Просмотр содержимого документа
«Секреты профессии»
Для блога
«Детские игры» Ж. Бизе
Это прямое продолжение «Детских сцен» Шумана в двух авторских вариантах: для фортепиано в 4 руки и для оркестра. Из более десятка пьес со «слишком ребячливыми», по словам автора, названиями, Бизе оставил 5 разножанровых миниатюр: экспромт «Волчок», плавно – баркарольная колыбельная «Кукла», звукоизобразительный марш «Труба и барабан», отголосок которого в «Кармен» и «Пиковой даме», ноктюрн «Жмурки», дуэт «Маленькие муж и жена» и реприза к первой пьесе «Верхом на палочке» («Игра в лошадки»).
Секреты профессии
В музыке есть много форм построения произведения: самая простая – песня, более сложная – сонатная. Как о ней рассказать детям на уроке?
Я считаю, что начинать надо с программной музыки, как это делал Д. Б. Кабалевский, и только потом анализировать музыку непрограммную, например, симфонию №40 В. А. Моцарта. Прежде чем говорить о сонатной форме, мы размышляем о музыкальном образе вообще. О том, что его может составлять: образ человека, природы, философский образ т.д. Ведь музыка – самый общий вид искусства. Потому – и самый трудный для понимания.
Для первоначального восприятия сонатной формы, на мой взгляд, нужны яркие образы – характеры. В увертюре к «Руслану и Людмиле», например, - героическая, богатырская главная партия и распевная побочная (образ Людмилы). В «Ромео и Джульетте» П. Чайковского – тема вражды и тема любви. Очень выразительны образы в «Эгмонте» Л. Бетховена. Далее мы следим, как «разворачиваются события» и к чему все это приходит.
Рассказывая о музыке, я стараюсь избегать обилия музыкальных терминов. Даю основное: названия жанров (увертюра, прелюдия, определения вокальных жанров. Все это обучающиеся записывают. Чем они старше – тем меньше развлечения и больше серьезных разговоров. В небольших дозах я стараюсь привить детям вкус к разной музыке. Например, даю слушать классику в джазовой или рок – обработке.