СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник упражнений на развитие мышления, памяти, внимания и воображения на основе химических знаков и формул для учащихся инклюзивного образования. по инклюзивному образованию

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

сборник упражнений по химии  для развития памяти, воображения, мышления и вниманияна основе восприятия химических знаков и формул для учащихся инклюзивного образования.

Просмотр содержимого документа
«Сборник упражнений на развитие мышления, памяти, внимания и воображения на основе химических знаков и формул для учащихся инклюзивного образования. по инклюзивному образованию»

Акмолинская область Буландынский район

КГУ «Макинская средняя школа №5»













Сборник упражнений

на развитие мышления ,памяти, внимания и воображения

на основе восприятия

химических знаков и формул

для учащихся инклюзивного образования.

















Автор: Дынько Е.А. –учитель химии и биологии



2017год


Рецензия


На сборник упражнений на развитие мышления ,памяти, внимания и воображения на основе восприятия химических знаков и формул

для учащихся инклюзивного образования.


Данный сборник упражнений по химии предназначен для учащихся инклюзивного образования.

Практическая часть содержит конкретные упражнения для тренировки внимания, мышления, памяти и воображения для детей с ограниченными способностями.

Представленный сборник упражнений дисциплины «Химия» имеет практическую направленность, включает разнообразные элементы, направленные на развитие умственных, творческих способностей у детей инклюзивного образования.

В целом данный сборник способствует качественному освоению учащегося общих понятий по химии.







Рецензент _____________________ напишите должность и

научную степень если есть Ф.И.О.

(Подпись)



М.П.






Содержание


Пояснительная записка ………………………………………….

Введение………………………………………………………….

Задания на развитие внимания………………………………….

Задания на развитие воображения……………………………..

Задания для развития памяти……………………………………

Задания для развития мышления……………………………….

Задания на составление и исправление алгоритма……………..

Заключение ……………………………………………………….

Литература………………………………………………………..






















Пояснительная записка

Химия — один из самых сложных общеобразовательных предметов , в полном объеме овладеть школьной программой по данному предмету невозможно особенно учащимся инклюзивного образования, для этого и разработаны данные упражнения для более облегченного усвоения материала данной категории учащихся инклюзивного образования.

Примеров развития учащихся «в системе инклюзивного образования » на уроках химии на се­годняшний день явно недостаточно. В основном учителя используют элементы обычного обучения, которое осуществляется в форме вовлечения учащихся в различные виды деятельности, использования различных групповых или игровых уроков .

Учащиеся инклюзивного образования также делятся на различные категории: дети с ЗПР, с ограниченными возможностями, также учащиеся имеющие заключение ПМПК по вспомогательной или облегченной программе. В связи с этим мною подобраны упражнения для более удобного усвоения основных понятий по химии.

Задания по химии с развитием и коррекцией восприятия, внимания, зрительной памяти на основе упражнений в тренировке восприятия букв, химических знаков и формул для детей инклюзивного образования.












Актуальность:

Проблема создания оптимальных условий для творческого развития, самообразования и самоопределения всех детей, в том числе детей с ограниченными возможностями, сталкивающимися с различного рода трудностями в обучении химии.

Цель:   Помочь освоить первоначальные основные понятия. Обеспечить равные возможности детей в изучении химии для детей ограниченными возможностями.

Задачи:

-освоить первоначальные понятия химии у детей инклюзивного образования при помощи химических знаков и букв.

- дать общую характеристику терминологии по химии при помощи упражнений в тренировке восприятия букв.

Ожидаемый результат:

Научиться учащимся инклюзивного образования более облегченно усвоить программу по химии путем тренировки памяти, воображения, внимания и мышления .



























Введение

Правильно состав­ленные задания являются механизмом, с помощью которого можно предвидеть учебные результаты. Учителя часто сталкиваются с ситуациями, когда задания не выполнены не потому, что учащиеся не знают учебный материал или не имеют нужных навыков, а потому, что система учебных заданий не дает им возможности использовать свои способности.

 Предмет химия сам по себе сложен, требует максимального внимания, логику мышления и хорошо развитых умственных способностей. Применение тех или иных методов работы на уроке будет завесить от диагноза ребёнка, но в любом случае это будет индивидуальная работа течении 15 минут. Ребёнок, которого я обучаю, с ограниченными возможностями обучение ведётся с 8 го класса по 9 класс на сегодняшний день, поэтому первоначальная задача – это заинтересовать ученика предметом, интерес можно пробудить, приводя примеры из жизни. Необходимо подобрать такой материал, который так же заинтересует ребёнка. В данном случае мне помогает психолог, задача которого выяснить наиболее интересную тему для беседы.  Возможно это определённые ситуации в школе, с друзьями, на улице, проявление каких-либо чувств.























Задания на развитие внимания

Внимание — состояние психологической концентрации, сосредото­ченности на каком-либо объекте. Учителю химии важно добиться состояния психологической сосредоточенности учащихся на хими­ческих объектах (веществах, химических реакциях и т. п.). Чтобы ус­пешно развивать внимание учащихся в процессе изучения химии не­обходимо использовать следующие приемы:

1. Учитель в любой учебной ситуации должен учить учащихся заме­чать все наиболее типичное, характерное, мысленно отвечая на вопросы; что особенного в данном химическом объекте (атоме, мо­лекуле, веществе, химической реакции, технологическом процес­се)? Чем отличается данный химический объект от тех, с которыми они уже знакомы?

2.  При изучении химических реакций и процессов учитель постоянно должен приучать учащихся замечать все, что в них изменилось с мо­мента их протекания (агрегатное состояние, цвет веществ, раство­рение веществ, выпадение осадков, выделение газов, тепла, света, появление запахов и т. п.).

3.  При чтении химических текстов учитель должен учить учащихся ох­ватывать своим вниманием как можно большую часть текста, чи­тать, как можно быстрее, улавливая смысл прочитанного.

Упражнения

1. На пропуски элементов.

Вставьте пропущенные формулы веществ в уравнения реакции. Где возможно, укажите окислитель и восстановитель.

1) 2HNO3 + ...→Cu(NO3)2 + H2O

2)  2HNO3 + ...→ 2NaNO3 + CO2 + H2O

2. На лишние данные.

Задание «Исключите лишнее».

а) углерод, алмаз, карбид, графит, карбин;

б) антрацит, торф, кокс, нефть, стекло;

в) известняк, мел, мрамор, малахит;

г) кристаллическая сода, мрамор, поташ, каустик;

3. Ученику выдается стоклеточная таблица с изображениями химических элементов, формул простых и сложных веществ.

HCl

H2

CaO

KNO3

Hg

Si

NaOH

CO2

O2

CuO

Si

O2

HCl

NaOH

CaO

Mg

HCl

Hg

KNO3

AgCl

CuO

CO2

Mg

O2

KNO3

CO2

AgCl

HCl

CaO

Si

Mg

HCl

NaOH

Hg

HCl

CaO

HCl

H2

Mg

O2

AgCl

O2

NaOH

Mg

NO2

Hg

HCl

KNO3

CuO

HCl

CaO

CO2

KNO3

Hg

O2

CuO

Mg

HCl

Si

O2

KNO3

NaOH

AgCl

CaO

CO2

HCl

CuO

Hg

NaOH

AgCl

NaOH

NO2

Si

Mg

H2

Mg

O2

CO2

O2

CO2

CuO

O2

Hg

NaOH

CaO

NaOH

KNO3

Si

KNO3

AgCl

Hg

KNO3

Si

HCl

CaO

KNO3

HCl

NaOH

HCl

Hg

 

Необходимо ответить сколько раз в таблице встречаются:

1) определенный химический элемент

2) простое вещество

3) сложное вещество

 4. Представлены формулы веществ, написанные в три столбика. Предлагается в каждой строчке вычеркнуть формулу вещества, кото­рое принадлежит к другому классу соединений.

Конец формы


HCI

CuO

H2SO4

NaOH

Fe(OH)3

KCI

SO2

Ba(NO3)2

N2O5

AI2O3

ZnBr2

CaCO3






Задания на развитие воображения.

Воображение — способность представлять отсутствующий или ре­ально не существующий объект, удерживать его в сознании и мыслен­но манипулировать им. Поэтому основной прием формирования во­ображения при изучении химии — прием образного представления отсутствующего химического объекта (или реально не существующего химического объекта), удерживаемого в сознании, которым возможно мысленно манипулировать.

Необходимые действия учителя по развитию воображения учащих­ся на уроках химии:

1.    В процессе химического образования учителю химии следует учить учащихся изображать химические объекты или информацию о них в виде рисунков, символов, схем, условных обозначений, привнося в соответствующие изображения как можно больше творческой фантазии.

2.  Учитель химии может научить учащихся изображать объемные мо­дели и макеты, используемые при изучении химии, в различных проекциях или научить мысленно представлять тот или иной химический объект, например, химический прибор в оригинале.

3.  С целью формирования воображения можно использовать хими­ческие сочинения и сказки, конструирование и моделирование не­которых химических объектов:

Упражнения

 1. Необходимо записать в тетради как можно больше слов, обозначающих предметы или понятия:

 - имеющие одинаковую форму (круглые, прямоугольные, плоские, объемные);

-  имеющие одинаковый цвет (красные, зеленые, бесцветные);

- относящиеся к химической посуде с одной буквы;

- сделанные из одного материала (деревянные, металлические, стеклянные).

2.Страшная история о том, как химическая реакция не захотела идти, и как был нарушен один из законов математики

Два ученика - Коля и Толя - получали гидроксид хрома (III) из хлорида хрома (III).

Коля налил в пробирку раствор гидроксида калия и добавил раствор хлорида хрома (III).

Он очень удивился, увидев абсолютно прозрачный раствор без малейших признаков осадка.

Толя поступил иначе. Он налил в пробирку раствор соли и до­бавлял к ней по каплям раствор щелочи. И хотя Коля убеждал его, что все равно ничего не получится (ведь от перемены мест слагаемых сумма не меняется), в пробирке появился осадок гидроксида хрома (III).

Пришла Оля и добавила в пробирку Коли немного соляной кислоты; в пробирке появился такой же осадок, как и у Толи. Тут уж удивились и Коля, и Толя: всем известно, что кислота с собственной солью не может образовать осадок. Пришлось Оле объяснять друзьям, в чем тут дело. А чтобы было понятнее, она даже написала уравнения реакций. Попробуйте и Вы написать уравнения реакций, которые провели Коля, Толя и Оля.

К раствору гидроксида калия приливают раствор хлорида хрома (III), «ничего не получается»:__________________________________________________.

К этому же раствору Оля приливает немного соляной кисло­ты, выпадает осадок: _____________________________________________________________.

К раствору хлорида хрома (III) приливают раствор гидрокси­да калия, выпадает осадок:________________________________________________________.

Почему в данном случае «от перемены мест слагаемых сумма изменилась»?





Задания для развития памяти.

Память — процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации. Поэтому разви­тие памяти в процессе химического образования требует реализации приемов запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки учащимися химической и другой информации:

1. Приучать учащихся запоминать различно­го рода информацию (факты, имена выдающихся химиков мира, новые химические термины, названия и т. п.), не прибегая к записям, и воспроизводить ее устно. Такого рода задания способствуют к тому же и развитию речи учащихся.

Упражнения

1.Задание  « Склеенное предложение».

В начале задания выдается учащемуся текст, с правильно написанными словами, затем даю карточку склеенных сов в предложении, где нужно разделить слова правильно по порядку.

Раздели склеенные слова  черточками.

 Аргоназотоксидбориттриймедьпробиркасолькадмий

2. Дается набор слов по определенной теме т из учебника, из них нужно составить слова, относящиеся к теме с помощью учебника.

3. «Развитие памяти в зрении».

 Учащемуся предлагается определить на глаз:

Сколько в книге страниц?        

На какой странице учебника закладка?

4. Восполни недостающие буквы в следующих словах:

 х - м - я                            с - е - ь

о - ыт                                к- - л-т-

о –с- д-                              св - й -  - в -

ве- щ –с - -о              и - д - - с

5. Задания «Подберите антонимы»:

а) диссоциация ... д) восстановитель...

б) анион... е) акцептор...

в) неметалл... ж) исходные вещества...

г) анод... з) основные свойства...

6. «Найди ошибку».

 Ученик получает2 карточки , на одной химические знаки, формулы, названия веществ написаны правильно, а на другой - ошибками.

Необходимо найти ошибки и исправить данные ошибки в карточках.

 7. Необходимо записать в тетради как можно больше слов, обозначающих предметы или понятия:

 - имеющие одинаковую форму (круглые, прямоугольные, плоские, объемные);

-  имеющие одинаковый цвет (красные, зеленые, бесцветные);

- относящиеся к химической посуде с одной буквы;

- сделанные из одного материала (деревянные, металлические, стеклянные).

Задания для развития мышления.

Мышление — это психический процесс отражения действительнос­ти, высшая форма творческой активности человека. Оптимальное развитие мышления в процессе химического образова­ния предполагает совершенствование всех названных форм мышле­ния и применение адекватных им методов. Заметим, что развитие мышления учащихся существенно зависит от природных задатков и социальных условий его жизнедеятельности.

Развитие теоретического мышления учащихся при изучении хи­мии предполагают формирование умений: использовать имеющие химические теории и законы для объяс­нения известных фактов и явлений; правильно формулировать определения химических понятий;

4)  логически последовательно и компактно излагать свои мысли, делая правильные умозаключения на основе фактов и выстраи­вая цепочки рассуждений, ведущих к обобщающим выводам;

Упражнения.

1.Подберите к цифре названия вещества соответствующую букву формулы.

1.  Угольная кислота A. HgO

2.  Оксид ртути (II) Б. Мn2О7

3. Гидроксид цинка В. Ва(ОН)2

4.  Азотная кислота Г. Н2СО3

5.  Оксид марганца (VII) Д. Zn(OH)2

6.  Фтороводородная кислота Е. HF

7.  Оксид фосфора (V) Ж. Р2О5

8.  Гидроксид бария 3. HNO3

2. Установите признак, объединяющий указанные объекты:

1.  Кислород — озон, сера — кристаллическая, пластическая;

2.  H2S, Na2S, AI2S3, MgS;

3.  S03, H2S04, Na2 S04, MgS04;

4.  HCI, HNO3, H2S04, H3P04;

5.  Стекло, цемент, кирпич, бетон;

3. Продолжите ряд веществ, установив закономерность в последова­тельности их формул:

1.  AgCl, Cu(OH)2, BaSO4, Zn(OH)2,...

2.  Na2S04, CaCO3J MgS04, BaCO3,...

3.  H2SO4, NaOH, KC1, HC1, KOH, AgNO3,...

4.Ученику выдается на листке перечень символов химических элементов:

 Al, K, Cl, Na, Mg, Li, S, Si, Rb, Ag, P, Ar, Cs, Cu, Fr, Fe, H, Au, Ca, Zn

 Необходимо: 

1)    расположить химические элементы в алфавитном порядке

2) выбрать химические элементы 1-ой (2,..) группы

5. «Найди ошибку».

 Ученик получает2 карточки , на одной химические знаки, формулы, названия веществ написаны правильно, а на другой - ошибками.

Необходимо найти ошибки и исправить данные ошибки в карточках.

 6.  Задания на выполнение мыслительных операций 

Задание на соответствие.

Подберите к цифре названия вещества соответствующую букву формулы.

1.  Угольная кислота A. HgO

2.  Оксид ртути (II) Б. Мn2О7

3. Гидроксид цинка В. Ва(ОН)2

4.  Азотная кислота Г. Н2СО3

5.  Оксид марганца (VII) Д. Zn(OH)2

6.  Фтороводородная кислота Е. HF

7.  Оксид фосфора (V) Ж. Р2О5

8.  Гидроксид бария 3. HNO3

Задания на развитие творческого мышления.

1. Предложите способ очистки поваренной соли от содержащейся в ней примеси хлорида аммония. Составьте уравнения реакции.

2. Предложите способ разделения газообразной смеси, состоящей из кислорода и аммиака, используя знания о химических свойствах этих веществ. Составьте уравнения реакций.

Задания на составление и исправление алгоритма.

 Для проведения анализа вам необходимо 200 мл 0,1% раствора НСI. В наличии имеется концентрированная кислота с неизвестной плотностью. Составьте алгоритм ваших действий при выполнении этого задания.

2.  Спирт содержит различные примеси, в том числе и механические. Вам необходимо его очистить от всех примесей. Составьте алгоритм ваших действий.

3.  В некоторых методических пособиях для учителя рекомендуется следующий алгоритм составления уравнений реакций:

1)  сформулируйте словами уравнение;

2)  поставьте химические знаки;

3)  определите коэффициенты;

4)  проверьте коэффициенты;

5)  напишите полностью химическое уравнение.

Оцените предложенный алгоритм с точки зрения его правильности. Предложите свой алгоритм составления уравнений реакций.

































Заключение:

При внедрении инклюзивного образования в общеобразовательный процесс у детей повышается жизненный тонус и активная позиция. Появляется шанс достигнуть определенных положительных результатов в развитии.

Для успешного внедрения инклюзивного образования в преподавании химии нужно:

Применять индивидуальные маршруты для детей инклюзивного образования. Проводить постоянную оценку планирования и мониторинг достигнутых результатов.



































Литература:

Хомченко И.Г. - Сборник упражнений по химии и

Абишева А.Ж.- Проблемы внедрения инклюзивного образования в Казахстане

Нурахметов Н.Н.- учебник химии 9 класс издательство «МЕКТЕП» 2015 год




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!