СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник дидактического материала материала "Вспоминаем, повторяем, изучаем" 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический материал написан  для учащихся 5 класса  к учебнику "Русский язык" для общеобразовательных учреждений .Авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. Москва, "Просвещение".

Просмотр содержимого документа
«Сборник дидактического материала материала "Вспоминаем, повторяем, изучаем" 5 класс»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа №3

имени П.А.Любченко станицы Крыловской

муниципального образования Ленинградский район





Cборник дидактического материала

по разделу «Вспоминаем, повторяем, изучаем»

5 класс























Подготовила

Марченкова Анна Ивановна,

учитель русского языка и литературы




ст. Крыловская

2019 год







СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка__________________________________________2

Морфемика. Орфография.

1.Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне________3-5

2.Проверяемые и непроверяемые звонкие и глухие согласные________5-7

3. Непроизносимые согласные в корне слова_______________________7-9

4. Гласные И,У, А после шипящих_______________________________ 9 -11

5. Разделительные Ъ и Ь______________________________________ 11-13

6. Игры, кроссворды_________________________________________ 13 -19

5. Список использованных источников и литературы_______________20





































Пояснительная записка


Представленный дидактический материал для учащихся 5 класса написан к учебнику Русский язык 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, в двух частях. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов.Москва «Просвещение» 2012 год. Материал содержит задания по разделу «Вспоминаем, повторяем, изучаем». Учитывая требования новой программы, данное пособие дополняет практическую часть учебника для 5 класса, помогает в осуществлении дифференцированного подхода к учащимся, нацелив их на самостоятельную работу.

Структура карточки такова: после порядкового номера указано основное задание и текст. В некоторых карточках после текста имеются дополнительные задания, чаще всего связанные с основным.

Работа с карточками – заданиями - наиболее гибкая форма, дающая возможность отобрать нужный материал для каждого отдельного случая, сэкономить время, организовать одновременную работу с несколькими учащимися и по разным темам.





























Морфемика. Орфография.


1.Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Карточка 1

Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова. Запишите по образцу.

Образец.

Дрожать - дрожь

З…ма, стор…на, в…да, з…мля, л …са, гн…здо, р…ка, л …са, д…ревья, в…чера,

м…ста, б…рега, ч...чы, к…рма, ц…на, п…санина, х…дьба, с…довник., п…сьмо.

Карточка 2

Подберите к данным словам однокоренные слова с безударными гласными. Запишите по образцу.

Образец.

Реки – речной.

Поле, окна, ходит, сёстры, соль, небо, взгляд, холод, вёсны, стол, дождь, снег, тропка, брёвна, стёкла, ноша, взять, колос, треск, скрип, облако, вода, степь, лошадь, ночь.

Карточка 3

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1)Ос..нь поз…лотила л…са и п…ля.

2) Пож…лтели д…ревья в л…су.

3) Дети шли по л…снойтр…пинке.

4) Пот…нул легкий в…терок.

5)Настали х…лодные ночи.

Карточка 4

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1)С…страприн…сла крупной с...ли, насыпала в с…лонку и подала к столу.

2)В нашей с…мье любят с…леные огурцы.

3) Мама с…лит их каждый год.

4) В этом г…ду мы зас…ли ещё и к…пусту.

Карточка 5

Составьте с данными словами словосочетания. Запишите их, вставляя пропущенные буквы.

Посм…трел, в…рить, тр…ва, н…ра, хв…лить, запл…сти, нал…вать,отв…зать, к…чать, расск…зать, .л… чить, ур…нить, нап…сать, г…стить, пос…дить, в…сенний.

Карточка 6

Объясните правописание безударных гласных в словах, подобрав проверочные слова.

Запишите.

Разв…вается знамя, разв…вается ребенок, пос… деть у реки, пос… деть от горя, пол…скать белье, пол…скать дочку, ч…атота пульса, ч…стота дома, сп…шите на всречу с другом, сп… шите задание, ум…лять о пощаде, ум…лять заслуги.

Карточка 7

Объясните правописание безударных гласных в словах., подобрав проверочные слова.

Запишите.

Пок…рать недруга, пок…рить вершину, сл…зать со скалы, сл…зать пенки с варенья, св…ла гнездо, св…ла с ума, зап…вать песню, запивать чаем, проредить свёклу, разр…дить ружьё, горная д…лина, вд…леке от леса, розы ув…дают, ув…дать издалека.

Карточка 8

Проверьте безударные гласные, подобрав в каждом случае как можно больше

однокоренных слов.

Т…шина, пож…лтеть, сч…стливый, г…ристый, вр…ги, л…сты, т…инственный, вр…ждебный, похв…лить, вр…дить, з…мля, х…х…тать, кл….нусь, з…ма, сн…га, пож…леть, повт…рение, од…рённый.

Карточка 9

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова, запишите их в скобках и определите часть речи.

Прот…кающий, зап…х, омр…чить, пот…хоньку, загл…нуть, опр…вдать, ст…рина, с…сна, угр…жать, н…щета, уд…вление, зар…дил, расхр…брился, озл…бление, см…гчить, г…лодание, т…рговать, прил…скать.

Карточка 10

Спишите. В левый столбик выпишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне, в правый столбик слова с непроверяемыми гласными в корне. Подчеркните непроверяемые безударные гласные в корне.

З…вод, ст…рушка, к…рабль, л…пата, оч…рстветь, м…л…ко, ср…да, тр…петать, попр…сил, к…стёр, ж…лезо, оп…сать, кв…ртира, зв…рушки, нагр…вание, к…лометр,к…рова, отв…нтил, обл…гчение, д…вочка, в…сток., м…газин.

Карточка 11

Спишите. В левый столбик выпишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне, в правый столбик слова с непроверяемыми гласными в корне. Подчеркните непроверяемые безударные гласные в корне.

Раст…нулся, за…ц, к…р…ндаш, кр…кливо, повт…рение, к…см…навт, оц…нить, г…ворть, инж…нер, к…ртина, д…журный, т…рговать, м…ндарин, к…лендарь, ш…ссе,т…ж…лый, к…мандир, м…сяц, прил…скать, к…л…сок, м…дведь.

Карточка 12

Спишите, вставляя пропущенные буквы. С 2 – 3 словами составьте предложения.

Агр…ном, б…гаж, з…мляника, об…рона, н…род, …н…нас, п…сок, р…волюция, в…р…бей, г…р…зонт, в…лос…пед, г…зета, м…ндарин, д…кабрь, б…бл…отека,

д…ректор, авт..м…биль, в..рона, б…рёза, м…г…зин.

Карточка 13

Прочитайте. Укажите гласные и согласные буквы в корне, написание которых требуетприменения правила. Спишите, подчеркивая одной чертой только буквы – орфограммы.

Трактор поставили под стеной школы. Вокруг него толпились ребятишки, ощупывали, лазали. Члены кружка стали героями всей школы. Они копались в моторе, запускали его, влезали в кабину, делали по школьному двору круг.

II.Проверяемые и непроверяемые звонкие и глухие согласные.

Карточка 1

Какие звуки произносятся в конце данных ниже слов? Можно ли на основе

произношения решить, какой буквой нужно обозначать этот звук? Почему? Как можно выяснить? Запишите слова по образцу. С любыми двумя составьте предложения.

Образец.

Гриб – грибы.

Мороз, зуб, сапог, дуб, друг, хлеб, шалаш, луг, плод, сугроб, труд, этаж, груз.

Карточка 2

Измените слова и запишите их, подчёркивая букву, обозначающую звонкий или глухой согласный в корне. Добавьте в каждый ряд слов 2- 3 своих примера.

Штаб – штаба, мотив, лёд, народ, сапог, гараж, способ, огород, багаж, стеллаж.

Ошибка – ошибок, сводка, лодка, кладка, погрузка, отправка, посадка, высадка.

Сладкий- сладок, низкий, жидкий, редкий, хрупкий, гибкий, дерзкий.

Карточка 3

Выпишите пары одинаково произносимых слов. Чтобы стало ясным их значение,

составьте с этими словами словосочетания. Обозначьте в них орфограммы.

Образец.

Гриб - грипп. Белый гриб, заболел гриппом.

Пруд, луг, рот, плод, рок, прут, молод, род, рог, плот, везти, молот, вести, лук.

Карточка 4

Запишите слова, вставив одну из указанных букв. Обозначьте часть слова, в которую вы вставили согласную .Подчеркните проверяемую гласную в корне выделенных слов одной чертой, непроверяемую двумя чертами. Добавьте к каждому ряду по два слова.

Зили с? Сала…ки,берё…ка, повя…ка, заква…ка, ска..ка, про…ьба, ре…кий.

Б или п? Шу…ка, сугро…, ли…кий (снег), д у…, хру…кий, штаб, жёло…, про…ки.

Ж или ш ?Подру…ка, поду…ка, сне…ки, игру…ки, сапо…ки, ватру…ка, варе…ка.

В или ф?Сли…ки, о…ца, тари…, ла…ка, ко…та, тра…ка, ста…ка, ло…кий, моти…

Г или к? Рыча…, поро…, подви…, овра…, дру…, вра…, су…, лу…, ко…ти, утю…

Д или т ?Сосе…ка, конфе…ка, салфе…ка, блю…це, сла…кий, жи…кий, ме…кий.

Карточка 5

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте часть слова с орфограммой «Проверяемые звонкие и глухие согласные»

Кни…ка, бу…ка, бесе…ка, ко…ьба, во…, дру…, посе…, чи…, тру…ка, шу…ка, берё…ка, го…, доро…ка, ду…, хо…ьба, выса…ка, сколь…кий, паде…, сма…ка .

Карточка 6

Составьте с данными словами словосочетания. Запишите их, вставляя пропущенные буквы.

Пейза…, тетра…ка, звёз…ный, перевя…ки, заморо…ки, зага…ка, сала…ки, тру…ка, прос…ба, ре…ба, варе…ка, подви…, сне…ки, бро…ка ,доста…ка, блю…це.

Карточка 7

Используйте уменьшительные суффиксы или образуйте краткие формы прилагательных для проверки сомнительного согласного. Запишите по образцу

Образец.

Интересная сказка ( сказочка), узкая тропинка (узок) .

Бежать без огля…ки, хру…кое здоровье, сла…кое варенье, мелкими ша…ками, дер…кий разговор, острые ко…ти, свежая повя…ка ,хру…кий цветок, устроить шала…, стеклянная кру….ка , мя…кое кресло, голодная дворня…ка, лё…кий ветерок.

Карточка 8

Измените число существительных для проверки сомнительного согласного. Запишите по образцу.

Образец.

Сильный мороз (морозы).

Мелкий масшта…, крупная сып…, остро… в море, больной зу…, надёжный дру…, морская зы…ь, высокий тари…, барелье…поэта, вязаный шар…, сто… соломы, новый утю…, красивый галсту…, жилой масси…, белый гри…, липкий сне….

Карточка 9

Вставьте пропущенные буквы в слова с непроверяемыми согласными. Спишите.

О…щий дом, известный спор…мен, длинный ко…ридор, пойти на э…скурсию, ко…екция бабочек, …кусный обед, школьный рю…зак, соревнования по баске…болу, рабились на гру…ы, большой во…зал, фу…больный матч.

Карточка 10

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

К нам на длинной мокрой но...ке дождик скачет по доро…ке. Дож…ь плясал по огороду, поливал на гря…ки воду. Как дети на заря…ке, под солнецем у реки стоят на длинной гря…ке трехлетние ду…ки. Наша речка у…кая, мелко в нашей речке. Под берё…кой белоногой подберёзовик растет.

Карточка 11

Спишите, подбирая проверочные слова и вставляя пропущенные буквы.

1)Рассадить девочек и мальчиков впереме…ку – пшеница и горох росли впереме…ку.

2)Ро…кая улыбка – ро…тать на жизнь.

3)Ле…ть по лестнице - неприятнаяле…ть.

4)Провести зиму вгорах – прове…ти груз через таможню.

5)Изморо…ь лежит - холодная изморо…ь.

III.Непроизносимые согласные в корне слова.

Карточка 1

Запишите слова двумя колонками: с непроизносимыми согласными и без

непроизносимого согласного в корне. К словам с непроизносимыми согласными подберите проверочные слова.

Мес…ный, небес…ный, чес…ный, чудес…ный, воскрес…ный, ненас…ный, опас…ный,бессовес…ный, опас…ность, доблес…ный, чес…ность, вкус…ный, умес…ный, капус…ный, влас…ный, добросовес…ный, искус…ный, интерес…ный, прекрас…ный.

Карточка 2

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, подобрав проверочные слова. Запишите по образцу.

Образец.

Местность (место).

Воскрес…ный,, прекрас…ный, гиган…ский, поз…няя, окрес…ность, глас…ность, радос…ный, извес…ный, грус…ный, кос…ный (мозг), вкус…ный, корыс…ный, чудес…ный, добросовес…ный, вес….ник, напрас…ный,интерес…ный, учас…ник.

Карточка 3

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Запишите. Обозначьте часть часть слова с орфограммой «Непроизносимые согласные».

Безвес…ный, влас…ный, горес…ный, мес… ность, неизвес…ный, опас…ный, трос…ник, учас…ник, поверхнос…но, лес…ница, спор…смен, челюс…ной, со…нце, совмес…ный,чу…ствовать, сер…це, несчас…ный.

Карточка 4

Составьте с данными словами словосочетания. Запишите их, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.

Облас…ной, наез…ник, праз…новать, влас…ный, намес…ник, лес…ничный,

прелес…ный, вес…ник, двухмес…ный, со…нцепёк, крес…ный (ход), снегоочис…ка,шес…десят, ус…ный, хрус…нуть.

Карточка 5

Подберите однокоренные прилагательные к выделенным существительным. Запишите словосочетания из этих прилагательных и существительных с предлогами, которые стоят в скобках. Обозначьте падеж и окончание прилагательного.

Образец.

Радость (событие, о) – о радостном (П.п) событии.

Честь (ответ, о), место (полевода, у ), капуста ( лист. из), редкость ( книга, с), гигант (пропасть, над), ярость (шторм, перед), вкус (яблоки, о), чудеса (берёза, у), небеса (простор,в), ужас ( гроза, перед), запас (вход, перед).

Карточка 6

Выпишите слова 1) с непроизносимымсогласным т, 2) с непроизносимым согласным д,3)с непроизносимым согласным л, 4) с непроизносимым согласным в. Глаголы ставьте во 2 – м лице единственного числа. Если непроизносимый согласный можно проверить, надпишите над словом п, если нельзя –н.

Ненас…ный, ужас…ный, несчас…ный, ус…ный, учас…ник, чу…ство, сер…це, со…нце,праз…ник, учас…вовать, гиган….ский, чу…ствовать, жалос…ливый, лес…ница, поз…ний, звёз…ный.

Карточка 7

Образуйте от данных слов прилагательные или глаголы. Запишите ихи в два столбика по образцу.

Образец.

Радость – радостный, участие – участвовать.

Ужас, честь, место, редкость, чувство, несчастье, ярость, президент, капуста, зависть, лесть, праздник, вкус, участие, доблесть, окрестность, ненастье, жалость, ненависть, звезда, хруст, страсть.

Карточка 8

Спишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы. Разберите слова по составу.

Безучас…ный, нечес…ный, крепос…ной, праз…ничное, чу…ствовать, запас…ной,здра…ствует, тяжеловес…ный, поз…няя, словес…ный, короткошерс…ный, шес…ьдесят, воскрес…ный, редкос…ный, шотлан…ский.

Карточка 9

Составьте с данными словами словосочетания. Запишите. Объясните наличие или отсутствие в словах непроизносимого согласного.

Яростное, опасный, доблестный, шествие, солнце, чувство, праздник, ровесники, сверстники, искусный, вкусный, костный, чествовать, ужасный, устный, окрестность,здравствовать, радостный, грустный.

Карточка 10


Выпишите сначала слова с непроизносимыми согласными, затем остальные. Обозначьте орфограммы, пользуясь условными обозначениями. С любыми двумя словами составьте предложения. Как вы проверяли написание непроизносимых согласных?

Ложка, ненастный, праздник, резкий, явственно, здравствуйте, объездчик, солнце, счастливый, лёгкий, интересный, властный, крепостной, прелестный, честный, доблестный, неуместный, вкусный, окрестный.

IV.Гласные И, У, А после шипящих.

Карточка 1

Спишите, вставляя пропущенные буквы. В какие слова вы вставили не а, и, у, а другие буквы? Почему?

Сосновая рощ…, полезная пищ…, пышный ш…повник, мамина ч…шка, вкусный щ…вель, необыкновенные ч…деса, детская площ…дка, новые ч…лки, тяжёлый ч…гун, кач…ть качели, навещ…ть брата, маленькие зайч…та.

Карточка 2

Спишите, вставляя пропущенные буквы. В какие слова вы вставили не а, и, у, а другие буквы? Почему?

Красивая овч…рка, папины лыж…, тугая пруж…на, ч…десный доктор, интересная брош…ра, необычный парш…т, долгая ж…знь, нач…ло урока, густая ч…ща, верш…на горы, компетентное ж…ри, ш…рокая улица.

Карточка 3

Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя выбор гласной. С выделенными словами составьте предложения.

Ёж…к,тиш…на, ёрш…ки, ж…ри, сч…стливый, щебеч…т, удач…,брош…ра, ш…фон, пощ….дить, чиж…, ш…фер, ч…шка, ч…до, щ…риться, снеж…нка,стуч…ть,ощ…пью, сш…ть, ч…жой.

Карточка 4

Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограммы.

В лесу ж…вет сокол Фёдор. Он ч…сто прилетал к избушке лесника. Дедушка Илья давал ему зерна и каш…. Однажды дедушка оставил у крыльца ведро, в котором было два лещ…. Фёдор уселся на край ведра и нач…л их клевать. Вот разбойник!

Карточка 5

Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограммы.

На пруду отцвели последниекувш…нки. Ш…рокой полосой выделялись они на фонетёмной в…ды. Ночью небо словно ож…вало над прудом.

Карточка 6

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите в каждом ряду «лишнее» слово и подчеркните его.

1)Ж…то, лыж…, л…цо, тиш…на, чиж…

2)Ч…лки, ч…до, ч…гун, щ…ка, брош…ра.

3)Овч…рка, ч…шка, ш…рик, ч…йник, сч…стье.

Карточка 7

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите в каждом ряду «лишнее» слово и подчеркните его.

1)Удач…, стуч…ть, площ…дка, в...режка, пищ…

2)Верш…на, ш…повник, свеж…й, м…лый, ж…рный.

3)Ч…втвовать, параш…т, щ…ка, кр….той, ч…рка.

Карточка 8

Запишите слова в три столбика: 1) с а после шипящих, 2) с и после шипящих, 3) с упосле шипящих. Отдельно запишите оставшиеся слова. Ш…пящие, рощ…, ж…вотное, брош…ра, ч…лки, ч…вство, щ…упальце, пищ…, ч…ща, площ…дка, щ…вель, пруж…на, навещ…ть, заш…ть, ж…ри, кувш…нки, овч…рка, круж…лся.

Карточка 9

Запишите слова в три столбика: 1) с а после шипящих, 2) с и после шипящих, 3) с упосле шипящих. Отдельно запишите оставшиеся слова.

Ш…рокий, ч…сть, ш…фровка, пощ…дить, ч…родей, чиж…, сч…стье, щ…риться,выш…на, ж…знь, нач…ть, щ…ка, ч…йник, зайч…та, пищ…ль, параш…т, печ…льный, по ноч…м, уж…н, жемч…ж…на.

Карточка 10

Составьте с данными словами словосочетания. Запишите их, вставляя пропущенные буквы.

Карандаш…, ч…шка, ш…пальце, сч…стливый, брош…ра, нач…льный, ёрш…ки, стуч…ть, овч…рка, стриж…, ч…лан, ш…повник, ч…йник, выш…на, свеж…й, ж….ри,ж…знь, ч…жой, ж…рный.

Карточка 11

Распределите данные ниже слова по видам орфограмм в корне.


Безударные гласные в корне


Согласные в корне

Непроизносимые

согласные

И, у, а после

шипящих

проверяемые

непроверяемые

проверяемые

непроверяемые













Пассажир,шубка группа, загадка, указка, рассказ, радостный, кормушка, барабан, известный, пушистый, чайник, щуриться, счастливый, карандаш, ребята, парашют,местность, опасность, звонкий.

Карточка 12

Распределите данные ниже слова по видам орфограмм в корне.


Безударные гласные в корне


Согласные в корне

Непроизносимые

согласные

И, у, а после

шипящих

проверяемые

непроверяемые

проверяемые

непроверяемые













Спортсмен, шиповник, водяной, окрестность, футбол, мандарин, молотьба, вокзал,зелёный, велосипед, варежка, хоккей, праздновать, щупальце, лесной, дневник, гриб,баскетбол, лестница, животное.

V.Разделительные Ъ и Ь.

Карточка 1

Спишите, вставляя ъ и ь.

С…добные ягоды, птич..и трели, глбокойноч…ю, звонкие руч…и, с…ехать с горки, смешная обез… яна, крутой под…ём, четкое об…яснение, с…езд ветеранов, чистое бел…ё, сильная в…юга, удобный под…езд, новое об…явление.

Карточка 2

Спишите, вставляя пропущенные буквы. С выделенными словами составьте

предложения, подчеркните грамматические основы.

Крылья, пьеса, под…езд, с…ёмка, заяч…я,фортеп…яно, руж…ё, собач…я, кол…я, лист…я, пред…юбилейный, в…юнок, об…ём, доб…юсь, кар…ера, л…ётся, колос…я,с…ёжиться, сер…ёзный.

Карточка 3

Запишите слова в два столбика: 1) с разделительнымъ, 2) с разделительным ь.

С…язвить, кур…ёз, с…ехать, мыш….як, в…юга, сер…ёзный, б…ём,раз…езд, с…ябидничать, бол…ной, Натал…я, бор..ба, пис…менный, солов…и, рез…ба,под…ехать, с…едобный, птич…и.

Карточка 4

Спишите, вставляя , где необходимо, пропущенные буквы. Составьте с выделенными словами словосочетания.

Сер…ёзный, порт…ера, лис…я, об…единиться, друз…я, об….явить, под…ехать,кур…ёз, над степ….ю, необ…ятные, крыл…я, л…ётся, гнздов…е, зимов…е,п…еса,павил…он, пред…обеденный, лит…ё.

Карточка 5

Спишите, вставляя пропущенные ъ, ь. подчеркните слова, в которых ь не является разделительным, а служит для обозначения мягкости согласных.

С …ездить, бол…ной, с…ёмка, нян…ка, выл…ю, варен…е, суч…я, жил…ё, кон…ки,окун…ки, плат…е, счаст…е, крыл…цо, кол…цо, Ил…я, хлоп…я, умен…е, пал…то, сем…я, осен…ю, свин….я, мален…кий, вороб…и.

Карточка 6

Образуйте новые слова с данными в скобках приставками. Запишите.

Ездить ( с-, об-, из -), ёжиться ( с-), ехать (от-, под-, об-, пере-, у-, в-), угадать (пред-),

Есть (с -, по -, об-), явиьться ( по -, об -), экономить ( с -).

Карточка 7

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите в каждом ряду «лишнее» слово и подчеркните его.

1)Об…явить, с…узить, пред… угадать, раз...увериться.

2)Об…думать, с…экономить, под…вести, под…еду.

3)Об…единить, в пер…ях, фел…етон, шампин…он.

4)Почтал…он, б…ётся, коп…е, в…езд.

Карточка 8

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите в каждом ряду «лишнее» слово и подчеркните его.

1)Стул…я, пен…ки, дерев…я, лист…я.

2)Хор…ки, кон…ки, скам…я, ден…ки.

3)Под…ём, с …ёмка, под…итожить, об…явление.

4)Солов…и, руч…и, ул…и, варен…е.

Карточка 9

Составь 3 – 4 предложения, используя опорные слова, на тему « В лесу».

Дерев…я, хлоп…я снега, жил…ё белки, заяч…и следы, птич…и голоса, кружат надел..ю.

Карточка 10

Спишите. Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов. Допишите 2 – 3 своих примера.

Воробей – воробьи, кол - …, ручей -…, перо - …, крыло - …, брат - …, дерево -…,муравей - …, лист - …, друг- …, прут - …, стул - …, звено - …, сучок - …, перо - …, колос - …, соловей - ….

Карточка 11

Спишите, вставляя пропущенные ь. Подчеркните одной чертой ь разделительный , двумя чертами ь - показатель мягкости согласного на письме.

Окун…ки, осен…ю, плат…е, хлоп….я, почтал….он, пал…то, сем…я, в…юга, учител…ница, б…ёт, жил…ё, кон…ки, счаст…е, птич…и, крыл…цо, Ил…я, п…ют, Натал…я, сил…ный, пал…цы, руж…ё.


VI.Игры, кроссворды

1.Игра «Цепочка слов».

Учитель называет первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего слова.

Альбом – молоко – огурец – цапля - яблоко – одежда – апельсин – ножик – конверт – тарелка – абрикос -…

2. Игра «Сколько слов».

На доске записаны слова. Сколько можно придумать здесь слов. К каждому слову подберите проверочные слова. Составьте предложения с этими словами (устно).

Пол…скать, с…деть, прож…вать, прим…рять, б…чок.

3. Игра «Пирамида».

В слова впишите пропущенные буквы и подберите проверочные слова. Проверьте правильно ли вы выполнили задание.





дв


ры




ст


на




сн


пы




цв


та






зв


зда





гр


за






тр


па








гн


здо







ст


лбы








пл


ды









гр


чи







4. Игра «Скажи быстро!»

Учитель говорит слова с безударной гласной , а ученики должны быстро подобрать и сказать проверочные слова:

Мясной, шестой, гора, тропа, поля, стена, холмы, цена, столы, леса, звериный, старик, цветок, листок.пенек, свеча, лиса, моря, гора, стрела.


5.Игра «Волшебная яблоня».

Выросли не обычные яблоки на этой яблоне. А написаны на яблоках буквы. Сорвать яблоки эти может тот, кто скажет, какие буквы пропущены в словах.

П…стух схв…тить с…сна

зап…х нак…сить д…жди

х…лмистыйгн…здо л…ства

удивляться ст…лбы л…вить





6. Игра «Сквозная буква».

Из словаря для запоминания подберите слова, количество букв которых соответствует количеству клеток. Поставьте ударение. Почему написанные слова нельзя проверить?



А






А







А








А









О






О







О








О









7. Игра « Кто больше?»

К данным словам подобрать однокоренные слова:

  • 1 ряд - со словом «дом»

  • 2 ряд – со словом «соль»

  • 3 ряд – со словом «плод»

8. Игра «Закончи стихотворение».

Прослушайте стихотворения. Добавьте последнее слово и подберите к нему проверочное слово.

Ты откуда, ты откуда, Наше сердце не знает покоя,

Прилетел к нам красногрудый? Нам великая сила дана.

- Облетел я всю Сибирь. Крепнет с каждою новой весною

- Как зовут тебя? …Лучезарная наша …!

(Снегирь – снег) (Страна – страны)


Свежей зеленьюодеты

Парки, улицы, поля…

В море солнечного света

Погружается …

(Земля – земли)

9. Игра «Замени буквы»

1)В словах «грипп», «том», «суп», «лук» замените глухие согласные звонкими, назовите эти слова и подберите к ним проверочные.

2) Замените в словах «круг», «пруд», «ёж», «лаз», «лев», «дом» первую букву так, чтобы получились новые слова. Проверочные слова подберите к тем и другим.

10. Игра «Волшебный цветок»

В свободные лепестки впишите 10 слов. Все они должны оканчиваться буквой «б». Подберите проверочные слова.

11.«Назови героя сказки?»

Определите, какие буквы обозначают звонкий или глухой звук?

1)Как звали храброго героя, убившего разом семь сух? (Портняжка)

2)Какая девочка дружила с семью гномами? (Белоснежка)

3) Кто потерял хрустальный башмачок, убегая из дворца? (Золушка)

4)Какой старик наградил падчерицу за трудолюбие и наказал мачехину дочь за лень? (Морзко)

5)Пришел невод с одной рыбкой,

С непростой рыбкой – золотою,

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море!»

12. Игра «Подбери побольше слов»

* 1 ряд – подберите слова, у которых последняя буква «б»

* 2 ряд - подберите слова, у которых последняя буква «з»

* 3 ряд - подберите слова, у которых последняя буква «д»

13. Игра «Куда причалят лодки?»

Если посмотреть в бинокль, то увидим две лодки. На их парусах нельзя прочитать буквы. Но лодки могут подходить только к своим словам. К каким словам причалят лодки? Подберите проверочные слова.




Ча…ка Пу…ка

Ло…ка Кры…ка

Кни…ка Пря…ка

Клю…ка Теле…ка

Бума…ка Варе…ка

Кату…ка Обло…ка

Сырое…ка Покры…ка

14. Игра «Заполни клеточки»

Вставь слова, подходящие по смыслу.




ж

и




ш

и


ч

а






щ

а



щ

у




ч

у




ш

и





ж

и





ч

а







й




с

ы




ш

к

а





н

и

к



л

к

к




д

о




н

а

15. Игра «Не ошибись».

Учитель показывает карточку, на которой написана буква, обозначающая парный звонкий или глухой согласный звук. Учащиеся подбирают слово, оканчивающееся на эту букву, и проверочное слово. Выигрывает тот ряд, учащиеся которого выполняют безошибочно и полностью.

16.Кроссворд.

Разгадайте кроссворд. Запишите слова – отгадки. В словах- отгадках объясните написание парных согласных.

























1)В огне не горит, в воде не тонет. (Лед)

2)Сидит дед, в 100 шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

3)Берега зеленые, вода красная, а рыбки черные. (Арбуз)

4)Его весной и летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки слетели все рубашки. (Дуб)

5)Кто растет корнем вверх (Зуб)


17.Кроссворд.

Разгадайте кроссворд. Запишите слова – отгадки. С тремя словами – отгадками составьте предложения.

































1)С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, и хвостик колечком (Собака)

2)Непоседа птица эта одного с березой цвета. (Сорока)

3)Сам не бежит, а стоять не велит. (Мороз)

4)Не лает, не кусает, а в дом не пускает.(Замок)

5)Бел, как снег, а в чести у всех. (Сахар)

18. Кроссворд.

Разгадайте кроссворд. Запишите слова – отгадки. Со словами – отгадками составьте четыре словосочетания.
























































1)Доску грызла и кусала, на пол крошек набросала,

Но не съела ни куска: знать, невкусная доска. (Пила)

2)Течет, течет - не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Река)

3)По морю идет, идет,

А до берега дойдет – тут и пропадет. (Волна)

4)Пока дети – каждый в берете,

Повзрослели – шляпы надели. (Грибы)

5)Вырос в поле дом, полон дом зерном.

Стены позолочены, стены заколочены. (Колос)

6)Летом зеленеет, а осенью желтеет. ( Трава)

7)Чуть нажмешь – поднимет крик,

Все поймут его язык. (Звонок)

8)Без рук, без топоренка

Построена избенка. (Гнездо)

9)На шесте дворец, во дворе – певец.

Кто же это? (Скворец)


19. Кроссворды.

Заполните кроссворды буквами, чтобы получились слова.





Ь





Ь






Ь




Ь






Ь




Ь






Ь




Ь




20. Кроссворд.

Скажите иначе. Замените одним словом.

































1)Соцветия злаков. (Колосья)

2)Небольшой водный поток. (Ручей)

3)Это есть у всех птиц, даже если они не летают. (Крылья)

4)Этим покрыто тело всех птиц. (Перья)

5)Старинное колющее или метательное оружие на древке. (Копье)

6)Огнестрельное ручное оружие с длинным стволом. (Ружье)

21. Кроссворд.

Разгадайте кроссворд. Запишите слова – отгадки.



































1)Дорога, покрытая асфальтом. (Шоссе)

2)Человек, который совершает поездку на транспорте. (Пассажир)

3)Место, где продают билеты. (Касса)

4)Дорога с рядами деревьев по сторонам. (Аллея)

5)Игра на льду в небольшой мяч или шайбу. (Хоккей)
















Список использованных источников и литературы


Русский язык 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, в двух частях. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. Москва «Просвещение» 2012 год.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!