Самоанализ
открытого урока по обществознанию
учителя истории и обществознания Трубниковой С.Е.
Тема урока: «Человек и его деятельность».
Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Вид урока: Урок смешанного типа.
Цели:
Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Способствовать формированию представлений о деятельности как о типе поведения, свойственном только человеку, и его отличительных особенностях.
Новые понятия, термины: деятельность, творчество, потребность, труд, знания, поведение, поступки, интересы
Формируемые УУД |
Предметные: | Формируется представление о деятельности человека. Применение понятийного аппарата (деятельность, цель, результат, мотив). Понимать побудительную роль мотивов в деятельности человека; Устанавливать причинно-следственные связи; Формирование умения работать с текстом учебника, анализировать схемы и таблицы; Уметь высказывать собственное мнение и суждения. |
Метапредметные: | Познавательные: Уметь самостоятельно выделять и формулировать цели; Анализировать вопросы, формулировать ответы. Осуществлять поиск дополнительной информации; Учатся сравнивать, обобщать факты и явления; Давать определения понятиям. Коммуникативные; Участвуют в коллективном обсуждении проблем; Обмениваются мнениями, выслушивают и принимают позицию партнера; Формулируют точку зрения. Регулятивные: Познавательные: Уметь самостоятельно выделять и формулировать цели; Анализировать вопросы, формулировать ответы. Осуществлять поиск дополнительной информации; Учатся сравнивать, обобщать факты и явления; Давать определения понятиям. Коммуникативные; Участвуют в коллективном обсуждении проблем; Обмениваются мнениями, выслушивают и принимают позицию партнера; Формулируют точку зрения. Регулятивные: |
Личностные: | Сравнивать разные точки зрения; Оценивать собственную учебную деятельность; Формирование мотивированности и направленности ученика на активное и созидательное участие в общественной жизни. |
Личностно значимая проблема: Человек на протяжении всей жизни совершает определенные действия, поступки по отношению к окружающему миру, и прежде всего по отношению к людям, в поведении проявляются особенности его характера и темперамента, уровень его воспитанности.
Технология: технология совместного обучения.
Методы: Активные (учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик) и Интерактивные (наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик).
Метатема: Определение и понятие.
Универсальность метапредметного урока - обучение учащихся общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над всеми предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметом в отдельности.
I этап. Мотивация к учебной деятельности.
1. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
2. Создание условий возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность:
повторение пройденного материала «Человек»- фронтальная беседа по высказыванию «Человек рождается дикарем; воспитываясь, он изживает в себе животное». Бальтасар Грасиан, испанский писатель. Вопрос: Ребята, как вы понимаете данное высказывание известного испанского прозаика и философа? Вывод: человек- существо биосоциальное. Наглядность- схема и таблица.
II этап. Актуализация знаний.
1. Беседа по высказывания: Определите ключевое слово из высказываний: «Назначение человека- в разумной деятельности». Аристотель, древнегреческий философ; «Прекращение деятельности всегда приводит за собой вялость, а за вялостью идет дряхлость». Луций Апулей, древнеримский писатель и поэт. Ключевое слово- деятельность.
2. Работа с притчей: Притча «Иван на печи». Вопрос: Что было бы, если бы Иван так ни чего бы и не делал? Определить тему и проблему урока: «Человек его деятельность», проблема: «Что такое деятельность человека, какое значение в жизни человека имеет его деятельность?»
3. Физкульт. минутка: Вывод: Человек должен самореализоваться в жизни, формировать культуру оптимизма и культуру бодрости. А поможет нам в этом спорт. Физкультминутку проводит ученик.
III этап. Изучение нового материала.
Работа с понятием: 1. Подобрать к слову «деятельность» синонимы, 2. Составить схему- технология «Снежный ком», 3. Дать определение термину «деятельность», 4. Работа со словарём.
Построение линейной схемы- вопрос «Структура деятельности»: 1. Построение рассуждений и обобщение полученной информации- вопрос: Что нужно человеку для того, чтобы он начал действовать? Термин- мотив. 2. Работа с эпизодом отрывка из сказки Л. Кэролла «Алиса в стране чудес». Эпизод встречи Алисы и Чеширского кота. Определение компонентов деятельности- субъект и объект и цели. Термин- цель. 3. Задание: продолжи фразу: результат учебы….знания, результат труда…товар, результат научной деятельности…изобретения, открытия. Вопрос- Что такое результат? Термин- результат. Учащиеся формулируют вывод, используя схему- мотив- цель- средства- процесс- результат: Деятельность человека имеет цели и при правильном выборе средств достижения человек достигает результата.
Первичное закрепление знания терминологии: многообразие деятельности. I. 1. Работа с картинкой учебника- игра. 2. Сообщение учащегося- индивидуальная работа- «Игра в потешные войска Петра Великого». 3. Работа в группах- задание 1 группы- синквейн- «Игра». 4. Дать определение термина «игра». II. 1. Работа с учебником - картина В.Г.Перова «Тройка». Что можно сказать о занятии этих детей? Как называется вид их деятельности? 2. Задание 2 группы- синквейн «Труд» 3. Дать определение термина «труд». III. 1. Чем же они должны заниматься в их возрасте? 2. Задание 3 группы- синквейн- «Учёба». 3. Дать определение термина «труд» 4. А что объединяет все эти виды деятельности? Без чего деятельность была бы невозможна? 5. Дать определение термина «общение». IV. Составить схему – «Виды деятельности». V. Вопрос- многообразие деятельности. Подобрать прилагательные к слову «деятельность»- работа с картинками, демонстрация творческих работ учащихся.
Итоги урока. Рефлексия.
1. Обобщение полученных сведений: 1.Как связаны между собой понятия и термины- человек, деятельность, творчество, потребность, труд, знания, поведение, поступки, интересы. Задание – определить соответствие терминов и понятий.
Закрепление: Чем деятельность животных отличается от человека?
2. Метод «фишбоун»- развитие критического мышления.
Ответим на вопрос проблемы урока: «Что такое деятельность человека, какое значение в жизни человека имеет его деятельность?». Деятельность человека связана с его знаниями, умением мыслить, рассуждать, изменять мир. Деятельность- способ существования людей (хвост рыбы).
V. Домашнее задание. § 3. задания рубрики «В классе и дома»; творческое задание- на выбор-составить как можно больше слов из слова «деятельность», выполнить проект «Советы самому себе: как усовершенствовать свою учебную деятельность»- с. 33. Форма- коллективная, групповая, индивидуальная.
Оценка: урок в соответствии с требованиями ФГОС, метапредметный, межпредметный. Учащиеся- активны.