СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Секреты создания портрета

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи в 7 классе. Обобщение знаний учащихся по созданию портрета в литературнм произведении. Взаимосвязь литературы с другими видами искусства.

Просмотр содержимого документа
«Секреты создания портрета»

Алексеева Марина Ивановна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ «СОШ №153»



Урок развития речи в 7 классе

«Секреты создания портрета»

Цель: Обобщить знания учащихся по созданию портрета в литературном произведении; показать взаимосвязь литературы с другими видами искусства; подготовить учеников к написанию сочинения с описанием портрета.

Оборудование урока: портрет Н.Гончаровой, музыкальное сопровождение, таблица, карточки с описанием внешности, картина «Портрет Милы» А.Хабарова, компьютерное сопровождение

Подготовка к уроку (домашнее задание)

  • Выучить наизусть стихотворения «Мадонна» А.Пушкина и «О красоте человеческих лиц» Н.Заболоцкого

  • Повторить изобразительно-выразительные средства языка (тропы)

  • Выписать в тетрадь портреты литературных героев из произведений «Левша» Лескова, «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя ,

  • Написать сочинение по картине Хабарова «Портрет Милы»

1.Вступительное слово учителя.

В повседневной жизни мы окружены людьми. Десятки, может быть, сотни лиц за день, начиная с собственного отражения в зеркале по утрам. О чем говорят эти лица? Большинство из них наша память стирает сразу же, другие задерживают внимание, возбуждают любопытство

Вы уже знакомы с деловым описанием внешности. Сегодня мы с вами попытаемся раскрыть секреты создания художественного портрета в литературном произведении. И таким образом подготовимся к сочинению с описанием внешности. Запишем тему урока: « Секреты создания литературного портрета»

  • Вспомним, что такое портрет. (После ответов учеников на экране слайд №1)

Портрет – описание внешности персонажа, играющее важную роль в его характеристике; одно из средств создания образа

2. Связь литературы с другими видами искусства.

  • С какими видами искусства связана литература? (Живопись, музыка)

  • А как вы думаете, есть ли эта взаимосвязь в создании портрета?

(На экране слайд №2)

Перед вами портрет Н.Н.Гончаровой, выполненный замечательным художником К.Брюлловым в 1831 году. Прошло более, чем полтора века с момента написания картины, а мы по-прежнему любуемся этим произведением искусства.

С портрета на нас смотрит очаровательное юное и немного печальное лицо. Такую красоту и необыкновенную нежность нельзя было не заметить. А.С.Пушкин –ценитель женской красоты – сразу же влюбился в нее.

Он написал стихотворение «Мадонна», и запечатлел этот образ на века, но только уже в поэзии. Послушайте это стихотворение.

звучит стихотворение (читает ученик)

  • А как вы думаете, какая музыка могла бы соответствовать этому портрету? (Нежная, мелодичная, грустная, светлая

(звучит « Лунная соната» Бетховена)На фоне музыки звучит стихотворение Н.Заболоцкого «О красоте человеческих лиц»

На экране один за другим появляются различные портреты

Таким образом, мы видим тесную взаимосвязь литературы, музыки и изобразительного искусства в создании портрета.

3.Особенности создания портрета в литературе.

  • Ребята, при изучении нами художественных произведений мы всегда обращаемся к портретной характеристике героя. Почему?

(по портрету героя можно очень многое о нем узнать, о его характере, о привычках, о жизни, о внутреннем мире)

  • А можно ли по описанию определить отношение автора к своему герою?

(по портрету можно определить авторскую позицию)


На столах у вас несколько текстов-описаний внешности героев. Зачитаем их.

1. Н.С.Лесков «Левша»

«На щеке пятно родимое, а на висках волосья при учении выдраны, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегиваются, а шиворот разорван…»

-Какие детали во внешности Левши отметил автор?

- Определяется ли авторская позиция в портрете?

- Можно ли относиться к людям только по внешности?

(Нет. Иногда внешность и внутреннее содержание не совпадают. В данном случае мы знаем, насколько талантлив был тульский мастер, как он душой болел за порученное дело, каким был патриотом, а внешность имел самую неприглядную)

2. Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»

«Пузатый Пацюк ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом по целому ведру. Шаровары его были так широки, что какой бы широкий не делал он шаг, ног было совершенно не заметно, и казалось – винокуренная кадь двигалась по улице»

- Какой прием использует автор для создания портрета? (преувеличение до неправдоподобия - гипербола) Для чего? (для создания юмористического эффекта)


3. Н.В.Гоголь «Портрет»

«Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым. Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил художник всю силу кисти и всё старание. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью. Женщина, остановившаяся позади его, вскрикнула: «Глядит, глядит», - и попятилась назад»

-Какую особенность вы заметили в этом описании?

(Подробное описание, но посвящено всего лишь одной детали –глазам, потому что именно по глазам можно о многом узнать о человеке)


  • Ребята, а какие детали портрета можно выделить?

(Глаза, улыбку, нос, губы, лоб, щеки, волосы, осанку, руки, ноги, шею, брови, одежду, рост, позу)

Чем богаче лексикон человека, чем он наблюдательнее, тем ярче он даст портретную характеристику.


Задание: Запишите несколько слов, какими можно охарактеризовать

1-в. – одежду, 2-в. - осанку

-Что можно сказать о глазах? (Большие, голубые, печальные, прекрасные, мудрые, и т.д) Глаза – это зеркало души.

-Как можно описать улыбку? (Загадочная, таинственная)

Обратите внимание на таблицу. Какой богатый выбор слов в описании некоторых деталей портрета.

(Слайд №3 таблица с лексическим материалом)


глаза

улыбка

нос

волосы

взгляд

Большие

Прекрасные

Мудрые

Зеленые

Серые

Карие

Сверкающие

Заплаканные

грустные

Милая

Добрая

Очаровательная

Красивая

Приветливая

Притворная

Обаятельная

Смущенная

Загадочная

таинственная


Длинный

Крошечный

Маленький

Огромный

Увесистый

Горбатый

Греческий

Вздернутый

Тяжелый

Клювом

Крючком

пуговкой

Русые

Каштановые

Мягкие

Роскошные

Растрепанные

Локоны

Завитушки

Кудри


Горячий

Искрометный

Лучистый

Оживленный

Понимающий

Светлый

Чудесный

Ясный

Твердый

Тревожный

Добрый

ласковый

  • Как вы думаете, обязательно ли описывать все детали? (Нет)

  • Какое произведение нам встречалось, где автор дал вместо портрета лишь одну художественную деталь? («Толстый и тонкий» А.Чехова)

  • Ребята, а сейчас послушайте описание портрета:

«Мужчина сорока- сорока пяти лет, высокого роста, волосы прямые с проседью, глаза зеленые, нос прямой, губы тонкие. Одет в серый костюм, на голове – серый берет. Особые приметы: золотые передние зубы, хромает на левую ногу».

- Можно ли назвать такое описание литературным?

(Нет, отсутствуют изобразительно-выразительные средства языка, индивидуальные черты человека,, абсолютно не выражены чувства и автора и его позиция)

- Где может быть использован такой портрет? (В криминалистике, где словесный портрет выполняется по особому методу: путем перечисления физических особенностей человека.)

-А какие средства выразительности можно использовать, создавая художественный портрет? (Метафору, эпитеты, сравнение, гипербола)


Задание: Какие сравнение можно использовать при описании глаз и волос?

(Глаза, как спелые вишни; волосы мягкие, как пух)

- Как вы думаете, с какой целью автор использует эти средства языка?


Итак, подведем итог. Из всего, что вы сказали, отметим самое главное, раскроем секреты создания литературного портрета.


Секреты создания портрета

  1. Опишите точными, меткими словами самое главное в

портрете персонажа ( что отличает его от других).

  1. Используйте следующие детали в описании портрета:

взгляд, глаза, поза, манеры, волосы, рот, походка, улыбка и т. д

3. Отсутствие определенной последовательности в создании

портрета.

4. Попытайтесь через описание внешности определить характер .


Задание: А сейчас попытайтесь написать художественный портрет по

картине «Портрет Милы» А.Хабарова

А чтобы ваша работа удалась, вдохновлять вас будет прекрасная музыка.

(Тихо звучит музыка, дети работают над описанием картины)

Заслушиваются и оцениваются работы нескольких учеников.


Домашнее задание: Дописать сочинение, начатое на уроке




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!