СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Самоконтроль младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоконтроль — это психологический термин, который подразумевает умение контролировать собственные действия и эмоции. Уже с первого класса ученики начинают овладевать самоконтролем: как входить в класс, вставать из-за парты, правильно сидеть, как отвечать на уроке, собирать портфель и др.

Просмотр содержимого документа
«"Самоконтроль младших школьников"»


Самоконтроль учащихся как вид контроля младших школьников

Часто звучит фраза: приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты, создают условия развития личности и ее самореализации.

Это одни из самых важных и ключевых УУД, т.к. именно они отражают способность ученика строить учебно-познавательную деятельность. Другими словами, регулятивные УУД это основа основ успешной деятельности ученика. И состоят из следующих компонентов:

  1. Постановка цели (целеполагание)

  2. Планирование

  3. Прогнозирование

  4. Контроль

  5. Коррекция

  6. Оценка

  7. Саморегуляция

При традиционном обучении главное внимание педагога направлено не на процесс учебной деятельности ребенка, а на ее результат. Поэтому главным результатом считалась прочность усвоения определенных знаний. При развивающем обучении ставится следующая задача: не только обеспечить усвоение ребенком требуемых обществом научных знаний, но и добиться, чтобы на каждом уроке ученик овладевал, а затем с возрастающей степенью самостоятельности использовал сами способы добывания знаний. Если раньше в процессе обучения учитель должен был просто дать знания учащимся, научить определенным навыкам и зафиксировать результат обучения отметкой, то на современном этапе обучения цель учителя научить ученика учиться, т.е. отдельные функции учителя примерить на ученика и научить правильно ими пользоваться для достижения результатов. 

Особое место в структуре учебной деятельности занимает действие контроля, имеющее специфические функции: оно направлено на саму деятельность, фиксирует отношение учащихся к себе как к субъекту, вследствие чего его направленность на решение учебной задачи носит опосредованный характер. Самоконтроль — это психологический термин, который подразумевает умение контролировать собственные действия и эмоции. Уже с первого класса ученики начинают овладевать самоконтролем: как входить в класс, вставать из-за парты, правильно сидеть, как отвечать на уроке, собирать портфель и др.

Кроме действия контроля большую роль в усвоении младшими школьниками знаний играет действие оценки. Оно позволяет определить усвоен или не усвоен (и в какой степени) общий способ решения данной учебной задачи, соответствует или нет (и в какой мере) результат учебных действий их конечной цели. Вместе с тем оценка состоит не в простой констатации этих моментов, а в содержательном качественном рассмотрении результата усвоения общего способа действия и соответствующего ему понятия в его сопоставлении с целью. Благодаря действию оценки ребенок определяет, действительно ли им решена учебная задача, действительно ли он овладел требуемым способом действия настолько, чтобы затем использовать его при решении многих частных практических задач. 

На современном этапе развития учебного процесса некоторые функции, ранее относящиеся только к деятельности учителя, теперь рассматриваются и формируются на уровне учащегося. Так если раньше контроль и оценка осуществлялись только педагогом, то теперь эти компоненты учебной деятельности формируются и у школьников.

Давайте теперь конкретно рассмотрим, как формируются самоконтроль (СК) и самооценка (СО) у школьников. На основе контрольных и проверочных работ по русскому языку учеников своего класса я выделила несколько уровней развития СК и СО:

- Правила написания и совершаемые действия никак не контролируются, допущенные ошибки не исправляются;

- Ошибки допускаются даже при выполнении хорошо знакомых учебных действий;

- Ошибки появляются при изменении условий действия, требующих внесения корректив в само правило или изменения знакомого алгоритма действий;

Выполнение действий СК и СО предполагает обращение внимания школьника на содержание собственных действий, на рассмотрение их основ с точки зрения соответствия требуемому задачей результату. 
Давайте рассмотрим какие виды СК присутствуют на уроках:

1. Контроль по результату или так называемый итоговый контроль (это первоначальная и простейшая форма самоконтроля, которая осваивается учащимися. Его функция состоит в сличении результата с заданным образцом, т.е. совершается проверка. В процессе проверки дети убеждаются, что ответ удовлетворяет всем исходным условиям, в противном случае решение проведено неверно). Этот прием можно использовать, начиная с первых уроков первого класса, при обучении написания букв, при проведении зрительных диктантов и др.

2. Пошаговый или по образцу (функция пооперационного контроля состоит в выявлении полноты, правильности и последовательности произведенных действий. Этот вид контроля в первую очередь обращает внимание учащихся на способ осуществляемого ими действия)

3. Предваряющий (прогнозирующий) контроль (дает учащемуся как субъекту деятельности возможность предвосхищать результаты еще не осуществленного действия. Проигрывая во внутреннем плане последовательность действий, необходимых для решения учебной задачи, прогнозируя возможные результаты деятельности, учащиеся с помощью этой формы контроля могут выделить наиболее трудные этапы решения учебной задачи, наметить пути своего совершенствования)

По формам организации учебной деятельности учащихся СК можно разделить на 3 группы:

1. Фронтальная проверка (при фронтальной проверке проводится коллективный разбор правильности написанного текста, выполненного задания, упражнения, задачи, решенной в классе или дома, изготовленного изделия и др. В ходе этой проверки учащиеся разбирают допущенные ошибки, их причины и пути устранения, знакомятся со способами реализации самоконтроля, обсуждают и оценивают предложения своих товарищей по исправлению ошибок. Такая форма является наиболее простой и применяется, как правило, для начального обучения учащихся самоконтролю)

2. Взаимная проверка (проводится при проверке письменных и графических работ, изделий и т.д., а также при рецензировании устных ответов и сообщений. Учащиеся обмениваются работами, и каждый из них выступает в роли рецензента. Они должны отметить допущенные их одноклассником ошибок, объяснить их причины, способы исправления и предупреждения при выполнении аналогичной работы. Взаимный контроль позволяет углубить знания и умения учащихся, способствует развитию внимания, ответственного отношения к делу, формированию навыка самоконтроля. Это более высокая форма действия контроля, так как большинство учеников намного внимательнее проверяют работы своих товарищей)

3.Индивидуальная проверка (относятся все виды самоконтроля, проводимого по этапам выполняемой деятельности. Это основная и самая сложная форма самоконтроля. Каждый выполняет все его элементы самостоятельно)

Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся и педагогов.

№ п/п

Вид контрольно-оценочной деятельности

Время проведения

содержание

Формы и виды оценки

1

Входная (стартовая работа)

сентябрь

Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний.

Фиксируется учителем в рабочем дневнике. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку.

2

Диагностическая работа, тестовая работа

Проводится на входе и выходе темы

Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимися в рамках изучения темы.

Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции не влияют на дельнейшую итоговую.

3

Проверочная работа

Проводится после изучения темы

Проверяется уровень освоения учащимися предметных культурных способов средств.

Все задания обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по уровням овладения учебным действиям.

4

Решение проектной задачи

Проводится не менее 2 раз в год

Направлена на выявление уровня освоения ключевых компетентностей.

Экспертная оценка по специально созданным экспертным картам.

5

Итоговая проверочная работа

Конец апреля-май

Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только предметных, но и метапредметных результатов. Задания разного уровня сложности.

Оценивание многобалльное, отдельно по уровням. Сравнение

результатов стартовой и итоговой работы.

Существуют две формы самоконтроля.

1) внешняя (осознаваемая) произвольная;

2)внутренняя (автоматическая) непроизвольная.

В условиях школы полное формирование внутреннего непроизволь­ного (автоматического) самоконтроля затруднительно, возможно форми­рование только некоторых его элементов. Если ученик корректно осуще­ствляет учебные действия, достаточно быстро извлекает из памяти зна­ние, которое требуется в той или иной ситуации, и осознает это, то у него нормально развит механизм самоконтроля. Если учащийся совершает некоторые учебные действия ошибочно, осознает это и вносит корректи­вы, то у него в целом сформирован механизм самоконтроля, однако самоконтроль меняет свою форму с непроизвольной на произвольную по, еле совершения ошибочного действия, то есть механизм самоконтроля не доведен до совершенства.

Выделяются этапы формирования самоконтроля:

1-й этап: Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.

 Для этого учитель должен:

  • показать учащимся, что любое обучение - органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала, то есть контроль результатов обучения; что только проявление приемлемого уровня обученности учащегося по пройденному материалу допускает переход к последующему этапу обучения, и только при этом условии можно рассчитывать эффективность обучения, без чего целесообразность процесса обучения и затраты на него выглядят сомнительными;

  • ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;

  • сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;

  • выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки;

  • просить учащегося самостоятельно оценить свою деятельность и объяснить полученную им оценку;

  • просить учащегося оценить деятельность товарища, опираясь на указанные учителем критерии;

  • научить учащихся пользоваться различными видами проверки.

2-й этап: Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.

Для этого учителю следует практиковать взаимопроверку обучающих самостоятельных упражнений, домашних работ. В процессе взаимопроверки, учащиеся сверяют ответы, ищут ошибки, объясняют их друг другу.

После того, как взаимопроверка окончена, на доске следует записать верные ответы и ре­шения трудных задач, а ученикам еще раз верить свои ответы и решения. При взаимо­проверке учащиеся должны знать, что цель таких работ не в получении оценки, а в том, чтобы проверить, насколько глубоко и пра­вильно понята тема, может ли ученик само­стоятельно найти решение той или иной за­дачи, может ли проанализировать чужую работу. Необходимо практиковать решение у доски одной и той же задачи не­сколькими учениками. Остальные учащиеся в это время наблюдают за работой своих товарищей. После окончания работы у доски написанное обсуждается всем классом, каждое решение оценивается, его выбор обосновывается. Необ­ходимо:

  • предлагать учащимся оценить ответ товарища, задать ему вопросы, сделать замечания по существу ответа, высказать свои соображе­ния относительно полученного результата, идеи и хода решения, а также попытаться предложить другой вариант ответа или решения;

  • приучать учащихся контролировать деятельность учителя, стиму­лировать постановку вопросов учителю;

  • демонстрировать учащимся типичные ошибки. Такую демонстрацию можно провести в явном виде, но можно предложить учащимся рас­сказ с сознательным нарушением логических связей, которое уче­ники должны обнаружить.

3-й этап: Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обу­чения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности учи­телем.

Самоанализ и самооценка предполагают оп­ределение отношения к себе и своей учебной деятельности, умение исследовать свою дея­тельность, определять эффективность своего труда, создавать мотивы, потребности и воз­можности для перестройки и улучшения своей учебной деятельности. Самокоррекция является необходимым этапом учебной деятельности ученика для успешного продолжения образования. Учащийся, осу­ществляя самокоррекцию, регулируя производимые им действия, создает внутренний образец, эталон знания, действия, который в случае необходимости мгновенно извлекает из памяти для сличения с внешней деятельностью. Для формирования у учащихся навыка осуществлять самонаблюдение, самоанализ и самокоррекцию своей деятельности учитель должен:

  • приучать учащихся при выполнении домашней работы проверять степень усвоения материала путем составления плана прочитанно­го и пересказа главных мыслей, отвечать на контрольные вопросы учебника, составлять дополнительные контрольные вопросы к текс­ту, уметь находить ответы на вопросы в учебнике, сопоставлять но­вую информацию с ранее изученной;

  • вырабатывать у учащихся привычку анализировать полученные ре­зультаты, проверять правильность выполнения заданий, используя специфические для каждого учебного предмета приемы;

  •  не торопиться с выставлением оценки, если ученик дал неверный ответ, решение с ошибкой, а по возможности дать ученику найти свою ошибку. Если ошибка найдена, то оценку можно не снижать;

  • не спешить с упреками, не обвинять учащегося в стремлении завы­сить свою оценку, если учащийся допускает ошибки в самооценке. В таком случае надо вместе с учеником рассмотреть, почему он се­бе поставил эту, а не другую оценку, и помочь разобраться в нор­мах оценки, чтобы ученик мог правильно пользоваться ими в даль­нейшем; при обнаружении трудностей механического запоминания правил, формул, теорем, формулировок и т.д. рекомендовать уча­щимся делать карточки, предназначенные для активной тренировки и самоконтроля. На одной стороне карточки пишется вопрос, а на другой стороне - правильный ответ. При самоконтроле происходит сличение ответа с эталоном, учащиеся откладывают в сторону кар­точки, на вопросы которых дали верный ответ, фиксируют зону, где совершена ошибка, и продолжают работать с оставшимися карточ­ками. После 5-6 прокручиваний карточек почти не остается. Так можно готовиться к тестам, марафонам, диктантам и т.п.;

  • приучать учащихся контроли­ровать свою деятельность по результату. С этой целью в классе вывешивается таблица всех письменных, зачетных работ с указанием полученных результатов. Путей предупре­ждения и ликвидации пробелов предлагается несколько:

а) прийти на групповое заня­тие-консультацию по теме (указывает учитель);

б) прийти на консультацию с заранее подготовленными вопросами по теме;

в) дополнительное задание для отработки неус­тойчивого навыка;

г) использовать имеющиеся у учителя контрольные материалы для самопроверки (тесты, контрольные карточки с ответами и рекомендациями);

Неудовлетворительные оценки в журнал сразу не выставляются, уче­нику дается возможность на устране­ние обнаруженного пробела и прове­дение повторного контроля знаний. Ученик контролирует свои задол­женности и учится спрашивать се­бя: "Что мне надо сделать, чтобы повысить свой уровень?"

д) самостоятельно подкорректировать свои знания, используя конспекты, учебник.  Учащийся должен самостоятельно оценить трудность работы, вычленить объект, в котором допускается ошибка, обнаружить и изучить свои затруднения и решить, что же надо сделать, чтобы повысить свой уровень. Таким образом, учащийся приучается исследовать свою деятельность и созда­вать мотивы для перестройки своей учебной деятельности, у ученика формируется стремление выполнить работу после того, как он понял и принял задачу, приучать учащихся постоянно спрашивать себя: «Почему так?», «Что требуется?», «Как это делают другие?», «Как это делали на уроке?», «Какие есть ре­комендации по этому вопросу?»;

е) формировать у учащихся умение контролировать свою деятель­ность непосредственно в ходе занятия, выполнения упражнения. Для этого необходимо предлагать учащимся специальные задания, в которых надо найти допущенные ошибки и неточности; предла­гать задания разной сложности. Учащиеся должны оценить свои возможности, сознательно выбрать свой уровень и работать инди­видуально. Предварительно следует сообщить критерий оценки и требования к выполнению заданий. 

При формировании у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа учителю важно руководствоваться принципом посильности и доступности, вначале следует давать установку на контроль одного из аспектов деятель­ности, затем усложнять задачу включением в контроль двух и более аспек­тов и направить контроль учащегося на содержание конечного продукта его деятельности. Результаты самоконтроля по отдельным темам можно вно­сить в журнал. Это содействует формированию таких качеств, как точность, четкость, объективность. Самоконтроль играет большую роль в формировании разносторонне развитой личности. Учителям не следует забывать, что деятельность учащихся, связанная с самоконтролем, является неотъемлемой частью обучения, совершенство­вания ученика и требует внимания со стороны учителя, как и любая другая учебная деятельность.


Литература:

1.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2016 г.

2.Косикова Л.В. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников Психология обучения. — 2014. — № 2. — с. 114-121.

3. Якунин, В.А. Обучение как процесс управления [Текст] / В.А. Якунин. –Л.: ЛГУ, 2010. –159 с.

Интернет-ресурсы:

1.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie tekhnologii/2019/01/30/vystuplenie-na-metodicheskom

2.https://lh6.googleusercontent.com/VJYHp0wrkzefq7CQaTIyoGrVLjGHam9U7fKeDQbqQ0zwHbNxVLqs7qMxE1DhOr5b4mp91RleJRt_zj994DgBxSUrUuPaVkuHelMs2i2PFL0HviWJOyqZ0gYrWTjF5iK4HOopGPGGmNU






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!