СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Самостоятельная работа на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самостоятельная работа на уроках математики  в системе личностно-ориентированного обучения

Просмотр содержимого документа
««Самостоятельная работа на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения»»

Отчёт по теме самообразования:

«Самостоятельная работа на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения» за 2019-2020 учебный год

учителя математики Азнабаевой Е.И.

Проблема самостоятельности у обучающихся в школе не является новой.

Эта проблема актуальна и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а так же в дальнейшей трудовой деятельности. Основа любой профессии – это знание.

Но как обучающихся научить учиться, мыслить самостоятельно?


В 2019-2020 учебном году я работала над темой самообразования: «Самостоятельная работа на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения».

Работая над данной методической темой, я ставила перед собой цель:

- создать условия для самореализации личности обучающегося с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов для раскрытия его нравственного и интеллектуального потенциала, самостоятельности и активности, требующих мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающих волю к победе и преодолению трудностей.

Для управления процессом познания были выделены конкретные задачи:

  • обеспечить внедрение современных инновационных технологий для активизации самообразования, самопроверки и самоанализа учащихся;

  • создать условия для развития самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения математики;

  • разнообразить методы обучения с широким внедрением элементов самостоятельной работы учащихся на уроке;


На начальном этапе работы были проведены индивидуальные консультации, анкетирование с целью выявления отношения обучающихся к предмету, проанализировано состояние развития мыслительных способностей, выявлен уровень творческого потенциала отдельных ребят.

На втором этапе была изучена современная литература по теме самообразования. Проведена работа по систематизации форм и видов самостоятельной работы.





Формы и виды самостоятельной работы.

  • Обучающие

  • Тренировочные

  • Закрепляющие

  • Повторительные

  • Развивающие

  • Творческие

  • Контролирующие

По дидактическим целям










  • Работа с книгой

  • Решение и составление задач

  • Практические работы

  • Подготовка докладов, рефератов


По источнику и методу приобретения знаний









  • Репродуктивные

  • Эвристические

  • Реконструктивно-вариативные

  • Исследовательские (проекты)


По уровню самостоятельности учащихся








  • Вариантовые, дифференцированные

  • Групповые

  • Индивидуальные



По степени индивидуальности









  • Устные

  • Письменные

  • Тесты



По форме выполнения







По месту выполнения


  • Классные

  • Домашние









Третий этап работы по теме самообразования – реализация цели и задач. Правильная организация учебного труда – самый главный фактор успешного развития самостоятельности учащихся.

Совершенствование методики преподавания и методов обучения неразрывно связано с вопросами развития самостоятельности у обучающихся. На занятиях ориентируюсь на всех обучающихся в целом и на каждого в отдельности, имея в виду общие знания. Считаю, что такой подход побуждает к работе слабого и стимулирует сильного.

Из своего опыта я хочу выделить следующие способы организации самостоятельных работ:

  • По образцу

  • По инструкции и алгоритму

  • По готовым схемам, чертежам, графикам

  • С указанием к решению

  • Вариативные

  • С промежуточными записями

  • Математические диктанты

  • Тестовые опросы

  • Экспресс-диктант

  • Опрос эстафета

  • Работа с учебником и со справочной литературой

  • Работа с взаимопроверкой и самопроверкой

  • Эвристические

  • Проекты

  • Рефераты

  • Доклады и т. д.

Все эти виды самостоятельной работы помогают устанавливать связь между новым материалом и ранее изученным. Навыки, полученные обучающимся в процессе самостоятельной работы, используются им в работе с учебником в классе и дома.


Приведу краткие пояснения некоторых из них.

Самостоятельная работа по образцу, заготовленному на доске или на карточке. Учащиеся выполняют аналогичное задание с измененными данными.Цель этой работы: в закреплении изученного материала, например, формул, правил, решение типовых задач.

Вариативная (управляемая) самостоятельная работа.
Обычно состоит из 3-4 последовательных заданий, где решение каждого последующего опирается на результат предыдущего. Обучающийся, решив первый пример, сверяют результат с ответами ко всем примерам. Если ответ не совпадает ни с одним, то учащийся возвращается к решению, исправляет ошибку и только тогда приступает к решению второго примера. Такие работы развивают внимательность и самоконтроль.


Математический диктант.
Давно оправдавшая себя форма самостоятельной работы. Он может носить как контролирующий, так и обучающий характер. Математический диктант предусматривает несколько заданий. Текст вопросов, легко воспринимаемый на слух, требует краткого ответа и несложных вычислений.


Самостоятельная работа с выборочной системой ответа.
Заключается в том, что предлагаемым вопросам или примерам дают несколько вариантов ответа, из которых учащиеся выбирают верный. Для уменьшения вероятности угадывания ответа применяются некоторые методы усовершенствования системы: введение дополнительных пунктов ответа «не знаю», «правильного ответа нет»


Опрос-эстафета.
Проводится как соревнование команд. По указанию учителя учащиеся выходят по одному из команды, выполняют часть примера своего варианта и передают «эстафету» следующему по команде.
При оценке учитывается не только скорость выполнения задания, но и качество решения. Такие работы вызывают интерес и активизируют работу учащихся.
Творческие самостоятельные работы.

Включающие возможность решения задач несколькими способами, составление задач и примеров самими учащимися и т.п. наиболее важны из всех видов самостоятельных работ.

Развивающие самостоятельные работы.

Заключаются в том, что обучающемуся необходимо найти и исправить ошибки в каждой строчке, например: Делимое, делитель, произведение; в числе 34546 - 34 сотни; длина прямоугольника 9 см, ширина 7 см, площадь равна – 63 см; в пяти упаковках 40 банок сока, а в семи 50 банок. Такие работы развивают внимательность и умение анализировать.

Регулярное использование разнообразных видов самостоятельных работ позволило добиться высокой успеваемости по математике. Обучающиеся 9 «В» и «Б» классов на итоговой аттестации по математике показали следующие результаты: обученность 100 %, качество 83 %, у обучающихся 5 «Г» класса качество знаний по результатам ВПР выросло с 50 %( 4 класс) до 68 % ( 5 класс)

Процесс обучения – всегда процесс творческий. Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы:

  1. Одним из путей развития творческой активности учащихся, совершенствования процесса обучения математике является организованная система работ.

  2. Систематическое проведение самостоятельных работ и повышение их учебно-познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению качества математической подготовки школьников.

  3. Самостоятельные работы дают возможность учащимся самим ликвидировать пробелы, расширять знания, творчески применять их в решении различных задач.

  4. Контроль за выполнением таких работ содействует организации тематического учета знаний помогает мобилизовать деятельность.



















































Цель самообразования:

- создать условия для самореализации личности обучающегося с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов для раскрытия его нравственного и интеллектуального потенциала, самостоятельности и активности, требующих мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающих волю к победе и преодолению трудностей.


Задачи самообразования:

  • обеспечить внедрение современных инновационных технологий для активизации самообразования, самопроверки и самоанализа учащихся;

  • создать условия для развития самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения математики;

  • разнообразить методы обучения с широким внедрением элементов самостоятельной работы учащихся на уроке;




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!