СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самостоятельная работа как средство организации активной деятельности учащихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен опыт работы по организации самостоятельной работы учащихся

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа как средство организации активной деятельности учащихся»

Графова Т.В.

Учреждение образования «Полесский государственный

аграрный колледж им. В.Ф. Мицкевича»

г. Калинковичи


Самостоятельная работа как средство

организации активной деятельности учащихся


Л.Н. Толстой сказал «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». И с ним можно только согласиться, так как учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их усилие.

Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Особенно четкие концепции о роли самостоятельности в приобретении знаний имеются в трудах К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писарева. Эта проблема актуальна и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении образования, но и в дальнейшей трудовой деятельности. Основа любой профессии – это знание.

Актуальность самостоятельной работы учащихся в образовательном процессе особенно возросла в последние годы. Научно-техническая революция потребовала от человека приспособления к постоянно изменяющимся и совершенствующимся условиям производства (технологиям). Современному работнику любой отрасли производства надо уметь ориентироваться в нарастающем (и часто противоречивом) потоке информации. При формировании знаний и умений сегодня уже недостаточна эффективность стереотипного, в основном, вербального способа обучения.

Но как научить своих учеников учиться, мыслить самостоятельно? Выход один: нужно дать ребенку возможность самому искать ответ – искать, может быть, мучительно, всю жизнь, но всерьез. Значит нужно научить его думать. Учащийся, получая знания и теоретически обоснованные способы действий, может самостоятельно вырабатывать способы решений поставленных проблем. Следует отметить, что в сохранении активности мыслительной деятельности на учебном занятии и дома играет интерес учащегося к тому, что он делает. Одним из инструментов для развития мышления, ведущего к формированию творческой деятельности учащегося, является самостоятельная работа.

Самостоятельная работа учащихся – это форма организации их учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида здания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств.

Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов образовательного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом учебном занятии, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически. На различных этапах обучения самостоятельные работы используются мной для достижения различных целей, а формирование у учащихся навыков самостоятельного изучения математики на каждом из этих этапов обладает своей спецификой.

На этапе осознания учебного материала самостоятельные работы направлены на понимание смысла и структуры изучаемых понятий и теорем. Здесь плодотворны самостоятельные работы с текстом, можно формировать умение выдвигать гипотезы и умение составлять планы по их проверке, заставляя учащихся сверять свои предложения с тем, что содержится в тексте.

На этапе формирования умений по применению полученных сведений самостоятельные работы направлены, прежде всего, на отработку правильности выполняемых действий. Практикуется самостоятельная работа по решению задач. Здесь учащиеся приобретают конкретные умения по проверке математических гипотез, по решению задач определённого типа.

На этапе формирования навыков они направлены уже на отработку быстроты выполняемых действий. Можно тренировать учащихся в различных других учебных умениях.

Проводя анализ своих учебных занятий, я пришла к выводу, что самостоятельная работа должна занимать от 15% до 80% времени занятия. Поэтому для управления процессом познания мною были выделены конкретные задачи:

  • разнообразить методы обучения с широким внедрением элементов самостоятельной работы учащихся на каждом учебном занятии;

  • совершенствовать формы и методы контроля, оценку знаний, умений и навыков учащихся;

  • осуществлять индивидуальный подход к учащимся.

Уверена, что правильная организация учебного труда – самый главный фактор успешного самообразования, а значит и развитие самостоятельности учащихся.

На занятиях по дисциплине «Математика» я разбиваю самостоятельные работы по своему дидактическому назначению на два основных вида: обучающие и контролирующие.

Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении учащимися данных преподавателем заданий в ходе изучения темы, в выявлении сделанных учащимися ошибок и повторном объяснении учебного материала с учётом этих ошибок. После изучения и закрепления у доски определённого блока нового материала я предлагаю учащимся небольшую самостоятельную работу воспроизводящего типа. Учащимся раздаются карточки – опорные конспекты с основными теоретическими понятиями, алгоритмом решения и подробным решением одного из заданий и предлагается самостоятельно выполнить остальные задания.

Во многих темах по геометрии, я четко выделяю опорные понятия темы, показываю их взаимосвязь и отношение к ранее изученным понятиям. Например, при изучении темы «Призма» учащиеся должны прочно усвоить определение призмы, ее составляющих элементов, знать правила построения изображений призмы, различать виды призм по изображению и определению. Для этого после изложения нового материала провожу самостоятельную работу с таким заданием: «Для полученного изображения призмы запишите ее название, обозначьте призму, запишите количество и название оснований, боковых граней, ребер и высоты».

При рассмотрении темы «Производная» учащиеся должны не только знать определение производной и ее свойств, а также применять производную при решении различных упражнений. Так, при решении задач на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции, учащимся предлагается алгоритм решения упражнения, образец решения и предлагается самостоятельно решить подобное упражнение.

К обучающим самостоятельным работам можно отнести тренировочные самостоятельные работы, которые состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. Конечно, эта работа мало способствует умственному развитию учащихся, но она необходима, т.к. позволяет выработать основные умения и навыки, тем самым создать базу для дальнейшего изучения математики. При выполнении тренировочных самостоятельных работ еще необходима помощь преподавателя, можно разрешить пользоваться и учебником и записями в тетрадях, таблицами и т.п. Все это создает благоприятный климат для слабых учащихся. В таких условиях они легко включаются в работу и выполняют её. К таким работам можно отнести выполнение заданий по разноуровневым карточкам.

При изучении темы «Показательные уравнения» учащиеся должны знать определение показательного уравнения и методы решения показательных уравнений. Для этого сразу после рассмотрения теоретического материала темы провожу самостоятельную работу.

К обучающим работам можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем. Они показывают, насколько прочно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий данного типа преподаватель определяет, нужно ли еще заниматься данной темой.

Смысл контролирующих работ заключается в самостоятельном выполнении учащимися данных преподавателем заданий после логически завершенных порций учебного материала и констатирования на базе этого широты и глубины полученных учащимися знаний и умений. После каждого раздела курса «Математики» проводятся обязательные контрольные работы. Вместе с тем, невозможно в одной обязательной контрольной работе проверить навыки решения заданий различного типа. Поэтому провожу тематические проверочные работы. После изучения раздела «Введение в стереометрию. Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве» провожу самостоятельную работу, которая состоит из трех частей А, Б, С. Часть А – проверка теоретических знаний учащихся, часть Б – проверка практических навыков, часть С - творческая работа учащихся.

Очевидно, что навыки самостоятельного учебного труда можно и целесообразно формировать, прежде всего, на обучающих самостоятельных работах. Организация самостоятельной работы на учебном занятии требует от преподавателя не меньшей подготовки, а даже большей, когда учебный материал он излагает сам. Если при этом он ставит задачу формирования у учащихся навыков самостоятельной работы, то ему нужно определить:

  • цель, время и характер самостоятельной работы, а также те формируемые навыки самостоятельного учебного труда, самостоятельного изучения математики, на которые можно обратить внимание учащихся при выполнении именно этой работы;

  • способ повторения того минимума фактических знаний и умений, без которых невозможно успешное выполнение данной самостоятельной работы;

  • цель работы с книгой (для повторения, для поиска справочной информации, для знакомства с новым материалом) и определить те моменты занятия, где можно подчеркнуть роль и значение тех или иных навыков самостоятельной работы;

  • вид упражнений: выполнение заданий репродуктивного, или продуктивного характера, или заданий на повторение, а также сопутствующие им умения самостоятельной работы;

  • методику устранения у учащихся возможных затруднений в ходе выполнения заданий, а также способ быстрой проверки полученных результатов и методику разбора допущенных ошибок.

Успех любой самостоятельной работы, как известно, во многом зависит от того, как выполняющий её умеет организовать свою деятельность. Поэтому преподавателю целесообразно в качестве первого шага раскрыть учащимся содержание основных видов самостоятельной деятельности при изучении математики и показать возможные способы по их организации.

В своей работе я также использую следующие виды самостоятельных работ: работа с книгой, тестовые упражнения, выполнение практических работ, решение производственных задач, математические диктанты, подготовка докладов, рефератов, работа над ошибками, самоконтроль, выполнение домашней работы.

И хотя работа по обучению учащихся умению решать основные виды задач ещё не решает проблемы развития самостоятельности учащихся в целом, всё же эта работа является важным этапом в её достижении. При решении любой задачи, при выполнении каждого упражнения учащийся осуществляет хотя бы элементарный перенос знаний, актуализирует необходимый способ действий, определяет путь решения.

Результативность самостоятельной работы определяется чёткой её постановкой и систематичностью. Важным при этом является возбуждение интереса к ней, использование методов стимулирования познавательной деятельности и организация контроля за самостоятельной работой учащихся.

Несомненно, что роль самостоятельной работы учащихся будет увеличиваться и впредь. Это связано с внедрением в образовательный процесс современных средств обучения.

Я считаю, что организация самостоятельной работы учащихся активизирует различные формы восприятия и усвоения учебного материала. Оптимальное использование всех форм самостоятельной работы поможет успешно решить те задачи. Нельзя не согласиться с тем, что широкое применение самостоятельной работы в образовательном процессе позволяет упорядочить его, а именно, сократить объём домашнего задания, уменьшить время его выполнения, рационализировать приёмы работы по заданиям. Использование различных видов самостоятельных работ помогает мне повысить уровень знаний учащихся, активизировать познавательную активность, разнообразить работу с учащимися, как при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного.

Самостоятельная работа занимает исключительное место в современном занятии, т.к. учащийся приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной работы. Дидактическое правило «Учить детей учиться» никогда не было так актуально как сейчас. Умение управлять своей деятельностью выступает в качестве необходимого условия в жизни человека и в его дальнейшей трудовой деятельности.


Список использованных источников

  1. Грищенко, И.М. Самостоятельная работа как метод познавательной деятельности на уроках математики [Текст] / М.: Эксмо – 2015. – 57с.

  2. Ерманова, Ю.В. Самостоятельная работа на уроках математики [Текст] / Ю.В. Ерманова // Журнал «Математика в школе», №7 – 2015. – 48с.

  3. Ковалева, Н.Ф. Самостоятельная работа на уроках математики как одна из форм развития познавательной активности учащихся / Н.Ф. Ковалева // Журнал «Математика в школе», №4 – 2010. – 49с.

  4. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий 2006г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!