Самоанализ урока обществознания 8 класс по теме: «Религия как одна из форм культуры»
Урок изучения нового материала.
Выбор типа урока осуществлялся с тем, что данная тема является важной, потому что мы живем в многоконфессиональной стране, и нужно было изначально изучить данный материал, что бы привить ученикам определенные правила отношения к людям, исповедующим различные религиозные взгляды.
При подготовке к уроку возник ряд трудностей:
- требовалось продумать структуру урока таким образом, чтобы уделить время проверке домашнего задания и изучению нового материала;
- требовалось подготовить материал с учетом индивидуальных возможностей и способностей каждого ученика так, чтобы он был максимально понятен каждому.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма урока:традиционная.
Методы: словесный, частично поисково-исследовательский, метод сравнительного анализа, метод гипотез.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, коллективная.
Средства обучения: учебное пособие, притчи, пословицы.
Оборудование: доска, мел, учебник, тетради, письменные принадлежности, дополнительные тексты с примерами по теме.
Основные термины: мораль, нравственность, совесть, свобода совести и вероисповедания, долг, добро, зло, право.
Структура урока:
Мотивация – 2мин.
Актуализация – 7 мин
Изучение нового – 17 мин.
Закрепление изученного – 7 мин
Итог урока и д/з – 7 мин
Предварительная психолого-педагогическая характеристика класса была неизвестна. Тем не менее, класс легко и быстро пошел на контакт. Психологическая атмосфера между учителем и учащимися была комфортной, отношения – рабочими и дружескими, несмотря на то, что периодически приходилось призывать к порядку отдельных учеников.
Уже в ходе первого этапа урока (организационный момент) было понятно, что учащиеся настроены на работу. Второй этап (проверка домашнего задания и актуализация знаний по теме) показал, что ученики справились с домашним заданием и имеют представление о наиболее многочисленных мировых религиях. В ходе этапа изучения нового материала ученики внимательно слушали учителя, задавали вопросы по теме, активно выполняли предложенные задания: отвечали на вопросы, изучали предложенные схемы по теме урока, самостоятельно находили нужную информацию в учебнике.
Время этапов урока было распределено достаточно эффективно. Для раскрытия темы использовались следующие приемы: рассказ, беседа, объяснение, самостоятельная работа с учебником, работа с раздаточным материалом, работа в тетради на печатной основе. Данные приемы можно оценить как эффективные, так как они позволили поддерживать активность учеников, развивать их способности к самостоятельной работе с учебником и схемами, находить ответы на поставленные вопросы.
Основная цель урока – объяснить учащимся значение религии в жизни людей, изучить основные виды религиозных верований и сформировать у учащихся уважительное отношение к взглядам и верованиям различных людей – была достигнута, содержание темы было раскрыто практически в полном объеме.
В ходе проведения урока недостатка в методических, фактических и психолого-педагогических знаниях не выявилось.
Необходимо было уделить больше внимания смене видов деятельности учеников на уроке, в большей степени использовать жизненные знания учащихся по данной теме, так как многие бывают в разных странах и имеют представления о различных религиях.
Исходя из результатов и проведенного самоанализа, проведенный урок можно оценить на «4».
Учитель Кравченко С.Ю.