20
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЗЕЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ
Рассмотрено Методическим Объединением «___»_______2013 г. | Согласовано Заместителем директора по УВР «___»_______2013 г. | Утверждаю: Директор МОБУ ЦО ____________ Гущина Л.М. «___»__________20___ г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
по спортивной деятельности
«Баскетбол»
(на 3года)
Педагог дополнительного образования
Доронина Светлана Васильевна
г. Зея
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа является программой дополнительного образования, предназначена для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений. Программа разработана для школьников 11-15 лет и предусматривает распределение учебно-тренировочного материала на три года обучения.
В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Федеральный государственный образовательный стандарт требует развитие не только предметных результатов, но и метапредметных, и личностных результатов. В данной программе представлен авторский вариант комплексной игровой деятельности, позволяющий реализовать требования ФГОС во внеурочной деятельности.
Своеобразие настоящей программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в баскетбол. Технические приемы, тактические действия и собственно игра в баскетбол таят в себе большие возможности для укрепления здоровья, формирования жизненно важных двигательных навыков, совершенствования физических качеств.
Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов. Игровая деятельность вырабатывает волю и характер, формирует умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма.
Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности.
Программа органично вписывается в сложившую систему физического воспитания в школах. Благодаря этому ученики могут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель программы: обеспечение разностороннего физического развития, укрепление здоровья учащихся, воспитание социально-активной личности через обучение игре в баскетбол.
Задачи:
- укрепление здоровья;
- содействие правильному физическому развитию;
- приобретение необходимых теоретических знаний;
- овладение основными приемами техники и тактики игры;
- воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма , чувства дружбы;
- привитие ученикам организаторских навыков;
- повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по баскетболу;
- подготовка учащихся к соревнованиям по баскетболу.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1 год | 2 год | 3 год |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | 1 |
2 | Теоретическая подготовка | 3 | 4 | 3 |
Правила техники безопасности при проведении занятий по баскетболу. | | 1 | 1 |
История рождения и развития баскетбола. | 1 | | |
Режим и питание спортсмена. | 1 | | |
Личная гигиена и закаливание организма. | 1 | 1 | |
Основы спортивной тренировки – методы обучения. Морально – волевая, психологическая и тактическая подготовка спортсмена. | | 1 | 1 |
Правила соревнований. Судейство соревнований. | | 1 | 1 |
3 | Общая физическая подготовка | 62 | 52 | 46 |
Развитие силы | 12 | 10 | 8 |
Развитие быстроты | 16 | 14 | 12 |
Развитие выносливости | 14 | 12 | 10 |
Развитие ловкости | 14 | 12 | 12 |
Развитие гибкости | 6 | 4 | 4 |
4 | Техническая подготовка | 60 | 64 | 66 |
Стойки баскетболиста | 8 | 6 | 6 |
Перемещения по площадке | 14 | 14 | 14 |
Ведение мяча | 14 | 14 | 12 |
Передачи мяча | 6 | 6 | 6 |
Броски по кольцу в прыжке | 10 | 12 | 14 |
Броски по кольцу с дальних и средних дистанций | 8 | 12 | 14 |
5 | Тактическая подготовка | 10 | 14 | 16 |
Групповые действия в нападении | 2 | 4 | 4 |
Командные действия в нападении | 2 | 4 | 4 |
Групповые действия в защите | 4 | 4 | 4 |
Командные действия в защите | 2 | 2 | 4 |
6 | Тестирование, контрольные испытания | 2 | 2 | 2 |
7 | Медико-биологический контроль | 1 | 1 | 1 |
8 | Итоговое занятие | 1 | 1 | 1 |
9 | Участие в соревнованиях | 4 | 5 | 8 |
| Всего часов: | 144 | 144 | 144 |
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно-тематический план совпадает с основным содержанием программы.
1 год обучения (144 часа)
№ п/п | Разделы программы и темы занятий | Всего часов | В том числе |
Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | 0 |
| Теоретическая подготовка | 3 | 3 | 0 |
2 | История рождения и развития баскетбола. | 1 | 1 | 0 |
3 | Режим и питание спортсмена. | 1 | 1 | 0 |
4 | Личная гигиена и закаливание организма. | 1 | 1 | 0 |
| Общая физическая подготовка | 62 | 0 | 62 |
5 | Развитие силы | 12 | 0 | 12 |
6 | Развитие быстроты | 16 | 0 | 16 |
7 | Развитие выносливости | 14 | 0 | 14 |
8 | Развитие ловкости | 14 | 0 | 14 |
9 | Развитие гибкости | 6 | 0 | 6 |
| Техническая подготовка | 60 | 0 | 60 |
10 | Стойки баскетболиста | 8 | 0 | 8 |
11 | Перемещения по площадке | 14 | 0 | 14 |
12 | Ведение мяча | 14 | 0 | 14 |
13 | Передачи мяча | 6 | 0 | 6 |
14 | Броски по кольцу в прыжке | 10 | 0 | 10 |
15 | Броски по кольцу с дальних и средних дистанций | 8 | 0 | 8 |
| Тактическая подготовка | 10 | 0 | 10 |
16 | Групповые действия в нападении | 2 | 0 | 2 |
17 | Командные действия в нападении | 2 | 0 | 2 |
18 | Групповые действия в защите | 4 | 0 | 4 |
19 | Командные действия в защите | 2 | 0 | 2 |
20 | Тестирование, контрольные испытания | 2 | 0 | 2 |
21 | Медико-биологический контроль | 1 | 0 | 1 |
22 | Итоговое занятие | 1 | 0 | 1 |
23 | Участие в соревнованиях | 4 | 0 | 4 |
2 год обучения (144 часа)
№ п/п | Разделы программы и темы занятий | Всего часов | В том числе |
Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | 0 |
2 | Теоретическая подготовка | 4 | 4 | 0 |
3 | Правила техники безопасности при проведении занятий по баскетболу. | 1 | 1 | 0 |
4 | Личная гигиена и закаливание организма. | 1 | 1 | 0 |
5 | Основы спортивной тренировки – методы обучения. Морально – волевая, психологическая и тактическая подготовка спортсмена. | 1 | 1 | 0 |
6 | Правила соревнований. Судейство соревнований. | 1 | 1 | 0 |
| Общая физическая подготовка | 52 | 0 | 52 |
7 | Развитие силы | 10 | 0 | 10 |
8 | Развитие быстроты | 14 | 0 | 14 |
9 | Развитие выносливости | 12 | 0 | 12 |
10 | Развитие ловкости | 12 | 0 | 12 |
11 | Развитие гибкости | 4 | 0 | 4 |
| Техническая подготовка | 64 | 0 | 64 |
12 | Стойки баскетболиста | 6 | 0 | 6 |
13 | Перемещения по площадке | 14 | 0 | 14 |
14 | Ведение мяча | 14 | 0 | 14 |
15 | Передачи мяча | 6 | 0 | 6 |
16 | Броски по кольцу в прыжке | 12 | 0 | 12 |
17 | Броски по кольцу с дальних и средних дистанций | 12 | 0 | 12 |
| Тактическая подготовка | 14 | 0 | 14 |
18 | Групповые действия в нападении | 4 | 0 | 4 |
19 | Командные действия в нападении | 4 | 0 | 4 |
20 | Групповые действия в защите | 4 | 0 | 4 |
21 | Командные действия в защите | 2 | 0 | 2 |
22 | Тестирование, контрольные испытания | 2 | 0 | 2 |
23 | Медико-биологический контроль | 1 | 0 | 1 |
24 | Итоговое занятие | 1 | 0 | 1 |
25 | Участие в соревнованиях | 5 | 0 | 5 |
3 год обучения (144 часа)
№ п/п | Разделы программы и темы занятий | Всего часов | В том числе |
Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | 0 |
2 | Теоретическая подготовка | 3 | 3 | 0 |
3 | Правила техники безопасности при проведении занятий по баскетболу. | 1 | 1 | 0 |
4 | Основы спортивной тренировки – методы обучения. Морально – волевая, психологическая и тактическая подготовка спортсмена. | 1 | 1 | 0 |
5 | Правила соревнований. Судейство соревнований. | 1 | 1 | 0 |
| Общая физическая подготовка | 46 | 0 | 46 |
6 | Развитие силы | 8 | 0 | 8 |
7 | Развитие быстроты | 12 | 0 | 12 |
8 | Развитие выносливости | 10 | 0 | 10 |
9 | Развитие ловкости | 12 | 0 | 12 |
10 | Развитие гибкости | 4 | 0 | 4 |
| Техническая подготовка | 66 | 0 | 66 |
11 | Стойки баскетболиста | 6 | 0 | 6 |
12 | Перемещения по площадке | 14 | 0 | 14 |
13 | Ведение мяча | 12 | 0 | 12 |
14 | Передачи мяча | 6 | 0 | 6 |
15 | Броски по кольцу в прыжке | 14 | 0 | 14 |
16 | Броски по кольцу с дальних и средних дистанций | 14 | 0 | 14 |
| Тактическая подготовка | 16 | 0 | 16 |
17 | Групповые действия в нападении | 4 | 0 | 4 |
18 | Командные действия в нападении | 4 | 0 | 4 |
19 | Групповые действия в защите | 4 | 0 | 4 |
20 | Командные действия в защите | 4 | 0 | 4 |
21 | Тестирование, контрольные испытания | 2 | 0 | 2 |
22 | Медико-биологический контроль | 1 | 0 | 1 |
23 | Итоговое занятие | 1 | 0 | 1 |
24 | Участие в соревнованиях | 8 | 0 | 8 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Материал программы дополнительного образования дается в следующих разделах:
1.Теоретическая подготовка
Правила техники безопасности при проведении занятий. | Травматизм в процессе занятий баскетболом. Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях. Транспортировка и доврачебная помощь пострадавшему. Профилактика спортивного травматизма. Временные ограничения и противопоказания к тренировочным занятиям и соревнованиям. |
История рождения и развития баскетбола. | История развития баскетбола в мире и в нашей стране. Достижения баскетболистов России в мире. |
Режим и питание спортсмена. | Правильный режим дня для спортсмена. Значение сна, утренней гимнастики в режиме юного спортсмена. Режим дня во время соревнований. Рациональное чередование различных видов деятельности. Профилактика вредных привычек. Понятие о рациональном питании и общем расходе энергии. Гигиенические требования к питанию спортсменов. Питательные смеси. Значение витаминов и минеральных солей, их нормы. Режим питания, регулирование веса спортсмена. |
Личная гигиена и закаливание организма. | Понятие о гигиене и санитарии. Гигиеническое значение кожи. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Закаливание организма спортсмена. Виды закаливания. |
Основы спортивной тренировки – методы обучения. Морально – волевая, психологическая и тактическая подготовка спортсмена. | Особенности спортивной тренировки юных спортсменов: многолетний прирост спортивных достижений, ограничение тренировочных и соревновательных нагрузок, значение общей физической подготовки. Самостоятельные занятия: утренняя гимнастика, индивидуальные занятия по совершенствованию физических качеств и техники движений. Спортивно-этическое воспитание. Психологическая подготовка в процессе спортивной тренировки. Формирование в процессе занятий спортом нравственных понятий, оценок, суждений. Воспитание чувства ответственности перед коллективом. Общая и специальная психологическая подготовка. |
Правила соревнований. Судейство соревнований. | Правила соревнований по баскетболу. Судейство соревнований. Судейская бригада: главный судья соревнований, судьи в поле, секретарь, хронометрист. Их роль в организации и проведении соревнований. |
2. Общая физическая подготовка
В этом разделе даны упражнения, строевые команды и другие необходимые двигательные действия, которые способствуют формированию общей культуры движений, развивают определенные двигательные качества. В зависимости от года обучения школьников этот раздел неодинаково представлен в программе. В первый год обучения этому разделу следует уделять до 60% времени занятий, но уже во второй год обучения — только 50%. Постепенно, по мере овладения учащимся школой движения и формирования определенных двигательных навыков и умений, доля общеразвивающих упражнений должна снижаться. В третий год обучения — до 40%. В то же время значительно возрастает доля специальных упражнений.
3.Специальная физическая подготовка
В данном разделе представлен материал по баскетболу, способствующий обучению школьников техническим и тактическим приемам.
4. Тестирование и контрольные испытания
Тестирование и контрольные испытания помогают следить за уровнем физической подготовленности учащихся.
В целях успешного решения вопросов физической подготовленности всех занимающихся необходим индивидуальный подход в части требований к выполнению учебных нормативов. Здесь возможны различные варианты оценивания учащихся с учетом прироста в их двигательной и технической подготовленности.
Содержание 1-го года обучения
1. Вводное занятие
2 .Теоретическая подготовка
Правила техники безопасности при проведении занятий.
История рождения и развития баскетбола.
Правила соревнований.
Режим и питание спортсмена.
Личная гигиена и закаливание организма.
3. Общая физическая подготовка
Упражнения на развитие физических качеств: (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости).
Эстафетный бег. Ускорение на 30, 40, 50 м. Бег на 60 м. Старт из положения с опорой на одну руку. Челночный бег 3 х 10 м и 5 х 5 м.
Прыжки в длину с места, напрыгивание на препятствие, выпрыгивания с низкого приседа. Прыжки в высоту. Опорные прыжки. Прыжки в длину с разбега, через скакалку.
Метание малого мяча, набивного мяча из различных положений одной и двумя руками. Метание набивного мяча (1 кг) из различных исходных положений двумя и одной рукой.
Круговая тренировка.
Подвижные игры:
- «Слушай сигнал».
- «Пятнашки в парах».
- «Живая цель».
4. Техническая подготовка
Стойки баскетболиста. Остановка прыжком. Остановка в два шага. Ловля и передача мяча с шагом и сменой мест. Ловля и передача мяча двумя руками от груди в движении. Ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом и со сменой мест, в движении; передача мяча двумя руками от груди при встречном беге в колоннах. Передача мяча одной рукой от плеча. Ведение мяча с изменением направления. Ведение мяча с изменением направления и скорости. Бросок мяча одной рукой с места. Бросок мяча в корзину двумя руками от груди после ведения с отражением от щита. Броски мяча в корзину в движении; бросок в корзину одной рукой после ведения; броски мяча в корзину в движении после двух шагов. Сочетание пройденных элементов. Бросок по кольцу после ведения и остановки.
Учебно-тренировочная игра по упрощенным правилам
5. Тактическая подготовка
Групповые и командные действия в нападении.
Групповые и командные действия в защите.
6. Тестирование, контрольные испытания
7. Итоговое занятие.
8. Участие в соревнованиях
Содержание 2-го года обучения
1. Вводное занятие
2 . Теоретическая подготовка
Правила техники безопасности при проведении занятий.
Режим и питание спортсмена.
Основы спортивной тренировки – методы обучения. Морально – волевая, психологическая и тактическая подготовка спортсмена.
Правила соревнований. Судейство соревнований.
Мотивы занятий физическими упражнениями. Основные приемы самоконтроля.
Влияние игровой деятельности на формирование коммуникативных качеств личности.
3. Общая физическая подготовка
Упражнения на развитие физических качеств: (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости).
Эстафетный бег. Ускорение на 30, 40, 50 м. Бег на 60 м. Старт из положения с опорой на одну руку. Челночный бег 3 х 10 м и 5 х 5 м.
Прыжки в длину с места, напрыгивание на препятствие, выпрыгивания с низкого приседа. Прыжки в высоту. Опорные прыжки. Прыжки в длину с разбега, через скакалку.
Метание малого мяча, набивного мяча из различных положений одной и двумя руками. Метание набивного мяча (1 кг) из различных исходных положений двумя и одной рукой.
Круговая тренировка.
Подвижные игры:
- «Мяч капитану».
- «Всадники».
- «Салки в тройках».
- «Не давай мяч водящему».
4. Техническая подготовка
Повороты на месте. Остановка прыжком и в два шага в различных упражнениях и подвижных играх. Ведение мяча с изменением направления (по сигналу), скорости и высоты отскока. Ведение мяча от одной линии штрафного броска до другой (14,4 м) и обратно, 4 раза. Ловля катящегося мяча на месте и в движении.
Передача мяча одной рукой, от плеча после ведения. Передача мяча на месте с отскоком от пола. Передача мяча одной рукой снизу на месте; передача мяча одной рукой от плеча по высокой траектории на расстояние 10-12 м с места и в движении. Ловля и передача мяча двумя и одной рукой при передвижении игроков в парах и тройках; передача мяча на месте при встречном движении и с отскоком от пола.
Броски в движении после двух шагов. Бросок в прыжке одной рукой с места. Бросок мяча одной рукой в прыжке с поворотом до 180°, толкаясь одной ногой. Штрафной бросок. Бросок от головы; бросок снизу двумя руками; бросок в корзину одной рукой в прыжке после ловли мяча во время бега.
5. Тактическая подготовка
Групповые и командные действия в нападении.
Групповые и командные действия в защите.
Индивидуальные защитные действия: передвижение защитника, вырывание и выбивание мяча. Игра в защите, опека игрока.
Учебная, двухсторонняя игра.
Быстрое нападение. Индивидуальные защитные действия (перехват мяча, борьба за мяч, не попавший в корзину).
6. Тестирование, контрольные испытания
7. Итоговое занятие
8. Участие в соревнованиях
Содержание 3-го года обучения
1. Вводное занятие
2 . Теоретическая подготовка
Правила техники безопасности при проведении занятий.
Режим и питание спортсмена.
Основы спортивной тренировки – методы обучения. Морально – волевая, психологическая и тактическая подготовка спортсмена.
Правила соревнований.
Судейство соревнований.
3. Общая физическая подготовка
Бег 12 - 15 мин. Кросс в чередовании с ходьбой до 20 мин. Поворот. Повторный бег, переменный бег. Спринт.
Прыжки в длину с места, тройные и пятерные прыжки; прыжки в глубину и на возвышения до 60 - 70 см.
Метание гранаты, набивного мяча и других утяжеленных предметов.
Подтягивание из виса, лазанье по канату на время без помощи ног.
Круговая тренировка.
Подвижные игры.
- «Мяч капитану».
- «Всадники».
- «Салки в тройках».
- «Не давай мяч водящему».
4. Техническая подготовка
Ловля мяча с полу-отскока; ловля высоко летящего мяча. Передача мяча в движении.
Передача мяча двумя руками от груди в тройках, в движении по восьмерке с броском по кольцу; передача мяча одной рукой снизу в движении после отскока, в прыжке в любом направлении.
Ведение мяча с изменением направления - после ловли мяча в движении; ведение мяча без зрительного контроля.
Бросок одной и двумя руками сверху в прыжке (юноши). Бросок в прыжке с дальней и средней дистанции произвольно с удобных точек площадки. Бросок в прыжке с дальней и средней дистанции с определенных точек площадки. Броски одной рукой с замахом. Бросок одной и двумя руками сверху в прыжке.
Круговая тренировка.
Подвижные игры.
Игра в защите, опека игрока. Базовым элементом для игры в защите является стойка игрока сбоку от нападающего, когда защитник контролирует передвижение нападающего и направление передачи. Это создает возможность для отбивания мяча или для перехвата.
1. Салки с приседом. Построение в группах по 3 — 4 игрока. Ученики совершенствуют перемещение с финтами, изменением направления бега и скорости. Водящий догоняет учеников из своей группы и пытается их свалить. Если игрок выполнял присед с касанием рукой пола, его осаливать нельзя.
Построение в группах по 3-4 игрока. В каждой группе водящий с мячом. Ученики убегают от водящего, двигаясь к нему лицом. Для этого они передвигаются приставными скрестными шагами.
Построение в колоннах по 3-4 игрока, перед колонной стоит защитник. Пасующий располагается за боковой линией. Он выполняет передачу ученику, выполняющему выход из колонны для получения мяча. Защитник противодействует выходу и передаче, опекает нападающего. Все ученики по кругу меняются местами.
Построение в группах по 3 игрока. Двое нападающих владеют мячом, водят и передают его. Защитник пытается перехватить мяч, затрудняет передачу. Выполнять правило владения мячом 5с.
Игра 2x2, 3x3. Нападающие владеют мячом, водят и передают его друг другу. Они пытаются набрать как можно больше передач. Защитники опекают своих нападающих, стараясь перехватить или выбить у них мяч. Если защитники овладели мячом, они становятся нападающими. Игра ведется по 10, 15, 20 передач.
Учебно-тренировочная игра.
В игре давать задания и оценивать те приемы, которые разучивались на уроках: передачи мяча двумя руками от груди и одной от плеча; броски с места и в движении, после ведения и после ловли. В защите опекать игроков по принципу личной защиты. В игре фиксировать ошибки двух шагового ритма, персональные контакты, определять виновника столкновения.
5. Тактическая подготовка
Групповые и командные действия в нападении.
Групповые и командные действия в защите.
Индивидуальные защитные действия: передвижение защитника, вырывание и выбивание мяча. Игра в защите, опека игрока.
Учебная, двухсторонняя игра.
Быстрое нападение. Индивидуальные защитные действия (перехват мяча, борьба за мяч, не попавший в корзину).
6. Тестирование, контрольные испытания
7. Итоговое занятие
8. Участие в соревнованиях
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Занятия будут иметь оздоровительный эффект, так как они проводятся на свежем воздухе и в зале. Дети овладеют техническими приемами и тактическими взаимодействиями, научатся играть в баскетбол.
В ходе реализации программы обучающиеся должны усвоить и применять на практике:
– Правила техники безопасности при проведении занятий.
– Историю рождения и развития баскетбола.
– Режим и питание спортсмена. Правила личной гигиены и закаливания организма.
– Основы спортивной тренировки – методы обучения.
– Морально – волевая, психологическая и тактическая подготовка спортсмена. Правила соревнований. Судейство соревнований.
– Технические умения:
Ведение мяча правой рукой.
Ведение мяча левой рукой.
Ведение с разной высотой отскока.
Ведение с изменением направления.
Передача двумя руками от груди.
Передачи двумя руками из-за головы.
Передачи одной рукой от плеча.
Ловля мяча на грудь.
Ловля мяча над головой.
Ловля высоко летящего мяча.
Бросок двумя руками от груди.
Бросок двумя руками из-за головы.
Бросок одной рукой от плеча.
Бросок одной рукой в прыжке.
Штрафной бросок.
Вбрасывание мяча.
Выбивание мяча.
Приёмы игры в защите.
Специальные упражнения и комбинации.
Эстафеты.
– Тактические знания:
– Физическая подготовка:
Упражнения для развития силы.
Упражнения для развития реакции.
Упражнения для развития быстроты.
Упражнения для развития выносливости.
Упражнения для развития гибкости.
– Морально – волевая подготовка:
В результате реализации программы у обучающихся развиваются такие качества как: товарищество, доброта, честность, трудолюбие, дисциплинированность, соблюдение порядка, стремление быть сильным и ловким, привычки подчинять свои действия интересам коллектива, развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений.
По окончании курса учащиеся должны владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать правила игры, владеть основными техническими приемами, применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий по баскетболу, сформировать первичные навыки судейства.
Предметная диагностика проводится в форме опросов; зачетов; тестов.
Педагогическая диагностика предполагает:
- анкетирование;
- личные беседы с детьми и их родителями;
- анализ спортивной деятельности обучающихся.
Формы подведения итогов реализации программы:
- проведение контрольных испытаний.
- проведение соревнований.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Подвижные игры:
«Слушай сигнал».
По сигналу свистком делать остановку в положении шага без отрыва ноги или скольжением сзади стоящей ноги. При любом звуковом или зрительном сигнале сделать прыжок толчком одной ноги вперед, поднимая разноименную руку.
«Пятнашки в парах».
Учащиеся на определенном участке площадки ведут мяч правой или левой рукой, стараясь свободной рукой осалить партнера, коснувшись заранее обусловленного места туловища. Прикосновение засчитывается только в том случае, если ведение мяча продолжается. То же, но группы разбиваются на команды по 3-5 человек. То же, но в одной из команд больше на 1-2 человека.
«Живая цель».
Ребята делятся на 2 команды. Игроки обеих команд стоят через одного по кругу. Каждой команде дается один мяч. Внутри круга водящий — игрок одной из команд. Задача водящего - увертываться от мяча, которым его стараются запятнать игроки команды соперников, одновременно ловить мяч, направленный ему партнерами, и возвращать его снова в свою команду. Как только водящего запятнали, его место занимает игрок противоположной команды. Так в роли водящего поочередно выступают все участники. Победительницей становится команда, игроки которой, лучше увертываясь от мяча, выполнили больше передач. Способ передачи мяча заранее оговаривается в зависимости от возраста и количества участников.
«Мяч капитану».
Проводится почти по всем правилам игры в баскетбол, за исключением броска мяча в кольцо, который могут выполнять лишь одни капитаны. Игроки стремятся завладеть мячом и передать его своим капитанам, которые имеют право на один бросок из-под кольца. В случае попадания мяч вбрасывается из-за лицевой линии одним из игроков защищающей команды. При промахе мяч вбрасывается из-за боковой линии.
«Всадники».
Игра ведется на небольшой площадке. Ребята делятся на две команды. Игроки одной команды садятся верхом на игроков другой команды. По сигналу учителя «всадники» начинают перебрасывать друг другу мяч. «Лошади» ведут себя неспокойно (делают неожиданные повороты, переходят с места на место и т. д.), чем затрудняют ловлю мяча. При потере мяча игроки меняются ролями. Выигрывает команда, сделавшая большее количество передач.
«Салки в тройках».
Игра проводится в тройках с мячом: один игрок убегает, двое других, передавая мяч друг другу, стараются догнать его и запятнать мячом, не выпуская мяча из рук. Запятнавший становится убегающим.
Варианты: 1. Пятнать можно передачей. Убегающий имеет право поймать мяч. В этом случае он не считается запятнанным. 2. Два партнера убегают, передавая мяч друг другу, стараясь запятнать одного из убегающих передачей мяча. В этом варианте убегающие не имеют права задерживать мяч в руках.
«Не давай мяч водящему».
Игру можно использовать для совершенствования защитных действий, а также при отработке передач. Пятеро игроков образуют круг, шестой — водящий — в центре круга. Каждый из пятерых игроков имеет право передать мяч любому из партнеров, кроме соседей справа и слева. Водящий каждый раз пытается помешать передаче или перехватить мяч. Если это ему удалось, он меняется местами с игроком, от которого получил мяч.
Тестирование и контрольные испытания.
| Контрольные испытания | 12-13 лет | 13-14 лет | 14-15 лет |
юноши | девушки | юноши | девушки | юноши | девушки |
1. | Челночный бег 3 х 10 м (сек.) | 8.8 | 10.0 | 7.9 | 9.2 | 7.2 | 8.1 |
2. | Прыжок в длину с места (см.) | 146 | 137 | 168 | 156 | 210 | 178 |
3. | Прыжки на скакалке за 15 сек (раз) | 28 | 29 | 30 | 31 | 31 | 33 |
4. | Подъем туловища из положения лежа за 30 сек (раз) | 15 | 14 | 17 | 16 | 20 | 19 |
5. | Подтягивание на высокой перекладине (раз) | 5 | | 7 | | 10 | |
6. | Отжимание в упоре лежа (раз) | | 10 | | 12 | | 14 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев В.И. Факторы определяющие эффективность техники дистанционного броска в баскетболе Автореф.дис…..канд.пед.наук.-Омск,1988-21с.
2. Белов С. Баскетбол. Броски по кольцу // Физкультура в школе.-1990.- №6,7- с.17-18.
3. Баскетбол: Учебник для институтов физической культуры// Ю.М. Портнова.-М.:Физкультура и Спорт, 1988.
4. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры// Ю.М. Портнова. - М.:Физкультура и Спорт, 1997.-480с.
5. Вальтин А.И. Методика совершенствования в технике бросков мяча вигре баскетбол/.Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -Киев, 1984.-24с.
6. Данилов В.А. Повышения эффективности игровых действий в баскетболе:1996.
7. Коузи Б., Пауэр Ф. Анализ и концепции в современном баскетболе. –М.: Физкультура испорт, 1975.-120с. 18. Кузин В.В., Полиевский С.А., Баскетбол. Начальный этап обучения, -М.: Физкультура испорт, 1999.-133с.
8. Матрунин В.П. Баскетбол на уроках в V-VI классах. // Физкультура в школе– 2000.-№1- с.18-
9. Манасанян Ж.А. Эфорективные средства и методы обучения баскетболу детей младшего школьного возраста./ Автореф, дис….конд. пед. наук. – м.,2000.-25с.
10. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт,2001.-543с.
11. Мирошникова Р.В., Потапова Н.М., Кудряшов В.А. Начальное обучение баскетболу.- Волгоград,2004.-35с.
12. Пельменев В.К. Методика совершенствования точности бросков у баскетболистов: Учебное пособие / Калинингр. ун-т. - Калининград, 2004. - 162 с.