Отчёт
о самообследовании учителя физической культуры
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Барсовская средняя общеобразовательная школа № 1» Сургутского района
Понамарёва Александра Петровича
Раздел 1. Профессиональное образование
Образование – высшее, в 1990 году окончил Барнаульский ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический институт по специальности «Физическое воспитание» http://barsovo-1.ru/files/Attestaciya/Ponamarev/1.1.zip
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "Об образовании в Российской Федерации" (статья 48) нацеливает на создание в ОУ условий для подготовки конкурентоспособных граждан. Это обязывает педагога систематически повышать свой профессиональный уровень. В связи с этим в межаттестационный период были пройдены курсы повышения квалификации. http://barsovo-1.ru/files/Attestaciya/Ponamarev/1.2.zip
Содержание профессиональной подготовки соответствует педагогическим интересам, профилю деятельности в качестве учителя физической культуры средней общеобразовательной школы в период введения и реализации ФГОС на ступени начального общего образования и основного общего образования. Мною были разработаны и реализованы рабочие программы по предмету физическая культура, соответствующие ФГОС ООО. http://barsovo-1.ru/files/Attestaciya/Ponamarev/1.3.zip
Продолжал работу над развитием профессиональных компетенций и темой самообразования «Стратегия развития школьной физической культуры и детского спорта в период до 2020 года». В соответствии с планом профессионального развития за текущий период принимал участие в XIV-XVII Всероссийских с Международным участием научно-практических конференциях по теме: «Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения», участвовал в семинаре-практикуме по теме: «Судейство соревнований ВФСК «ГТО», принял участие в практико-ориентированном семинаре на тему: «Теоретико-методологическое и методическое обеспечение реализации ФГОС и ВФСК «ГТО» в сфере физического воспитания детей», принял участие практико-ориентированном семинаре по теме: «Подготовка обучающихся к Олимпиаде по предмету физическая культура», работал в муниципальной экспертной группе учителей физической культуры по проверке Олимпиадных заданий, а также постоянно участвую в едином школьном и районном методических днях. http://barsovo-1.ru/files/Attestaciya/Ponamarev/1.4.zip
1.5. В целях развития своих профессиональных ориентиров в перспективе планирую повышение квалификации по теме: «Исследовательская деятельность школьников как один из способов развития их одарённости», активизировать участие в «интернет сообществах» работников образования. Совершенствовать и обновлять созданную личную, методическую библиотеку в рамках проекта «Мультиурок», что соответствует стратегическим ориентирам развития образования в автономном округе и отвечает задачам Государственной программы «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2014-2020 годы». http://barsovo-1.ru/files/Attestaciya/Ponamarev/1.5.zip
Раздел 2. Представление о педагогической профессии и профессиональной миссии
2.1. Основной целью моей деятельности является реализация учебных программ в соответствии с требованиями ФГОС, которые определяют общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся. Не исключаю в перспективе работать над обеспечением и формированием ключевых компетенций, способствующих успешному участию в проектной и исследовательской деятельности школьников, в реализации и внедрении требований ВФСК «ГТО». http://barsovo-1.ru/files/Attestaciya/Ponamarev/2.1.zip
2.2. Одну из главных целей моей педагогической деятельности вижу в том, чтобы самосовершенствоваться и саморазвиваться посредством участия в проектной и исследовательской деятельности. http://barsovo-1.ru/files/Attestaciya/Ponamarev/2.2.zip
2.3. Мои инициативы по реализации цели профессиональной деятельности, связанные с эффективностью работы школы, имеют положительную динамику, что отражено в ежегодном Мониторинге внутренней системы оценки качества образования МБОУ «Барсовская СОШ № 1». Приоритетом в своей работе считаю выполнение в полном объёме образовательных программ по предмету, отсутствие обучающихся не усвоивших программу, обеспечение планомерного повышения качества обучения, активное участие в ВОШ, конкурсах, соревнованиях, создание условий эффективного взаимодействия с родителями, так как всё это способствует становлению личности школьника. http://barsovo-1.ru/files/Attestaciya/Ponamarev/2.3.zip
2.4. Педагогическая деятельность направлена на развитие взаимодействия с социальными партнёрами, такими как обособленное структурное подразделение РУУС спортивный комплекс «Лидер», Муниципальное казённое учреждение
КСК "Барс", БУ ХМАО-Югры «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям». Взаимодействие осуществляется в соответствии с существующим планом посредством участия с проектами в различных мероприятиях и помогает формированию личностных образовательных результатов обучающихся. http://barsovo-1.ru/files/Attestaciya/Ponamarev/2.4.zip
2.5. В Законе ХМАО-Югры № 68-оз (ред. от 30.01.2016) "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27.06.2013) в статье 11 говорится о неотъемлемой помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся. Речь идёт о воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития в порядке, установленном Правительством автономного округа. Учитывая запросы родительской общественности, сумел найти подходы к представителям исполнительной власти и сделал их союзниками в проектах физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, что даёт возможность расширять образовательную среду не только для обучающихся, но и других слоёв населения. Родители являются активными участниками проектов. http://barsovo-1.ru/files/Attestaciya/Ponamarev/2.5.zip
2.6. Алгоритм моих педагогических инициатив соответствует стратегическим ориентирам развития образования в ХМАО-Югре, которые изложены в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ и «Концепции развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры до 2020 года», как создание благоприятной образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию детей.
http://barsovo-1.ru/files/Attestaciya/Ponamarev/2.6.zip 2.7. За свою работу поощрялся благодарственными письмами, почётными грамотами и дипломами школьного уровня, а также грамотами РК профсоюзов педагогических работников образовательных организаций Сургутского района. http://barsovo-1.ru/files/Attestaciya/Ponamarev/2.7.zip
Раздел 3. Профессиональная деятельность
3.1. Разработал рабочую программу основного общего образования по физической культуре (свидетельство МUF460736) и адаптивную образовательную программу для обучающихся с ОВЗ МБОУ «Барсовская СОШ № 1». Для достижения целей педагогической деятельности весь образовательный процесс выстраиваю на основе рабочих программ по физической культуре и УМК: физическая культура для обучающихся I - XI классов под редакцией В.И. Ляха и М.Я. Виленского. http://barsovo-1.ru/files/Attestaciya/Ponamarev/3.1.zip
3.2. Для оценивания личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов обучающихся, мною используется система, принятая на основе оценивания результатов деятельности обучающихся электронные цифровые образовательные ресурсы АИАС «АВЕРС» (электронный журнал), сравнительные и итоговые протоколы с результатами испытаний для информирования родителей. http://barsovo-1.ru/files/Attestaciya/Ponamarev/3.2.zip
3.3. Для совершенствования двигательных качеств и универсальных учебных действий (УУД) своих воспитанников, я использую как инновационные технологии, так и традиционные, отработанные и проверенные личным опытом. Эффективность и результативность определяю по росту результатов на завершающей фазе обучения и тестового контроля. Таким образом, ребёнку даётся возможность стать более успешным и перейти на более высокий уровень обучения. Построение индивидуальной образовательной и развивающей траектории - эффективное средство улучшения качества обучения и индивидуализации. http://barsovo-1.ru/files/Attestaciya/Ponamarev/3.3.zip
3.4. На протяжении многих лет был наставником молодых специалистов в образовательной области «физическая культура». Регулярно транслирую свой профессиональный опыт педагогическому сообществу через открытые уроки и внеклассные мероприятия в рамках ШМО и РМО, где освещаю проблемы и перспективы реализации ВФСК «ГТО». Презентовал тему «О здоровом образе жизни». Делился опытом участия школьников в комплексной Спартакиаде обучающихся Сургутского района. Имею Диплом № 305034 победителя Всероссийского тестирования на сайте – totaltest.ru, свидетельство МUF275989 о публикации методической разработки в печатном издании, сертификат о создании персонального сайта: персональный сайт учителя, веб-страница: https://multiurok.ru. http://barsovo-1.ru/files/Attestaciya/Ponamarev/3.4.zip
3.5. Ежегодно мои воспитанники являются активными участниками и призёрами предметной Всероссийской Олимпиады школьников различных этапов, соревнований комплексной Спартакиады обучающихся Сургутского района. Материалы, подтверждающие наличие участников, призёров и победителей олимпиад и соревнований, представлены на сайте. http://barsovo-1.ru/files/Attestaciya/Ponamarev/3.5.zip
3.6. В течение нескольких лет обучающиеся в рамках внеурочной деятельности принимали участие в исследовательской работе, создавали проекты и презентации. Целенаправленная работа по внеурочной деятельности позволяет иметь хорошие и отличные результаты http://barsovo-1.ru/files/Attestaciya/Ponamarev/3.6.zip
3.7. Накопленный профессиональный опыт позволяет принимать участие в экспертной деятельности по различным направлениям: являюсь членом экспертной группы по проверке олимпиадных заданий на муниципальном этапе, участвую в судействе на соревнованиях и представляю школьные команды по различным видам детского спорта. http://barsovo-1.ru/files/Attestaciya/Ponamarev/3.7.zip
Раздел 4. Результаты профессиональной деятельности
4.1. По итогам мониторинга внутренней системы оценки качества образования МБОУ «Барсовская СОШ № 1» в классах, где я преподаю, наблюдается стабильность успеваемости (100%) и положительная динамика качества обученности обучающихся. http://barsovo-1.ru/files/Attestaciya/Ponamarev/4.1.zip
4.2. По итогам мониторинга системы образования, проводимого органами государственной власти, наблюдается положительная динамика результатов освоения образовательных программ в МБОУ «Барсовская СОШ № 1», а также положительная динамика сдачи норм ВФСК «ГТО». http://barsovo-1.ru/files/Attestaciya/Ponamarev/4.2.zip
4.3. Мои воспитанники успешно реализуют свой физкультурно-спортивный потенциал. Демонстрируют высокие кондиционные, физические и морально-волевые качества через участие в различных соревнованиях. http://barsovo-1.ru/files/Attestaciya/Ponamarev/4.3.zip
4.4. Педагогическая деятельность, направленная на реализацию значимых для организации инициатив, осуществляется во взаимодействии с коллегами и носит системный характер. http://barsovo-1.ru/files/Attestaciya/Ponamarev/4.4.zip
4.5. Посредством взаимодействия с социальными партнерами организую участие детей в конкурсах, соревнованиях, акциях, движениях. Это способствует развитию познавательной активности, творческого и мотивационного потенциала обучающихся в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности http://barsovo-1.ru/files/Attestaciya/Ponamarev/4.5.zip
4.6. Стараясь не допускать проблем во взаимодействии с родителями, прилагаю усилия к организации профилактических бесед по запросу, организую встречи с работниками психолого-педагогической службы и представителями администрации школы. Проведённая работа способствует стабильности индекса здоровья, повышению уровня здоровьесбережения, компетентности обучающихся, самооценки, что отражено в мониторинге внутренней системы оценки качества образования в ОУ. http://barsovo-1.ru/files /Attestaciya/Ponamarev/4.6.zip
Раздел 5. Перспективы развития профессиональной деятельности
5.1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "Об образовании в Российской Федерации" (статья 48 п.1) обязывает к успешной и продуктивной работе учителя, который должен осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, а значит постоянно повышать степень педагогического мастерства. За основу своего педагогического кредо беру дидактику. Не приемлю «натаскивание ребёнка» на определённое выполнение контрольных нормативов и тестовых заданий. Моя личная убежденность заключается в том, чтобы помочь обучающемуся осмысленно овладеть набором универсальных учебных действий, который позволит осознанно добывать, накапливать и систематизировать базовые, специальные знания и умения в учебно-воспитательном процессе. Мотивацией в совершенствовании профессиональной компетенции вижу: непрерывное самообразование, участие в семинарах-практикумах и повышение квалификации.
5.2. В перспективе мне необходимо разработать программу самообразования, которая будет нацелена на изучение психолого-педагогических технологий работы с одарёнными детьми и разработку индивидуальной образовательной траектории для обучающихся, имеющих особые образовательные потребности (приложение 1).
5.3. Организацию собственного профессионального роста планирую посредством реализации перспективного плана профессионального развития, в котором определены следующие направления самосовершенствования: курсы повышения квалификации, участие в разработке программно-методического и материального обеспечения образовательного процесса, совершенствование работы по поддержке и дальнейшему развитию способностей одарённых детей, участие в дистанционных окружных, всероссийских вебинарах, публикации по обобщению педагогического опыта на персональном сайте и социальных сетях (приложение 2).
Учитель физической культуры А.П. Понамарёв
Директор школы Е.Е. Ежов
Приложение 1
Индивидуальный план профессионального развития 2014 – 2019 гг.
Цель профессионального развития: освоение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; основного общего образования, приобретение профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Задачи:
Продолжить изучать и использовать современные технологии, методики для организации учебно-познавательной деятельности, поддержания, сохранения здоровья, повышения качества обучения обучающихся.
Разработать рабочие программы по предмету, программу по воспитанию «здорового образа жизни» школьника, тестовые задания, метопредметные уроки (конспекты), внеклассные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия.
Разработать дидактические, методические и контрольно-измерительные, тестовые материалы, совершенствовать материально-техническую оснащённость для развития действий контроля и оценки у школьников.
Ожидаемые результаты:
Профессиональная готовность к реализации ФГОС НОО, ООО (компетентность в разработке предметных рабочих программ, компетентность в мотивации учебной деятельности ученика, компетентность в организации учебной деятельности, компетентность в предмете преподавания, компетентность в педагогическом оценивании, компетентность в вопросах понимания ученика).
Самообразовательная компетентность учителя.
Повышение качества подготовки обучающихся (на период до 2019 года приоритетными образовательными результатами должны стать: способность эффективно применять теоретические знания, личный и авангардный опыт, высокий уровень развития технологических компетенций, работа с ЭОР, формирование позитивных социальных установок).
№ п/п | Содержание профессионального развития | Цель | Формы представления отчёта | Сроки |
Повышение профессиональной квалификации |
1. | Изучение нормативных документов, регламентирующих учебно-воспитательный процесс. | Повышение уровня профессиональной компетенций учителя. | Картотека на электронных носителях. | 2014-2019 гг. |
2. | Оптимизация научно-методического сопровождения введения ФГОС. | Эффективная реализация ФГОС. | Разработка актуальных вопросов современного образования в ходе школьных ЕМД, РМО. | 2014-2019 гг. |
3. | Совершенствование системы взаимодействия с социальными партнёрами. | Повышение про-фессиональной компетенции учителя. | Организация экскурсий, создание проектов, соревнований. | 2014-2019 гг. |
4. | Прохождение курсов про-фессиональной переподготовки и повышения квалификации. | Повышение уровня профессиональной компетенций учителя. | Выступление на школьном МО и РМО учителей физической культуры | 2014-2019 гг. |
Участие в разработке программно-методического обеспечения образовательного процесса |
1. | Составление и реализация рабочих программ по пред-мету. | Совершенствование образователь-нога процесса. | Рабочие программы по предметам. | 2014-2019 гг. |
2. | Совершенствование урока посредством использования современных педагогических технологий. | Формирование и развитие УУД у обучающихся. | Участие в семинарах-практикумах. | 2014-2019 гг. |
3. | Включение в учебно-воспитательный процесс регионального компонента (северное многоборье, игры народов Севера) | Формирование толерантного отношения к окружающим. | Создание проектов, участие в соревнованиях | 2014-2019 гг. |
4. | Пополнение дидактического материала, методик и технологий по всем классам и на современных носителях. | Развитие УУД у обучающихся. | Дидактический материал на современных носителях. | 2014-2019 гг. |
Приложение 2
Индивидуальный план профессионального развития 2019 – 2024 гг.
Цель профессионального развития: приобретение профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями к профессиональному стандартуучителя, ФГОС НОО и ФГОС ООО, СОО, ОВЗ.
Задачи:
Изучить нормативные документы, регламентирующие исполнение требований профессионального стандарт учителя, ФГОС НОО и ФГОС ООО, СОО, ОВЗ.
Разработать для своих классов программу развития и воспитания обучающихся, способствующей достижению уровня развития учеников в соответствии с «портретом выпускника основной и средней школы», представленном в ФГОС НОО, ООО, СОО.
Развивать компетентность в выстраивании индивидуального мотивационного, оздоровительного и образовательного маршрутов обучающихся и обучающихся с ОВЗ.
Разработать и реализовать рабочие программы по предметам, адаптированные основные образовательные программы в соответствии с ФГОС НОО И ФГОС ООО, СОО, ОВЗ.
Использовать архитектонику педагогической среды и возможности личности для развития индивидуальных способностей обучающихся в освоении исследовательской и проектной деятельности.
Ожидаемые результаты:
Профессиональная готовность к реализации ФГОС НОО и ФГОС НОО, ООО СОО, ОВЗ (компетентность в разработке предметных рабочих программ, адаптированных образовательных программ, компетентность в мотивации учебной деятельности ученика, компетентность в организации учебной деятельности, компетентность в предмете преподавания, компетентность в педагогическом оценивании, компетентность в вопросах понимания ученика).
Самообразовательная компетентность учителя.
Повышение качества подготовки обучающихся (на период до 2025 года приоритетными образовательными результатами должны стать: способность эффективно применять теоретические знания, личный практический опыт и убеждения, высокий уровень развития технологических компетенций (ИКТ) формирование позитивных социальных установок).
№ п/п | Содержание профессионального развития | Цель | Формы представления отчёта | Сроки |
Повышение профессиональной квалификации |
1. | Изучение нормативных документов, регламентирующих учебно-воспитательный процесс. | Повышение уров-ня профессиональной компетенции учителя. | Картотека на электронных носителях. | 2019-2024 гг. |
2. | Оптимизация системы научно-методического сопровождения введения ФГОС НОО, ООО СОО для детей с ОВЗ. | Эффективная реализация ФГОС НОО ООО СОО для детей с ОВЗ. | Разработка актуальных вопросов современного образования в ходе школьных ЕМД, заседаний ШМО, РМО. | 2019-2024 гг. |
3. | Прохождение курсов профессиональной переподготовки, повышение квалификации. | Повышение уровня профессиональной компетенции учителя. | Выступление на школьном МО учителей физической культуры, РМО | 2019-2024 гг. |
Участие в разработке программно-методического обеспечения образовательного процесса |
1. | Составление и реализация рабочих программ по пред-метам с учетом реализации ФГОС НОО, ООО, СОО и ФГОС для детей с ОВЗ. | Совершенствование образовательного процесса. | Рабочие программы по предметам, адаптированные основные образовательные программы. | 2019-2024 гг. |
2. | Совершенствование урока посредством использования современных педагогических технологий с внедрением ВФСК «ГТО». | Формирование и развитие УУД у обучающихся. Эффективная реализация ВФСК «ГТО». | Участие в различного уровня семинарахпрактикумах, конкурсах, фестивалях. | 2019-2024 гг. |
3. | Включение в учебно-воспитательный процесс региональной составляющей (Северное многоборье, игры народов Севера, этнографические конкурсы) | Формирование толерантного отношения к окружающим | Создание проектов, участие в конкурсах, соревнованиях, фестивалях. | 2019-2024 гг. |
4. | Пополнение дидактического и методического материала по всем ступеням и классам на современных носителях. | Развитие УУД обучающихся. Работа в инновационном режиме. | Дидактический методический материал на современных носителях. | 2019-2024 гг. |