СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Счастливый прожитый день" по рассказу А. И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь учителю и ученику при изучении рассказа А. И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"

Просмотр содержимого документа
«"Счастливый прожитый день" по рассказу А. И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"»

Ресурсный центр дистанционного образования детей Счастливый прожитый день. По рассказу «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына. Выполнил ученик 11 Пекласса Кокуев Сергей. Руководитель проекта Козлова Людмила Петровна.

Ресурсный центр дистанционного образования детей

Счастливый прожитый день.

По рассказу «Один день Ивана Денисовича»

А. И. Солженицына.

Выполнил ученик 11 Пекласса Кокуев Сергей.

Руководитель проекта Козлова Людмила Петровна.

Цели: 1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. И. Солженицына, вызвать интерес к личности писателя и его произведениям. 2. Сформировать представление о ценности человеческой жизни и свободы, о необходимости сохранять человеческое достоинство вопреки обстоятельствам.

Цели:

  • 1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. И. Солженицына, вызвать интерес к личности писателя и его произведениям.
  • 2. Сформировать представление о ценности человеческой жизни и свободы, о необходимости сохранять человеческое достоинство вопреки обстоятельствам.
Задачи: 1. Показать мастерство писателя, раскрыть значение произведения Солженицына. 2. Развивать навыки анализа художественного текста, совершенствовать умение производить сравнительную характеристику героев литературного произведения. 3. Вызвать эмоциональный отклик при чтении рассказа.

Задачи:

  • 1. Показать мастерство писателя, раскрыть значение произведения Солженицына.
  • 2. Развивать навыки анализа художественного текста, совершенствовать умение производить сравнительную характеристику героев литературного произведения.
  • 3. Вызвать эмоциональный отклик при чтении рассказа.
Содержание:  1. История создания.  2. Проблематика рассказа. 3. Идея рассказа. 4. Жанр рассказа.  5. Герои рассказа.  6. Особенности композиции.  7. Гимн своему поколению.

Содержание:

1. История создания.

2. Проблематика рассказа.

3. Идея рассказа.

4. Жанр рассказа.

5. Герои рассказа.

6. Особенности композиции.

7. Гимн своему поколению.

«Один день Ивана Денисовича» Первоначальное название «Щ-854». Год написания 1959. Жанр – рассказ. Опубликован в 1962 году, в журнале «Новый мир». «Эту повесть обязан прочитать и выучить наизусть каждый гражданин изо всех двухсот миллионов граждан Советского Союза».      Анна Ахматова.

«Один день Ивана Денисовича»

  • Первоначальное название «Щ-854».
  • Год написания 1959.
  • Жанр – рассказ.
  • Опубликован в 1962 году, в журнале

«Новый мир».

  • «Эту повесть обязан прочитать и выучить наизусть каждый гражданин изо всех двухсот миллионов граждан Советского Союза».

Анна Ахматова.

История создания: История создания произведения связана с лагерной жизнью А. Солженицына. Писатель задумал его в 1950-1951. Тогда он отбывал срок в северном Казахстане. Он решил, что достаточно детального описания одного дня из жизни тех, кто пребывал в «вечной ссылке». К реализации замысла Александр Исаевич приступил спустя 9 лет, уже после возвращения из ссылки.

История создания:

  • История создания произведения связана с лагерной жизнью А. Солженицына. Писатель задумал его в 1950-1951. Тогда он отбывал срок в северном Казахстане.
  • Он решил, что достаточно детального описания одного дня из жизни тех, кто пребывал в «вечной ссылке». К реализации замысла Александр Исаевич приступил спустя 9 лет, уже после возвращения из ссылки.
История создания: Редакция предложила Александру Исаевичу изменить название: и рукопись была названа «Щ-854. Один день одного зэка». Издатели также внесли коррективы в жанровое определение, предложив назвать произведение повестью. Однако Александр Исаевич понимал, что произведение может не пройти цензуру. За помощью обратились к Н. Хрущеву, и он добился разрешения на публикацию.

История создания:

  • Редакция предложила Александру Исаевичу изменить название: и рукопись была названа «Щ-854. Один день одного зэка». Издатели также внесли коррективы в жанровое определение, предложив назвать произведение повестью.
  • Однако Александр Исаевич понимал, что произведение может не пройти цензуру. За помощью обратились к Н. Хрущеву, и он добился разрешения на публикацию.
История создания: Публикация произведения стала грандиозным событием. Во всех журналах и газетах появлялись отзывы о нем. Критика считала, что рассказ стал разрушительной силой для соцреализма. Рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича» увидел мир на страницах журнала «Новый мир» в 1962 г.

История создания:

  • Публикация произведения стала грандиозным событием. Во всех журналах и газетах появлялись отзывы о нем. Критика считала, что рассказ стал разрушительной силой для соцреализма. Рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича» увидел мир на страницах журнала «Новый мир» в 1962 г.
Проблематика рассказа: Каждый образ – инструмент для раскрытия определенной грани лагерной жизни. В контексте главной темы формируется проблематика рассказа. Особое внимание следует обратить на такие проблемы: человеческая жестокость, несправедливость режима, взаимопомощь как способ выживания, любовь к ближнему, вера в Бога. Автор только поднимает острые для его эпохи вопросы, выводы же читатель должен сделать сам.

Проблематика рассказа:

  • Каждый образ – инструмент для раскрытия определенной грани лагерной жизни. В контексте главной темы формируется проблематика рассказа. Особое внимание следует обратить на такие проблемы: человеческая жестокость, несправедливость режима, взаимопомощь как способ выживания, любовь к ближнему, вера в Бога. Автор только поднимает острые для его эпохи вопросы, выводы же читатель должен сделать сам.
Идея рассказа: Идея рассказа – показать, как политический режим может разрушать судьбы, калечить человеческие тела и души. А. Солженицын осуждает репрессии, обращается к потомкам, чтобы мы не совершали таких ошибок.

Идея рассказа:

  • Идея рассказа – показать, как политический режим может разрушать судьбы, калечить человеческие тела и души. А. Солженицын осуждает репрессии, обращается к потомкам, чтобы мы не совершали таких ошибок.
Жанр рассказа: А. И. Солженицын по настоянию редакции определил произведение как повесть. На самом деле – это рассказ. В нем можно заметить такие признаки малого литературного жанра: небольшой объем, внимание автора сконцентрировано на сюжетной линии Шухова, система образов не очень разветвлённая.

Жанр рассказа:

  • А. И. Солженицын по настоянию редакции определил произведение как повесть. На самом деле – это рассказ. В нем можно заметить такие признаки малого литературного жанра: небольшой объем, внимание автора сконцентрировано на сюжетной линии Шухова, система образов не очень разветвлённая.
Образы героев: Образ Ивана Денисовича сложился из личности солдата Шухова, воевавшего с автором в Великой Отечественной войне и никогда не сидевшего, опыта пленника и личного опыта автора в Экибастузском Особом лагере каменщиком. Остальные лица - все из лагерной жизни с их подлинными биографиями.

Образы героев:

  • Образ Ивана Денисовича сложился из личности солдата Шухова, воевавшего с автором в Великой Отечественной войне и никогда не сидевшего, опыта пленника и личного опыта автора в Экибастузском Особом лагере каменщиком.
  • Остальные лица - все из лагерной жизни с их подлинными биографиями.
Иван Денисович В рассказе «Один день Ивана Денисовича» герой Шухов проживает один день из десятилетнего срока. Он простой солдат, выходец из крестьянской семьи, который умеет и любит трудиться. Добрый и отзывчивый, он не теряет своего человеческого достоинства. Он хороший и надежный товарищ, честный и справедливый. В его собирательном образе воплощены черты русского человека, -выносливого и жизнелюбивого.

Иван Денисович

  • В рассказе «Один день Ивана Денисовича» герой Шухов проживает один день из десятилетнего срока. Он простой солдат, выходец из крестьянской семьи, который умеет и любит трудиться. Добрый и отзывчивый, он не теряет своего человеческого достоинства. Он хороший и надежный товарищ, честный и справедливый. В его собирательном образе воплощены черты русского человека, -выносливого и жизнелюбивого.
Тюрин Тюрин – русский мужик, душой болеющий за бригаду. Справедливый и независимый. От его решений зависит жизнь бригады. Умный и честный. В лагерь попал как сын кулака, среди товарищей пользуется уважением, они стараются его не подводить. В лагере Тюрин не первый раз, может пойти против начальства.

Тюрин

  • Тюрин – русский мужик, душой болеющий за бригаду. Справедливый и независимый. От его решений зависит жизнь бригады. Умный и честный. В лагерь попал как сын кулака, среди товарищей пользуется уважением, они стараются его не подводить. В лагере Тюрин не первый раз, может пойти против начальства.
Буйновский Герой из тех, кто не прячется за спины других, но непрактичный. На зоне недавно, поэтому еще не понимает тонкостей лагерной жизни, заключенные его уважают. Готов постоять за других, уважает справедливость.

Буйновский

  • Герой из тех, кто не прячется за спины других, но непрактичный. На зоне недавно, поэтому еще не понимает тонкостей лагерной жизни, заключенные его уважают. Готов постоять за других, уважает справедливость.
Алёшка-баптист Спокойный молодой человек, сидит за веру. Его убеждения не поколебались, а еще больше упрочились после заключения. Безобидный и непритязательный, постоянно спорит с Шуховым о вопросах религии. Человек с чистыми и ясными глазами. Спокойный молодой человек, сидит за веру. Его убеждения не поколебались, а еще больше упрочились после заключения. Безобидный и непритязательный, постоянно спорит с Шуховым о вопросах религии. Человек с чистыми и ясными глазами.

Алёшка-баптист

  • Спокойный молодой человек, сидит за веру. Его убеждения не поколебались, а еще больше упрочились после заключения. Безобидный и непритязательный, постоянно спорит с Шуховым о вопросах религии. Человек с чистыми и ясными глазами.
  • Спокойный молодой человек, сидит за веру. Его убеждения не поколебались, а еще больше упрочились после заключения. Безобидный и непритязательный, постоянно спорит с Шуховым о вопросах религии. Человек с чистыми и ясными глазами.
Степан Клёвшин Глуховат, поэтому почти всегда молчит. Находился в концлагере в Бухенвальде, организовывал подрывную деятельность, проносил в лагерь оружие. Немцы жестоко пытали солдата. Теперь находится уже в советской зоне за «измену Родине».

Степан Клёвшин

  • Глуховат, поэтому почти всегда молчит. Находился в концлагере в Бухенвальде, организовывал подрывную деятельность, проносил в лагерь оружие. Немцы жестоко пытали солдата. Теперь находится уже в советской зоне за «измену Родине».
Фетюков В описании этого персонажа преобладают лишь отрицательные характеристики: безвольный, ненадежный, трусоватый, не умеет постоять за себя. Вызывает презрение. На зоне занимается попрошайничеством, не брезгует вылизывать тарелки, и собирать окурки из плевательницы.

Фетюков

  • В описании этого персонажа преобладают лишь отрицательные характеристики: безвольный, ненадежный, трусоватый, не умеет постоять за себя. Вызывает презрение. На зоне занимается попрошайничеством, не брезгует вылизывать тарелки, и собирать окурки из плевательницы.
Два Эстонца Высокие, худощавые, даже внешне похожи друг на друга, как братья, хотя познакомились только на зоне. Спокойные, не воинственные, рассудительные, способны на взаимовыручку.

Два Эстонца

  • Высокие, худощавые, даже внешне похожи друг на друга, как братья, хотя познакомились только на зоне. Спокойные, не воинственные, рассудительные, способны на взаимовыручку.
Ю-81 Значительный образ старого каторжанина. Всю свою жизнь провел по лагерям и ссылкам, но ни разу ни перед кем не прогнулся. Вызывает всеобщее почтительное уважение. В отличие от других, хлеб кладет не на грязный стол, а на чистую тряпицу.

Ю-81

  • Значительный образ старого каторжанина. Всю свою жизнь провел по лагерям и ссылкам, но ни разу ни перед кем не прогнулся. Вызывает всеобщее почтительное уважение. В отличие от других, хлеб кладет не на грязный стол, а на чистую тряпицу.
Особенности композиции Весь рассказ выстроен как несобственно-прямая речь Ивана Денисовича. Солженицын выбрал такую форму повествования, которая предельно сблизила точку зрения заключённого с точкой зрения автора. Особенности композиции обусловлены авторским замыслом. В одном дне из жизни обычного заключенного фокусируются острейшие проблемы.

Особенности композиции

  • Весь рассказ выстроен как несобственно-прямая речь Ивана Денисовича. Солженицын выбрал такую форму повествования, которая предельно сблизила точку зрения заключённого с точкой зрения автора. Особенности композиции обусловлены авторским замыслом. В одном дне из жизни обычного заключенного фокусируются острейшие проблемы.
Счастливый прожитый день. Автор перечисляет все удачи своего героя. «Один день Ивана Денисовича» представляет собой хронологию, последовательное воспроизведение ничем не омраченного, почти счастливого дня. Напряженность действия связана с тем, что все происходит в особом лагере. Одна за другой у Щ-854 случается «много удач». Сначала ему удается избежать карцера «с выводом».

Счастливый прожитый день.

  • Автор перечисляет все удачи своего героя. «Один день Ивана Денисовича» представляет собой хронологию, последовательное воспроизведение ничем не омраченного, почти счастливого дня. Напряженность действия связана с тем, что все происходит в особом лагере.
  • Одна за другой у Щ-854 случается «много удач». Сначала ему удается избежать карцера «с выводом».
Счастливый прожитый день. Повезло с баландой – попало в нее побольше гущи. Хлебной пайки всего грамм двадцать не дотянуло до положенных пятисот пятидесяти. Даже воспоминания о дневной работе радуют героя – «стену клал весело». И все это на фоне нечеловеческого быта осужденных.

Счастливый прожитый день.

  • Повезло с баландой – попало в нее побольше гущи. Хлебной пайки всего грамм двадцать не дотянуло до положенных пятисот пятидесяти.
  • Даже воспоминания о дневной работе радуют героя – «стену клал весело». И все это на фоне нечеловеческого быта осужденных.
Гимн своему поколению Сила героя Солженицына в том, что при всех моральных потерях он сумел сохранить живую душу. Его жизненное поведение определяют совесть, порядочность, человеческое достоинство. Даже в лагере он остался человеком. Так рассказ о советских лагерях вырастает до масштабов рассказа о силе человеческого духа.

Гимн своему поколению

  • Сила героя Солженицына в том, что при всех моральных потерях он сумел сохранить живую душу. Его жизненное поведение определяют совесть, порядочность, человеческое достоинство. Даже в лагере он остался человеком.
  • Так рассказ о советских лагерях вырастает до масштабов рассказа о силе человеческого духа.
Список использованной литературы 1. Л.Я.Шнейберг Начало конца Архипелага Гулаг// От Горького до Солженицына. М:.Высшая школа, 1997. 2. А.Солженицын Рассказы// малое собрание соч. Т.3 3. В.Лакшин Открытая дверь: Воспоминания и портреты. М.,1989. С.208 http:// librebook.me/odin_den_ivana_denisovicha/vol1/1 Сарнов Б. Феномен Солженицына.— М.: Эксмо, 2012.— 848 с.

Список использованной литературы

  • 1. Л.Я.Шнейберг Начало конца Архипелага Гулаг// От Горького до Солженицына. М:.Высшая школа, 1997.
  • 2. А.Солженицын Рассказы// малое собрание соч. Т.3
  • 3. В.Лакшин Открытая дверь: Воспоминания и портреты. М.,1989. С.208
  • http:// librebook.me/odin_den_ivana_denisovicha/vol1/1
  • Сарнов Б. Феномен Солженицына.— М.: Эксмо, 2012.— 848 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!