СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник развивающих заданий.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

              Содержание заданий предусматривает моделирование ситуации, в которой учащиеся, отталкиваясь от анализа единичного примера, найдут определённые пути к обнаружению явления, к пониманию его сути, а затем определят способ действия.

             Задания творческого характера способствуют укреплению и повышению познавательных интересов учащихся, развитию их творческого мышления, индивидуальности каждого школьника.

             Особое место в системе развивающих  заданий занимают развивающие каноны. Это упражнения, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями.

Просмотр содержимого документа
«Сборник развивающих заданий.»

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»

П. Вынгапуровский.











Творческие развивающие задания на уроках русского языка(5-9 классы).


На обратной стороне:

Авторы составители

Бажина М.А.

Котина Т.И.

Кузнецова Л.А. – учителя русского языка и литературы.




















От составителей.

Одним из важных направлений в развитии современной школы является разработка и внедрение инновационных педагогических технологий, в том числе и развивающих, направленных на решение важнейшей задачи современного образования: формирование высокоразвитой личности, способной не только эффективно усваивать знания, но и успешно адаптироваться в современных социально-экономических условиях.

Именно система Л.В. Занкова, основные цели и задачи которой в наибольшей степени соответствуют социальному заказу общества, позволяет создать необходимые условия для развития у школьников нравственных качеств и эстетических чувств, воли, формирования духовных потребностей, в частности, внутреннего побуждения к учению.

Эти задачи могут быть решены через включение в структуру урока творческих развивающих заданий, стимулирующих и интеллектуальное, и лингвистическое развитие ученика.

В данном сборнике представлены разнообразные задания развивающего характера, которые могут быть использованы на уроках русского языка в классах развивающего обучения, так и в классах традиционного обучения.

Развивающие задания на группировку, исключение лишнего, сравнение, классификацию языковых явлений, развивающие каноны позволяют формировать у учащихся языковую, коммуникативную, познавательную компетенции, развивать гибкость, оригинальность, широту мышления, открывать тайны языка, богатство его выразительных возможностей.

В процессе решения учебных задач у детей формируются такие операции логического мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация.

Содержание заданий предусматривает моделирование ситуации, в которой учащиеся, отталкиваясь от анализа единичного примера, найдут определённые пути к обнаружению явления, к пониманию его сути, а затем определят способ действия.

Задания творческого характера способствуют укреплению и повышению познавательных интересов учащихся, развитию их творческого мышления, индивидуальности каждого школьника.

Особое место в системе развивающих заданий занимают развивающие каноны. Это упражнения, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями.

Ученику нужно включить воображение, догадку, интуицию, привлечь имеющиеся знания и в то же время отойти от шаблонов и стереотипов. Ученик должен проводить каждый раз мини-исследование, которое и несёт в себе развивающий эффект.

Разнообразные развивающие задания предназначены как для индивидуальной, так и для групповой работы учащихся, могут использоваться не только на уроках, но и на факультативных, кружковых занятиях, при подготовке учащихся к олимпиадам и интеллектуальным марафонам.

Пособие адресовано учителям средней школы и призвано помочь им в подготовке к урокам с учётом современных требований и подходов.








Оглавление.



I Фонетика.

II Морфемика и словообразование.

III Лексика и фразеология.

IV Морфология.

  1. Имя существительное.

  2. Имя прилагательное.

  3. Имя числительное.

  4. Местоимение.

  5. Глагол.

  6. Причастие.

  7. Наречие.

V Синтаксис и пунктуация.

VI Развивающие каноны.




















Фонетика.

Задание №1

Составьте 2 слова, в каждом из которых по три слога (каждый слог можно использовать только 1 раз): ро, ло, мо, до, ко, га.

Задание №2

Расставьте гласные так, чтобы получились слова.

с-р- п-л- ш-л-

к-р- д-м- к-ч-

м-л- -к-л -д-

-ж к-л -д

п-л -с-к -ж


Задание №3

Какая буква пропущена в слове за-рать?

Сколько вариантов ответа существует?


Задание №4

Составьте слова по схемам:

-ро - - - ро -

-ро - - - ро - -

-ро - - - - ро - -

-ро - - - - ро - -

- -ро - - - ро - -


Задание №5

Вставьте буквы:

- - соль -уж-

марк - - уж –

- мель - лещ

- - - ода - рак

- - дача - рак

- рак


Задание №6

Составьте слова по конструкции:

- - -ель - - - ель

- - -ель - - - ель

- - -ель - - - ель


Задание №7

Составьте 10 слов по схеме:

М - -

и 5 слов по схеме:

Ф - -




Задание №8

Попробуйте по словам-отгадкам восстановить текст метаграммы. Охарактеризуйте описанные вами звуки (гласный, согласный, глухой-звонкий, мягкий-твёрдый…), объясните, какие произносительные органы участвуют в образовании каждого звука.

С … летаю над волною,

С … не дам волкам покою,

С … рубашка-безрукавка,

С … скачу в лесу по травке.

С … меня крепи к детали

Из железа или стали.

( …айка)

С … я в доме, с … я в поле,

С … я в море, с … - в футболе,

С … вбивают, с … взрывают,

С … долину называют.

( … ол).


Задание №9

Объясните, чем определяются смысловые и грамматические различия слов каждой пары.

Состав – составь, трон – тронь, ел – ель, вес – весь, удар – ударь, жар – жарь, стан – стань, пример – примерь.

Можно ли включить в эту группу слов пары мол – моль, кон – конь? Объясните почему?


Задание №10

Кто больше?

  1. Сначала запишите слова, начинающиеся с буквы Й, затем слова, начинающиеся со звука Й. С помощью каких букв обозначается этот звук в данных словах.

  2. Слов какой группы в русском языке значительно больше?


Задание №11

Сгруппируйте данные слова. Сколько способов группировки получилось?

Арбуз, алфавит, ворота, документ, звонишь, каучук, квартал, компас, магазин, начать, облегчить, портфель, свёкла, столяр, углубить, цемент.


Задание №12

Прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить (учитель стирает первый столбик). Ориентируясь на второе слово, напишите словосочетания полностью.

Съедобный гриб

Въезжать в лес.

Объяснил задачу.

Подъём флага.

Пенье соловья.

Пьёт воду.

Бьёт больно.



Задание № 13

Прочитайте слова.

Резать, лечить, ходить, полоть.

Укажите, что в них общего? Составьте цепочку слов для минутки чистописания. В неё должны войти следующие буквы:

  • буквы, обозначающие непарный звонкий мягкий согласный звук в слове резать;

  • безударный гласный в слове лечить;

  • буква, обозначающая непарный глухой твёрдый согласный в слове ходить;

  • безударный гласный в слове полоть.

-Какую цепочку вы составили? Определите закономерность( рехо, рхео, рехо, рхео…)


Задание №14

Прочтите правильно данные слова, какие слова могут быть «лишними»? ( Сорит – глагол, каучук – 3 слога).

Цемент, портфель, хвоя, фарфор, сорит, древко, досуг, каучук, партнёр.


Задание №15

Запишите данные слова в следующем порядке:

  • слова, в которых есть только глухие согласные;

  • слова, в которых есть только звонкие согласные;

  • слова, в которых есть и звонкие, и глухие согласные.

Петушок, гребешок, травинка, бровинка, голова, борода, грива, катушка, кадушка, лягушка, копыто, пятка, ириска, сосиска, домовой, огороды, колокольчики.


Задание № 16

Дана пропорция Б Д

___ = ___Как её решить?

П ?

Задание №17

Вставьте пропущенное слово.

Багор (роса) тесак.

Гараж ( …) табак.


Фляга (альт) жесть.

Косяк (…) мираж.


Лоток (клад) лодка.

Олимп (…) катер.


Край (клей) шлея.

Сова (…) перл.


Задание №18

Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

обы (…) ка у (…) ова

ме (…) олад свир (…) ник

ваи (…) амида го (…) кот


Морфемика и слообразование.


Задание №1

Сгруппируйте пары слов с беглыми гласными. Сколько способов группировки вы можете назвать? Обозначьте морфемы с чередованием.

Костёр – костра, сжимать – сожму, сжигать – сожгу, дно – донышко, отгореть – отогреть, ложь – лживый, ремень – ремня, носок – носков, миг – мгновение.


Задание №2

Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду.

  • Красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.

  • Томительный, утомительный, томный, пятитомный.


Задание №3

Исключив «лишнее» слово, запишите остальные слова и проведите морфемный разбор 2-3 слов.

  • Беззаботный, ветреный, беспечный, беспокойный.

  • Бесчувственный, бездушный, бессодержательный, жестокий, бессердечный.

  • Безграничный, бесконечный, бесперебойный, беспредельный, безбрежный.


Задание №4

Установите, сколько вариантов и какие имеет корень в каждой группе слов. Запишите эти слова, выделяя корни.

Спать, сплю, засыпать, заснуть, сон, усыплять; жечь, жгучий, жжение, обжиг, ожёг (глаг.), ожог (сущ).


Задание №5

Сгруппируйте слова по значению корня.

  • Всемирный, мирный, смириться, мирок, помириться, присмиреть, мировой, мировоззрение, миропонимание, мирно.

  • Купаться, купе, покупательница, закупка, купейный, искупаться, купить, закупочный, покупатель, закупить, покупать.


Задание №6

Из данного перечня морфем составьте и запишите слова. Какой способ образования объединяет эти слова?

  • а-, –худ-, -ис-, -ость-, -л-.

  • е-, -игр-, до-, -ни-, -ыва-.

  • ива-, -у-, -ни-, -краш-, раз-, -е.




Задание №7

Исключив «лишнее» слово, запишите остальные слова и проведите морфемный разбор 2-3 слов.

  • Беззаботный, ветреный, беспечный, беспокойный.

  • Бесчувственный, бездушный, бессодержательный, жестокий, бессердечный.

  • Безграничный, бесконечный, бесперебойный, беспредельный, безбрежный.

  • Томительный, утомительный, томный, пятитомный.

  • Красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.


Задание №8

Найдите закономерность и вставьте пропущенные буквы.

Ключик-ключика, кирпичик-кирпичика, горошек-горошка, платочек-платочка, носик-носика, ларёчек-ларёчка, апельсинчик-апельсинчика, слоник-слоника.


Помидорч-к, калач-к, замоч-к, пенёч-к, ящич-к, стаканч-к, понч-к, ларч-к, камеш-к, диванч-к, букет-к, фартуч-к, таз-к, карандаш-к, лист-к, листоч-к.



Задание №9

Найдите закономерность и вставьте пропущенные буквы.

Рассказ, россказни, расписка, роспись, розыск, разыскать, росчерк, расчертить.

Р-скинуть, р-збег, р-сспросы, р-зыгрыш, р-спустить, р-ссыпь, р-ссыпать, р-списать,

р-списание, р-згадка.



Задание №10

Фрагмент кроссворда.

Игорь, Витя и Саша составляли кроссворд. Осталось вписать одно слово. Игорь предложил «ш_пот», Витя - «в_гон», Саша сказал, что они оба не правы. А кто был прав?



К

О

М

Л

О

В

О

К

Т

О

М

Г

О

Д

Д

Ы
















Задание №11

В каждой группе все слова выбраны по какому-то общему признаку. Для каждой группы установите, по какому признаку отобраны слова, и укажите лишнее.

Например: дышать, видеть, верить, слышать, обидеть, гнать. В этой группе все слова, кроме верить, относятся ко второму спряжению, так как являются исключениями, а верить – потому, что оканчивается на -ить

  • Замирать, умереть, умирание, примирение, вымерший, замирающий.

  • Пол-овина, пол-очка, пол-ушка, пол-ящика, пол-осы, пол-овцы.

  • Оловянный, желанный, ветреный, медленный, серебряный.

  • Рассвет, россыпь, разрушить, роскошный, розданный, расступиться.

  • Поросль, предложение, блестеть, прикасаться, заря, загорелый, разбираться, выращенный, сочетание.

  • Клеящий, борющийся, надеющийся, дышащий, бормочущий, калечащий.


Задание №12

Наблюдательны ли вы? Прочитайте слова один раз. Закройте их.

а) Облако, бархат, ярмарка, канцтовары, абажур, витрина, жилет, канава, азарт, канонада.

Прочитайте слова под буквой б) и ответьте на вопросы.

б) Бархат, облако, ярмарка, абажур, канцтовары, жилет, витрина, канава, азарт, канонада.

1) В каких словах допущены ошибки?

2) Какие слова стоят в другом порядке?


Задание № 13

К приведённым ниже блокам окончаний подберите один общий слог для начала.

  • Ус, - оптик -, -дром -, -клит -, -як -, -оним -, -тез -, -копа-. ( Ответ : син-)

  • Ть-, -а-, -ность-, -мос-, -як-, -тюм-, -уля-, -инус-. (Ответ: кос-)

  • К, -ец-, -днм-, -тал-, -генс-, -го-, -кер. ( Ответ: тан-)

  • Ма-, -иск-, -быль-, -вычка-, -горшня-, -даное-, -цел-, -каз-. (Ответ:при-).

  • Ль -, -я -, -кан -, -рик -, -меска -, -рт -, -дион -, -ж. (Ответ: ста-)

  • Туна-, -саж -, -сунка -, -мула-, -ель -, -а -, -точка -, -инт -, (Ответ: фор-)

  • Ла -, -лец -, -коза -, -мя -, -жень -, -мнина. (Ответ: стре-)

  • Он -, -гат -, -за -, -нч -, -ска -, -йлина. ( Ответ: фре-)

  • Д -, -шь -, -мя -, -телька -, -лок -, -день-. (Ответ: бре-)


Задание № 14

К каждому блоку приведённых букв надо найти общие слоги для окончания.

  • В-, гл-, дл-, дрез-, м-, карт-, ос-, ряб-. (Ответ: -ина)

  • Замор-, б-, пар-, д-, к-, карт-, п-, т-. (Ответ: -очка).

  • Бред-, д-, л-, п-, тюл-, ос-, яс-, т-. (Ответ: -очка)

  • За-, ку-, об-, от-, с-, ту-, су-. (Ответ: -рок)

  • Кап-, щ-, пост-, тр-, тур-, м-, яг-. (Ответ: -ель)

  • Ву-, д-, ст-, ш-, печ-, пищ-. (Ответ: -аль)

  • Б-, г-, л-, м-, п-, с-, ч-, ш-. (Ответ: -айка)

  • В-, ги-, ж-, ар-, п-, ц-, ст-, пел-. (Ответ: -ена)

  • Б-, му-, бу-, СА-, ха-, пре-, буш-, серве-. ( Ответ: -лат)


Задание №15

Что является общим и чем различаются данные слова.

Тр…буна, ст…д…он, фу…бол, мА…ч, к…п…тан, к…манда, хо…ей, тренер, тренироваться (новые слова), б…скетбол.

Сгруппируйте слова одним способом.


Задание №16

Выпишите только те слова, которые имеют чередующиеся гласные в корне. Выделите корни, подчеркните орфограммы.

С…деть, отп…реть, гл…деть, заг…рать, п…л…вина, пол…жжение, к…сичка, к…снуться, отр…сль, р…синка, уб…гать, заж…гать, р…стение, зар…совать, з…ря, з…ри, бл…стать.


Задание №17

Работа с «отрезками» слов.

Образуйте как можно больше слов с приставками первой группы (приставки, в которых гласные пишутся в безударном положении так, как в ударном).

I в. - …делать, …дать.

II в. - …ввергнуть, …делить

III в. - …ставить, …точить.


Задание №18

Найдите « четвёртое лишнее».

  • Блюдца, оконца, полотенца, кольца.

  • Рыбацкая лодка, лодка с парусом, первая лодка, плывущая лодка.

  • Фанера, пионер, кашне, нерв.

  • Томительный, утомительный, томный, пятитомный.

  • Пассажирский пароход, скорый поезд, детский вагон, грузовое такси.

  • Сбить, сдать, списать, сделать.

  • Пятак, пятачок, пять, пятёрка.

  • Владелец, кормилец, наглец, страдалец.

  • Наклонение, время, лицо, спряжение.

  • Иду, пою. Идут поезда. Кто-то идёт. Идут, поют.

  • Веко, вечный, вековечный, век.

  • Вёсны, весне, весну, весной.

  • Листики, листы, листья, листва.

  • Отдать, раздать, создать, издать.

  • Принести, приклеить, приоткрыть, пришить.

  • Собрат, современник, солист, соученик.

  • Десять, сорок, тьма, темнота.

  • Остряк, добряк, здоровяк, молодняк.




Задание №19

У слова МЕСТО много родственных слов, среди которых есть почти все части речи. Сможете ли вы назвать пять глаголов, два существительных (одно сложное), наречие из числа этих слов?


Задание №20

Заполните пропуски в словообразовательных цепочках. Найди «лишнее».

Имя - … - именоваться.

Секунда - … - ежесекундно.

Врать - … - врунишка.


Задание №21

Слово МЕРЗКИЙ образовано от старого прилагательного МЕРЗЪ « холодный» (ср. мёрзнуть). Почему это стало возможно? Что общего в значении слов холодный и мерзкий?


Задание №22

Докажите, что слово ДОСТИЖИМЫЙ является прилагательным.


Задание №23

Прилагательное «боевой» образовано от существительного «бой», которое оканчивается йотом. В каких морфемах сохранился йот в прилагательном? Если да, то как его найти?


Задание №24

«Неправильные» слова, которые придумывают дети, чаще всего образованы по законам языка. Из реально существующих частей слов (приставок, суффиксов, корней). Поэтому, хотя таких слов в языке нет, понять, что они означают, всегда можно.

  • Объясните, как образованы придуманные детьми слова «наволшебить» и «отслониться».

« Он был волшебником, только ничего не мог наволшебить».

« Отслонитесь скорей от стенки!»

  • Малыш говорит: «Мышка такая юрчатая!» (он хочет сказать, что мышь юркая). Правильно ли образовано слово « юрчатая»? Как в русском языке образуются слова с суффиксом « - чат -»? Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируйте несколько слов с этим суффиксом?


Задание №25

Нарушаются ли нормы современного русского литературного языка детские слова колесята, людёнок, ползуг, лодица, тормозило?


Задание №26

По каким «правильным» моделям образованы «неправильные» прилагательные рековой, совестный, часный?

- Это морской корабль, или рековой?

- Петя бессовестный совсем, а Ваня наоборот… совестный

- Иди в часный магазин и купи себе часы!

( Реплики детей)


Задание №27

Слова «достоин» и «удостоен» имеют один корень, они родственные. Почему второе слово пишется через «е»?


Задание №28

Что объединяет слова пломбир, вулкан, фужер?

( это нарицательные имена существительные, которые образованы от имён прилагательных)


Задание №29

В «Обратном словаре русского языка» слова располагаются по алфавиту конечных букв.

По каким грамматическим признакам можно сгруппировать данные слова?

какао самбо тоскливо рабство

небо кружево слово чувство

спасибо зарево одинаково юношеств


Задание №30

Составьте цепочки слов, в каждой из которых корень начинается с одной и той же гласной. Запишите их, вставляя буквы и выделяя орфограммы.

Об…явление, пред…юбилейный, об…единить, с…ест, под…ехал,с…язвил, об…ест, с…ёжились, об…ятия, в…едливый, под…ём, об…яснение, с…едобный, об…единение, с…ёмка, пред…явить, раз…ярённый.


Задание №31

Правильно ли составлена следующая «пропорция»?

Бой: зверобой = бей: воробей.


Лексика и фразеология


Задание №1

Даны три слова. Найдите четвёртое, которое относится к третьему, как второе к первому.

  • Весна – осень, рассвет -…

  • Человек – платье, дерево -…

  • Время – часы, теплота -…

  • Автомобиль – руль, поезд - …

  • Настоящее – знать, будущее -…

  • Дружба – любовь, вражда -…

  • Радость – свет, печаль - …

  • Шум – толпа, тишина - …

  • Чтение – книги, пение - …

  • Волки – лес, люди -…

  • Покой – движение, плен -…

  • Телефон – ухо, кино - …

  • Двор – ворота, дом - …

  • Время – часы, теплота -…


Задание №2

Найдите четвёртое лишнее.

  • Астра, флокс, гладиолус, василёк.

  • Гнездо, муравейник, курятник, берлога.

  • «Жигули», «Запорожец», «Волга», «КАМАЗ».

  • Бледный, синеватый, скудный, тусклый.

  • Каша, папа, небо, земля.

  • Стол, стул, семья, трио.


Задание №3

В современном русском языке слово позор имеет следующее значение:«бесчестье, постыдное, унизительное положение».

В каком значении употреблено это слово в отрывке из поэмы А.С. Пушкина « Руслан и Людмила»?

Но между тем какой позор

Являет Киев осаждённый!

( Подсказка: однокоренные слова к слову позор – зрение, узреть)


Задание №4

Кто найдёт в тексте больше устаревших слов?

Снился Святославу смутный сон

В стольном граде в тереме высоком.

И, собрав бояр, поведал он,

Что узрел во мраке вещим оком.


Задание №5

« На высоком берегу Оки, откуда открывается широкий горизонт, есть сельцо Окаёмово. Из Окаёмова, как говорят его жители, видно половину России».

Почему село получило такое название?

Что обозначало слово окаём в старину, если известно, что оно образовано от слов око и емлет?


Задание №6

В отрывке из « Сказки о царе Салтане…» А.С. Пушкина слово гость употреблено в двух значениях. Попробуйте доказать, что одно из них устарело и что именно оно когда-то дало жизнь таким словам, как гостиница, гостинец, гостиный двор.

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят,

Пристают к заставе гости;

Князь Гвидон зовёт их в гости,

Их он кормит и поит

И ответ держать велит:

« Чем вы, гости, торг ведёте

И куда теперь плывёте»?


Задание №7

В современном русском языке слово живот имеет следующее значение:

« часть тела, в которой расположены органы пищеварения».

В каком значении употребляется слово живот в выражениях:

  • Не щадя живота своего.

  • Не на живот, а на смерть.


Задание №8

Что означает ушедшее из языка слово туга, следы которого остались в глаголе тужить? Проанализируйте, в каком ряду и в каком значении используется слово туга в народно-поэтической речи прошлого.

И шли года… Гулял в степях лишь буйный ветер на просторе…

Но вот скончался Мономах, и по Руси - туга и горе.

( А.Н. Майков)

Бяше (были) туга и печаль, на улице – скорбь…

( Новгородская летопись).


Задание №9

Узнайте пословицу по её «перевёртышу» (то есть, в том варианте, когда каждое её слово заменено антонимом).

«Под милиционером косынка тонет». Правильный народный вариант – «На воре шапка горит».

«С зайцами умирать – не по-заячьи хихикать». Правильный народный вариант – « С волками жить – по-волчьи выть».

«Своими ногами холод отталкивать». Правильный народный вариант – «Чужими руками жар загребать».

«Умная нога у голов беспокойство отнимает». Правильный народный вариант – «Глупая голова ногам покоя не даёт».

«От смелости носы малы». Правильный народный вариант – « У страха глаза велики».

«Плох сынок Иванушка, если ругают отец и дедушка». Правильный народный вариант – «Хороша дочка Аннушка, пока хвалят мать и бабушка».

«Два стакана воды украшают каплю сахара». Правильный народный вариант – « Одна ложка дёгтя портит бочку мёда».

«Поленишься – зверей обидишь». Правильный народный вариант – «Поспешишь – людей насмешишь».


Задание № 10

По какому принципу можно объединить слова в пары?

Лес, огонь, сила, бор, селение, пламя, деревня, мощь.


Задание №11

У писателя С.Львова есть статья, которая называется «Смотреть и видеть». Иностранцы не могли понять разницу между глаголами смотреть и видеть. Как бы вы им объяснили?


Задание №12

Есть ли одинаковые слова в этих двух фразеологизмах?

  • Из-за чего сыр-бор разгорелся.

  • Как сыр в масле кататься.

В каких случаях мы употребляем эти выражения в своей речи?


Задание №13

Дополните начатые цепочки по трём признакам одновременно Признаки подбора слов определите самостоятельно.

  • Аэропорта, аэроплана,…

  • Треуголка, кафтан,…


Задание №14

В каждом ряду вычеркните «лишнее» слово. Объясните, почему вы его вычеркнули?

  • Вороной, коричневый, каурый, буланый.

  • Кошелёк, сумка, портмоне, капитал.

  • Половцы, викинги, хазары, печенеги.


Задание №15

Устная игра « Четвёртый лишний». Найдите «лишнее» слово.

  • Ель, сосна, ствол, осина, пальма.

  • Родина, отчизна, страна, отечество.

  • Золотое кольцо, горячий чай, холодный взгляд, острая игла.

  • Сверкать – блестеть, бежать – мчаться, сытый – сытный, алый – красный.


Задание №16

Какие слова не являются омонимами?

  • (Косить) коса – косой (дождь)

  • Наряд (документ) – наряд (одежда)

  • Лайка (сорт мягкой каши) – лайка (собака)

  • ( Тёплая) печь – печь (пироги)

Задание №17

Вставьте слово, которое означало бы то же самое, что и слова, стоящие вне скобок.

Карточная игра (…) стержень с резьбой.

Залив (…) часть лица.

Гримаса (…) снаряд.

Собака (…) кожа.

Должность (…) воздержание


Морфология

Имя существительное.

Задание №1

Распределите слова на группы. Укажите количество способов группировки.

Секач?, туч?, грач?, мяч?, товарищ?, рощ?, молодёж?, задач?, кляч?, певуч?, чаща, мыш?, грач?, с круч?, глуш?, луж?, (нет) полотнищ?, не поможеш?.


Задание №2

Распределите слова на группы. Укажите количество способов группировки.

Косогор, поляна, песня, ребёнок, деталь, дедушка, щенок, соловей, муха, червяк, щука, человек, котёнок, мертвец, игрушка, веснушка, дерево, медведь, город, здание.

Найдите закономерность

Полдома пол-листа пол-огорода пол-Москвы

Полстакана пол-леса пол-урока пол-Европы

Полкровати пол-лимона пол-арбуза пол-Волги

Раскрыв скобки, распределите слова на 4 группы.

(Пол)лодки, (пол)абрикоса, (пол)парты,( пол)игры, (пол)часа, (пол)дня, (пол)ящика, (пол)ночи, (пол)утра, (пол)слова, (пол)линии, (пол)ложки, (пол)оборота, (пол)страны, (пол)Африки, (пол)Парижа, (пол)квартиры, (пол)окна, (пол)яхты, (пол)Оки, (пол)порции, (пол)имения, (пол)литра, (пол)училища, (пол)Саратова.


Задание № 3

Найдите закономерность и вставьте пропущенные буквы.

Бусинка-бусина, вишенка-вишня. Башенка-башня, соломинка-соломина, сосёнка-сосна, жемчужинка-жемчужина, говядинка-говядина, спаленка-спальня.


Царап-нка – царапина, череш-нка – черешня, горош-нка – горошина, баран-нка – баранина, паш-нка – пашня, выбо-нка – выбоина.

Часов-нка, колокол-нка, скваж-нка, трещ-нка, пес-нка, хиж-нка, миндал-нка, конюш-нка, извил-нка.


Задание № 4

Вставьте, где нужно, пропущенные буквы или раскройте скобки и найдите «лишнее» слово (оно отличается написанием).

  • Ш-в, ш-рох, ш-к, крыж-вник, ш-пот, капюш-н, ш-мпол.

  • Ш-тка, ш-ба, ш-м, параш-т, ш-стрый, ш-т.

  • Мыш-, мощ-, лещ-, лож-, рож-, брош-.

  • С-ём, под-ём, соб-ём, об-ём.

  • Ц-ркуль, ц-фра, ц-ганка, ц-линдр, ц-тата.


Задание №5

  • Примечание для учителя: заключая изучение темы «Глагол», можно предложить обобщающие проблемные вопросы, предполагающие сопоставление и обобщение аналогичных и близких языковых явлений.

  1. Род каких имён существительных можно определить только по окончаниям косвенных падежей имен существительных (и нельзя по форме именительного падежа)

  2. Какого рода приведённые ниже имена существительные, оканчивающиеся на – а (-я): стена, ученица, сирота, плакса, трусишка? На основании каких признаков вы определили род этих существительных?

  3. В каком падеже стоят имена существительные в словосочетаниях: читать Пушкина, не любить уговоров, встретить школьников, не найти портфеля, любить Есенина? (в данном случае от учащихся требуется знание формальных различий одушевлённых-неодушевлённых имён существительных, умения различать их по форме винительного падежа, который совпадает с формой родительного)

  4. На какие группы в зависимости от особенностей склонения можно разделить приведённые ниже существительные, оканчивающиеся на – о (-е): решето, пальто, поле, метро, мороженое?


Задание №6

Одушевлёнными или неодушевлёнными являются слова: мертвец, труп, покойник, кукла, народ? Сгруппируйте данные слова.


Задание №7

Придумайте предложения, в которых существительные гусеница, ласка, полька в одном случае обозначали бы одушевлённые предметы, в другом – неодушевлённые.


Имя прилагательное


Задание № 1

Сгруппируйте имеющиеся прилагательные.

Какого разряда прилагательных нет в данном стихотворении?

Лежат в коробке пуговки

Различных образцов.

Есть белые,

Есть черные,

Есть пестрые, цветные.

Стеклянные, чеканные,

Резные, костяные.


Задание № 2

Распределите прилагательные с несклоняемыми существительными на группы. Укажите количество способов группировки. Обоснуйте решение данной задачи.

Прям (…) шоссе, маршрутн(…) такси, сер(…) кенгуру, забавн(…) пони, величествен(…) леди, величествен(…) сэр, железнодорожн(…) депо, криклив(…) кокаду, велик(…) Верди ( итальянский композитор 19 в.), горяч(…) кофе, смешн(…) шимпанзе, велик(…) Виардо ( французская певица).


Задание №3

Распределите прилагательные на группы. Укажите количество способов группировки. Обоснуйте решение данной задачи.

  • Всякому мила своя сторона.

  • Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.

  • Кто малым не доволен, тот большого не достоин.

  • Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот, кто на дело туп.

  • И овцы целы, и волки сыты.

  • Голь на выдумки хитра.

  • Дела как сажа бела.

  • Корень учения горек, а плод сладок.


Имя числительное.


Задание № 1

В таблице дан ряд цифр от 1 до 20, но пропущены 4 цифры. Не ведя пальцем по рисунку ( только глазами), отследите, все числа и выпишите недостающие ( ключ: 3,4,11,17) . Вспомните названия литературных произведений, где есть эти числа. Образуйте от этих цифр количественные и порядковые числительные. В чём различие между порядковыми и количественными числительными?

1

16

8

13

12

9

19

2

20

6

14

18

7

15

10

5


Задание №2

Групповая работа « Сказочные задачи»

Используя порядковые и количественные числительные, составьте задачи на сказочные темы, которые начинались бы следующими предложениями:

I группа – Красная Шапочка шла к больной бабушке и несла пирожки…

II группа – Лиса Алиса и Кот Базилио решили отобрать у Буратино золотые монеты…

III группа – На опушке леса жила Коза со своими козлятами…

IV группа – Однажды три медведя отправились в лес на прогулку…

V группа – Кот очень любил ловить рыбу. Однажды утром он отправился на рыбалку…


Задание №3

Отгадайте ребусы.

1очка (одиночка), 1бор (разбор), ш1а (школа), па3от (патриот), ф1а (фраза), 2д (парад), по2л (подвал).


Задание №4

Укажите кол-во способов группировки. Сгруппируйте по частям речи.

Десяток, двойной, удесятерить, десять, удваивать, пятёрка, двумя, тройка, единственный, первый, два, трое, двое, тройка, пятиэтажный, втроём, десятый, второй, две, впятером.


Задание №5

Лингвистические задачи.

  • В нашем кружке 37 мальчиков и девочек. А если 31? Подставьте число31 в предложение. Получилось непонятно! Перестройте предложение так, чтобы вышло хорошо, а смысл сохранился.

  • В нашем городе 95 тенистых улиц и площадей. Подставьте вместо числительного 95 числительное 91. Переделайте зависимые слова так, чтобы было правильно.

  • Красиво ли звучат предложения?

Тридцать один драчун поколотил друг друга.

Тридцать один фонарь постепенно погас.

- Как правильно сказать?


Задание №6

Употребление составных числительных с существительными, имеющими только форму множественного числа.

Раскройте скобки, запишите получившиеся предложения

На складе имеются 23 (вилы) и 34 (грабли).


Местоимение


Задание №1

Сгруппируйте местоимения по разрядам. Цифрой укажите кол-во слов в каждой группе.

Кто-то, себя, никто, свой, каждый, у него, подо мной, всякий, кое-кто, там, ни у кого, когда-либо, этот, мой,


Глагол


Задание № 1

Превратите инфинитивы глаголов в формы прошедшего времени мужского рода. Сравнивая эти формы, найдите «лишнее» слово.

  • Писать, решить, нести.

  • Говорить, сказать, жечь.

  • Стричь, чистить, брить.

  • Стелить, стеречь, петь.

  • Вести, думать, плести.


Задание №2

Проведите лингвистический эксперимент: измените формы времени глагола в тексте. Что изменилось в содержании текста? Какой из вариантов кажется вам более выразительным? Какую роль играют временные формы глаголов?


Тёплый юмор А.П.Чехова.

( по рассказу « Лошадиная фамилия»)

Великолепный старик А.П. Чехов бывает в своих произведениях по-настоящему беспощадным. Особенно это касается тех случаев, когда он обличает или высмеивает отрицательные человеческие качества, например пошлость, отсутствие порядочности и благородства. Но, вместе с тем, писатель может быть удивительно добрым, в этом случае его юмор кажется совершенно особым, тёплым.

В качестве примера можно привести один из рассказов Чехова – « Лошадиная фамилия». Этот рассказ довольно короткий, но при этом очень интересный и забавный. В рассказе описывается простая и даже несколько обыденная ситуация. У генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Все домочадцы немедленно прониклись страданиями больного и начали предлагать ему самые разные средства от зубной боли, которые подчас оказываются невероятно комичными.

Рассказ назван 2Лошадиная фамилия». В этом и кроется юмористическое зерно рассказа. После того, как страдавший от боли Булдеев, попробовал множество разных средств, его приказчик Иван Евсеевич посоветовал обратиться к настоящему «волшебнику». Этот человек, оказывается, мог избавить любого человека от зубной боли. Сложность только в том, что этот «маг» и « волшебник» уехал к своей тёще в другой город. Но всё же из этого трудного положения бал выход – сообщение по телеграфу. Такое средство кажется читателю очень сомнительным. Но несчастный генерал готов на всё. И тут вдруг выяснилось, что приказчик забыл фамилию того самого «чародея».

Единственное, что помнил Иван Евсеевич, - это то, что фамилия была очень простая, « словно как бы лошадиная». После этого все окружающие, домочадцы и те, кто просто оказался рядом, начали мучительно придумывать и вспоминать фамилии. Какие только варианты не были предложены: Кобылкин, Жеребцов, Жеребятников, Лошадкин, Коренной, Пристяжкин, Лошадевич, Тройкин, Уздечкин… Но всё напрасно… Наконец, генерал-майор не выдержал и велел позвать доктора, чтобы тот выдернул ему зуб. После этой неприятной процедуры генерал-майор сразу успокоился. А приказчик Иван Евсеевич вдруг вспомнил фамилию. На эту мысль его натолкнул доктор, который вдруг захотел купить для своей лошади овса. Оказывается, нужная фамилия – Овсов. Но для Булдеева эта фамилия была уже совершенно ни к чему.

В этой ситуации автор смеётся не над человеком, у которого болят зубы. Комичным кажется сам способ, с помощью которого люди пытаются избавиться от зубной боли. И к тому же не может не вызвать усмешку перечисление всех фамилий, которые так или иначе связаны с лошадью.

В этом рассказе ясно проявляется тёплый юмор автора. Писатель никого не обличает. Не высмеивает, он просто описывает случай из жизни, который мог бы произойти с каждым.


Задание №3

Распределите слова на группы. Укажите количество способов группировки. Какое слово вы не использовали? Почему?

Куница, трудиться, прицелиться, девица, красавица, курится, водица, грибница, шевелится, гонится, каракатица, куцый.


Задание №4

Почему слова зелень и зеленеет при всём сходстве их значений следует отнести к разным частям речи?

Я любовался яркой зеленью молодой травы.

На лугу зеленеет трава.


Задание №5

По какому типу спряжения изменяется глагол хотеть? Какое аналогичное явление наблюдается при изменении по падежам слова путь?


I II ?

пою - говорю - хочу –

поёшь - говоришь - хочешь –

поёт - говорит - хочет –

поют - говорят - хотят -






Задание №6

  • Примечание для учителя: заключая изучение темы «Глагол», можно предложить обобщающие проблемные вопросы, предполагающие сопоставление и обобщение аналогичных и близких языковых явлений.

  1. На основании каких сходных признаков среди склоняемых имён существительных выделяются разносклоняемые, а среди глаголов – разноспрягаемые?

  2. Формы какого наклонения глагола могут служить одновременно показателем различий форм совершенного и несовершенного видов?

  3. Чем отличается безличный глагол от личного в своих формах изменения ( Нож хорошо режет и У меня в глазах режет)?

  4. Какими формами глагола являются формы, оканчивающиеся на –ите, типа вылетите, вырубите т.п.? Проиллюстрируйте свой ответ употреблением этих форм в предложении( Ответ: данные глаголы в зависимости от контекста можно отнести и к форме повелительного и к форме изъявительного наклонения.)

  5. У каких глаголов показатель переходности – непереходности есть в составе самих этих глаголов, а у каких переходность – непереходность можно определить только в тексте?


Задание № 7

Как можно сгруппировать данные словосочетания? Сгруппируйте данные словосочетания, определяя морфемный состав глаголов в начальной форме. Какое словосочетание является «лишним»? Почему?

Увлеч…я спортом, восх…щат…я п…радом, отр…зит…я в зеркал…, (не)навид…ть врага, гр…сти (изо) всех сил, уча…вовать в с…ревнованиях, береч… пр…роду, завис…ть от тр…н…ровок, мне (не)здоровит…я, достич… успеха, прийти на ст…дион.


Задание № 8

Как можно сгруппировать данные словосочетания?( ответ: по кол-ву слов, по наклонениям глагола, возвратные – невозвратные глаголы, по чередующимся гласным в корне)

Соб…райся в д…рогу, соб…ри вещи, зап…реть дверь, зап…рать на ключ…, взб…раемся на вершину горы, выб…ра…мся из ч…щи леса, расст…лил (бы ) одежду, расс…лается пш…ничное поле, разж…гал (бы) к…стёр.


Задание № 9

Творческая работа. ( Выполняется в парах: один ученик – ребёнок, другой – один из родителей)

- Представь, что ты хочешь завести дома маленького и на редкость обаятельного бегемотика. Настоящего! Ты горячо просишь маму осуществить твою мечту. Чтобы уговорить упрямую маму, надо использовать разные глаголы в повелительном наклонении. Прояви фантазию! Ведь сам знаешь, если начнёшь противно ныть, используя лишь один глагол « Купи!» - только хуже будет. Как бы не схлопотать пониже спины!

- Представь, что ты мама (или папа). Возвращаешься ты домой после работы, хочешь прилечь на свой любимый диван и отдохнуть, а там под любимым покрывалом лежит противный толстый бегемотище! Ты, конечно, вызываешь сына (или дочку) и приказываешь ему убрать животное из дома. Используй для этого разные глаголы в повелительном наклонении, иначе ваш отпрыск уйдёт, оставив бегемота на ваше попечение.


Задание № 10

Творческая работа. ( Напомнить сказку Гауфа « Карлик-Нос». В сказке главная колдунья и её подданные ведьмочки учили мальчика (Якоба) кулинарному искусству. Якоб выучил много изумительных рецептов и стал лучшим поваром во всей Германии)

- Представьте, что вы тоже знатоки кулинарии. И вы диктуете Якобу один из известных рецептов. Рецепт звучит так: « Возьми(те) картошку…» Обязательно используйте глаголы в повелительном наклонении Всем классом вы можете составить собственную книгу о вкусной и очень вкусной пище имени Карлика-Носа!


Причастие.


Задание №1

Игра «Корректор»

Исправь предложения «из ящика».


Начальнику отдела «Грамотность

бригадира грузчиков

Недосмотрова И.И.

Объяснительная.

При транспортировке ящика « Предложения с причастными оборотами» грузчиками Расхлябовым П.П. и Лентяйкиным Г.И. было допущено его опрокидывание. Чтобы скрыть эту оплошность, они быстро собрали рассыпавшиеся части предложений. По причине неграмотности это было сделано ими неверно.


25.05.02

подпись






Резолюция на этом документе была такова: « Принять меры по приведению содержимого ящика в исходное состояние»

Попугай, назначивший даме свидание, оказался говорящим.


Повесть, растущая в саду, известна всем








Дети, купленные в магазине, будут подвергнуты наказанию.



Цветы, играющие во время урока, красивы.








Ухажёр, гонимый ветром,

не пришел на встречу.


Тучи, отредактированные корректором,

обещали дождь.






Задание №2

Из букв, входящих в слово прозаседавшиеся, составьте причастия в форме именительного падежа единственного и множественного числа.

……………………………………………………..

……………………..

……………………………………………………..


Задание № 3

Прочитайте слова.

Линованный, фаршированный, эмалированный, отредактированный, лакированный, бетонированный, рискованный, изолированный, авторизованный, очарованный, тренированный, избалованный.

Что у них общего? Как вы думаете, почему во всех этих причастиях и отглагольных (образованных от глагола) прилагательных пишется две буквы Н?

Вставьте пропущенные буквы.

Сформирова-ный, маринова-ый, механизирова-ый, полирова-ый, костюмирова-ый, пломбирова-ый, мелова-ый, зарегистрирова-ый, организова-ый, специализирова-ый, коронова-ый, рекомендова-ый, скопирова-ый, бронирова-ый.


Задание № 4

Установите, по какому признаку отобраны слова, и найдите лишнее.

  • Разрушенный, нагруженный, позолоченный, выученный, искусственный, замеченный.

  • Ненавистный, ненастный, неряшливый, несчастный, небрежный, невзрачный, невежливый.

  • Училищ, зрелищ, товарищ, чудовищ, пастбищ, пожарищ.

  • Пишет, хочет, стонет, колет, сеет, болеет.

  • Гусиный, лебединый, павлиний, воробьиный, соловьиный.


Задание № 5

Найдите закономерность и вставьте пропущенные буквы.

Услышать – услышанный, просеять – просеянный, увидеть – увиденный, укусить – укушенный, рассеять – рассеянный, получит – полученный, замесить – замешенный, размешать – размешанный, чаять – нечаянный, подсмотреть- подсмотренный.

Скле-нный, потер-нный, постро-нный, рассмотр-нный, накопл-нный, увер-нный, прогул-нный, насто-нный, насиж-нный, засуш-нный, обиж-нный, огран-ченный, подсуш-нный, выращ-нный, отча-нный, успоко-нный, подстрел-нный, расстрел-нный, завещ-нный, размен-нный, сдерж-нный, обещ-нный, разглаж-нный.


Задание №6

  • Примечание для учителя: заключая изучение темы «Причастие», можно предложить обобщающие проблемные вопросы, предполагающие сопоставление и обобщение аналогичных и близких языковых явлений.

1. Какие суффиксы причастий могут одновременно служить и показателем их отнесённости к определённому грамматическому виду?

2. Какие признаки имеет причастие, если оно характеризуется наличием суффиксов –им-, -ем-?


Задание №7

Сгруппируйте данные слова.

Читаю, читал, час везите, читка, чтецы, вести, часы, чтец, (на) военном (заводе), военная (походка), (пришёл) за часами, прошёл мимо, пройдёт мимо дома, шум в доме.


Задание №8

Две последние буквы известны. Определите, какой частью речи может быть каждое слово, приведите примеры.

  1. –ло (сущ. средн. рода, II скл. – стекло; нареч. – тепло,; глагол в пр. времени, ед.числа, ср. рода – ушло);

  2. –ти (неопр. форма глаг.- везти; сущ. мн. числа или Р.п.,Д.п, П.п. ед.ч. скл. – вести).


Задание №9

Решите грамматические задачи:

Неосвещённая комната Ломаная линия

НЕ (частица) - ? НН - ?


Несшитая кофта Рваный сапог

НЕ (частица) - ? НН - ?




Наречие.


Задание №1

Как образованы эти наречия? Исключите «лишние» слова.

  • Вечером, ночью, вничью.

  • Труднодостижимо, давным-давно, мало-помалу.

  • С размаху, слева, с разгону.

  • Вслепую, впустую, попусту.


Задание №2

Решите грамматическую задачу

Вам предлагаются слова, оканчивающиеся на –о, которые выписаны из « Грамматического словаря русского языка». В этом словаре слова располагаются по алфавиту конечных букв, в инверсионном порядке. Как можно сгруппировать данные слова? Какой морфемой является буква О?

Сено, какао, особенно, спасибо, пятеро, тесно, сено, оно, но, именно, сложно, чувство, радостно, кое-кто, ведро, хо-хо, наглухо, метро, алло, около, десятеро.



Задание №3

Запишите наречия, группируя их по способу образования.

Выделите орфограммы. Проведите словообразовательный разбор одного наречия из каждой группы.

Свернуть влев-, повелось издавн-, начать снов-, сделать наскор-, вернуться издалек-, взглянуть направ-, есть досыт-,смотреть искос-, вымыть начист-, (на)бок, (по)летнему,

вскач?, верхом, (по)очередно, замуж?, угрожающе, (по)мужски, (в)рукопашную, (в)сердцах, (в)двоём, (в)зволнованно, (под) утро, (по)моему, наотмаш?.


Задание № 4

Найдите закономерность и вставьте пропущенные буквы.

Услышать – услышанный, просеять – просеянный, увидеть – увиденный, укусить – укушенный, рассеять – рассеянный, получит – полученный, замесить – замешенный, размешать – размешанный, чаять – нечаянный, подсмотреть- подсмотренный.


Скле-нный, потер-нный, постро-нный, рассмотр-нный, накопл-нный, увер-нный, прогул-нный, насто-нный, насиж-нный, засуш-нный, обиж-нный, огран-ченный, подсуш-нный, выращ-нный, отча-нный, успоко-нный, подстрел-нный, расстрел-нный, завещ-нный, размен-нный, сдерж-нный, обещ-нный, разглаж-нны


Синтаксис и пунктуация.


Задание №1

Однажды король решил наградить своего повара за прекрасный обед, дал ему записку и направил к казначею. Хитрый казначей прочитал:

«наградить часами серебряными, фигурами пастухов украшенными», перенес запятую, изменил одну букву - и награда сильно упала в цене. Как исправил записку казначей?


Задание №2

Семен Петрович был так (же) известен в городе как врач. Расставьте недостающие знаки препинания и раскройте скобки если:

  1. Семён Петрович-врач;

  2. Семён Петрович- учитель.


Задание №3

Говядина туше (н,нн)ая с черносливом.

Раскройте скобки и поставьте недостающую запятую, если:

а) мясо тушили вместе с черносливом;

б) чернослив добавили после.



Задание № 4

Проведите лингвистический эксперимент: замените выделенные деепричастные обороты однокоренными глаголами с НЕ + зависимые слова. Что изменилось в тексте? Какую роль в нашей речи играют деепричастия?

Тема памяти в рассказе Ю.В. Бондарева « Простите нас!»

« Школьные годы чудесные», - поётся в одной очень хорошей песне. Но эти «чудесные» годы очень быстро пролетают, иногда не оставляя в памяти бывших учеников абсолютно никакого следа. Такая ситуация сложилась и в рассказе Ю.В. Бондарева « Простите нас!»

Павел Георгиевич Сафонов – известный конструктор, который « с годами привык к известности», «даже немного устав от неё». Вихрь забот служебных и семейных , «ранний успех», « удовлетворение» от собственных достижений заслонили собой воспоминания о школьных годах. И только возвращаясь из санатория, этот человек понял, как давно он не был « в родном своём степном городишке», не видел школьных друзей, не заходил в школу.

Город, в котором он вырос, неузнаваемо изменился: он был «точно заново заселён, заново выстроен». Павел Георгиевич растерянно бродил по знакомым с детства местам, не находя прежних строений, старых улиц: город «совсем не знал и не помнил Павла Георгиевича». И герой Бондарева почему-то почувствовал себя обиженным и обкраденным, « будто жестоко и зло обманули его, отняв что-то, чего нельзя было отнимать»

Вспоминает Сафонов друга детства Витьку Снегирева – « первую мальчишескую преданность», веру – «первую любовь, незавершенную и трогательную…», Никак не смиряясь с тем. Что эти люди существуют в его памяти, не подпитывая новыми впечатлениями: Павел Георгиевич не знал, что семья Витьки давно уже перебралась в Свердловск, а сам он стал директором завода. Не знал герой рассказа и того, что его 2первая любовь» так и не вернулась с войны.

Но самое жестокое разочарование постигает конструктора во время визита к старой учительнице математики. Сафонов приходит к Марии Петровне, случайно вспомнив ещё одного человека, которого он знает в этом «чужом» городе. Да и вспомнил он старую, одинокую женщину, когда забрёл в школьный двор, заметив «красный огонёк, пробивающийся меж ветвей» акации. И тогда же масса воспоминаний «одолела» Павла Георгиевича: он был любимцем Марии Петровны, которая прочила ему великое будущее, а он даже не подумал о ней.

В гостях у учительницы «знаменитый ученик» незаметно для себя осознаёт, что ни один из её любимых учеников так и не навестил её за эти годы. Все те, кто успешно живёт и трудится, так же, как и Сафонов, не вспомнили, что в чём-то своим благополучием они обязаны этой женщине.

И все эти знаменитые конструкторы, директора заводов и прочие успешные личности должны быть благодарны человеку, воспитавшему их, должны помнить и заботиться о нём. Тогда не придётся так сожалеть о прошлом, принося извинения в письменном виде.


Задание №5

Решение поисковых задач.

Тема «Сложное предложение»

  1. Образуйте из простых предложений (Наступает рассвет. Тихо просыпается река.) сложные предложения. Объясните, изменится ли значение простых предложений в составе сложного?

  2. Определите смысловые отношения между частями сложного предложения (Туча нависла над морем, и отразило море тучу) Подумайте, можно ли передать другие смысловые отношения между частями этого же предложения?


Тема « Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным»

  1. Особенностью придаточных изъяснительных является то, что они относятся к одному из слов главного предложения. Эти слова имеют определённые значения. Назовите эти значения; для этого постройте предложения с данными сочетаниями: Я думаю…Я горжусь… Я сказал…

  2. Используя сочетания…заключается в том, что; …объясняется тем, что…; …стремится к тому, чтобы…, постройте предложения. Подумайте, можно ли без указательных слов образовать изъяснительные предложения. Решая задачу, приведите примеры.


Тема «Строение сложноподчинённого предложения и пунктуация в нём»

  1. Лингвисты по-разному выделяют типы сложных предложений, но во всех исследованиях особо подчёркивается разграничение сложноподчинённых и сложносочинённых предложений. Выскажите предположение, чем это объясняется.

  2. Согласны ли вы с тем, что по указательным словам можно определить вид придаточного предложения. Докажите своё мнение, приведя примеры.


Тема «Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным»

  1. Союзное слово КОТОРЫЙ обладает любопытным свойством: оно может заменять другие союзные слова, не изменяя при этом основной смысл всего предложения. Обладают ли таким же свойством другие союзные слова?

  2. Придаточные предложения присоединяются к главному при помощи слова ГДЕ. Можно ли по этому признаку отнести их к одному виду сложноподчинённых предложений? Докажите свой вывод, приведя примеры.

  3. ТО, КОТОРЫЙ, ГДЕ, КОГДА.

Однажды относительные и указательные местоимения вели служебный разговор, занимая свои места в предложении. Местоимение КОТОРЫЙ считало себя необходимым элементом сложноподчинённого предложения с придаточным определительным. « Без нас тоже нельзя построить предложение, - ответили ГДЕ и КОГДА. – Ведь если мы уйдём, нарушится значение предложения» Внимательно слушало этот разговор местоимение ТО и подумало: « А ведь без меня можно построить предложение. Зачем же тогда я нужно?» Постарайтесь ответить на этот вопрос.


Задание № 6

Использование в речи предложений с однородными членами.

Творческий диктант.

Измените второе предложение так, чтобы богатство осенних красок чувствовалось в нём сильнее.

Необыкновенным богатством осенних красок славится осина. Листья этого скромного деревца могут быть багряными, алыми, лимонными, чёрными, серыми, даже белыми.


Задание №7

Предложения с вводными словами.

Найди четвёртое лишнее, подумай о вариантах.

  • Тер…итория, тер…оризировать, тер…ариум, тер…са.

  • Фу…больный, к…манда, трен…р, тр…н…роваться.

  • К…смос, к…смический, лун…ход, к…см…навт.


Задание №8

Синтаксическая зарядка. Составьте предложения, выполнив ряд действий.

    1. Из предложения « Парашютисты опустились в центре стадиона» возьмите сказуемое.

    2. Из предложения «Вдруг послышались лёгкие шаги» возьмите определения.

    3. Добавьте подлежащее из предложения « На щеках тают снежинки»

    4. Возьмите существительное, выступающее в роли дополнения « Тропинки в саду засыпали листья» Употребите данное существительное в В.п. с предлогом НА.

    5. Допишите предложения, образуя: 1 вариант – ССП

2 вариант - СПП

(Опустились лёгкие снежинки на тропинки)


Задание №9

Почему раздел науки о знаках препинания получил название «пунктуация», если известно, что слово punctum в латинском языке означает «точка»?

Подумайте и ответьте на вопрос, на какие группы можно разделить все знаки препинания и по какому принципу?


Задание №10

На какие группы можно распределить данные слова. Составьте предложения с первыми тремя словами, а с двымя последними – словосочетания. В предложении подчеркните главные члены предложения, а в словосочетании укажите главное слово. Чем отличается словосочетание от предложения?

Газета, корреспондент, рассказать, шествовать, шефствовать.









Развивающие каноны.




Х +7 =52 ЧЕРТА

ЧЕР

Х- 17 = 120 ?


-----------------------------------------------------------------------------------------


74321 (……?……….)




12 743 КИТ РОМАН


------------------------------------------------------------------------------------------


ЛАЗ (Г) ГЛАЗ


ВАЛ ЛЕНЬ



------------------------------------------------------------------------------------------


КРУГ ? КУРОК


КОТ КЛАД


------------------------------------------------------------------------------------------



98 18 5 5189

КОЛ ГОЛ У ?


ПИСТОЛЕТ 9 – Х = 7 СТОЛ


? Х + 3 = 4 ЛАСТИК


------------------------------------------------------------------------------------------

ТРВДВ ?

КСЛК КОЛОСОК




------------------------------------------------------------------------------------------


БЕЛКА ПОБЕЛКА 2

РЕЙКА КАНАРЕЙКА 4

? СЛАВА 1


------------------------------------------------------------------------------------------


ЖИЛЕТ Х – 5 = 7 ИЛ

КАРАМЕЛЬ Х – 7 = 34 МЕЛ

КАПЕЛЬКА Х – 4 = 28 ?


------------------------------------------------------------------------------------------


ЛУГ П ПЛУГ

ТОК

ТОПКА ? ТОПОР


ТАБЕЛЬ УТКА


------------------------------------------------------------------------------------------


РОЗА (Г) ГРОЗА

ПИОН МЕЛЬ

ТРЕСК ? ЛАК

ПУЛЬКА ЛЕЙКА


  1. 83138

БАК ?




------------------------------------------------------------------------------------------



ДАЛЕКО Ш

КРАСИВО С

СПОКОЙНО ?


------------------------------------------------------------------------------------------




НАВСЕГДА А

ДАЛЕКО О

СЕРЬЁЗНО ?



------------------------------------------------------------------------------------------


ИНТЕРЕСНЫЙ Д

ПЕСЕНКА О

ЗАИНТРИГОВАННЫЙ ?


------------------------------------------------------------------------------------------


БОЛЬШОЙ ?

МАМИН П

ЛУННЫЙ О





БЕССМЕРТНЫЙ С

МЕЧТАТЬ ?

ЖАДНЫЙ Т


------------------------------------------------------------------------------------------



ДЕРЕВО ?

КНИГА И

КОСТЮМ О



------------------------------------------------------------------------------------------



МАЛО ?

КАРТИНА С

ТВЁРДЫЙ


------------------------------------------------------------------------------------------




Напишите слова всех заданий, группируя их по орфограммам


1. УЛОВ – 1 2. ДОЧЬ -3 3. ЗАГОВОР - А

ПОСАДКА - ? ВЬЮГА – 5 ПОДПЛЫЛ - Д

ПРИХОД – 3 СЪЕХАЛ - ? ОБЪЕХАЛ - ?



4. ВЪЕЗД – Е 5. ПОДЪЕЗД – О

СЪЁМКА - ? НАДЪЕЛ – А

ИЗЪЯН – Я ПРЕДЪЮБИЛЕЙНЫЙ - ?





Используемая литература.


  1. Агапова И.,Давыдова М Лучшие игры и развлечения со словами.- М.: ОООИКТЦ « ЛАДА», 2006

  2. Брусина А.Е. Рабочая тетрадь по русскому языку 6 класс. I полугодие. – С- Пб: МиМ Экспресс, 1997.

  3. Брусина А.Е. Рабочая тетрадь по русскому языку 6 класс. II полугодие. – С- Пб: МиМ Экспресс, 1997.

  4. Брусина А.Е. Рабочая тетрадь по русскому языку 7 класс. I полугодие. – С- Пб: Паритет, 1999.

  5. Брусина А.Е. Рабочая тетрадь по русскому языку 7 класс. II полугодие. – С- Пб: Паритет, 1999.

  6. Брусина А.Е. Рабочая тетрадь по русскому языку 8 класс. I полугодие. – С- Пб: Паритет, 2002.

  7. Брусина А.Е. Рабочая тетрадь по русскому языку 8 класс. II полугодие. – С- Пб: Паритет, 2002.

  8. Брусина А.Е. Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс. I полугодие. – С- Пб: Паритет, 2002.

  9. Брусина А.Е. Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс. II полугодие. – С- Пб: Паритет, 2002

  10. Брусина А.Е. 126 Эффективных упражнений по развитию вашей памяти. В двух частях.- Волгоград: Учитель, 2000

  11. Волина В.В. Весёлая грамматика: наречие, причастие, деепричастие. – М.: Дрофа, 2002

  12. Волина В.В. Весёлая грамматика: глагол. – М.: Дрофа, 2002

  13. Загвязинский В.И.. Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент.- М.: Педагогическое общество России, 2006

  14. Кривоплясова М.Е. Цифровые диктанты на уроках русского языка в 5-7 классах. – Волгоград: Учитель,2005

  15. Колчанова С.С. Занимательные материалы по русскому языку. 8 класс.- Волгоград: Учитель – АСТ,2005

  16. Козулина М.В.Занимательные упражнения по орфографии.5-9 классы. – Саратов: Лицей, 2004

  17. Кулькевич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок. Практическое пособие. – Воронеж: « Учитель», 2001.

  18. Львова С.И. За страницами школьного учебника. Русский язык. 5 класс.- М.: Просвещение, 1998

  19. Машевская Л.В., Данбицкая Л.В. Творческие задачи по русскому языку. – С.-Пб: Каро, 2003

  20. Матюшин И.. Рыбникова И. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. – Волгоград: Учитель,2003

  21. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать…5-11 классы. Нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе.- Волгоград : Учитель- АСТ, 2002

  22. Нечаева Н.В. Л.В. Занков – педагог, психолог. – М.: ФНМЦ им. Л.В.Занкова, 1996

  23. Нечаева Н.В, Роганова З.Н Экспериментальная программа и материалы по преподаванию русского языка в 5-6 классах. – М.: ФНМЦ им. Л.В.Занкова, 1996

  24. Нечаева Н.В., Роганова З.Н. Русский язык 5 класс. Часть I. Учебник. – Самара: корпорация « Фёдоров», 1998

  25. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Русский язык 5 класс. Часть II. Учебник. – Самара: Издательский дом « Фёдоров», 2000

  26. Нечаева Н.В., Петрова Е.Н. Русский язык 6 класс. Часть I. Учебник. – Самара: корпорация « Фёдоров», 2001




  1. Рик Татьяна Русский язык: Привет, Причастие! – М.: ООО « Издательство Астрель», 1999

  2. Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение.- Волгоград « Учитель», 2002

  3. Синицын В. Путь к слову. Пособие по развитию речи.- М.: АО « Столетие», 1997

  4. Солодовникова Э. В. Русский язык: 5 класс: задания к основным правилам.- Минск: АверсЭв, 2006

  5. Соколова Г.П. Уроки русского языка и словесности.- М.: Дрофа,2003

  6. Соловьёва Н Русский язык в задачах и играх (тетрадь для творческих работ 5 класс). М.: Материк Альфа, 2000

  7. Соловьёва Н Русский язык в задачах и играх (тетрадь для творческих работ 5 класс). М.: Материк Альфа, 2000

  8. Соловьёва Н Русский язык в задачах и играх (тетрадь для творческих работ 6 класс). М.: Материк Альфа, 2000

  9. Соловьёва Н Русский язык в задачах и играх (тетрадь для творческих работ 7 класс). М.: Материк Альфа, 2003

  10. Соловьёва Н Русский язык в задачах и играх (тетрадь для творческих работ 8 класс). М.: Материк Альфа, 2004

  11. Хуторский А.В. Развитие одарённости школьников. Методика продуктивного обучения. – М.: Просвещение, 1998

  12. ЦветковаГ.В. Занимательные материалы по русскому языку. 7 класс. – Волгоград: ИТД « Корифей»,2006

  13. Шипицына Г.М.. Петровская С.С.. Черников И.Н. Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка. Лексика, словообразование, морфология. – М.: Прсвещение, 1995.

  14. Шипицына Г.М.. Петровская С.С.. Черников И.Н. ДМ для углубленного изучения русского языка. Синтаксис, пунктуация, стилистика. – М.: Просвещение, 1997

  15. Шкатова Л.А. Задачник по русскому языку. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство,1996.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!