Отчёт по теме самообразования:
«Самостоятельная работа на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения» за 2019-2020 учебный год
учителя математики Азнабаевой Е.И.
Проблема самостоятельности у обучающихся в школе не является новой.
Эта проблема актуальна и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а так же в дальнейшей трудовой деятельности. Основа любой профессии – это знание.
Но как обучающихся научить учиться, мыслить самостоятельно?
В 2019-2020 учебном году я работала над темой самообразования: «Самостоятельная работа на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения».
Работая над данной методической темой, я ставила перед собой цель:
- создать условия для самореализации личности обучающегося с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов для раскрытия его нравственного и интеллектуального потенциала, самостоятельности и активности, требующих мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающих волю к победе и преодолению трудностей.
Для управления процессом познания были выделены конкретные задачи:
обеспечить внедрение современных инновационных технологий для активизации самообразования, самопроверки и самоанализа учащихся;
создать условия для развития самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения математики;
разнообразить методы обучения с широким внедрением элементов самостоятельной работы учащихся на уроке;
На начальном этапе работы были проведены индивидуальные консультации, анкетирование с целью выявления отношения обучающихся к предмету, проанализировано состояние развития мыслительных способностей, выявлен уровень творческого потенциала отдельных ребят.
На втором этапе была изучена современная литература по теме самообразования. Проведена работа по систематизации форм и видов самостоятельной работы.
Формы и виды самостоятельной работы.
Обучающие
Тренировочные
Закрепляющие
Повторительные
Развивающие
Творческие
Контролирующие
По дидактическим целям
Работа с книгой
Решение и составление задач
Практические работы
Подготовка докладов, рефератов
По источнику и методу приобретения знаний
Репродуктивные
Эвристические
Реконструктивно-вариативные
Исследовательские (проекты)
По уровню самостоятельности учащихся
Вариантовые, дифференцированные
Групповые
Индивидуальные
По степени индивидуальности
По форме выполнения
По месту выполнения
Третий этап работы по теме самообразования – реализация цели и задач. Правильная организация учебного труда – самый главный фактор успешного развития самостоятельности учащихся.
Совершенствование методики преподавания и методов обучения неразрывно связано с вопросами развития самостоятельности у обучающихся. На занятиях ориентируюсь на всех обучающихся в целом и на каждого в отдельности, имея в виду общие знания. Считаю, что такой подход побуждает к работе слабого и стимулирует сильного.
Из своего опыта я хочу выделить следующие способы организации самостоятельных работ:
По образцу
По инструкции и алгоритму
По готовым схемам, чертежам, графикам
С указанием к решению
Вариативные
С промежуточными записями
Математические диктанты
Тестовые опросы
Экспресс-диктант
Опрос эстафета
Работа с учебником и со справочной литературой
Работа с взаимопроверкой и самопроверкой
Эвристические
Проекты
Рефераты
Доклады и т. д.
Все эти виды самостоятельной работы помогают устанавливать связь между новым материалом и ранее изученным. Навыки, полученные обучающимся в процессе самостоятельной работы, используются им в работе с учебником в классе и дома.
Приведу краткие пояснения некоторых из них.
Самостоятельная работа по образцу, заготовленному на доске или на карточке. Учащиеся выполняют аналогичное задание с измененными данными.Цель этой работы: в закреплении изученного материала, например, формул, правил, решение типовых задач.
Вариативная (управляемая) самостоятельная работа.
Обычно состоит из 3-4 последовательных заданий, где решение каждого последующего опирается на результат предыдущего. Обучающийся, решив первый пример, сверяют результат с ответами ко всем примерам. Если ответ не совпадает ни с одним, то учащийся возвращается к решению, исправляет ошибку и только тогда приступает к решению второго примера. Такие работы развивают внимательность и самоконтроль.
Математический диктант.
Давно оправдавшая себя форма самостоятельной работы. Он может носить как контролирующий, так и обучающий характер. Математический диктант предусматривает несколько заданий. Текст вопросов, легко воспринимаемый на слух, требует краткого ответа и несложных вычислений.
Самостоятельная работа с выборочной системой ответа.
Заключается в том, что предлагаемым вопросам или примерам дают несколько вариантов ответа, из которых учащиеся выбирают верный. Для уменьшения вероятности угадывания ответа применяются некоторые методы усовершенствования системы: введение дополнительных пунктов ответа «не знаю», «правильного ответа нет»
Опрос-эстафета.
Проводится как соревнование команд. По указанию учителя учащиеся выходят по одному из команды, выполняют часть примера своего варианта и передают «эстафету» следующему по команде.
При оценке учитывается не только скорость выполнения задания, но и качество решения. Такие работы вызывают интерес и активизируют работу учащихся.
Творческие самостоятельные работы.
Включающие возможность решения задач несколькими способами, составление задач и примеров самими учащимися и т.п. наиболее важны из всех видов самостоятельных работ.
Развивающие самостоятельные работы.
Заключаются в том, что обучающемуся необходимо найти и исправить ошибки в каждой строчке, например: Делимое, делитель, произведение; в числе 34546 - 34 сотни; длина прямоугольника 9 см, ширина 7 см, площадь равна – 63 см; в пяти упаковках 40 банок сока, а в семи 50 банок. Такие работы развивают внимательность и умение анализировать.
Регулярное использование разнообразных видов самостоятельных работ позволило добиться высокой успеваемости по математике. Обучающиеся 9 «В» и «Б» классов на итоговой аттестации по математике показали следующие результаты: обученность 100 %, качество 83 %, у обучающихся 5 «Г» класса качество знаний по результатам ВПР выросло с 50 %( 4 класс) до 68 % ( 5 класс)
Процесс обучения – всегда процесс творческий. Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы:
Одним из путей развития творческой активности учащихся, совершенствования процесса обучения математике является организованная система работ.
Систематическое проведение самостоятельных работ и повышение их учебно-познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению качества математической подготовки школьников.
Самостоятельные работы дают возможность учащимся самим ликвидировать пробелы, расширять знания, творчески применять их в решении различных задач.
Контроль за выполнением таких работ содействует организации тематического учета знаний помогает мобилизовать деятельность.
Цель самообразования:
- создать условия для самореализации личности обучающегося с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов для раскрытия его нравственного и интеллектуального потенциала, самостоятельности и активности, требующих мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающих волю к победе и преодолению трудностей.
Задачи самообразования:
обеспечить внедрение современных инновационных технологий для активизации самообразования, самопроверки и самоанализа учащихся;
создать условия для развития самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения математики;
разнообразить методы обучения с широким внедрением элементов самостоятельной работы учащихся на уроке;