Самодиагностика профессионального выгорания педагогов в школе
Синдром эмоционального выгорания — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году, оно характеризуется нарастающим эмоциональным истощением. В «группу риска» входят: врачи, учителя, психологи и др. профессии, принадлежащие к системе «человек-человек». Конечно, работа с людьми, и, особенно, работа в школе, подразумевает эмоциональное, умственное и физическое истощение, усталость. Это состояние развивается, если вы работаете в однообразном и/или напряженном ритме. В наше время требования со стороны общества к личности учителя все возрастает. И одним из самых важных качеств учителя признается способность к сопереживанию (эмпатии). Но педагога, к сожалению, не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не учат преодолевать эмоциональные трудности в профессии. В процессе работы учитель сталкивается с большим количеством социальных контактов, высокой ответственностью, необходимостью быть все время в «форме», что добавляет напряжения и стресса, которые ведут к синдрому профессионального выгорания
Что значит «профессиональное выгорание»?
Профессиональное выгорание — это развивающийся на фоне постоянного стресса синдром, который ведет к истощению энергетических, эмоциональных и личностных ресурсов работника. Если педагог не владеет специальными приемами и методами саморегуляции, то вскоре у него начнут проявляться следующие расстройства:
повышенная раздражительность;
беспокойство и раздражение;
усиление тревожности;
мышечное напряжение, вплоть до судорог или даже тика;
эмоциональное безразличие;
появление психосоматических заболеваний.
Грамотная профилактика поможет избежать подобные неприятные симптомы. Предлагаем блок адаптированных тестов для самодиагностики, определения наиболее проблемных зон профессионального напряжения. Рекомендации по преодолению выявленных зон будут более точными и направленными, а работа по преодолению более действенной.
Материалы представлены в виде опросников и ссылок на интернет-тестирование.
I. Опросник «ПВ»
Опросник выгорания (перегорания) Маслач (англ. Maslach Burnout Inventory, сокр. MBI) - тестовая методика, предназначенная для диагностики профессионального выгорания. Создана в 1986 году Maslach и Jackson, в России адаптирована Водопьяновой, дополнена математической моделью НИПНИ им. Бехтерева.
Инструкция. Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, бывают ли у вас такие мысли или чувства. На бланке для ответов обозначьте, как часто вы испытываете те или иные переживания. Позиция «О» - никогда; позиция «6» - ежедневно. Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.
Лист для ответов
Возраст ______________________
Профессия /должность __________________________________
Стаж работы в данной должности ___________________________
№ вопроса | Никогда | Очень редко | Редко | Иногда | Часто | Очень часто | Ежедневно |
1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
3 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
4 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
5 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
6 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
8 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
9 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
10 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
11 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
12 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
13 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
14 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
15 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
16 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
17 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
18 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
19 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
20 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
21 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
22 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Опросник.
К концу рабочей недели я чувствую себя эмоционально опустошенным(ой).
К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон.
Я чувствую себя усталым(ой), когда встаю утром и должен (должна) идти на работу.
Результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
Меня раздражают люди, которые долго и много говорят о своих страхах.
Я чувствую себя энергичным(ой) и эмоционально воодушевленным(ой).
При разговоре с агрессивными воспитанниками я умею находить нужные слова, снижающие их агрессию.
Я чувствую угнетенность и апатию.
Мне нравится успокаивать недоверчивых воспитанников и помогать им.
В последнее время я стал(а) более черствым(ой) (бесчувственным) по отношению к воспитанникам.
Воспитанники, с которыми мне приходится работать, не интересны для меня. Они скорее утомляют, чем радуют меня.
У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
У меня всё больше жизненных разочарований.
Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.
Мне безразлично, что думают и чувствуют воспитанники. Я предпочитаю формальное, без лишних эмоций общение с ними.
Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и доверия на занятиях и в течении дня.
Я разговариваю без напряжения с любым воспитанником или родителем (независимо от их амбиций, эмоционального состояния и культуры общения).
Я доволен (довольна) своими жизненными успехами (достижениями).
Я чувствую себя на пределе возможностей.
Я смогу еще много сделать в своей жизни.
Я проявляю к другим людям больше внимания и заботы, чем получаю от них в ответ признательности и благодарности.
Для того чтобы определить уровень выгорания по каждой субшкале (эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция персональных достижений) необходимо сложить баллы, которые вы поставили к каждому утверждению опросника.
См. «Ключ к опроснику профессионального выгорания».
По таблице «Оценка уровней выгорания» можно определить свой уровень выгорания.
Ключ опросника профессионального выгорания
Субшкала | Номер утверждения | Сумма баллов максимальная |
Эмоциональное истощение | 1, 2, 3, 6*, 8, 13, 14, 16, 20 | 54 |
Деперсонализация | 5, 10, 11, 15, 22 | 30 |
Редукция персональных достижений | 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 | 48 |
* Отмечен «обратный» вопрос, который считается в обратном порядке, т.е. ответ «ежедневно» соответствует нулевому значению.
Оценка уровней выгорания
Субшкала | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Эмоциональное истощение | 0-15 | 16-24 | 25 и больше |
Деперсонализация | 0-5 | 6-10 | 11 и больше |
Редукция личныхдостижений | 37 и больше | 36-31 | 30 и меньше |
О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам эмоционального истощения и деперсонализации и низкие - по шкале редукции личных достижений.
"эмоциональное истощение" (проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов; человек чувствует, что не может отдаваться работе, как раньше);
- "деперсонализация" (связана с возникновением равнодушного, негативного и даже циничного отношения к людям, с которыми необходимо контактировать по роду работы; контакты с ними становятся обезличенными и формальными);
- "редукция личных достижений" (проявляется в снижении оценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, уменьшении ценности своей деятельности, негативном отношении к себе как к личности; в безразличии к работе).
II. Эмоциональное выгорание учителя.
https://www.eduneo.ru/test-emocionalnoe-vygoranie-uchitelya/
III. Синдром педагогического выгорания
Самооценка здоровья (оцените свое здоровье по ряду указанных важных показателей)
Предлагаемые тесты взяты из книги «Психология здоровья»(Никифоров Г.С.,СПб.,2002.)
Психологический уровень
Угроза депрессии
Депрессия – это тоскливое, подавленное настроение, общий упадок сил, пессимизм, ощущение собственной никчемности. Грозит ли вам эта напасть? Ниже приведены двенадцать высказываний. Определите, как часто вы можете сказать эти слова о себе, и поставьте напротив каждого высказывания одну из букв:
а) почти всегда;
б) часто;
в) редко;
г) почти никогда.
1. В свободное от работы время я занимаюсь любимым хобби.
2. Я ужасно расстраиваюсь, когда меня критикуют.
3. Мне кажется, что окружающие меня используют.
4. Я просыпаюсь слишком рано и потом долго не могу уснуть.
5. Мне легко сохранять спокойствие и просто сидеть на месте.
6. Меня легко вывести из себя.
7. Мне требуется много времени для принятия решения.
8. На повседневные дела у меня уходит много времени, мне стоит труда сконцентрироваться.
9. Меня легко испугать.
10. Я делюсь своими проблемами с другими людьми.
11. Я умею иной раз радоваться мелочам.
12. У меня бывают приступы головокружения.
№ | а | б | в | г |
1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
2 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
5 | 3 | 2 | 1 | 0 |
6 | 3 | 2 | 1 | 0 |
7 | 3 | 2 | 1 | 0 |
8 | 3 | 2 | 1 | 0 |
9 | 3 | 2 | 1 | 0 |
10 | 0 | 1 | 2 | 3 |
11 | 0 | 1 | 2 | 3 |
12 | 3 | 2 | 1 | 0 |
От 0 до 20 баллов. Вам повезло: судя по всему, вы относитесь к тем людям, которые в любой ситуации чувствует себя как рыба в воде. Вы умеете с пользой для себя переключаться с одного вида деятельности на другой, не зацикливаясь на неприятностях и не впадая в самоедство, если что-то не ладится. Вы не позволяете отрицательным эмоциям скапливаться и давить вам на психику. В общем, вам нечего бояться: депрессия и вы – вещи несовместимые.
От 13 до 24 баллов. У вас наблюдаются симптомы, которые можно считать верными приметами приближающейся депрессии. Соберитесь мыслями и проанализируйте все, что твориться с вами в последнее время.
Насколько вы откровенны с близкими? Когда вы в последний раз по-настоящему отдыхали? Возможно вы слишком много ждете от жизни, а в не удачах готовы винить только себя. Обзаведитесь специальной психологической литературой, почитайте о том, что такое депрессия, и сделайте выводы.
25 балов и более. Тоска, упадок сил, плохой аппетит – это ведь о вас? Увы, вы находитесь в депрессивном состоянии. В такой ситуации вам вряд ли удастся помочь себе самостоятельно, поэтому лучше всего немедленно обратиться к хорошему специалисту. Ни в коем случае не пытайтесь утопить свою печаль в бутылке и вообще не падайте духом. Все еще наладится!
Социальный уровень
Конфликтность
В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?
а – не принимаете участия;
б – кротко высказываетесь в защиту стороны, которую считаете правой;
в – активно вмешиваетесь, чем «вызываете огонь на себя».
2. Выступаете ли вы на собраниях с критикой руководства?
а – нет;
б – только если имеете для этого веские основания;
в – критикуете по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.
3. Часто ли спорите с друзьями?
а – только если это люди необидчивые;
б – лишь по принципиальным вопросам;
в – споры ваша стихия.
4. Очереди, к сожалению, прочно вошли в нашу жизнь. Как вы реагируете, если кто-то полезет в обход?
а - возмущаетесь в душе, но молчите: себе дороже;
б – делаете замечание;
в – проходите вперед и начинаете наблюдать за порядком.
5. Дома на обед подали не досоленное блюдо. Ваша реакция?
а – не будете поднимать бучу из-за пустяков;
б – молча возьмете солонку;
в – не удержитесь от едких замечаний.
6. Если на улице, транспорте вам наступили на ногу, как вы поступите?
а – с возмущение посмотрите на обидчика;
б – сухо сделаете замечание;
в – выскажетесь, не стесняясь в выражениях.
7. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась, что вы сделаете?
а – промолчите;
б – ограничитесь коротким тактичным комментарием;
в – устроите скандал.
8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?
а – постараетесь казаться равнодушным, но в душе дадите себе слово никогда больше не участвовать в ней;
б – не скроете досаду, но отнесетесь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;
в – проигрыш надолго испортит настроение.
оценка результатов
За ответы на вопросы начисляются баллы:
а – 4 балла
б – 2 балла
в – 0 баллов
22-32 балла. Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, и если обстоятельства сложились так, чтобы вы высказали свое мнение, сообщите его, невзирая на лица.
12-20 баллов. Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь тогда, когда нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.
До 10 баллов. Споры и конфликты – это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша критика – ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами на работе и дома. Ваша сдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер!
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!