Самоанализ занятия внеурочной деятельности «Юным умникам и умницам»
Учитель: Набойченко Л.В.
Тема. «Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Игра «Помоги Наф-Нафу убежать от волка». Графический диктант»
1.Педагогические условия, определяющие результативность урока.
При разработке данного занятия учитывались следующие факторы: возрастные особенности детей младших классов, специфика внеурочного занятия, соответствие содержанию учебного курса, технические оснащения учебного кабинета, своя профессиональная компетентность.
При подготовке к данному занятию была определена дидактическая цель: создать условия для овладения учащимися опытом практической деятельности развития зрительной памяти, расширение кругозора детей. И достигалась через принципы воспитывающего и развивающего обучения, наглядности, доступности.
Из главной цели вытекает ряд задач:
Способствовать обогащению словарного запаса детей, наблюдать за выразительными средствами языка.
Воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, умение работать дружно при работе в группе, воспитание интереса к логической деятельности.
способствовать развитию креативного мышления учащихся, через воплощение в сценическом образе. Развивать речевые умения и творческие способности, психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции. Развивать в школьниках чувство уверенности в своих возможностях. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки.
В плане достижения предметных результатов было запланировано:
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- выделять существенные признаки предметов.
- овладение обучающимися умения выполнять основные операции при рисовании, выполнять простые алгоритмы .
В плане метапредметных результатов:
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного; - учиться вместе с учителем и другими учениками давать оценку своей деятельности на уроке.
-учиться высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- определять и формулировать цели деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий при изучении темы;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения;
- учиться выполнять различные роли в группе.
В плане личностных результатов: осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями , самооценка работы своей и работы класса.
Для достижения планируемых результатов использовались педагогические технологии: проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, гуманно-личностная технология , ИКТ.
2 .Место данного занятия в теме, разделе, курсе.
Данное занятие входит в курс «Развитие познавательных способностей» «Юным умникам и умницам». Используются тетради на печатной основе, одобренные Департаментом образования г. Москвы и рекомендованы кафедрой начального образования института усовершенствования учителей г. Курска.
Занятие тесно связано с предыдущим материалом.
Тип занятия: комбинированное.
В соответствии с типом занятия определена структура , которая была рациональна для решения задач.
1 этап. Этап Самоопределения. Мотивация на занятие (привлечь внимание обучающихся, определить для чего нам нужны занятия )
2 этап. Актуализация знаний. (повторение изученного материала)
3 этап. Стадия осмысления.( постановка проблемы, самоопределение к деятельности и выделение цели урока)
4этап. Работа по теме занятия (что такое зрительная память, как мы её используем в жизни)
5 этап. Логически – поисковые задания . ( работали группой, графический диктант)
6 этап. Постановка проблемы. (Дети на основе собственных наблюдений делают предположение , выводы. ( что зрительная память необходима)
7. Рефлексия (самооценка работы на уроке, высказывание своей точки зрения о значимости темы).
Рационально распределено время на этапы урока, «связки» между ними логичны. Контроль усвоения знаний организован с помощью работы на интерактивной доске, работы на компьютере, в тетради.
3. На уроке были использованы методы по виду информации ( словесные, наглядности, практические), по виду учебной деятельности ( индивидуальная работа, работа в группе , частично-поисковые, сравнения и анализа). Форма деятельности была выбрана общеклассная. Адекватно задачам урока была организована смена видов деятельности, что позволили сделать урок динамичным, оптимальным по темпу и создать условия для активной работы детей, активизировать их познавательную деятельность.
Задания были ориентированы на развитие зрительной памяти, логики, внимания и аккуратности учащихся.
Не стоит забывать, что это 1 класс 1 полугодие. Мы учимся говорить, дружить, слушать, прислушиваться к друг другу и т.д.
4. На уроке каждому ученику была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности, высказать свою точку зрения. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие обучающихся.
Психологическая атмосфера урока доброжелательная, этому способствовало создание эмоционального настроя в начале урока, привлечение внимания к теме урока., проведение в течение урока «Мозговой гимнастики», «Гимнастики для глаз», «Веселой переменки»
5. Для проведения урока использовался учебный кабинет школы, технические средства обучения – компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, музыкальный центр. Это было необходимо для повышения эмоциональности урока, интереса у обучающихся к учению; стимулирования развития мышления обучающихся; смены форм деятельности, увлекательной атмосферы, диалога между ребятами и учителем. Эти занятия очень нравятся детям, они их ждут и с большим интересом выполняют задания различной сложности.
Дети имеют навыки работы на компьютере, на интерактивной доске, что способствует развитию ребенка и соответствует требованиям ФГОС.
6. На случай непредвиденной ситуации на уроке были придуманы следующие ходы :
- если не хватит времени, будут сокращены по длительности рассуждения;
- если время останется, будут использованы дополнительные задания на ноутбуках,
- если ребёнок не захочет работать в группе , предусмотрена индивидуальная работа.
Мне было легко вести урок, ученики включались в работу. Меня порадовали … , удивили … , огорчили … (кто из учащихся?), потому что ….
7. Все поставленные задачи удалось реализовать.