Самостоятельная работа для обучающихся 5 класса
проводится после изучения творчества А.С. Пушкина с целью контроля за усвоением
- основных теоретико-литературных понятий, связанных с особенностями содержания, формы и построения художественного произведения;
- способов рифмовки стихотворных произведений;
- различий народной и литературной сказок.
Работа рассчитана на 45 минут.
УМК ученика: Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Часть 1. М: Просвещение, 2020.
Ожидаемые результаты: формирование универсальных учебных действий.
Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
понимать поставленные учителем задачи по усвоению нового учебного материала;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
осуществлять итоговый контроль по результату.
Познавательные:
преобразовывать объект (текст) из одной формы в другую (в таблицу);
формулировать свои мысли грамотно;
осуществлять анализ текста.
Коммуникативные:
планировать учебное сотрудничество с учителем;
уметь точно и полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
5 класс. Самостоятельная работа по темам «Рифма и ритм», «О сказках Пушкина», «Русская литературная сказка» (с.91 – 96).
Вариант 1
Внимательно прочитайте в учебнике статьи о рифме и ритме, начертите в тетради и заполните таблицу сведениями из этих статей.
Рифма – это… | Ритм – это… |
Способы рифмовки | Прозаическая речь – это… | Стихотворная речь – это… |
Название | Название | Название |
Объяснение | Объяснение | Объяснение |
Пример | Пример | Пример | Ритм нужен в стихах, чтобы… |
Распределите примеры по способам рифмовки в столбцы таблицы.
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
…Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…
…На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской…
Прочитайте в учебнике статью «О сказках Пушкина» и письменно ответьте на вопрос. В чём, по мнению автора статьи С.Я. Маршака, связь сказок А.С. Пушкина с народными сказками?
Прочитайте в учебнике статью «Русская литературная сказка» и письменно ответьте на вопрос. Кто из известных русских писателей и поэтов писал сказки?
5 класс. Самостоятельная работа по темам «Рифма и ритм», «О сказках Пушкина», «Русская литературная сказка» (с.91 – 96).
Вариант 2
Внимательно прочитайте в учебнике статьи о рифме и ритме, начертите в тетради и заполните таблицу сведениями из этих статей.
Рифма – это… | Ритм – это… |
Способы рифмовки | Прозаическая речь – это… | Стихотворная речь – это… |
Название | Название | Название |
Объяснение | Объяснение | Объяснение |
Пример | Пример | Пример | Ритм нужен в стихах, чтобы… |
Распределите примеры по способам рифмовки в столбцы таблицы.
Тогда он встретил под горой
Старушечку чуть-чуть живую,
Горбатую, совсем седую.
Она с дорожною клюкой…
Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей:
Было ль, не было ль сраженья, -
Нет Дадону донесенья.
…Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря…
Прочитайте в учебнике статью «О сказках Пушкина» и письменно ответьте на вопрос. Какой ритм в сказках А.С. Пушкина и какую роль он играет?
Прочитайте в учебнике статью «Русская литературная сказка» и письменно ответьте на вопрос. В чём, по мнению В.П. Аникина, сходство народных сказок с литературными?