СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник лингвистических игр для уроков французского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Считаю,что созданный мной сборник лингвистических игр актуален, т.к. необходимо повысить уровень познавательной активности школьников, побуждать их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Большую роль в поддержании мотивов к изучению иностранных языков играют активные формы работы.

Просмотр содержимого документа
«Сборник лингвистических игр для уроков французского языка»

ГБОУ СОШ «Образовательный центр» им. И.П. Сухова с. Подъем- Михайловка









СБОРНИК

ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ УРОКОВ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА






Автор:

Зарубина М.Г.-

учитель французского языка

ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Подъем- Михайловка









Содержание

1. Фонетические игры.

2. Игры для работы с алфавитом.

3. Лексические игры.

4. Грамматические игры.

5. Орфографические игры.

Игра - это особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения, а это обостряет мысленную деятельность участников игры. Этим игра привлекает учителей иностранного языка. А для детей игра, прежде всего, - увлекательное занятие, таящее в себе богатые возможности, путь к познанию в дополнение к порой скучным, однообразным, повторяющимся из урока в урок методическим приемам учителя. Играя, ученики без особых усилий, с удовольствием включаются в процесс обучения, забывая, что идет урок. В любой вид деятельности на уроке иностранного языка можно внести элементы игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму. Обучающие игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и творческим. Они дают возможность создать атмосферу увлеченности и снимают усталость у детей.[17] Игра является одним из сильных мотивов в овладении учащимися иностранного языка. Сам факт, что игра вызывает интерес и активность детей и дает им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и предложений, особенно, если знание этого материала является обязательным условием активного участия в игре, а в отдельных случаях - обязательным условием выигрыша. Атмосфера соревнования активизирует память детей. Игра дает возможность не только усвоить изученное, но и приобрести новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать пройденное и запоминать все то новое, что встречается в игре. Поэтому разные игры могут быть использованы как при объяснении и закреплении нового учебного материала, так и при опросе и контроле знаний и умений детей. Игровая форма занятий поможет избежать детям дополнительные нагрузки чисто учебными занятиями, а, кроме того, создает условия для прочного усвоения материала в обстановке, приближающейся к естественной.


Фонетические игры

Фонетические игры предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. Такие игры - упражнения преследуют цели:

 тренировать учащихся в произнесении французских звуков;

 научить учащихся громко и отчетливо читать стихотворения;

 разучить стихотворение с целью его воспроизведения по ролям.


Игры :

1. Слышу – не слышу. ( игра на внимание )


Цель : формирование навыков фонематического слуха.

Ход игры : обучаемые делятся на команды. Преподаватель произносит слова. Если он называет слово, в котором есть заданный звук , то учащиеся поднимают руку. Преподаватель записывает ошибки на доске. Выигрывает та группа, которая сделает меньше ошибок.

2. Какой звук я задумал?( игра – загадка) Учитель называет цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук. Отгадавший получает право загадывать свою загадку.

3. Назови слово. ( игра с предметом ) Ведущий бросает участникам игры мяч, называя звук. Играющие возвращают мяч, называя слово, где слышится этот звук.

4. Правда –ложь.( игра на внимание) Учитель называет звуки, показывая на буквы или буквосочетания. Ученики должны обнаружить ошибку, если она имеется

5. Скороговорки. ( игра – имитация ) Учащиеся повторяют за учителем скороговорку, фразу или стишок на определѐнный звук.

2. Игры для работы с алфавитом.

1. 5 карточек. Цель: контроль усвоения алфавита.

X о д и г р ы: преподаватель показывает каждому из участников игры 5 карточек с буквами иностранного алфавита. Выигрывает тот, кто правильно и без пауз называет все 5 букв.

2. Кто быстрее?

Ц е л ь: контроль усвоения алфавита.

X о д игры: обучаемым раздаются по 3—5 карточек с буквами и предлагается внимательно их рассмотреть. Затем преподаватель называет букву, а те, у кого есть карточка с названной буквой, быстро ее поднимают и показывают остальным. Запоздавший участник игры не имеет права поднять карточку. Преподаватель проходит между рядами и собирает карточки. Выигрывает тот, кто быстрее других остается без карточек.

3. Где буква?

Ц е л ь: формирование навыка дифференциации звукобуквенных соответствий. Ход игры: преподаватель пишет на доске несколько слов и предлагает обучаемым найти среди них три, в которых буква ... читается как .... Выигрывает тот, кто быстрее это сделает.

4. Обведи в кружок буквы, которые не существуют во французском языке.



3. Лексические игры.

Лексические игры преследуют следующие цели:

 тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;

 активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

 развивать речевую реакцию учащихся;

 познакомить учащихся с сочетаемостыо слов.


Ряд игр предназначен для тренировки частей речи.

  1. Цифры.

Цель : повторение количественных числительных.

Ход игры : Образуются 2 команды. Слева и справа на доске записываются вразброску одинаковое количество цифр. Преподаватель называет цифры одну за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает команда , быстрее справившаяся с заданием.


2. Самый быстрый (Le plus rapide)

Тема: nombres ( числа) Оснащение: доска, мел разных цветов

Ход игры: Учитель пишет на доске числа в свободном порядке. Два ученика выходят к доске, каждый берѐт по куску мела разного цвета. Учитель называет числительные из написанных на доске, ученики должны как можно быстрее их обвести. Выигрывает тот, кто правильно обвел больше чисел. Вариант. Вместо чисел учитель пишет на доске даты в свободном порядке.

  1. Числительные.

Цель : закрепление количественных и порядковых числительных. Ход игры : Образуются 2 команды. Преподаватель называет количественное или порядковое числительное. Первая команда должна назвать предыдущее число, вторая – следующее. За каждую ошибку команда получает штрафное очко. Выигрывает команда , получившая наименьшее количество штрафных очков.

  1. «Запретное числительное.»

Цель : закрепление количественных и порядковых числительных.

Ход игры : Образуются 2 команды. Преподаватель называет « запретное числительное». Обучаемые хором считают. «Запретное числительное» называть нельзя. Тот, кто ошибается и произносит его, приносит своей команде штрафное очко. Выигрывает команда, получившая наименьшее количество штрафных очков.

  1. Agenda

Тема: nombres Оснащение: доска

Ход игры: Класс делится на две команды, которые выстраиваются около доски. Перед учащимися ставится задача - правильно записать номера телефонов. Первые два участника игры из противоположных команд приближаются к доске, учитель в умеренном темпе называет первый номер телефона и дает несколько секунд, чтобы написать его на доске. Затем, к доске выходят вторые участники игры из противоположных команд, которые должны выполнить аналогичное задание. Например: 66. 23. 24. 78 56.43.98. 12 43. 11.54.97 86. 16.42.63 95. 15.49. 13 17.87.67.79 35.74.91. 15 26.69.30.21 После того, как все участники игры напишут по номеру телефона, учитель проверяет правильность их записи. Если при записи телефонного номера допущена хотя бы одна ошибка, то вычеркивается весь номер. Выигрывает та команда, которая правильно запишет больше номеров.

  1. Numero invente

Тема: nombres Оснащение: небольшие листы бумаги для каждого участника игры.

Ход игры: На небольшом листе бумаги учащиеся пишут свое имя и вымышленный номер телефона из четырех двузначных чисел. Затем каждый зачитывает свой телефонный номер, остальные участники игры должны успеть его записать. После того, как у каждого будет список телефонных номеров, учитель проверяет правильность их записи: вызывает по одному к доске учеников, которые должны записать очередной номер телефона и зачитать цифры вслух. Победителем счи-тается тот, у кого больше правильно записанных номеров.

7. « Пять слов»

Цель : закрепление лексики по теме.

Ход игры: Образуются 2 команды. Пока обучаемый из одной команды медленно считает до пяти, представители другой команды должен назвать пять слов по данной теме. Участник, не справившийся с заданием, выбывает из игры.

8 «Последняя буква».

Цель : активизация лексики по изученным темам.

Ход игры : Образуются 2 команды. Представитель первой команды называет слово, ребята из другой команды должны придумать слово на последнюю букву слова, названного первой команды. Выигрывает команда, которая последней назовѐт слово. Можно проводить эту игру по цепочке.

9. «Цвета».

Цель : закрепление лексики по теме.

Ход игры: Образуются 2 команды. Ставится задача назвать предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т.д. одного цвета.

10. «Самый интересный рассказ»

Цель : активизация лексики по изученным темам. Развитие навыков монологической речи. Образуются 2 команды. Каждой даѐтся задание составить рассказ на определѐнную тему, с определѐнной лексикой. Выигрывает команда, составившая самый интересный рассказ и сделавшая наименьшее количество ошибок. ( Эту игру я использую на всех этапах обучения)

11. « Испорченный телефон»

Цель: Развитие лексического навыка.

Ход игры: Ведущий шепчет первому учащемуся слово, которое потом передаѐтся по цепочке. Последний повторяет громко то, что он услышал. Задача – правильно передать слово.

Игры по темам

  1. Vrai ou faux?

Тема: внешность Оснащение: мяч

Ход игры: Учитель бросает мяч ученику, называя какую-либо характеристику внешности. Ученик должен сказать, соответствует ли она его облику, и бро-сить мяч учителю. Если ученик ошибается, то выбывает из игры. Например: Учитель: — Tu as les yeux bleus.

Ученик: — C'est faux. J ai les yeux marron..

Примечание: Эту игру можно использовать и при закреплении лексики по теме «Одежда»: Учитель: — Tu portes un pantalon rouge.

Ученик: — C'est faux. Je porte une jupe.

  1. Portrait mysterieux

Тема: внешность Оснащение: небольшие листы бумаги одинакового формата и цвета

Ход игры: Учитель раздает каждому ученику по листу бумаги и просит написать свое имя и фамилию. Учитель собирает подписанные листы и раздает их участникам игры. Но при этом, листы не должны попасть к тем же ученикам. Ученики должны описать внешность человека, имя которого написано на листе. Учитель вновь собирает листы с выполненным заданием и зачитывает описания участников игры, не называя их имен. Ученики должны определить о ком идет речь. Вариант Ученики по очереди зачитывают свои описания, а остальные участники игры угадывают, о ком идет речь. Первый отгадавший получает право зачитать свое описание.

  1. Personnage mysterieux

Тема: внешность. Оснащение: небольшой лист бумаги

Ход игры: Учитель пишет на листе бумаги имя человека, известного всем участникам игры, и дает ученикам задание: при помощи вопросов отгадать, о ком идет речь. При этом, учитель отвечает только Oui или Non. Таким образом, вопросы учеников должны начинаться с «Est-ce que». Например:

Ученики: — Est-ce que c'est une femme?

Учитель: —Oui. Ученики: —Est-ce qu'elle est blonde?

Учитель: —Non.

Ученик, правильно назвавший имя, становится ведущим игры и в свою очередь пишет имя известного человека.

  1. Dessinez le personnage

Тема: внешность, человеческое тело. Оснащение: доска

Ход игры: Один ученик выходит к доске. Перед ним ставится задача - нарисовать человека, следуя указаниям своих одноклассников. Остальные учащиеся по очереди должны называть характеристики внешнего облика. Например:

Ученик 1: — Dessine une fille au visage allonge.

Ученик 2: — Elle a de grands yeux noirs. Вариант: нарисуйте инопланетянина. Ученики по очереди выходят к доске и рисуют какую-то часть тела, комментируя свои действия:

E1 -Je dessine une grande tete.

E2. – Je dessine 3 yeux.

E3 – Je dessine une oreille.

  1. Trouvez moi.

Тема: Vetements ( одежда). Оснащение: листы бумаги одинакового формата и цвета.

Ход игры: Учитель раздает каждому участнику игры по листу бумаги и просит написать: свое имя; во что он одет, не уточняя цвета одежды; дополнительную информацию о себе.

Например:Nathalie Je porte une jupe courte et un chemisier. J'ai un perroquet, j'adore le chocolat. Учитель собирает листы с выполненным заданием и зачитывает текст, не называя имени писавшего. Ученики должны отгадать, о ком идет речь.

  1. Jeu d'associations

Тема: couleurs ( цвета). Оснащение: мяч

Ход игры: Учащиеся встают в круг. Первый участник игры называет цвет и бросает мяч другому участнику. Тот, кто ловит мяч, должен назвать предмет, понятие или животное, которому присущ названный цвет; затем назвать другой цвет и бросить мяч следующему участнику. При этом цвета можно называть одни и те же; но существиельные повторять нельзя. Ученик, не сумевший найти подходящее существительное, выбывает из игры. Например:

Ученик 1: — Jaune!

Ученик 2: — Le Soleil. Gris!

Ученик 3: — Un loup. Подобную игру можно использовать в качестве разминки в упрощенном варианте: без задания « Jacques a dit ». Перечень команд может быть следующим:

Asseyez-vous!

Claquez des doigts!

Ecartez les bras!

Levez-vous!

Levez les bras!

Levez la jambe droite / gauche!

Mettez les mains sur la tete!

Pliez les genoux!

Sautez!

Tapez des pieds!



ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Цель игр:

 научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности ,

 создать естественную ситуацию для употребления речевого образца;

 развить речевую творческую речь учащихся.


1.Qu'est-ce que tu as? Тема: article indefini avec le verbe avoir. Оснащение: непрозрачный мешок с игрушками

Ход игры: Класс делится на две команды. Учитель предлагает каждому ученику вытащить из мешка по игрушке и сказать по-французски, как она называется. Например:

Учитель (либо класс хором): - Qu'est-ce que tu as?

Ученик: — J'ai une poupee.

Если ответ правильный, то игрушка остается в команде. Побеждает та команда, у которой будет больше игрушек. Примечание: Можно использовать данную игру для закрепления других модельных фраз: Qu'est-ce que c'est? - C'est une poupee.

2. J'aime, je n'aime pas

Тема: article defini avec le verbe aimer. Оснащение: картинки с изображением предметов, людей, природы.

Ход игры: Учитель прикрепляет на доске картинки и просит учеников сказать, что им нравится и не нравится на этих изображениях. Например:

Учитель: — Qu'est-ce que tu aimes?

Ученик: - J'aime le soleil et les fleurs, mais je n` aime pas la pluie. За правильно составленное предложение ученику начисляется очко.

3. Jeu au ballon. Тема: feminin des adjectifs Оснащение: мяч

Ход игры: Учитель называет прилагательное и бросает мяч ученику. Ученик должен поймать мяч, назвать форму женского рода этого прилагательного и бросить мяч учителю. Если ученик ошибается, то учитель снова бросает ему мяч. Если ответ правильный, то учитель переходит к следующему участнику. Например: Учитель: — Petit!

Ученик: — Petite! Вариант: если ученик затрудняется с ответом, то имеет право передать мяч другому ученику. Участники, сделавшие ошибку, исключаются из игры. Примечание: Эту игру можно использовать при изучении следующих грамматических тем: женский род существительных (un acteur - actrice);

  1. Sac mysterieux. Тема: article indefini Оснащение: доска, непрозрачный мешок с игрушками.

Ход игры: Учитель пишет на доске известные слова с неопределенным артиклем. При этом, написанных слов должно быть больше, чем игрушек в сумке. Ученики должны угадать, что лежит в сумке, употребляя оборот il у а. Например:

Ученик: —Est-ce qu'il y a une pomme dans le sac?

Учитель: — Oui, il y a une pomme dans le sac. (достает из мешка яблоко и выкладывает его на стол.) — Non, il n'y a pas de pomme dans le sac. Когда все игрушки из сумки окажутся на столе, учитель спрашивает

Учитель: - Qu'est-ce qu'il y a sur la table? Ученики:— Sur la table, il y a une pomme, un lapin, etc.

  1. Marcher avec les verbes Тема: verbes auxilieres avoir et etre Оснащение: нет Ход игры: Два ученика должны пройти из одного конца класса в другой. Учитель называет глагол, ученики должны сказать, с каким вспомогательным глаголом он будет спрягаться в passe compose. Шаг вперед делает тот, кто ответил первым и правильно. Если ученик ошибается, то он делает шаг назад. Победителем считается тот, кто первым дойдет до финиша. Вариант Ученики делают шаг, называя глаголы, которые спрягаются с etre. Если ученик ошибается, то он сходит с дистанции и заменяется другим учеником.

  2. Trouvez la fin Тема: passe compose et imparfait Оснащение: нет

Ход игры: Ученики садятся в круг. Первый ученик говорит начало предложения в іmparfait, второй заканчивает предложение в passe compose и начинает новое предложение в іmparfait для следующего участника. Например: Ученик 1: — Il pleuvait... Ученик 2: — ... le telephone a sonne. Le soir tombait... Очки начисляются за правильный и быстрый ответ. Выигрывает тот, у кого окажется больше очков.

Орфографические игры

Цель данных игр - упражнение в написании французских слов. Часть их рассчитаны на тренировку памяти учащихся, другие основаны на некоторых закономерностях в правописании французских слов. Например, дается сложное слово и учащиеся должны придумать как можно больше маленьких слов, состоящих из таких же букв.

  1. Буквы рассыпались.

Ц е л ь: формирование навыков сочетания букв в слове.

Ход игры: преподаватель пишет крупными буквами на листе бумаги слово и, не показывая его, разрезает на буквы, говоря: «Было у меня слово. Оно рассыпалось на буквы». Затем показывает буквы и рассыпает их на столе: «Кто быстрее догадается, какое это было слово?» Выигрывает тот, кто первый правильно запишет слово. Выигравший придумывает свое слово, сообщает преподавателю или сам пишет и разрезает его и показывает всем рассыпанные буквы. Действие повторяется.

2.Дежурная буква.

Ц е л ь: формирование навыка осознания места буквы в слове.

X о д и г р ы: Обучаемым раздаются карточки и предлагается написать как можно больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте. Например, преподаватедь говорнт: «Сегодня у нас дежурная буква «о», она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов, в которых буква «о» стоит на первом месте?» Время выполнения задания регламентируется (3—5 минут).

3. Картинка. Цель: проверка усвоения орфографии изученного лексического материала.

Ход игры: каждый участник получает по картинке с изображением предметов, животных и т. д. Представители команд выходят к доске, разделенной на две части, и записывают слова, соответствующие предметам, изображенным на картинке. После того как обучаемый написалслово, он должен прочитать его и показать свою картинку. Выигрывает команда, которая быстрее и с меньшим количеством ошибок запишет все слова.

4. Lettres en desordre Тема: famille Оснащение: доска

Ход игры: Учитель пишет на доске название темы и слова, относящиеся к этой теме. При этом, буквы, из которых состоят слова, должны быть написаны не по порядку, то есть в виде анаграммы. Например: Famille REME (mere) RFEER (frere) SICONU AENTT (tante) LENOC (oncle) EEPR (pere) Ученики должны поставить буквы в нужной последовательности так, чтобы получились слова, и написать их на доске. За каждое правильно написанное слово ученику начисляется очко.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!