] Режим доступа: http://lifehacker.ru/2014/08/07/selfies/ - Загл. с экрана.

  8. Что говорят о нас наши селфи? [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.jv.ru/news/psikhologhiia/31373-chto-govoryat-o-vas-vashi-selfi.html - Загл. с экрана.























  1. ПРИЛОЖЕНИЯ.



ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

ИНТЕРВЬЮ С ПСИХОЛОГОМ

  • Ирина Ивановна, как Вы думаете, что подталкивает подростков, молодых людей, а зачастую и взрослых делать множество фотографий самих себя и заполнять ими аккаунты в социальных сетях?

- В первую очередь «самофотографированием» увлеклись подростки или как их часто называют сегодня «тинейджеры». Этому есть простое объяснение: в подростковом возрасте происходит становление социального Я. На первое место по важности выдвигается вопрос: «Каким меня видят окружающие (особенно ровесники и друзья)?».

Подростки сомневаются в собственной привлекательности, их самооценка неустойчива, вот почему они постоянно хотят знать мнения социума. Простой и всегда доступный способ получить обратную связь от окружения – сделать селфи и выложить на своей странице в социальной сети.

Однако виртуальное сообщество очень часто дает неадекватную реакцию в виде оскорблений, негативных комментариев или равнодушия. Многие автоматически ставят лайки всем фотографиям в ленте. Таким образом, тинейджеры оказываются дезориентированными и тщетно ищут способы все время получать позитивную реакцию, все сильнее попадая под влияние мнения пользователей социальных сетей.

  • Спасибо! Сегодня очень много говорят о селфимании. В чём именно и как можно обнаружить признаки селфи-зависимости?

- Наличие большого количества селфи в аккаунте само по себе не говорит о болезни. Если подросток или взрослый человек оказался в плену селфи-мании, это может говорить о низкой самооценке, инфантильности, и аналогичном желании получить одобрение социума. Исследования показывают, что определить селфи-зависимость можно по следующим признакам:

  • создание не менее трех снимков самого себя в день;

  • постоянное размещение этих фотографий в социальных сетях;

  • отслеживание количества лайков и комментариев.

  • ещё одним характерным признаком также является трата большого количества времени на создание селфи и придание этому чрезмерно большого значения.

Врачи-психиатры и психологи различают начальную, острую и хроническую стадии развития болезни. Однако об этом должен быть специальный разговор.



  • Каковы, по-вашему, Ирина Ивановна, последствия этой зависимости? К чему может привести селфи-мания?

- Очевидными последствиями селфи-зависимости становятся нестабильная самооценка и склонность к самолюбованию и восхвалению себя любимого, а также нерациональный расход времени, которое тратится на создание и постинг фотографий. Кроме того, селфи-мания может подтолкнуть к рискованным действиям. В погоне за удачным кадром подростки, да и взрослые люди забывают про реальность и не думают о возможных последствиях.

Увлеченный фотографированием себя, человек может не заметить предупреждающих знаков или забраться на высоту, где любое неловкое движение – потенциальный риск получения травмы. Так, многие получают переломы рук и ног. Иногда желание получить уникальный кадр может даже привести к летальному исходу. В Америке такой случай произошел с парнем 22-х лет по имени Мэн, который хотел сделать фото с коробкой фейерверка на голове. Но не только в Америке! Люди теряют в лучшем случае здоровье, в худшем – жизнь ради «крутого» «престижного» снимка! В других странах, в России очень часто, к великому сожалению, стали происходить несчастные случаи, возникающие на фоне селфи-зависимости.

Кроме этого, я напомню, что есть предупреждения МЧС об опасностях селфи, выпущены специальные красочные плакаты, которые, как мне кажется, всегда должны быть перед глазами. Особенно подростков!



  • Можно ли и как избавиться от селфи-зависимости?



- Если вы забеспокоились, обнаружили у себя или у вашего знакомого признаки названной болезни, то мы рекомендуем сразу обращаться к психологу, возможно, и к психотерапевту. Квалифицированный специалист поможет разобраться в причинах ее возникновения и даст рекомендации, которые позволят изменить отношение к селфи и забыть о навязчивых мыслях. В особенно тяжелых случаях может быть назначена медикаментозная терапия. Слышали вы эти слова: «Помоги себе сам?» При желании можно попытаться самостоятельно преодолеть развивающуюся зависимость. С этой целью психологи рекомендуют предпринять следующие действия:

  • завести блокнот и ручку или вести заметки в смартфоне, в которых записывать свои чувства и мысли, особенно в те моменты, когда возникает желание сделать селфи;

  • взять за привычку планирование своего времени – составлять график дня и план дел. Важно ограничить возможность фотографирования, установив временной лимит и фиксированное количество кадров.

  • в качестве альтернативы виртуальному общению – и это, пожалуй, одно из самых важных средств излечения! - нужно попытаться найти хобби и единомышленников в реальной жизни. Это могут быть занятия творчеством или спортом, встречи с друзьями, одноклассниками и так далее.



Таким образом, если ваша реальная жизнь будет достаточно насыщенной и интересной, селфи-зависимости не останется места. Главное, активно проводить свое время, чтобы вам было элементарно некогда взять смартфон в руки.

  • Спасибо большое, Ирина Ивановна! Мы надеемся, что наш разговор с Вами не будет только разговором, что он не останется какой-то тайной за семью печатями. Всю информацию, полученную от Вас, а также рекомендации МЧС и МВД об опасностях селфи мы донесём до наших товарищей, знакомых и, конечно, наших подрастающих детей!





































































ПРИЛОЖЕНИЕ № 2



СОЦИАЛЬНЫЙ ОПРОС: АНКЕТА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДНЕВНОЙ И ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛ РАЙОНА





1.Знаешь ли ты, что такое «селфи»?



ДА; НЕТ



2.Как ты относишься к «селфи»?

ПОЛОЖИТЕЛЬНО; ОТРИЦАТЕЛЬНО; НЕЙТРАЛЬНО



3.Как часто ты делаешь «селфи»?

а) 1-2 раза в день.

б) 3-6 раз в день.

в) более 7 раз в день.

г) несколько раз в неделю.

д) вообще не делаю.



4. Выкладываешь ли ты свои «селфи» в социальные сети?



ДА, НЕТ



5.Слышал ли ты о печальных последствиях (потерях жизни) во время «селфи»?



ДА; НЕТ



6.Считаешь ли ты «селфи - манию» болезнью?



ДА; НЕТ



7.Ты считаешь «селфи»:

а) одержимостью*

б) способом самовыражения

в) развлечение

г) модным явлением





*-ученикам младших классов необходимо объяснить значение слова





ПРИЛОЖЕНИЕ № 3



ИТОГИ АНКЕТИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДНЕВНОЙ (МБОУ СОШ) и ВЕЧЕРНЕЙ (ВШ № 2) ШКОЛ*

Кл.

К-во респонд.

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

5 вопрос

6 вопрос

7 вопрос

да

нет

Положительное

Отрицательное

нейтральное

1-2

3-6

7

Неск. раз в неде-лю

Не делаю

да

нет

да

Нет


да

нет

Одержимость

Самовыражение

Развлечение

Модное явление

5 кл.

24 чел.

24/100%

------

10/42%

3/12%

11/46%

6/25%

_

_

6/25%

12/50%

8/33%

16/67%

8/33%

16/67%

7/29%

17/71%

------

7/29%

7/29%

10/42%

8 кл.

7 чел.

5/71%

2/29%

2/29%

1/4%

4/57%

------

_

_

3/43%

4/57%

2/29%

5/71%

2/29%

5/71%

2/29%

5/71%

2/29%

4/57%

------

1/14%

9 кл.

20 чел.

20/100%

------

9/45%

11/55%

------

4/20%

_

_

9/45%,

7/35%

12/60%

8/40%

13/65%

7/35%

7/35%

13/65%

1/5%

6/30%

9/45%

4/20%

МБОУ СОШ

51 чел (всего)

49/96%

2/4%

21/40%

15/30%

15/30%

10/20%

_

_

18/35%

23/45%

22/43%

29/57%

23/45%

28/55%

16/31%

35/69%

3/6%

17/33%

16/31%

15/30%

ВШ № 2

36 чел.

36/100%

____

16/44%

____

20/56%/

___

2/5%

_

10/28%

24/67%

18/50%

18/50%

28/78%

8/22%

30/83%

6/17%

4/11%

10/28%

8/22%

14/39%



*-соответсвующие диаграммы по предложенной таблице представлены в презентации к данному исследовательскому проекту




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!