СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самодиагностика профессионального выгорания педагогов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Грамотная самодиагностика поможет начать профилактику и избежать симптомы выгорания. Блок адаптированных тестов для определения проблемных зон профессионального напряжения.

Просмотр содержимого документа
«Самодиагностика профессионального выгорания педагогов»

Самодиагностика профессионального выгорания педагогов в школе


Синдром эмоционального выгорания — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году, оно характеризуется нарастающим эмоциональным истощением. В «группу риска» входят: врачи, учителя, психологи и др. профессии, принадлежащие к системе «человек-человек». Конечно, работа с людьми, и, особенно, работа в школе, подразумевает эмоциональное, умственное и физическое истощение, усталость. Это состояние развивается, если вы работаете в однообразном и/или напряженном ритме. В наше время требования со стороны общества к личности учителя все возрастает. И одним из самых важных качеств учителя признается способность к сопереживанию (эмпатии). Но педагога, к сожалению, не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не учат преодолевать эмоциональные трудности в профессии. В процессе работы учитель сталкивается с большим количеством социальных контактов, высокой ответственностью, необходимостью быть все время в «форме», что добавляет напряжения и стресса, которые ведут к синдрому профессионального выгорания

Что значит «профессиональное выгорание»?

Профессиональное выгорание — это развивающийся на фоне постоянного стресса синдром, который ведет к истощению энергетических, эмоциональных и личностных ресурсов работника. Если педагог не владеет специальными приемами и методами саморегуляции, то вскоре у него начнут проявляться следующие расстройства:

  • повышенная раздражительность;

  • беспокойство и раздражение;

  • усиление тревожности;

  • мышечное напряжение, вплоть до судорог или даже тика;

  • эмоциональное безразличие;

  • появление психосоматических заболеваний.

Грамотная профилактика поможет избежать подобные неприятные симптомы. Предлагаем блок адаптированных тестов для самодиагностики, определения наиболее проблемных зон профессионального напряжения. Рекомендации по преодолению выявленных зон будут более точными и направленными, а работа по преодолению более действенной.

Материалы представлены в виде опросников и ссылок на интернет-тестирование.


I. Опросник «ПВ»

Опросник выгорания (перегорания) Маслач (англ. Maslach Burnout Inventory, сокр. MBI) - тестовая методика, предназначенная для диагностики профессионального выгорания. Создана в 1986 году Maslach и Jackson, в России адаптирована Водопьяновой, дополнена математической моделью НИПНИ им. Бехтерева.

Инструкция. Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживани­ях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверж­дение и решите, бывают ли у вас такие мысли или чувства. На бланке для ответов обозначьте, как часто вы испытываете те или иные переживания. Позиция «О» - никогда; позиция «6» - ежедневно. Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.

Лист для ответов

Возраст ______________________

Профессия /должность __________________________________

Стаж работы в данной должности ___________________________



№ вопроса

Никогда

Очень редко

Редко

Иногда

Часто

Очень часто

Ежедневно

1

0

1

2

3

4

5

6

2

0

1

2

3

4

5

6

3

0

1

2

3

4

5

6

4

0

1

2

3

4

5

6

5

0

1

2

3

4

5

6

6

0

1

2

3

4

5

6

7

0

1

2

3

4

5

6

8

0

1

2

3

4

5

6

9

0

1

2

3

4

5

6

10

0

1

2

3

4

5

6

11

0

1

2

3

4

5

6

12

0

1

2

3

4

5

6

13

0

1

2

3

4

5

6

14

0

1

2

3

4

5

6

15

0

1

2

3

4

5

6

16

0

1

2

3

4

5

6

17

0

1

2

3

4

5

6

18

0

1

2

3

4

5

6

19

0

1

2

3

4

5

6

20

0

1

2

3

4

5

6

21

0

1

2

3

4

5

6

22

0

1

2

3

4

5

6



Опросник.

  1. К концу рабочей недели я чувствую себя эмоционально опустошенным(ой).

  2. К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон.

  3. Я чувствую себя усталым(ой), когда встаю утром и должен (должна) идти на работу.

  4. Результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

  5. Меня раздражают люди, которые долго и много говорят о своих страхах.

  6. Я чувствую себя энергичным(ой) и эмоционально воодушевленным(ой).

  7. При разговоре с агрессивными воспитанниками я умею находить нужные слова, снижающие их агрессию.

  8. Я чувствую угнетенность и апатию.

  9. Мне нравится успокаивать недоверчивых воспитанников и помогать им.

  10. В последнее время я стал(а) более черствым(ой) (бесчувственным) по отношению к воспитанникам.

  11. Воспитанники, с которыми мне приходится работать, не интересны для меня. Они скорее утомляют, чем радуют меня.

  12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

  13. У меня всё больше жизненных разочарований.

  14. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.

  15. Мне безразлично, что думают и чувствуют воспитанники. Я предпочитаю формаль­ное, без лишних эмоций общение с ними.

  16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

  17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и доверия на занятиях и в течении дня.

  18. Я разговариваю без напряжения с любым воспитанником или родителем (независи­мо от их амбиций, эмоционального состояния и культуры общения).

  19. Я доволен (довольна) своими жизненными успехами (достижениями).

  20. Я чувствую себя на пределе возможностей.

  21. Я смогу еще много сделать в своей жизни.

  22. Я проявляю к другим людям больше внимания и заботы, чем получаю от них в ответ признательности и благодарности.



Для того чтобы определить уровень выгорания по каждой субшкале (эмоцио­нальное истощение, деперсонализация, редукция персональных достижений) необходимо сложить баллы, которые вы поставили к каждому утверждению опрос­ника.

См. «Ключ к опроснику профессионального выгорания».

По таблице «Оценка уровней выгорания» можно определить свой уровень выгорания.

Ключ опросника профессионального выгорания

Субшкала

Номер утверждения

Сумма баллов максимальная

Эмоциональное истощение

1, 2, 3, 6*, 8, 13, 14, 16, 20

54

Деперсонализация

5, 10, 11, 15, 22

30

Редукция персональных достижений

4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21

48



* Отмечен «обратный» вопрос, который считается в обратном порядке, т.е. ответ «ежедневно» соответствует нулевому значению.



Оценка уровней выгорания

Субшкала

Низкий

уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

Эмоциональное истощение

0-15

16-24

25 и больше

Деперсонализация

0-5

6-10

11 и больше

Редукция личныхдостижений

37 и больше

36-31

30 и меньше





О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам эмоционального истощения и деперсонализации и низкие - по шкале редукции личных достижений.



"эмоциональное истощение" (проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов; человек чувствует, что не может отдаваться работе, как раньше);

- "деперсонализация" (связана с возникновением равнодушного, негативного и даже циничного отношения к людям, с которыми необходимо контактировать по роду работы; контакты с ними становятся обезличенными и формальными);

- "редукция личных достижений" (проявляется в снижении оценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, уменьшении ценности своей деятельности, негативном отношении к себе как к личности; в безразличии к работе).

II. Эмоциональное выгорание учителя.

https://www.eduneo.ru/test-emocionalnoe-vygoranie-uchitelya/


III. Синдром педагогического выгорания

Самооценка здоровья (оцените свое здоровье по ряду указанных важных показателей)


Предлагаемые тесты взяты из книги «Психология здоровья»(Никифоров Г.С.,СПб.,2002.)

Психологический уровень

Угроза депрессии

Депрессия – это тоскливое, подавленное настроение, общий упадок сил, пессимизм, ощущение собственной никчемности. Грозит ли вам эта напасть? Ниже приведены двенадцать высказываний. Определите, как часто вы можете сказать эти слова о себе, и поставьте напротив каждого высказывания одну из букв:

а) почти всегда;

б) часто;

в) редко;

г) почти никогда.

1. В свободное от работы время я занимаюсь любимым хобби.

2. Я ужасно расстраиваюсь, когда меня критикуют.

3. Мне кажется, что окружающие меня используют.

4. Я просыпаюсь слишком рано и потом долго не могу уснуть.

5. Мне легко сохранять спокойствие и просто сидеть на месте.

6. Меня легко вывести из себя.

7. Мне требуется много времени для принятия решения.

8. На повседневные дела у меня уходит много времени, мне стоит труда сконцентрироваться.

9. Меня легко испугать.

10. Я делюсь своими проблемами с другими людьми.

11. Я умею иной раз радоваться мелочам.

12. У меня бывают приступы головокружения.

а

б

в

г

1

0

1

2

3

2

3

2

1

0

3

3

2

1

0

4

3

2

1

0

5

3

2

1

0

6

3

2

1

0

7

3

2

1

0

8

3

2

1

0

9

3

2

1

0

10

0

1

2

3

11

0

1

2

3

12

3

2

1

0



От 0 до 20 баллов. Вам повезло: судя по всему, вы относитесь к тем людям, которые в любой ситуации чувствует себя как рыба в воде. Вы умеете с пользой для себя переключаться с одного вида деятельности на другой, не зацикливаясь на неприятностях и не впадая в самоедство, если что-то не ладится. Вы не позволяете отрицательным эмоциям скапливаться и давить вам на психику. В общем, вам нечего бояться: депрессия и вы – вещи несовместимые.

От 13 до 24 баллов. У вас наблюдаются симптомы, которые можно считать верными приметами приближающейся депрессии. Соберитесь мыслями и проанализируйте все, что твориться с вами в последнее время.

Насколько вы откровенны с близкими? Когда вы в последний раз по-настоящему отдыхали? Возможно вы слишком много ждете от жизни, а в не удачах готовы винить только себя. Обзаведитесь специальной психологической литературой, почитайте о том, что такое депрессия, и сделайте выводы.

25 балов и более. Тоска, упадок сил, плохой аппетит – это ведь о вас? Увы, вы находитесь в депрессивном состоянии. В такой ситуации вам вряд ли удастся помочь себе самостоятельно, поэтому лучше всего немедленно обратиться к хорошему специалисту. Ни в коем случае не пытайтесь утопить свою печаль в бутылке и вообще не падайте духом. Все еще наладится!


Социальный уровень

Конфликтность

  1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?

а – не принимаете участия;

б – кротко высказываетесь в защиту стороны, которую считаете правой;

в – активно вмешиваетесь, чем «вызываете огонь на себя».

2. Выступаете ли вы на собраниях с критикой руководства?

а – нет;

б – только если имеете для этого веские основания;

в – критикуете по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.

3. Часто ли спорите с друзьями?

а – только если это люди необидчивые;

б – лишь по принципиальным вопросам;

в – споры ваша стихия.

4. Очереди, к сожалению, прочно вошли в нашу жизнь. Как вы реагируете, если кто-то полезет в обход?

а - возмущаетесь в душе, но молчите: себе дороже;

б – делаете замечание;

в – проходите вперед и начинаете наблюдать за порядком.

5. Дома на обед подали не досоленное блюдо. Ваша реакция?

а – не будете поднимать бучу из-за пустяков;

б – молча возьмете солонку;

в – не удержитесь от едких замечаний.

6. Если на улице, транспорте вам наступили на ногу, как вы поступите?

а – с возмущение посмотрите на обидчика;

б – сухо сделаете замечание;

в – выскажетесь, не стесняясь в выражениях.

7. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась, что вы сделаете?

а – промолчите;

б – ограничитесь коротким тактичным комментарием;

в – устроите скандал.

8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?

а – постараетесь казаться равнодушным, но в душе дадите себе слово никогда больше не участвовать в ней;

б – не скроете досаду, но отнесетесь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;

в – проигрыш надолго испортит настроение.

оценка результатов

За ответы на вопросы начисляются баллы:

а – 4 балла

б – 2 балла

в – 0 баллов

22-32 балла. Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, и если обстоятельства сложились так, чтобы вы высказали свое мнение, сообщите его, невзирая на лица.

12-20 баллов. Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь тогда, когда нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 баллов. Споры и конфликты – это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша критика – ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами на работе и дома. Ваша сдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер!



БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!