Самоанализ урока русского языка в 3 классе.
Учитель: Бойко Ирина Валентиновна
Дата: 20.12.
Класс: 3 «А»
Предметная область: русский язык
Тема: «Правописание приставок и предлогов».
Учебник: Русский язык, В.П. Канакина, УМК «Школа России».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока:
- Знать предлоги и приставки.
-Усвоить понятия предлоги и приставки.
-Научить распознавать предлоги и приставки.
Задачи урока:
Образовательные: формирование умения различать приставки и предлоги.
Развивающие: развивать критическое мышление, связную речь, орфографическую зоркость.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения в учебном диалоге, чувство патриотизма, воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах.
Методика проведения урока.
Активизация обучающихся представлена через систему вопросов, «Мозговой штурм»(кластер), различные формы организации работы, использование проблемной ситуации, элементов занимательности и наглядности ( мультимедийная презентация).
Использовались технологии: здоровьесберегающие технологии. технология развития критического мышления, коммуникативно-диалоговые технологии, технология деятельностного подхода, технологии формирования и развития на уроке.
Использовались методы обучения : наглядные, словесные, логические, практические, контроля и самоконтроля
Методы активного обучения:
-метод активного диалога;
-эвристический;
-метод аналогий;
-проблемный;
-частично-поисковый;
- метод постановки задач;
- метод планирования;
- метод обучения написания орфограмм;
- методы определения границ предложения.
Использовались методы воспитания: методы формирования чувств и отношений, методы организации деятельности и поведения, методы стимулирования, методы формирования сознания.
Использовались активные приёмы :
-инсерт;
-сравнение и аналогия;
-познавательные игры;
-создание ситуации успеха;
-мозговой штурм;
-диалог;
-опорные схемы;
-эмоциональность подачи.
Использовались средства : визуальные, аудио-визуальные, аудиальные. Учебник. Мультимедийная среда как интерактивное средство.
На всех этапах урока приоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они выполняются как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы в парах. Соответствие методов и приёмов образовательным, воспитательным и развивающим задачам урока, их оптимальное сочетание. Соответствие методов содержанию урока, возрасту и уровню подготовки учащихся, эффективность применяемых методов и приёмов. Объём самостоятельной работы соответствует возрастным требованиям, достаточен, характер познавательный, поисковый.
Используются различные виды контроля: устный контроль, письменный контроль, самоконтроль.
Психологические аспекты урока.
На уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, оптимальное общение. Создан благоприятный климат и комфортные условия для каждого ученика. Учитывались физиологические и психологические особенности детей(детей с ЗПР и ОВЗ),смена видов деятельности. Развитие психических процессов на уроке происходило через мобилизацию внимания учащихся различными способами.
Соответствие урока требованиям ФГОС.
Урок построен в рамках системно – деятельностного подхода, развивает у учеников способности самостоятельно ставить учебную задачу, планировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Организованы проблемные и поисковые ситуации, активизирующие деятельность учащихся. Урок соответствует ФГОС.
В процессе обучения формировались следующие виды УУД.
Предметные УУД:
Давать определение изучаемых понятий (приставка и предлог).
Выявлять отличительные признаки предлога и приставки.
Уметь определять своё отношение к миру.
Личностные УУД:
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Умение управлять своей познавательной деятельностью.
Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
Формирование установки на здоровый образ жизни.
Формирование основ гражданской идентичности личности – чувства сопричастности своей Родине, народу и истории, гордости за них.
Развитие Я – концепции и самооценки личности.
Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости.
Метапредметные УУД :
Регулятивные:
Умение планировать и регулировать свою деятельность.
Учиться высказывать своё предположение на основе коллективной (групповой) работы.
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.
Логические универсальные действия:
- анализ понятий с целью выделения существенных признаков;
- установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные:
Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге, выдвигать гипотезу и доказательство.
Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.
Познавательные:
Устанавливать причинно-следственные связи.
Давать определения понятиям (приставка, предлог).
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Этапы урока.
1.Организационный этап.
Цель: организовать начало урока, мотивировать детей на работу.
Готовность к деятельности, мобилизация внимания учащихся. Создание положительной эмоциональной направленности на учебную деятельность. Урок начат своевременно. Первый этап урока был направлен на психологический настрой и мотивацию учащихся к предстоящей деятельности.
Показатель выполнения психологической задачи этапа:
-доброжелательный настрой учителя и учащихся;
-кратковременность организационного момента;
-полная готовность класса и оборудования урока к работе;
-быстрое включение класса в деловой ритм;
-организация внимания всех учащихся.
2. Целеполагание.
Цель: целенаправить познавательную деятельность учащихся.
Показатель выполнения задачи этапа:
-чёткая формулировка цели и выбор конкретных средств для её достижения.
3.Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний .
Цель: организовать и целенаправить познавательную деятельность, подготовить обучающихся к усвоению нового материала.
Эффективность этапа осуществлялась через использование технологии развития критического мышления( Инсерт- приём). Через активные методы: метод постановки задач, метод планирования, метод обучения написания орфограмм, методы определения границ предложения.
Показатель выполнения задачи этапа:
-активность познавательной деятельности;
-эффективность восприятия и осмысления нового материала;
- понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.
Здоровьесбережение. (Физминутка)
Цель: отдых, релаксация
Организована и проведена физминутка для глаз (по методике И.А.Васильевой).
Показатель выполнения задачи этапа:
-умение переключаться на другой вид деятельности, умение слышать и согласовывать движения.
5.Этап усвоения новых знаний :
*Постановка проблемы
Цель: организовать проблемный диалог и подвести к формулировке правила.
Тип проблемной ситуации:
-проблемная ситуация с удивлением.
* «Открытие» детьми новых знаний
*Моделирование
Цель: составить модель, схему к правилу.
Показатель выполнения задачи этапа:
- использование эвристической беседы;
-самостоятельная работа учащихся в сочетании с беседой;
- правильность ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы;
-качество знаний учащихся на последующих этапах обучения.
6.Этап закрепления новых знаний.
Цель: организовать работу по применению правила.
Показатель выполнения задачи этапа:
-умение обучающихся соотносить между собой факты, правила и идеи;
-умение воспроизводить основные идеи нового материала, выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их;
-умение повышать активность учащихся.
7.Здоровьесбережение (Физминутка).
Цель: отдых, релаксация.
Организована и проведена динамическая пауза с пояснениями, позволяющими обучающимися понять значимость упражнений(ценностное отношение к здоровому образу жизни).
Учащиеся выполнили упражнения для снятия усталости и напряжения, упражнение на внимание.
Показатель выполнения задачи этапа:
-умение переключаться на другой вид деятельности, умение слышать и согласовывать движения.
8.Итог урока. Рефлексия.
Цель: подвести итог проделанной работе на уроке
Показатель выполнения задачи этапа:
-выяснение учителем прочности и уровня осознанности знаний учащихся;
-умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами;
-умение учащихся воспроизводить основные идеи нового материала;
-эмоциональная и содержательная обратная связь.
9.Этап информации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению.
Показатель выполнения задачи этапа:
-нестандартное творческое задание,
- визуализация.
Вывод самоанализа.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен, заявленной цели и постановки задач проведённый урок достиг. Дети усвоили алгоритм работы по данной теме и умело применили его на практике. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических возможностей учащихся. Применялась интерактивная познавательная система для стимулирования интеллектуального развития учащихся, формировалось дивергентное мышление.
Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор современных активных методов и приёмов помог каждому ребёнку продвинуться в своём индивидуальном развитии. Учащиеся показали довольно высокий уровень усвоения знаний, познавательную активность на уроке, к оценке учителя относились доброжелательно. Эффективно реализован воспитательный аспект урока.