СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник лабораторных работ для 9 класса

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  сборнике собраны описания к лабораторным работам из учебного пособия тетрадь -практикум "Сфера"

Просмотр содержимого документа
«9кл.ЛР№9Наблюдение интерференции и дифракции света»



Лабораторная работа №9


Тема: «Наблюдение интерференции и дифракции света»

Цель работы: экспериментально изучить явление интерференции и дифракции.

Оборудование: электрическая лампа с прямой нитью накала (одна на класс), две стеклянные пластинки, стеклянная трубка, стакан с раствором мыла, кольцо проволочное с ручкой диаметром 30 мм., компакт-диск, штангенциркуль, капроновая ткань.


Ход работы:

Опыт 1. Опустите проволочное кольцо в мыльный раствор. На проволочном кольце получается мыльная плёнка. Расположите её вертикально. Наблюдаем светлые и тёмные горизонтальные полосы, изменяющиеся по ширине по мере изменения толщины плёнки



Объяснение. Появление светлых и темных полос объясняется интерференцией световых волн, отраженных от поверхности пленки. треугольник d = 2h. Разность хода световых волн равна удвоенной толщине плёнки. При вертикальном расположении пленка имеет клинообразную форму. Разность хода световых волн в верхней её части будет меньше, чем в нижней. В тех местах пленки, где разность хода равна четному числу полуволн, наблюдаются светлые полосы. А при нечетном числе полуволн – темные полосы. Горизонтальное расположение полос объясняется горизонтальным расположением линий равной толщины пленки.


Освещаем мыльную пленку белым светом (от лампы). Наблюдаем окрашенность светлых полос в спектральные цвета: вверху – синий, внизу – красный



Ответьте на вопросы:

Почему мыльные пузыри имеют радужную окраску?

Какую форму имеют радужные полосы?

Почему окраска пузыря все время меняется?


Опыт 3. Тщательно протрите две стеклянные пластинки, сложите вместе и сожмите пальцами. Из-за неидеальности формы соприкасающихся поверхностей между пластинками образуются тончайшие воздушные пустоты.



Объяснение: Поверхности пластинок не могут быть совершенно ровными, поэтому соприкасаются они только в нескольких местах. Вокруг этих мест образуются тончайшие воздушные клинья различной формы, дающие картину интерференции. В проходящем свете условие максимума 2h=kl


Ответьте на вопросы:

Почему в местах соприкосновения пластин наблюдаются яркие радужные кольцеобразные или неправильной формы полосы?

Почему с изменением нажима изменяются форма и расположение интерференционных полос?

Опыт 4. Рассмотрите внимательно под разными углами поверхность компакт-диска (на которую производится запись)


Объяснение: Яркость дифракционных спектров зависит от частоты нанесенных на диск бороздок и от величины угла падения лучей. Почти параллельные лучи, падающие от нити лампы, отражаются от соседних выпуклостей между бороздками в точках А и В. Лучи, отраженные под углом равным углу падения, образуют изображение нити лампы в виде белой линии. Лучи, отраженные под иными углами имеют некоторую разность хода, вследствие чего происходит сложение волн.

Что вы наблюдаете? Объясните наблюдаемые явления. Опишите интерференционную картину.

Поверхность компакт-диска представляет собой спиральную дорожку с шагом соизмеримым с длиной волны видимого света. На мелкоструктурной поверхности проявляются дифракционные и интерференционные явления. Блики компакт- дисков имеют радужную окраску.


Опыт 5. Сдвигаем ползунок штангенциркуля до образования между губками щели шириной 0,5 мм.



Приставляем скошенную часть губок вплотную к глазу (располагая щель вертикально). Сквозь эту щель смотрим на вертикально расположенную нить горящей лампы. Наблюдаем по обе стороны от нити параллельные ей радужные полоски. Изменяем ширину щели в пределах 0,05 – 0,8 мм. При переходе к более узким щелям полосы раздвигаются , становятся шире и образуют различимые спектры. При наблюдении через самую широкую щель полосы очень узки и располагаются близко одна к другой. Зарисуйте в тетрадь увиденную картину. Объясните наблюдаемые явления.

Опыт 6. Посмотрите сквозь капроновую ткань на нить горящей лампы. Поворачивая ткань вокруг оси, добейтесь четкой дифракционной картины в виде двух скрещенных под прямым углом дифракционных полос.


Объяснение: В центре краста виден дифракционный максимум белого цвета. При k=0 разность хода волн равна нулю, поэтому центральный максимум получается белого цвета. Крест получается потому, что нити ткани представляют собой две сложенные вместе дифракционные решетки со взаимно перпендикулярными щелями. Появление спектральных цветов объясняется тем, что белый свет состоит из волн различной длины. Дифракционный максимум света для различных волн получается в различных местах.

Зарисуйте наблюдаемый дифракционный крест. Объясните наблюдаемые явления.

Запишите вывод. Укажите, в каких из проделанных вами опытов наблюдалось явление интерференции, а в каких дифракции.

Контрольные вопросы:

Что такое свет?

Кем было доказано, что свет – это электромагнитная волна?

Что называют интерференцией света? Каковы условия максимума и минимума при интерференции?

Могут ли интерферировать световые волны идущие от двух электрических ламп накаливания? Почему?

Что называют дифракцией света?

Зависит ли положение главных дифракционных максимумов от числа щелей решетки?


Просмотр содержимого документа
«9кл.Лр№10Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром»


Лабораторная работа № 10


Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром









Просмотр содержимого документа
«9кл.Лр№1Изучение движения тел по окружности »

Лабораторная работа №1


Просмотр содержимого документа
«9кл.Лр№2Измерение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника»

Лабораторная работа №2

Измерение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника.

Цель работы:

измерить ускорение свободного падения с помощью математического маятника.

Оборудование:

штатив с муфтой и кольцом, шарик с отверстием, нить, часы с секундной стрелкой, измерительная лента, линейка с миллиметровыми делениями.

Описание работы.

Период колебаний математического маятника. Поэтому, измерив длину маятника l и период колебаний Т, можно определить ускорение свободного падения g по формуле .

ХОД РАБОТЫ:

  1. Установите штатив на краю стола и закрепите у верхнего конца штатива с помощью муфты кольцо. Подвесьте к нему шарик на нити, подобрав длину нити так, чтобы шарик висел на расстоянии нескольких сантиметров от пола.

  2. Измерьте расстояние l от точки подвеса до центра шарика.

  3. Отклоните шарик от положения равновесия на 5-10 см и отпустите его.

  4. Измерьте время t, в течение которого маятник совершает N полных колебаний (удобно взять N = 40).

  5. Вычислите экспериментальное значение g по формуле

  6. Повторите опыт, уменьшив длину нити в 2 раза.

  7. Результат измерений и вычислений запишите в таблицу:

    опыта

    l, м

    N

    t, c

    gэкс


    1






    2






  8. Вычислите gср, усреднив результаты двух опытов.

  9. Сравните полученное вами значение gср со значением g = 9,8 м/с2.

  10. Запишите вывод: что вы измеряли и какой получен результат.

Просмотр содержимого документа
«9кл.Лр№3Изучение колебаний пружинного маятника»


Лабораторная работа №3







Просмотр содержимого документа
«9кл.Лр№5Изучение явления электромагнитной индукции»


Лабораторная работа №5


Просмотр содержимого документа
«9кл.Лр№6Измерение показателя преломления света»


Лабораторная работа №6


Измерение показателя преломления стекла








Просмотр содержимого документа
«9кл.Лр№8Получение изображения с помощью линзы»




Лабораторная работа №8



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!