СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник конспектов уроков "в мире басен"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здесь полное собрание конспектов уроков с 1 класса по 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Сборник конспектов уроков "в мире басен"»



МКОУ «Рахмангуловская СОШ» - филиал Среднебаякская НОШ




СБОРНИК КОНСПЕКТОВ УРОКОВ «В МИРЕ БАСЕН»





Составитель: Сайдредтинова И.В.

Учитель начальных классов








2018


























В сборнике «В мире басен» представлены конспекты, для проведения уроков литературного чтения в начальной школе. Данный материал предназначен для учителей, студентов педагогических колледжей, родителей.






ТЕМА: КРЫЛОВ ИВАН АНДРЕЕВИЧ

БАСНЯ «ЛЕБЕДЬ, РАК И ЩУКА» 3 КЛАСС

Цели:

  1. Научить детей видеть в басне скрытый смысл, сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни.

  2. Развивать навыки сознательного, выразительного чтения, умение различать жанры произведений (стих, басня), память.

  3. Воспитать умения связывать смысл морали басни с собственным жизненным опытом.


Оборудование: учебник, тетрадь, портрет Крылова И.А, диафильм.


1.Организационный момент

Посмотрите все на меня!

Сегодня экскурсоводом работаю я.

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

2. Проверка домашнего задания

- Что ты можешь рассказать о биографии Крылова?

-Как ты понимаешь слово мораль, иносказание?

- С какой целью писались басни?

- С какими баснями И. А. Крылова ты уже знаком?

3. Актуализация знаний. Постановка цели урока

Вводная беседа.

-Какие произведения читаем?

-Мы читаем басни.

-Что такое басня?

-Басня-это небольшое, чаще стихотворное произведение, произошло от древнего слова «баять»-говорить, которое содержит мораль.

-Давайте прочитаем стихотворение М. Исаковского.

Читают стихотворение хором по рядам.

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней!

-Что вы знаете о Крылове?

Рассказывают биографию Крылова заранее подготовленные дети.

Иван Андреевич Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Мать его была простая женщина, без образования. Мальчику было 10 лет, когда умер отец. Крылов был вынужден пойти работать в канцелярию земского суда. Он самостоятельно изучал французский и итальянский языки, математику и литературу.

Он был автором комедий , стихов, работал журналистом ,но прославился как баснописец. За 30 лет работы Крылов написал 205 басен, обогатил русский язык остроумными, образными выражениями. «Ларчик просто открывался», «Кукушка хвалит петуха», «А Васька слушает да ест»,-говорим мы, порой даже не думая, что эти слова из басен Крылова. Басни Крылова известны во многих странах Они переведены более чем на 50 языков мира. Крылов прожил 75 лет. Крылов стал первым писателем, которому в России поставили памятник 12 мая 1855 г работы Т. Клодта « Дедушке Крылову» в Летнем саду города Санкт-Петербурга.

Что вы запомнили из услышанного?

Мы узнали, что И.А Крылов баснописец и сегодня мы познакомимся с его басней.

4.Изучение нового материала

Чтение басни учителем.

Понравилась вам басня?

Просмотр диафильма

Ребята назовите действующих лиц басни и скажите, как они ведут себя в жизни (не в басне), в обычной обстановке.

А теперь самостоятельно прочитайте басню.

Словарная работа

Какие не понятные слова вы встретили?

Лад – действовать совместно, не расходясь.

Мука – сильное физическое или нравственное страдание.

Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.

Воз – повозка или сани с кладью.

Ныне – теперь, в настоящее время.

5.Физкультминутка

На внимание:

Когда говорю слово лебедь, дети машут крыльями. Когда

слово рак – дети пятятся назад, а когда щука – изображают плавающую рыбу.

6. Продолжение изучение нового материала

Какое выражение вам не понятно?

Объясните выражение.

«Из кожи лезут вон» – усердствовать, стараться изо всех сил.

Далее прочитайте басню про себя и определите границы законченных отрывков (разбейте на части).

(первая часть- мораль; вторая- «Везти с поклажей воз взялись»; третья- «Из кожи лезут вон»; четвертая- «Воз и ныне там»).

Ребята как вы думаете, с какой интонацией нужно читать каждую часть, где сделать логические паузы?

(мораль читается тоном нравоучения, пауза в конце части; вторая читается тоном рассказчика-сказочника, медленно, спокойно, логическая пауза после слов в воду; четвертая-сначала с вопросительной интонацией, потом с повествовательной, тоном огорчения).

Ребята, а почему Лебедь, Щука и Рак не смогли увезти воз? Может быть, они не стараются?

-они очень стараются, «из кожи лезут вон»

Может быть, воз был тяжелый?

-«нет, поклажа бы для них казалась и легка»

А в чем же причина того, что «воз и ныне там»?

-они все двигаются в разные стороны

Ответ детей уточняется по иллюстрации в учебнике.

В чем же смысл морали?

Бывает ли так у людей? Приведите примеры.

7. Итог урока

Что интересного вы сегодня узнали?

Чему научила вас басня?

8. Домашнее задание

Прочитать басню «Лебедь, Рак и Щука» и нарисовать картинку по басне.






ТЕМА: КРЫЛОВ ИВАН АНДРЕЕВИЧ

БАСНЯ «СЛОН И МОСЬКА» 3 КЛАСС

Цели:

  1. Научить детей видеть в басне скрытый смысл, сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни.

  2. Развить навыки выразительного чтения.

  3. Воспитать умения связывать смысл морали басни с собственным жизненным опытом.


Оборудование: учебник, тетрадь, портрет Крылова И.А, аудиозапись, иллюстрации.


1.Организационный момент

Едет, едет паровоз,

Много у него колес,

Мчится паровоз по кругу,

Машем мы рукой друг другу,

Тра-та-та, тра-та-та,

Занимай свои места!

2.Проверка домашнего задания

- Что ты можешь рассказать о биографии Крылова?

-С какими по своей направленности текстами мы встретились, читая басню Крылова? (нравоучительными)

-Как ты понимаешь слово мораль, иносказание?

- С какой целью писались басни?

- С какими баснями И. А. Крылова ты уже знаком?

3. Актуализация знаний. Постановка цели урока

Почему мы говорим, что И.А. Крылов – великий русский поэт-баснописец?

-Мы говорим «русский», потому что он любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. А «великий», потому что он написал много басен.

За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями. Басни Крылова не стареют. Каждое новое поколение воспитывается на них. Строки из басен вошли в речь, стали привычными.

Давайте прочитаем стихи, посвященные баснописцу.

Дети читают стихи, записанные на доске:

«Кто не слыхал его живого слова,

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.»

Действительно, с баснями Ивана Андреевича Крылова мы знакомимся очень рано. Кто из вас может определить к каким басням относятся иллюстрации? Давайте вспомним, из какой басни эти строки: «Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу»?

-Эти строки из басни «Лебедь, щука и рак»

Как взялись за дело герои басни?

-Герои басни взялись за дело дружно

Как шла у них работа?

-Работа шла плохо

Чем закончилось дело?

-Воз остался стоять на том же месте

Почему Лебедь, Щука и Рак не сумели сдвинуть воз с места?

-Потому что каждый из них тянул поклажу в свою сторону.

Какие недостатки людей высмеивает автор в этой басне?

-Он высмеивает несогласие, разобщенность.

Как вы думаете, для чего И.А. Крылов рассказал людям эту историю?

-Чтобы люди, взявшись за дело, делали его дружно.

Какие слова из этой басни стали крылатыми?

-Крылатыми стали слова: «А воз и ныне там».

В каких случаях их говорят?

-Их говорят, когда дело не идет на лад.»

Прочитайте пословицу, как вы понимаете их смысл? К каким басням их можно отнести?

Дружно – негрузно, а врозь – хоть брось.

Я понимаю пословицу так: если за дело берутся все вместе, то не тяжело, а одному тяжело. Эту пословицу можно отнести к басне «Лебедь, Щука и Рак».

Кто обычно является героями басен? Приведите примеры.

Героями басен обычно являются животные. Например: лиса, волк, журавль, мартышка и другие.

Какие недостатки высмеиваются в баснях?

В баснях высмеиваются зависть, высокомерие, жадность, грубость, лень, зазнайство, лесть.

Чему нас учат басни?

Они учат нас быть дружными, трудолюбивыми, не смеяться над чужой бедой, помогать друг другу в трудную минуту.

Как вы думаете, над чем мы сегодня будем продолжать работать на уроке?

4.Изучение нового материала

Да, сегодня мы познакомимся с еще одной басней Ивана Андреевича Крылова. Она называется «Слон и Моська». В ней, как обычно в баснях, действуют животные. Кто из вас видел слона? Что вы о нем знаете?

Да, слон – огромное и очень сильное животное. Он бывает высотой до 3,5 м. Весит больше 4000 кг. Слона боятся даже тигры и львы.

Учитель читает басню (дети следят по учебнику)

Понравилась ли вам басня? Что понравилось?

Какими художник рисует слона и моську? (показать иллюстрацию)

Художник нарисовал Слона огромным, а Моську очень маленькой.

Дети самостоятельно читают басню и готовятся ответить на вопросы, записанные на доске.

Вопросы: (готовятся 3-5 минут в группах)

Как слон отнесся к нападению Моськи?

Какой вы представляете Моську?

Что Моське посоветовала Шавка? Прочитайте.

За что Шавка осуждает Моську?

Для чего Моська напала на Слона? Прочитайте.

Почему Моська уверена, что может прослыть сильной совсем без драки?

5.Физкультминутка

Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)

Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)

Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)

Печет печка калачи (4 приседания)

Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)

6. Продолжение изучение нового материала

Прослушивание аудиозаписи

Чем смешна Моська?

Работа над образными выражениями.

Отыщите в тексте строчки, соответствующие данным словосочетаниям:

Показывали на улице людям (выводили напоказ).

Невидаль, редкость. (В диковинку у нас)

Ходили группы любопытных бесцельно глядящих по сторонам. (Толпы зевак ходили)

Откуда-то внезапно вдруг появится. (Отколь не возьмись)

Перестань себя позорить. (Перестань срамиться)

Придает смелости. (Вот то-то мне и духу придает)

В каких словах, ставших крылатыми, заключен смысл басни?

Как вы понимаете эти строки?

-«Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона!»

Моська хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться.

Да, Моська – хвастунишка. Но она и хитрая. Подумайте, как нужно читать слова каждого из действующих лиц, чтобы передать их характер).

Чтение басни по ролям.

7. Итог урока

Чему был посвящен наш урок?

С какой новой басней И.А. Крылова мы познакомились?

Кто в этой басне нравится вам?

Чье поведение вызывает осуждение?

Кого из героев следует одобрить?

Что высмеивает автор в басне?

Какой вывод из прочитанной басни следует сделать?

Когда в жизни можно употребить слова: «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона».

Молодцы, ребята!

Как вы можете оценить сегодня работу на уроке свою и всего класса?

8. Домашнее задание

Выучить басню наизусть, нарисовать к ней иллюстрацию.




ТЕМА: КРЫЛОВ ИВАН АНДРЕЕВИЧ

БАСНЯ «ВОРОНА И ЛИСИЦА» 4 КЛАСС


Цели:

  1. Научить видеть в басне скрытый смысл, выражать свое отношение к прочитанному.

  2. Развить у детей умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, творческое воображение, навыки беглого, сознательного и выразительного чтения, обогащать и активизировать словарный запас, умения и навыки анализа басни.

  3. Воспитать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам, воспитывать любовь к басенному стиху и интереса к предмету.


Оборудование: учебник, тетрадь, портрет Крылова И.А, аудиозапись, иллюстрации.


1.Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

2.Проверка домашнего задания

- Что ты можешь рассказать о биографии Крылова?

-С какими по своей направленности текстами мы встретились, читая басню Крылова? (нравоучительными)

-Как ты понимаешь слово мораль, иносказание?

- С какой целью писались басни?

- С какими баснями И. А. Крылова ты уже знаком?

3. Актуализация знаний. Постановка цели урока

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством И.А. Крылова.

- Посмотрите на портрет Ивана Андреевича Крылова.

- Каким он вам представляется по характеру? (ответы детей)

- Иван Андреевич Крылов был еще и очень трудолюбивым.

Когда – то он был молодым, но в истории литературы все знают « дедушка Крылов» когда произносят это имя сразу пред глазами тучный старик с серыми волосами. И.А. Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 года, в семье бедного дворянина, а после смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. И маленькому Ване пришлось идти работать. У будущего баснописца не было возможности учиться в школе. Но в нем жила жажда знаний, он был очень способным, поэтому самоучкой овладел языками математикой и стал высокообразованным человеком.

- Более двухсот басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клод изобразил персонажей басне Крылова в бронзе. В 1885 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже – фигурки персонажей его басен. На постаменте памятника представлены персонажи 36 басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России.

Задание: угадайте какие иллюстрации относятся к каким басням Крылова.

- Ученики нашего класса приготовили нам сюрприз. Ребята нам покажут инсценировку басни «Лебедь, Щука и Рак».

Сообщение темы урока.

- Кто из вас знает, что такое басня? (ответы детей)

(Басня – короткий, нравоучительный рассказ в стихах, в скрытой форме изображающей людей и их поступки. Главные герои: животные и растения»

- На какой жанр литературы похожа басня, если животные разговаривают или действуют как люди? Чем? (на сказку, главные герои – животные, которые могут разговаривать).

- Еще в басне всегда есть нравоучение или, по – другому, мораль. В морали осуждаются плохие или глупые поступки (запись определений в тетради).

4. Изучение нового материала

Слушание аудиозаписи

- Мы сегодня должный найти в басне «Ворона и Лисица» мораль и понять, что же хотел сказать нам своей басне И.А. Крылов.

- А теперь посмотрим басню «Ворона и Лисица» и узнаем какая история приключилась с Вороной.

(Просмотр диафильма)

- Понравилась вам басня?

- Какая же история приключилась с Вороной?

- О чем это произведение: о хорошо знакомых нам животных или еще о чем – то?

Словарная работа.

- Давайте вместе определим значение этих слов, используя толковые словари.

Лесть – угодливое восхваление, лицемерие.

Не впрок – не на пользу.

Пленить – очаровать, покорить чем – либо.

Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.

Ангельский (голосок) – нежный, добрый.

Царь – птица – главная среди птиц.

Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.

Самостоятельное чтение учащимися басни по учебнику

Работа с текстом басни.

- Попробуем объяснить мораль этой басни, а прежде давайте поговорим о главных героях.

- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (это обман)

- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? (в сказках Лисица – хитрая, умная, а Ворона – глупая)

- Опишите внешний вид лисы. Какая она? (ответы детей)

- Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Прочитайте.

- Опишите, какова Ворона по внешнему виду (ответы детей).

- Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? (Нет).

- А что.говорила Лиса о Вороне? Прочитайте.

(Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какиe перышки! какой носок!)

- Кто слышал Ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает, крик Вороны похож на сочетание звуков «кар-кар»).

- А что говорила о голосе Вороны Лиса? (И, верно, ангельский быть должен голосок!)

- Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковы слова Лисицы.

(«Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло»)

- Для чего Лиса так расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей. Лисице нужно было, чтобы Ворона «запела» и выронила сыр).

- Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? (Нет, скромный не стал бы ее слушать).

- Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (от своей глупости)

- Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему? (ответы детей)

Работа над моралью басни.

- Перечитайте мораль басни, основная ее мысль. (Выборочное чтение той части, где заключена мораль).

- О чём предупреждает И.А.Крылов своих читателей? (Некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам).

- Какими хотел видеть Крылов людей? (Искренними, честными, скромными).

5.Физкультминутка

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

6. Продолжение изучение нового материала

Чтение произведения по ролям.

Давайте попробуем прочитать эту басню выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую Ворону, а рядом умную, хитрую лживую плутовку Лисицу.

7. Итог урока

Закончите предложения:

«Сегодня я узнал ….»

8. Домашнее задание

Выучить басню «Ворона и Лисица»


ТЕМА: КРЫЛОВ ИВАН АНДРЕЕВИЧ

БАСНЯ «ДВЕ БОЧКИ» 3 КЛАСС

Цели:

  1. Научить детей видеть в басне скрытый смысл, сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни.

  2. Развивать навыки сознательного, выразительного чтения, умение различать жанры произведений (стих, басня), память.

  3. Воспитать умения связывать смысл морали басни с собственным жизненным опытом.


Оборудование: учебник, тетрадь, портрет, аудиозапись

.

1.Организационный момент

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

2.Проверка домашнего задания

- Что ты можешь рассказать о биографии Крылова?

-С какими по своей направленности текстами мы встретились, читая басню Крылова? (нравоучительными)

-Как ты понимаешь слово мораль, иносказание?

- С какой целью писались басни?

- С какими баснями И. А. Крылова ты уже знаком?

3. Актуализация знаний. Постановка цели урока

Ребята обратите внимание на доску.

(Крылов Иван Андреевич)

Каким он вам представляется по характеру? (Добрый, умный и т.д.)

Сегодня мы с вами познакомимся с его творчеством, но для начала мы узнаем о нем немного.

Чтение учениками сообщения.

Крылов Иван Андреевич(1769 — 1844). Русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук (1841). Издавал сатирические журналы "Почта духов" (1789) и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В 1809 — 43 создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни И. Крылова "...книгой мудрости самого народа".

Биография.

Родился 2 февраля (14 февраля н.с.) в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. В 1775 отец вышел в отставку, и семья поселилась в Твери.

Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени.

Что вы запомнили из услышанного?

Мы узнали, что И.А Крылов баснописец. И как вы думаете с каким жанром мы сегодня буем работать?

-Басня.

А как мы узнаем ее название? А для этого нам нужно отгадать загадку:

Стоит толстуха —

Деревянное брюхо,

Железный поясок.

-Бочка.

Верно бочка, только говорить мы будем не об одной бочке, а о двух.

4.Изучение нового материала

Чтение басни учителем (дети следят по учебнику)

Прослушайте басню, постарайтесь представить те лица, о которых пойдет речь.

Определите жанр этого произведения.

( Мы слушали басню.)

Какие признаки доказывают, что это басня?

(Учащиеся называют признаки басни: история, животные, мораль, авторская насмешка).

Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в которой высмеиваются пороки людей.

В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.

Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

Как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей?

( Этот прием называется аллегория (иносказания).)

О чем она? (о двух бочках)

Какие это были бочки? (одна полная, другая пустая)

Как ведут себя эти две бочки?

Чем отличается их поведение?

Зачитайте крылатое выражение.

5.Физкультминутка

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И вновь писать начнем.

6. Продолжение изучение нового материала

Слушание аудиозаписи

- Представь себя на улице, по которой едут эти бочки. Что можно было бы услышать и увидеть?

- Прочитай мораль басни и объясни ее своими словами.

- Кого под видом бочек подразумевал автор?

-Чтение басни по ролям

-Какая история описывается в басне?

-Кто герой басни?

-Какие поступки совершают герои басни?

-Какова же мораль басни. Выразите ее своими словами.

- Прочитайте мораль в тексте басни.

- Какое выражение басни заключает в себе главную мысль?

-Какие пороки высмеивает в своих баснях И.А. Крылов?

7. Итог урока

Что нового и интересного вы сегодня узнали для себя?

С чьим творчеством познакомились?

Что запомнили из биографии баснописца?

О чем была басня?

Чему научила?

8. Домашнее задание

Нарисовать картинку к басне.










ТЕМА: КРЫЛОВ ИВАН АНДРЕЕВИЧ

БАСНЯ «ТРУДОЛЮБИВЫЙ МЕДВЕДЬ» 4 КЛАСС



Цели:

  1. Научить детей видеть в басне скрытый смысл, сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни.

  2. Развивать навыки сознательного, выразительного чтения, умение различать жанры произведений (стих, басня), память.

  3. Воспитать умения связывать смысл морали басни с собственным жизненным опытом.


Оборудование: учебник, тетрадь, портрет Крылова И.А, иллюстрации, аудиозапись.


1.Организационный момент

Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

2.Проверка домашнего задания

- Что ты можешь рассказать о биографии Крылова?

-С какими по своей направленности текстами мы встретились, читая басню Крылова? (нравоучительными)

-Как ты понимаешь слово мораль, иносказание?

- С какой целью писались басни?

- С какими баснями И. А. Крылова ты уже знаком?

3. Актуализация знаний. Постановка цели урока

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством И.А. Крылова.

- Посмотрите на портрет Ивана Андреевича Крылова.

- Каким он вам представляется по характеру? (ответы детей)

- Иван Андреевич Крылов был еще и очень трудолюбивым.

Когда – то он был молодым, но в истории литературы все знают « дедушка Крылов» когда произносят это имя сразу пред глазами тучный старик с серыми волосами. И.А. Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 года, в семье бедного дворянина, а после смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. И маленькому Ване пришлось идти работать. У будущего баснописца не было возможности учиться в школе. Но в нем жила жажда знаний, он был очень способным, поэтому самоучкой овладел языками математикой и стал высокообразованным человеком.

- Более двухсот басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клод изобразил персонажей басне Крылова в бронзе. В 1885 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже – фигурки персонажей его басен. На постаменте памятника представлены персонажи 36 басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России.

Сообщение темы урока.

- Кто из вас знает, что такое басня? (ответы детей)

(Басня – короткий, нравоучительный рассказ в стихах, в скрытой форме изображающей людей и их поступки. Главные герои: животные и растения»

- На какой жанр литературы похожа басня, если животные разговаривают или действуют как люди? Чем? (на сказку, главные герои – животные, которые могут разговаривать).

- Еще в басне всегда есть нравоучение или, по – другому, мораль. В морали осуждаются плохие или глупые поступки (запись определений в тетради).

4. Изучение нового материала

Чтение басни учителем.

Прослушайте басню, постарайтесь представить те лица, о которых пойдет речь.

Какие признаки доказывают, что это басня?

(Учащиеся называют признаки басни: история, животные, мораль, авторская насмешка).

Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в которой высмеиваются пороки людей.

В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.

Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

Как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей?

( Этот прием называется аллегория (иносказания).

5.Физкультминутка

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Постучали, повернули

И работать захотели.

Тихо все на место сели.

6. Продолжение изучение нового материала

Слушание аудиозаписи

-Какая история описывается в басне?

-Кто герой басни?

-Какие поступки совершают герои басни?

-Какова же мораль басни. Выразите ее своими словами.

- Прочитайте мораль в тексте басни.

- Какое выражение басни заключает в себе главную мысль?

7. Итог урока

Какие пороки высмеивает в своих баснях И.А. Крылов?

Чему учат нас басни И.А. Крылова?

Что бы вы посоветовали медведю?

Я надеюсь, что в вашей памяти надолго останутся слова И.А. Крылова.

8. Домашнее задание

Нарисовать картинку к басне «Трудолюбивый медведь».




ТЕМА: КРЫЛОВ ИВАН АНДРЕЕВИЧ

БАСНЯ «ЛЮБОПЫТНЫЙ» 4 КЛАСС


Цели:

  1. Научить детей видеть в басне скрытый смысл, сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни.

  2. Развивать навыки сознательного, выразительного чтения, умение различать жанры произведений (стих, басня), память.

  3. Воспитать умения связывать смысл морали басни с собственным жизненным опытом.


Оборудование: учебник, тетрадь, портрет Крылова И.А, аудиозапись.


1.Организационный момент

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно

2. Проверка домашнего задания

- Что ты можешь рассказать о биографии Крылова?

-С какими по своей направленности текстами мы встретились, читая басню Крылова? (нравоучительными)

-Как ты понимаешь слово мораль, иносказание?

- С какой целью писались басни?

- С какими баснями И. А. Крылова ты уже знаком?

3. Актуализация знаний. Постановка цели урока

Почему мы говорим, что И.А. Крылов – великий русский поэт-баснописец?

-Мы говорим «русский», потому что он любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. А «великий», потому что он написал много басен.

За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями. Басни Крылова не стареют. Каждое новое поколение воспитывается на них. Строки из басен вошли в речь, стали привычными.

Действительно, с баснями Ивана Андреевича Крылова мы знакомимся очень рано. Давайте вспомним, из какой басни эти строки: «Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу»?

-Эти строки из басни «Лебедь, щука и рак»

Прочитайте пословицу, как вы понимаете их смысл? К каким басне ее можно отнести?

Дружно – негрузно, а врозь – хоть брось.

Я понимаю пословицу так: если за дело берутся все вместе, то не тяжело, а одному тяжело. Эту пословицу можно отнести к басне «Лебедь, Щука и Рак».

Кто обычно является героями басен? Приведите примеры.

Героями басен обычно являются животные. Например: лиса, волк, журавль, мартышка и другие.

Какие недостатки высмеиваются в баснях?

В баснях высмеиваются зависть, высокомерие, жадность, грубость, лень, зазнайство, лесть.

Чему нас учат басни?

Они учат нас быть дружными, трудолюбивыми, не смеяться над чужой бедой, помогать друг другу в трудную минуту.

Как вы думаете, над чем мы сегодня будем продолжать работать на уроке?

4.Изучение нового материала

Чтение басни учителем.

Прослушайте басню, постарайтесь представить те лица, о которых пойдет речь.

Какие признаки доказывают, что это басня?

(Учащиеся называют признаки басни: история, животные, мораль, авторская насмешка).

Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в которой высмеиваются пороки людей.

В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.

Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

Как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей?

( Этот прием называется аллегория (иносказания).)

5.Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуть, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место ти...

6. Продолжение изучение нового материала

Самостоятельное чтение учащимися басни

Какие поступки совершают герои басни?

Какова же мораль басни. Выразите ее своими словами.

- Прочитайте мораль в тексте басни.

Слушание аудиозаписи

- Какое выражение басни заключает в себе главную мысль?

Какие пороки высмеивает в своих баснях И.А. Крылов?

Словарная работа.

Кунсткамера – старинное название собрания разнообразных редкостей, диковинок, а также помещения для такого собрания.

Торовата – щедра (старинное русское слово).

7. Итог урока

Чему учат нас басни И.А. Крылова?

Что бы вы посоветовали главному герою басни?

Я надеюсь, что в вашей памяти надолго останутся слова И.А. Крылова, которые

помогут стать лучше.

8. Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение басни «Любопытный», изобразить характер героев с помощью мимики, жестов детей.









ТЕМА: ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ

БАСНЯ «ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ» 3 КЛАСС



Цели:

  1. Научить находить главную мысль в тесте.

  2. Развить логическое мышление, технику чтения и монологическо-диалогическую речь, воображение.

  3. Воспитать уважение и сострадание к пожилым людям, родителям; любовь к культуре и традициям родного края.


Оборудование: учебник, тетрадь, портрет Л.Н. Толстого, аудиозапись «Родительский дом».


1.Организационный момент

Каждый день – всегда, везде

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим. (Дети садятся)

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

2.Проверка домашнего задания

- Что ты можешь рассказать о биографии Толстого?

-С какими по своей направленности текстами мы встретились, читая басню Толстого? (нравоучительными)

-Как ты понимаешь слово мораль, иносказание?

- С какой целью писались басни?

- С какими баснями Л.Н Толстого ты уже знаком?

3. Актуализация знаний. Постановка цели урока

Звучит музыка «Родительский дом»

- О чем эта песня? Кого вспоминали, когда слушали песню? (родителей, семью).

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (формулирование целей урока учащимися)

Правильно, сегодня мы поговорим о семье. Семья играет большую роль в жизни каждого из нас. Русский народ сложил много пословиц о семье, о семейной жизни. Сейчас мы поработаем в парах. Каждая пара из предложенных пословиц выберет только те, которые относятся к теме «Семья». (Последняя пословица «На что и клад коли в семье лад»)

Словарная работа:

- Все ли слова вам понятны в этой пословице?

(Лад – согласие)

Объяснить значение данных слов.

Какие басни подходят к теме «Семья» ?

1.Вместе – мы сила.

2.Нет друга – ищи, а нашел – береги

3.Врозь грузно, а вместе дружно.

4.Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

5.Своя семья – самые верные друзья.

6.Сердце матери лучше солнца греет.

7.Вся семья вместе, так и душа на месте.

8.На что и клад, коли в семье лад.

9.Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

10.Согласие крепче каменных стен.

11.Красив тот, кто красиво поступает

12.Дружно – не гузно, а один и у каши загинет.

13.Одна пчела не много меду натаскает.

14.Крепкую дружбу и водой не разольешь

15.Один в поле не воин.

16.Один и камень не сдвинешь, а вместе и гору поднимешь.

17.Добрый человек добру и учит.

18.Согласие крепче каменных стен.

19.Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.

4. Изучение нового материала

Сегодня у нас необычный урок. Наверное, каждый урок литературы – событие. Мы, сидя в классе, совершаем путешествие в разные эпохи, знакомимся с разными людьми. Удивительно, но во все времена человечество интересовали вопросы: что такое добро, а что – зло, где истина, а где ложь? Почему люди не все живут в мире и согласии? И как сделать так, чтобы все жили дружно?

И сегодня мы вместе с Л.Н. Толстым попытаемся ответить на эти вопросы при изучении произведения «Отец и сыновья».

Сегодня на уроке мы будем знакомиться с творчеством Л.Н. Толстого.

- Что вы о нем уже знаете?

- Учащиеся нашего класса напомнят вам о жизни Л.Н. Толстого

(выступление подготовленных учащихся).

Лев Николаевич родился 9 сентября 1828 года в имении отца Ясная Поляна, недалеко от Тулы. Это уголок русской земли, которой известен всему миру. Там прошло его детство. Сейчас в Ясной Поляне музей.

Человек, чьё имя хорошо известно не только в нашей стране, но и во всём мире, произведения которого переведены на разные языки. И это неслучайно: в 2008 году мы отмечали 180 лет со дня рождения Льва Николаевича Толстого, а в 2010году отмечается 100 – летие со дня смерти писателя.

Семья Толстых была дружной, и детям казалось, что все на свете живут так же, что все люди, их окружающие, очень хорошие. Самой любимой у них была игра в муравейных братьев. Её придумал старший – Николенька.

Как- то он объявил, что у него есть тайна, когда она откроется, все люди станут счастливыми, будут любить друг друга и сделаются муравейными братьями. Николенька говорил, что тайну муравейных братьев он написал на зелёной палочке, которую зарыл в лесу, на краю оврага.

Родители Льва Николаевича принадлежали к старинному знатному роду. Но когда мальчику было три года - умерла его мать, а в девять он потерял отца. Воспитанием будущего писателя занялась тётушка.

Учился юноша в Тульской гимназии, потом в университете в городе Казани. Не окончив университета, поступил на военную службу. Три года он служил на Кавказе, потом в Севастополе, в Крыму: в то время там шла война.

Лев Николаевич Толстой прожил долгую, удивительную жизнь. Многое он испытал в своей жизни, участвовал в Кавказской и в Крымской войнах с турками, где подвергался смертельной опасности; был путешественником и сельским хозяином, педагогом и писателем.

Писать он начал в двадцать два года и после успеха первой повести почувствовал, что настоящее его призвание – литература.

В Ясную Поляну Лев Николаевич вернулся уже известным писателем. Здесь он создал почти все свои произведения.

Граф Лев Николаевич Толстой любил крестьянский труд и сам много трудился. В летние месяцы целыми днями пропадал он на риге и гумне, на покосе с крестьянами, на пасеке, и каждый день в самых разных местах Ясной Поляны. он делал многочисленные зарисовки лиц и пейзажей в записных книжках и черновиках.

5.Физкультминутка

Вышли уточки на луг

Кря, кря, кря.

Полетел зеленый жук

Ж - ж - ж.

Гуси шеи выгибали

Клювом перья расправляли.

Зашумел в пруду камыш

Ш - ш - ш

И опять настала ти...

6. Продолжение изучение нового материала

Чтение «Отец и сыновья» учителем. (ученики следят по учебнику)

Словарная работа (объяснить лексическое значение непонятных слов).

О чем это произведение? (о том, что надо всегда жить в мире и согласии).

Над чем надо задуматься?

Какому жизненному правилу вас учит произведение?

Вторичное чтение произведения. Учащиеся читают «эхом».

К какому жанру относится это произведение? (Басня)

Что такое басня? С этим понятием мы уже знакомились.

(Басня - небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором существуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить. В басне есть поучение или мораль, совет.)

В литературе есть ещё один жанр, который имеет такие же признаки как и басня. Этот жанр называется притча.

На доске расположена карточка с определением:

ПРИТЧА – поучение в примерах. (В.И.Даль).

ПРИТЧА – так называется близкий к басне небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме. (Энциклопедический словарь юного литературоведа.)

- Ребята, чем отличается басня от притчи?

Какова мораль басни? В каких предложениях она заключена? Прочитайте.

Представьте, что история, которую рассказал Л.Н. Толстой, произошла в вашей семье. Как бы вы повели себя в этой ситуации?

«Что нужно для счастья? – спрашивал Л. Толстой и сам же отвечал. – Семья, близкие люди, возможность делать добро людям». Теплом и уютом веет от этого, такого привычного и доброго слова «семья». За этим словом мир, согласие, любовь.

7. Итог урока

С каким произведением познакомились?

Чему научились на уроке?

Надо стараться, чтобы огонек в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьей, берегли ее честь, записывали свою родословную, глядя на фотографии своих родных и близких. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом.

8. Домашнее задание

Попробуй сочинить: напиши свою басню, название которой можешь заимствовать у Толстого или составь рассказ, который начинается или заканчивается одной из пословиц.




ТЕМА: ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ

БАСНЯ «ЛГУН» 3 КЛАСС



Цели:

  1. Научить детей видеть в басне скрытый смысл, сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни.

  2. Развивать навыки сознательного, выразительного чтения, умение различать жанры произведений (стих, басня), память.

  3. Воспитать умения связывать смысл морали басни с собственным жизненным опытом.


Оборудование: учебник, тетрадь, портрет Л.Н Толстого, аудиозапись, иллюстрации.


1.Организационный момент

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: ”Доброе утро!”

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становиться добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера.

2. Проверка домашнего задания

- Что ты можешь рассказать о биографии Толстого?

-С какими по своей направленности текстами мы встретились, читая басню Толстого? (нравоучительными)

-Как ты понимаешь слово мораль, иносказание?

- С какой целью писались басни?

- С какими баснями Л.Н Толстого ты уже знаком?

3. Актуализация знаний. Постановка цели урока

На доске: детские рисунки «Правда и ложь», запись пословиц:

• Правда в огне не горит и в воде не тонет.

• Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Как вы понимаете слово «ложь»? (Намеренное искажение истины.)

– Какие близкие по значению слова можно подобрать? (Неправда, обман.)

– Когда человек прибегает ко лжи? Зачем?

– На Земле с давних пор любовь и ненависть, добро и зло, правда и ложь ходят рядом. Очень трудно порой говорить правду, но если человек хотя бы раз солгал, ему потом от этого избавиться сложно.

Как вы думаете с чьим творчеством мы продолжим знакомиться?

Лев Николаевич прожил долгую жизнь и написал разные произведения. Он много работал. Свои сочинения по нескольку раз перерабатывал, по 10 - 12 раз переписывал, чтобы сделать их лучше.

Лев Николаевич любил труд, он занимался и крестьянской работой: пахал землю, косил траву, пилил и колол дрова. Строил избы, клал печи, шил сапоги. Он считал, что всякий труд полезен и нужен; уважать можно только такого человека, который всю жизнь трудится. Очень долго Л.Н. Толстой жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди со всего мира. В соседней деревне Лев Николаевич устроил школу и стал учить крестьянских детей по учебникам, которые написал сам. Много времени он проводил с детьми: зимой катался с ними на санках, коньках, лыжах; летом ходил с ними в лес.

4.Изучение нового материала

Чтение басни учителем.

Прослушайте басню, постарайтесь представить те лица, о которых пойдет речь.

Какие признаки доказывают, что это басня?

(Учащиеся называют признаки басни: история, животные, мораль, авторская насмешка).

Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в которой высмеиваются пороки людей.

В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.

Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

Как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей?

( Этот прием называется аллегория (иносказания).)

5.Физкультминутка

Раз, два - встать пора,

Три, четыре - руки шире,

Пять, шесть - тихо сесть,

Семь, восемь - лень отбросим.

Раз, два, три, четыре, пять

Раз, два, три, четыре, пять

Вышел зайка поиграть

Прыгать серенький гаразд

Он подпрыгнул 300 раз.

6. Продолжение изучение нового материала

Слушание аудиозаписи

О чем это произведение?

Над чем надо задуматься?

Какому жизненному правилу вас учит произведение?

– Почему не прибежали на помощь люди?

– А вы попадали в подобные ситуации?

– Как вы поступаете, если:

-получили двойку

-потеряли сменную обувь

-опоздали на урок

-гуляли, не успели до прихода мамы убрать в комнате?

Чему учит басня?

Нельзя врать и обманывать людей.

7. Итог урока

Закончите предложения:

«Сегодня я узнал ….»

8. Домашнее задание

Выучить басню «Лгун».








ТЕМА: ЭЗОП

БАСНЯ «МУХИ» 3 КЛАСС


Цели:

  1. Научить детей видеть в басне скрытый смысл, сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни.

  2. Развивать навыки сознательного, выразительного чтения, умение различать жанры произведений (стих, басня), память.

  3. Воспитать умения связывать смысл морали басни с собственным жизненным опытом.


Оборудование: учебник, тетрадь, портрет Эзопа, аудиозапись.


1.Организационный момент

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Вы за парты дружно сели,

На меня все посмотрели.

2.Проверка домашнего задания

- Что мы изучали на прошлых уроках?

-С какими по своей направленности текстами мы встретились, читая басню? (нравоучительными)

-Как ты понимаешь слово мораль, иносказание?

- С какой целью писались басни?

- С какими баснями ты уже знаком?

3. Актуализация знаний. Постановка цели урока

Ребята обратите внимание на доску, как вы думаете кто это?

Каким он вам представляется по характеру? (Добрый, умный и т.д.)

Сегодня мы с вами познакомимся с его творчеством, но для начала мы узнаем о нем немного.

Чтение сообщения детьми.

Эзо́п— полулегендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец, живший в VI веке до н. э. Был ли Эзоп историческим лицом — сказать невозможно. Первое известие о нём находим у Геродота, который сообщает, что Эзоп был рабом некого Иадмона с острова Самос, потом был отпущен на волю, жил во времена египетского царя Амасиса и был убит дельфийцами; за его гибель Дельфы заплатили выкуп потомкам Иадмона.

Эзоп выступает как мудрец и шутник, дурачащий царей и своего хозяина — глупого философа. В этом сюжете, как ни удивительно, почти никакой роли не играют собственно басни Эзопа; анекдоты и шутки, рассказываемые Эзопом в «Жизнеописании», не входят в дошедший до нас от античности свод «эзоповых басен» и жанрово довольно далеки от него. Образ уродливого, мудрого и хитрого «фригийского раба» в готовом виде достаётся новоевропейской традиции. Древность не сомневалась в историчности Эзопа. Мы с вами узнали что Эзоп является баснописцем, значит, с каким жанром мы вами продолжим знакомство?

-С басней.

4. Изучение нового материала

Слушание аудиозаписи

Прослушайте басню, постарайтесь представить те лица, о которых пойдет речь.

Какие признаки доказывают, что это басня?

(Учащиеся называют признаки басни: история, животные, мораль, авторская насмешка).

Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в которой высмеиваются пороки людей.

В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.

Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

Как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей? ( Этот прием называется аллегория (иносказания).)

5.Физкультминутка

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать. (Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. )

6. Продолжение изучение нового материала

Самостоятельное чтение басни детьми

Кто является главными героями басни?

-Мухи

Что с ними произошло?

-Они увязли в меду

Что является причиной их беды?

-Они попробовали сладкое и им захотелось еще больше, жадность их погубила

Назовите крылатое выражение.

"Несчастные мы! за недолгую сладость погубили мы свою жизнь".

А теперь ваша задача нарисовать картинку к данной басне.

7. Итог урока

Выставка работ.

Чему вас научила басня?

Так для многих сластолюбие становится причиной великих несчастий.

8. Домашнее задание Выучить наизусть басню «Мухи».


ТЕМА: ЭЗОП

БАСНЯ «КОШКА И МЫШИ» 3 КЛАСС

Цели:

  1. Научить детей видеть в басне скрытый смысл, сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни.

  2. Развивать навыки сознательного, выразительного чтения, умение различать жанры произведений (стих, басня), память.

  3. Воспитать умения связывать смысл морали басни с собственным жизненным опытом.


Оборудование: учебник, тетрадь, портрет Эзопа, аудиозапись.



1.Организационный момент

Едет, едет паровоз,

Много у него колес,

Мчится паровоз по кругу,

Машем мы рукой друг другу,

Тра-та-та, тра-та-та,

Занимай свои места!

2.Проверка домашнего задания

- Что ты можешь рассказать о биографии Эзопа?

-С какими по своей направленности текстами мы встретились, читая басню Эзопа? (нравоучительными)

-Как ты понимаешь слово мораль, иносказание?

- С какой целью писались басни?

- С какими баснями Эзопа ты уже знаком?

3. Актуализация знаний. Постановка цели урока

Чтение по цепочке

Эзо́п— полулегендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец, живший в VI веке до н. э. Был ли Эзоп историческим лицом — сказать невозможно. Первое известие о нём находим у Геродота, который сообщает, что Эзоп был рабом некого Иадмона с острова Самос, потом был отпущен на волю, жил во времена египетского царя Амасиса и был убит дельфийцами; за его гибель Дельфы заплатили выкуп потомкам Иадмона.

Эзоп выступает как мудрец и шутник, дурачащий царей и своего хозяина — глупого философа. В этом сюжете, как ни удивительно, почти никакой роли не играют собственно басни Эзопа; анекдоты и шутки, рассказываемые Эзопом в «Жизнеописании», не входят в дошедший до нас от античности свод «эзоповых басен» и жанрово довольно далеки от него. Образ уродливого, мудрого и хитрого «фригийского раба» в готовом виде достаётся новоевропейской традиции. Древность не сомневалась в историчности Эзопа. Мы с вами узнали что Эзоп является баснописцем, значит, с каким жанром мы вами продолжим знакомство?

-С басней.

С чьим творчеством мы с вами продолжим знакомство?

-С басней Эзопа

А о чем эта басня нам нужно будет с вами угадать.

Мохнатенькая, усатенькая,

Лапки мягоньки, а коготки востры.

-Кошка.

Воруют крошки,

Боятся кошки. …

Короткие ножки.

-Мыши

Значит, как называется басня?

-Кошка и мыши.

4. Изучение нового материала

Слушание аудиозаписи

Прослушайте басню, постарайтесь представить те лица, о которых пойдет речь.

Какие признаки доказывают, что это басня?

(Учащиеся называют признаки басни: история, животные, мораль, авторская насмешка).

Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в которой высмеиваются пороки людей.

В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.

Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

Как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей?

( Этот прием называется аллегория (иносказания).)

О чем это произведение?

Над чем надо задуматься?

Какому жизненному правилу вас учит произведение?

-Басня показывает, что разумные люди, испытав чье-нибудь коварство, не дают больше ввести себя в обман.

Слушание аудиозаписи.

5.Физкультминутка

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем разгибать.

(Вытянуть руки вперёд, сжать пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.)

Только уставать начнём,

Сразу пальцы разожмём,

Мы пошире их раздвинем,

Посильнее напряжём.

(Вытянуть руки вперёд, растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее, а затем расслабить, опустить руки и слегка потрясти ими.)

Наши пальчики сплетём

И соединим ладошки.

А потом как только можно

Крепко-накрепко сожмём.

(Сплести пальцы рук, соединить ладони и стиснуть их как можно сильнее. Потом опустить руки и слегка потрясти ими.)

6. Продолжение изучение нового материала

Самостоятельное чтение детьми басни

О ком данная басня?

-О кошке и мышах

Как повела себя кошка?

-Она стала отлавливать мышей и хотела их обмануть

Как повели себя мыши?

-Они спрятались и не дали себя обмануть?

Что нам хотел показать этой басней Эзоп? Чему научить?

Зачитайте крылатое выражение.

-"Нет, любезная, хоть и вовсе мешком обернись, а я к тебе не подойду".

7. Итог урока

Закончите предложения:

«Сегодня я узнал ….»

8. Домашнее задание

Выучить басню «Кошка и мыши»



ТЕМА: ЭЗОП

БАСНЯ «ВОРОН И ЛИСИЦА» 4 КЛАСС

Цели:

  1. Научить детей видеть в басне скрытый смысл, сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни.

  2. Развивать навыки сознательного, выразительного чтения, умение различать жанры произведений (стих, басня), память.

  3. Воспитать умения связывать смысл морали басни с собственным жизненным опытом.


Оборудование: учебник, тетрадь, портрет Эзопа, аудиозапись.


1.Организационный момент

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

2.Проверка домашнего задания

- Что ты можешь рассказать о биографии Эзопа?

-С какими по своей направленности текстами мы встретились, читая басню Эзопа? (нравоучительными)

-Как ты понимаешь слово мораль, иносказание?

- С какой целью писались басни?

- С какими баснями Эзопа ты уже знаком?

3. Актуализация знаний. Постановка цели урока

Чтение по цепочке

Эзо́п— полулегендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец, живший в VI веке до н. э. Был ли Эзоп историческим лицом — сказать невозможно. Первое известие о нём находим у Геродота, который сообщает, что Эзоп был рабом некого Иадмона с острова Самос, потом был отпущен на волю, жил во времена египетского царя Амасиса и был убит дельфийцами; за его гибель Дельфы заплатили выкуп потомкам Иадмона.

Эзоп выступает как мудрец и шутник, дурачащий царей и своего хозяина — глупого философа. В этом сюжете, как ни удивительно, почти никакой роли не играют собственно басни Эзопа; анекдоты и шутки, рассказываемые Эзопом в «Жизнеописании», не входят в дошедший до нас от античности свод «эзоповых басен» и жанрово довольно далеки от него. Образ уродливого, мудрого и хитрого «фригийского раба» в готовом виде достаётся новоевропейской традиции. Древность не сомневалась в историчности Эзопа. Мы с вами узнали что Эзоп является баснописцем, значит, с каким жанром мы вами продолжим знакомство?

-С басней.

4. Изучение нового материала

- Попробуем объяснить мораль этой басни, а прежде давайте поговорим о главных героях.

- Почему лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (это обман)

- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивым слушателем стал Ворон? (в сказках Лисица – хитрая, умная, а Ворон – глупый)

- Опишите внешний вид лисы. Какая она? (ответы детей)

Прочитайте.

- Опишите, каков Ворон по внешнему виду (ответы детей).

- Можно ли Ворона назвать самой красивой птицей? (Нет).

- А что.говорила Лиса о Вороне? Прочитайте.

- Кто слышал Ворона? Какой у него голос? (Неприятный, он не поет, а каркает, крик Ворона похож на сочетание звуков «кар-кар»).

- Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворона такие ласковые слова Лисицы.

- Для чего Лиса пыталась разговорить Ворона? (Чтобы понравиться ей. Лисице нужно было, чтобы Ворон «запел» и выронила мясо).

- Почему Лисице удалось обмануть Ворона? (от своей глупости)

- Кого же больше всего осуждает и высмеивает Эзоп в басне? Почему? (ответы детей)

Работа над моралью басни.

- Перечитайте мораль басни, основная ее мысль. (Выборочное чтение той части, где заключена мораль).

- Какими хотел видеть Эзоп людей? (Искренними, честными, скромными).

Слушание аудиозаписи.

5.Физкультминутка

Пальцы вытянулись дружно,

А теперь сцепить их нужно.

Кто из пальчиков сильнее?

Кто других сожмёт быстрее?

(Сцепить выпрямленные пальцы обеих рук (без большого) и, не сгибая, сильно прижимают их друг к другу, зажимая каждый палец между двумя другими. Затем опускают руки и слегка трясут ими.)

6. Продолжение изучение нового материала

Кто является главными героями басни?

-ворон и лисица

Какая по характеру лисица?

-хитрая, ловкая

Какой по характеру ворон?

-горделивый, любитель похвастаться

Кто кого обманул?

-лисица ворона

Что выронил ворон изо рта?

-мясо

А почему?

-хотел показать себя вороне, какой он способный

7. Итог урока

Закончите предложения:

«Сегодня я узнал ….»

8. Домашнее задание

Нарисовать картинку к басне.




ТЕМА: ОСИП МАНДЕЛЬШТАМ

БАСНЯ «МУХА» 3 КЛАСС



Цели:

  1. Научить детей видеть в басне скрытый смысл, сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни.

  2. Развивать навыки сознательного, выразительного чтения, умение различать жанры произведений (стих, басня), память.

  3. Воспитать умения связывать смысл морали басни с собственным жизненным опытом.


Оборудование: учебник, тетрадь, портрет Мандельштама, аудиозапись.


1.Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

2.Проверка домашнего задания

-С каким жанром ты познакомился на прошлых уроках?

-С баснями каких авторов ты познакомился?

-С какими по своей направленности текстами мы встретились, читая басни? (нравоучительными)

-Как ты понимаешь слово мораль, иносказание?

- С какой целью писались басни?

- С какими баснями ты уже знаком?

3. Актуализация знаний. Постановка цели урока

Чтение биографии заранее подготовленными учениками

О́сип Эми́льевич Мандельшта́м русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик и литературный критик, один из крупнейших русских поэтов XX века. Осип Мандельштам родился 3 января1891 года в Варшаве в еврейской семье. Отец, Эмилий Вениаминович Мандельштам (1856—1938), был мастером перчаточного дела, состоял в купцах первой гильдии, что давало ему право жить вне черты оседлости, несмотря на еврейское происхождение. Мать, Флора Овсеевна Вербловская (1866—1916), была музыкантом.

В 1897 году семья Мандельштамов переехала в Петербург. Осип получил образование в Тенишевском, российской кузнице «культурных кадров» начала ХХ века.

Поэтический дар Мандельштама достигает расцвета, однако он почти нигде не печатается. Заступничество Б. Пастернака и Н. Бухарина дарит поэту небольшие житейские передышки.

Самостоятельно изучает итальянский язык, читает в подлиннике «Божественную комедию».

4.Изучение нового материала

Сегодня мы с вами познакомимся с его басней, название которой мы узнаем, отгадав загадку.

Целый день летает, всем надоедает, Ночь настанет, тогда перестанет.

-Муха

Чтение басни учителем.

Прослушайте басню, постарайтесь представить те лица, о которых пойдет речь.

Какие признаки доказывают, что это басня?

(Учащиеся называют признаки басни: история, животные, мораль, авторская насмешка).

Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в которой высмеиваются пороки людей.

В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.

Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

Как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей?

( Этот прием называется аллегория (иносказания).)

О чем это произведение?

Над чем надо задуматься?

Какому жизненному правилу вас учит произведение?

Работа над моралью басни.

- Перечитайте мораль басни, основная ее мысль. (Выборочное чтение той части, где заключена мораль).

Слушание аудиозаписи.

5.Физкультминутка

Ёжик топал по дорожке

И грибочки нёс в лукошке.

Чтоб грибочки сосчитать,

Нужно пальцы загибать.

(Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулаки.)

6. Продолжение изучение нового материала

Самостоятельное чтение басни детьми

Ребята назовите действующих лиц басни и скажите, как они ведут себя в жизни (не в басне), в обычной обстановке.

Зачитайте крылатое выражение.

Чему учит нас автор?

Нарисуйте к данной басне рисунок.

Выставка рисунков.

7. Итог урока

Чему был посвящен наш урок?

С какой новой басней мы познакомились?

Кто в этой басне нравится вам?

Чье поведение вызывает осуждение?

Кого из героев следует одобрить?

Что высмеивает автор в басне?

Какой вывод из прочитанной басни следует сделать?

Как вы можете оценить сегодня работу на уроке свою и всего класса?

8. Домашнее задание

Прочитать басню «Муха».







5


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!