ПРОТОКОЛ № 2
ЗАСЕДАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
ГОУ СЛНР Семейкинская СОШ – Д/С № 31
от 26 октября 2017 года
ТЕМА: «Самообразование и инновационный поиск учителя, ориентация педагога на инновационную деятельность с целью социализации воспитанников школы-интерната»
ЦЕЛЬ:
Задачи:
Обеспечение положительной динамики учебных достижений обучающихся на основе:
Стимулирования их учебно-познавательной деятельности;
Использования различных форм и методов продуктивного обучения;
Повышения степени адекватности самооценки своего труда всеми участниками педагогического процесса;
Дальнейшее совершенствование педагогической диагностики по всем основным направлениям учебно-воспитательного процесса.
Совершенствование инновационной деятельности в учреждении.
ПРИСУТСТВОВАЛИ: 17 человек.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:
1.Реализация решений Педагогических советов № 1.
учитель истории Щербакова И. О.; учитель английского языка Макахова Т. Л.; учитель математики Шершнева А. В.
2. Цели и задачи педагогического совета.
директор школы – Осипенко Е. М..
3.Педагогическая компетентность учителя как результат самообразования.
заместитель директора по УВР – Огиенко Я. В.
4.Самообразование и инновационный поиск учителя.
заместитель директора по УВР – Огиенко Я. В.
5.Из опыта работы:
Савченко Т. В. – учитель начальных классов
Макахова Т. Л. – учитель английского языка
Чижов Р. Г. – учитель физкультуры
6.Принятие решений Педсовета (мозговой штурм).
7.Разное.
СЛУШАЛИ:
По первому вопросу были заслушаны доклады педагогов о реализации решений
учителя истории Щербакова И. О.; учителя английского языка Макахова Т. Л.; учителя математики Шершнева А. В.
1. Обобщить опыт учителей-предметников по применению наиболее эффективных форм работы по проблеме формирования мотивации .
Передовой опыт может транслироваться в разных формах: открытые уроки и внеурочные занятия, выступления перед коллегами по выбранным методическим темам, статьи в методических сборниках и др.
За последний период проведено несколько открытых занятий, которые посетили многие педагоги. У них разная тематика, но все они проведены в интересной, нестандартной форме, все они со своей «изюминкой», что, в конечном счёте, и призвано усилить заинтересованность детей в познании окружающего мира. Огиенко Я. В. провела открытое мероприятие «Турнир вежливости» для учащихся 3-4 классов; воспитатель начальной школы Грищенко Е. Е. придумала и провела аукцион спортивных слов на букву «С», конкурс «Знай правила движения, как таблицу умножения», разработала сценарий и провела традиционный уже праздник «День матери». На сей раз он прошел в форме ярмарочных гуляний. Опытные педагоги начальной школы, принимавшие студентов-практикантов, давали показательные занятия для начинающих учителей. Запомнилась окружная викторина по английскому языку, подготовленная и успешно проведённая нашим педагогом Т. Л. Макаховой в рамках недели английского языка.
2. Взять за основу в практической деятельности каждого педагога выработанную схему формирования мотивационной сферы обучающихся.
Не может быть одинаковых, неизменных, единственно правильных инструкций по повышению уровня мотивации. Как заинтересовать ребёнка своим предметом? Это зависит и от логики самого предмета, и от пристрастий учителя, и от потенциала данного ребёнка. Наша задача - не опускать рук, не сетовать на непосильность поставленных задач, а пробовать, искать и находить путь к душе каждого ученика. Здесь хочу остановиться на проблеме преемственности. Часто успехи, которых добились учителя начальной школы, исчезают, когда дети переходят в старшую. В последние годы наш коллектив работает над этой проблемой. С интересной инициативой выступила С. В. Афанасенко: она приглашает педагогов будущего5 класса на свои уроки и предлагает провести пробные уроки по своему предмету в её классе. Цель такого эксперимента – безболезненная адаптация школьников начального звена к условиям средней школы. Стоит попробовать.
3. Формировать мотивации успешности обучения и воспитания с использованием ИКТ и практической деятельности на уроках и во внеурочное время.
Этой проблеме уделяется много внимания со стороны администрации: помимо специализированных кабинетов информатики, ПК есть почти во всех учебных кабинетах; введён учебный курс компьютерной графики; проводятся обучающие занятия по ИКТ; Слепцова О. А., Чижов Р. Г. оказывают консультационную поддержку учителям.
Медленно, но дело сдвинулось с мертвой точки. ПК начали использовать как мощный информационный ресурс. Следующая ступень – привлечение ИКТ к учебно-воспитательному процессу. Обращает на себя внимание опыт Бедлинской Е. Д: она в этом учебном году провела открытый урок по географии в 6 классе с использованием ИКТ; дети её класса под руководством Елены Даниловны работают над проектом «Моё портфолио».
4. В соответствии с проектом «Школа будущего» разработать индивидуальные образовательные траектории для каждого особо нуждающегося ребёнка на основе разработки личностно-ориентированного содержания образования с учетом возрастных и психологических особенностей детей с ОВЗ.
С учётом специфики интерната индивидуальная образовательная траектория – это модернизированный вариант индивидуальной работы с неуспевающими детьми. Выявить явные и скрытые проблемы ученика; привлечь к такому своеобразному малому педсовету кл. руководителя, воспитателя, учителей-предметников, соц. работника для выработки общей стратегии работы с ребёнком; договориться о единых требованиях и подходах в работе с ним; наметить ряд целей, которых нужно достигнуть к концу уч. года и на более отдалённую перспективу; постоянно проводить мониторинг (т. е. отслеживать динамику его достижений), - вот, видимо, вехи на пути реализации индивидуальной учебной траектории в наших условиях. В МО учителей гуманитарного цикла С. В. Афанасенко предложила поработать подобным образом с Викой Бондаревой. В начальной школе, по информацииТ. Л. Макаховой, решено проводить такую работу с двумя наиболее сложными детьми в каждом классе. В начальной школе, кроме того, очень важно сотрудничать с семьёй ребёнка для поддержания единой планки требований.
По второму вопросу заслушан доклад директора Осипенко Е. М.: Тема педагогического совета выбрана с учётом требований, предъявляемых в настоящее время образовательным учреждениям всех видов и типов. В связи с этим цель данного педсовета: непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей и их компетенций в области определенной науки (учебного предмета) и методики преподавания, направленной на повышение качества обученности воспитанников. Из данной цели вытекают следующие задачи, которые необходимо решать педагогическому коллективу интерната:
1. Обеспечение положительной динамики учебных достижений обучающихся на основе:
Стимулирования их учебно-познавательной деятельности;
Использования различных форм и методов продуктивного обучения;
Повышения степени адекватности самооценки своего труда всеми участниками педагогического процесса;
Дальнейшее совершенствование педагогической диагностики по всем основным направлениям учебно-воспитательного процесса.
Совершенствование инновационной деятельности в учреждении
Осипенко Е. М. провела обзор основных понятий по теме педагогического совета:
Концепция непрерывного педагогического образования ориентирована на:
Развивающиеся потребности общества, личности, государства;
Расширение пространства образования современных педагогов;
Вариативность подготовки педагогов нового поколения;
Научно-методическое обеспечение профессионально-личностного становления педагога на различных этапах его жизненного пути.
Ключевые педагогические компетентности:
Информационная;
Социальная;
Культурологическая;
Коммуникативная;
Методологическая;
Условия самообразования: творчество; опыт; рефлексия
Классификация инноваций:
По характеру происхождения: стихийные и целенаправленные.
По видам деятельности: педагогические и управленческие.
По характеру вносимых изменений:
Радикальные - основаны на принципиально новых идеях и подходах.
Комбинаторные - новое сочетание известных элементов.
Модифицирующие - совершенствуют и дополняют исходные конструкции, принципы, формы.
По масштабу преобразований:
Частные (локальные, единичные), не связанные между собой.
Модульные (комплекс частных, связанных между собой, относящихся к одной группе предметов, одной возрастной группе и т.д.).
Системные (полная реконструкция системы как целого).
В зависимости от области реализации или внедрения:
В содержании образования.
В методах, методиках и технологиях обучения и воспитания.
В структуре взаимодействия участников педагогического процесса.
В системе педагогических средств.
По третьему вопросу заслушан доклад заместителя директора по УВР Огиенко Я. В. на тему: «Педагогическая компетентность учителя как результат самообразования». Профессиональная деятельность учителя неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Такая деятельность неполноценна не только потому, что в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, но и потому, что она не способствует развитию личности самого педагога. Педагогов, чьи имена известны каждому, кто хотя бы немного знаком с историей и современностью образования, – Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, М. Монтессори, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, М.П. Щетинин, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова и др. – объединяет одно важнейшее качество – творческое отношение к делу, стремление делать его как можно лучше.
Современная социально-экономическая ситуация характеризуется тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе и образование, стремительно развиваются за счет внедрения различных инноваций. Нашим ученикам в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в их осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов. А от учителя сегодня требуется «готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях». Активность человека в этих условиях, как утверждают психологи, может быть направлена на лучшее и все более полное приспособление к среде за счет своих собственных резервов и внутренних ресурсов, где ключевым фактором динамического развития будет выступать самообразование.
Характер инновационной деятельности учителя зависит от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но, прежде всего, от уровня его готовности к этой деятельности.
Первая составляющая готовности учителя к инновационной деятельности – наличие мотива включения в эту деятельность. Мотив придает смысл деятельности для человека. В зависимости от содержания мотива инновационная деятельность может иметь разные смыслы для разных людей.
Вторая составляющая рассматриваемой готовности – комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и технологиях образования, иначе, обо всем том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики.
Но недостаточно только знать о существовании инновационных образовательных моделей, программ, технологий. Чтобы учитель мог хорошо ориентироваться в пространстве возможностей и мог сделать правильный выбор, он должен хорошо понимать условия их эффективного применения (в данном случае в условиях специального интерната для детей с нарушениями речи). Всякое изменение в деятельности должно быть не только актуальным, но и реалистичным, т.е. соответствующим реально существующим в данной школе условиям. У нас при этом есть и несомненные плюсы: 5-дневное пребывание позволяет осуществлять подготовку проектов с вовлечением в этот круг деятельности большого количества учителей, воспитателей, педагогов доп. образования и детей разных возрастных групп, создавая тем самым детско-взрослую общность – один из важных результатов работы наших ГЭП. Все это с успехом используется в подготовке праздников, вечеров и играет важную роль в социализации воспитанников.
Третий компонент готовности учителя к инновационной деятельности – совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет учитель, т.е. компетентность в области педагогической инноватики.
Хочется отметить, что информационно-образовательные продукты, созданные учителями на базе информационной компетентности с учетом личностно-деятельностного подхода к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, необыкновенно актуальны сегодня в условиях инклюзивного образования, становятся востребованными и в общеобразовательных школах.
Педагог должен знать не только «что делать?», но и «как делать?», работая в информационно-образовательной среде, которой свойственны закономерности формирования интеллектуальных структур и познавательных действий.
Педагогическими условиями формирования информационной культуры учителя является наличие информационно-образовательной среды, учебно-методического обеспечения, стимулирование инновационной активности учителей, осуществление рефлексии собственной информационной и инновационной деятельности, увеличение доли самообразования в повышении уровня информационной культуры учителя, изучение результативности формирования информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности.
По четвертому вопросу заслушано сообщение председатель МО учителей начальных классов о содержании инновационного поиска учителя:
Поиск, апробация и внедрение новых форм, приемов, методов и технологий педагогического воздействия.
Внедрение в педагогическую практику информационно-компьютерных технологий.
Иные формы инновационного поиска.
Возможные способы осуществления самообразования
Повышение квалификации через получение 2-го высшего образования или переподготовку.
Участие в профессиональных конкурсах.
Участие в городских экспериментальных площадках.
Участие в открытых в методических мероприятиях города, округа, муниципалитета, школы, а также в их проведение.
Выступление с докладами на педагогических чтениях, педагогических советах, заседаниях методических объединений.
Ведение открытых занятий в рамках проведения педагогической практики студентов.
Взаимопосещение уроков.
Освоение ИКТ.
Научно-исследовательская деятельность, включаю публикацию ее результатов.
Один из важных составляющих самообразования – это возможности ИКТ:
Набор и корректура текстов.
Формирование электронных таблиц.
Хранение и обработка аудио-, видео- и печатной информации.
Коммуникативная функция.
Электронное моделирование в рамках исследовательской деятельности.
Творческая реализация посредством применения цифровых технологий.
Осуществление профессиональной деятельности.
Учитель, воспитатель всегда были центральными фигурами в образовании. Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если педагоги не будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. Время и усилия, которые требуются, чтобы новые идеи и новые способы образования вошли в практику, в большой степени зависят от готовности и способности учителей, воспитателей изменять свою деятельность, осваивая новшества и становясь сотворцами новой практики.
По пятому вопросу выступили следующие педагоги, которые поделились опытом своей инновационной деятельности:
В докладах отмечалось, что все мероприятия, проводимые педагогами, формируют позитивный фон жизни детско-взрослого коллектива, создают ситуацию успешности для наших детей, стимулируют их активность в учебной и внеклассной деятельности. Учитывая важность ознакомления и с таким опытом, МО учителей различных циклов составили планы взаимопосещений уроков, которые успешно реализуются. Разумеется, сообщения учителей отражают специфику работы с различными возрастными группами и с различными школьными предметами: отдельные находки, придуманные и постоянно практикуемые нашими коллегами, можно попробовать применить и на своём уроке. Например, проблема релаксации, т. е. отдыха, отвлечения, расслабления. Для наших детей это важно..
Шестой вопрос. Принятие резолюции и решения Педагогического совета.
Заслушав и обсудив доклады и сообщения по теме Педагогического совета: «Самообразование и инновационный поиск учителя, ориентация педагога на инновационную деятельность с целью социализации воспитанников школы-интерната» педагогический коллектив отмечает тот факт, анализ реальной школьной практики и изучение результатов психолого-педагогических и социологических исследований свидетельствуют о готовности педагогов вести инновационную деятельность, но необходим достаточно высокий уровень сформированности информационной культуры учителя. В сложившихся условиях стратегическим ресурсом формирования информационной культуры педагогов в условиях инновационной деятельности становится внутришкольное обучение в системе методической работы с педагогическими кадрами. Работа МО является наиболее результативной формой по организации процесса формирования информационной культуры учителя, позволяющей соединить теоретическое обучение педагогов основам информационной культуры с практической инновационной деятельностью. Компетентностный и личностно-деятельностный подходы к формированию информационной культуры учителя не должны противоречить друг другу.
Стратегическими ориентирами формирования информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности должны стать:
повышение профессиональной компетентности учителя;
умение работать в информационно-образовательной среде;
толерантность, коммуникабельность, способность к сотрудничеству;
готовность к самообразованию на протяжении всей жизни;
умение применять полученные знания в области информационной культуры в практической деятельности.
Для осуществления процесса формирования целесообразно разработать педагогическую модель формирования информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности, традиционно состоящую из таких компонентов, как цели и задачи, функции, критерии и показатели результативности формирования, содержания деятельности по этапам, методов и организационных форм.
Подготовка к педагогическому совету требует анализа проделанной в этом направлении работы (здесь много положительных моментов, почти по каждому из предложенных направлений заложена основа деятельности, вы многого достигли). Хотя возникают все новые и новые задачи, требующие решения, но ведь появляются и новые возможности их осуществления. И тут важно не останавливаться на достигнутом, не опускать руки при неудачах, а стараться двигаться в ногу со временем
ПОСТАНОВИЛИ:
Для осуществления процесса формирования информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности целесообразно разработать педагогическую модель, традиционно состоящую из таких компонентов, как цели и задачи, функции, критерии и показатели результативности формирования, содержания деятельности по этапам, методов и организационных форм.
№ п/п | Формулировка решения | Сроки исполнения | Ответственный исполнитель |
-
| Внедрить индивидуальные информационные карты инновационной деятельности педагогов. | май 2018 г. | Председатели МО |
-
| Усилить работу над повышением мотивации обучающихся к познавательной деятельности путём изучения и внедрения инновационных методов и форм. | В течение года | Председатели МО |
-
| Организовать консультативный пункт по преемственности начальной и основной школы. | В течение года | Зам. директора по УВР |
-
| Организовать работу по повышению уровня компетентности педагогов в инновационном образовании и в педагогической инноватике. | В течение года | Зам. директора по УВР |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПЕДСОВЕТА Е. М. Осипенко
СЕКРЕТАРЬ Я. В. Огиенко