СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ современного урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

материал о проведение самоанализа урока с примерами, схемами

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ современного урока»

САМОАНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО УРОКА


Введение.


«Каждый урок должен быть для наставника задачей,

которую он должен выполнять, обдумывая это заранее:

на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть,

сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг»

К. Д. Ушинский


Самоанализ урока является важнейшим элементом педагогической деятельности регламентированной ФГОС. Именно самоанализ позволяет педагогу выявить собственные ошибки и приложить максимум усилий для их преодоления. Каждый педагог должен уделять время самоанализу урока, так как это позволит изучить свои результаты и повысить эффективность уроков. По причине часто смены подходов и требований к современному уроку у учителя могут возникнуть проблемы с распределение времени и структурой занятий. Зачем нужен самоанализ урока? Все очень просто. Учитель, который не умеет анализировать и выявлять недочеты в своей деятельности, не сможет в полной мере соответствовать идеологии стандартов второго поколения.

Самоанализ урока по ФГОС в классе позволяет:

  • формулировать реальные учебные цели и определять, насколько быстро они были достигнуты;

  • осознавать эффективность отдельных педагогических методов и приемов;

  • определить, несколько сильно условия педагогической деятельности сказываются на достижении поставленных задач;

  • формировать умение планировать этапы урока и предвидеть результаты образовательной деятельности;

  • выработать стратегию ведения педагогического труда, стимулировать развитие профессионального мастерства и талантов учителей.












1 Самоанализ урока – важнейший элемент педагогической деятельности

    1. Определение, сущность и возможности самоанализа урока.


В современной педагогике существует четко обозначенное определение самоанализ урока. Данное определение зафиксировано во ФГОС второго поколения и позволяет полностью осознать сущность и роль самоанализа урока в деятельности педагога. Самоанализ урока – инструмент самосовершенствования учителя, формирования и развития его профессиональных качеств. Важно понимать, что именно самоанализ урока играет важную роль в выявлении недостаточно эффективных методов и приемов, которые мешают добиться поставленных учебных задач в отведенные временные сроки.

При переходе на новые стандарты, учитель может испытывать затруднения в ходе конструирования урока, при создании моделей уроков разного типа в соответствии с основными идеями ФГОС. Не вызывает сомнений, что совершенствование мастерства учителя и учебного процесса в целом во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Самоанализ может позволить выявить причины недостаточной эффективности при решении тех или иных учебно-воспитательных задач, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса.

Учитель, не владеющий навыками осмысления своих профессиональный действий, не умеющий мысленно оглянуться и восстановить ход проведенного урока, не сможет в полной мере соответствовать идеологии стандартов второго поколения.

Систематическое самооценивание качества ведения урочной деятельности позволяет педагогу: выявлять наиболее эффективные методы педагогической работы с классом; своевременно устранять недостатки организации учебно-воспитательного процесса; определять перспективные направления для самообразования, повышать уровень профессионального мастерства.


Самоанализ урока дает возможность:

  1. правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;

  2. развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;

  3. формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

  4. формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.


    1. Уровни и виды самоанализа урока.


Уровни самоанализа урока

1. Эмоциональный – непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.

2. Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану.

3. Методический, когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку.

4. Рефлексивный, когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.



Среди основных недостатков анализа уроков педагогами являются: бессистемный характер анализа, слишком общие замечания по уроку, стремление пересказать урок, выдвижение на передний план несущественных достоинств и недостатков, нерешительный характер анализа и др.

При самоанализе многие учителя затрудняются объяснить (доказать) целесообразность выбора тех или иных методов обучения и структуры урока, их обусловленность содержанием учебного материала, целевыми установками урока, уровнем подготовки учащихся конкретного класса.




Самоанализ урока дает возможность:

- правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;

- развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;

- формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

- формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя

Перед нами часто встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество? На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников. Реальная ценность урока — его результат; степень усвоения материала учениками. К числу основных критериев оценки урока относится в первую очередь соблюдение на нем принципов обучения, а также критериев оценки деятельности школы, утвержденных Министерством просвещения. Опираясь на эти требования, мы можем проанализировать само построение учебного процесса на уроке, выявить оптимальность задач, рациональность избранного учителем содержания урока, форм и методов обучения. Но эффективность обучения в конечном счете определяется не тем, что хотел дать учитель, а тем, что получили ученики во время урока. Поэтому при оценке урока надо выявлять уровень решения всех его основных задач – образовательных, воспитательных, а также задач развития школьников. Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается в выяв­лении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.



Виды анализа и самоанализа урока

1 – краткий (оценочный) анализ – это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, достижение основных целей и задач;

2 – структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;

3 – системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов обучения;

4 – полный анализ – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока;

5 – структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу;

6 – комбинированный анализ  это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;

7 – психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);

8 – дидактический анализ – это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);

9 – аспектный анализ – это рассмотрение отдельных элементов урока с точки зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся;

10- комплексный анализ - в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока.



Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный.

Основные виды анализа современного урока –



Краткий анализ — проводится сразу после урока и не является окончательным. Он дает начало другому анализу. Наблюдая урок, анализирующий оценивает выполнение поставленной цели или урока и сопоставляет задачи и полученный результат с прогнозируемым.

Структурный анализ — является основой для всех анализов и проводится вслед за кратким. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет доминирующие этапы урока.

Системный анализ - это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременно решения развивающих задач урока, обеспечения формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения. 

Комбинированный анализ - это оценка основной дидактической цели урока и структурных элементов.

Аспектный анализ — осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока:

• цель урока;

• структура и организация урока;

• содержания урока;

• деятельность учителя на уроке;

  • деятельности учащихся на уроке;

• домашнее задания;

• санитарно-гигиенические условия урока;

• психологического аспекта урока.

Комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков)

Полный анализ — это система аспектных анализов. Полный анализ может быть осуществлен одновременно несколькими анализирующими или является суммой обобщенных выводов по всем аспектам урока. Проводится при аттестации педагога, при обобщении педагогического опыта, конфликтной ситуации с педагогом.



  1. Самоанализ современного урока.

2.1 Самоанализ урока, план, карта самоанализа урока.


Самоанализ урока -

это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным, учитывая успехи и продвижения учащихся. Без самоанализа невозможно:

• построить целостную систему обучения;

• повысить мастерство, развить творческие способности;

• обобщить передовой педагогический опыт;

• сократить затраты времени на техническую работу;

• обеспечить психологический комфорт и самозащиту учителя.

Самоанализ урока, как один из инструментов самосовершенствования учителя, формирования и развития его профессиональных качеств дает возможность:

формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности учеников;

развить умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;

формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

формировать педагогическое самосознание учителя, когда он постепенно начинает видеть, понимать необходимую и существенную связь между способом его действий и конечным результатом урока.

От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать” организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность. От самоанализа урока во многом зависят педагогическое мастерство учителя, производительность его педагогического труда.

Основные требования к анализу урока учителем:

• цель и задача анализа темы;

• знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;

• умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;

• характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке;

• обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;

• обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;

• психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке;

• оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока;

• выполнение намеченных задач урока;

• оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;

• умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;

• удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);

• намечаемые меры по устранению недостатков.

Самоанализ и самооценка урока преподавателем.

При самоанализе урока преподаватель дает:

• краткую характеристику целям, которые ставил и анализирует их достижение;

• информацию об объеме материала и качестве его усвоения учащимися;

• характеристику применяемых методов работы с учащимися и оценивает их;

• оценку активности учащихся и обосновывает использованные приемы организации их труда;

• самооценку отдельных аспектов своей деятельности (речь, логика, характер отношений с учениками).

В заключении преподаватель высказывает свои предложения по улучшению качества урока и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства.

Самоанализ урока в классе

Применимо к урочной деятельности понятие «самоанализ» стало широко использоваться в отечественной педагогической практике после утверждения образовательных стандартов второго поколения, основанных на реализации системно-деятельностного подхода. Документация ФГОС регламентирует практику самоанализа уроков как ключевой элемент самосовершенствования педагогов. Проведение такого типа рефлексии также дает возможность обеспечить решение ряда ключевых задач:

  1. Осуществлять последовательное совершенствование качества школьного образования через поступательное повышение уровня профмастерства педработников.

  2. Реализовать последовательный отказ от традиционных технологий организации занятий в школе в пользу инновационных педагогических приемов, позволяющих повысить результативность учебной деятельности.

  3. Создать оптимальные условия для освоения педагогами практик рефлексии, конструирования, перспективного моделирования, необходимых для достижения программных требований и понимания принципов ФГОС второго поколения. Очень важно, чтобы самоанализ педагогом урока в классе проводился с учетом типа, структуры, особенностей организации занятия. 

Очень важно, чтобы самоанализ педагогом урока в классе проводился с учетом типа, структуры, особенностей организации занятия. 

Цель урока (определяется в соответствии с типом занятия по ФГОС)

Этапы занятия

Что следует выделить при самоанализе

Усвоение нового учебного материала.

  1. Организационный этап, постановка учебных целей и задач.

  2. Актуализация знаний. Усвоение нового учебного материала.

  3. Первичная проверка и закрепления новых знаний.

  4. Работа по подготовке к выполнению домашнего задания, рефлексия.

Наиболее эффективные приемы работы, использованные при обработке нового материала.
Удалось ли обеспечить понимание учащимися новых правил, алгоритмов.
Методы реализации предметных и метапредметных связей.

Комплексное применение знаний и умений

  1. Организационный этап.

  2. Воспроизведение опорных знаний и умений. Проверка домашнего задания.

  3. Постановка целей урока, учебных задач.

  4. Закрепление знаний (в привычных и измененных учебных ситуациях).

  5. Выполнение проблемных заданий с целью самостоятельного освоения учащимися новых знаний.

  6. Работа по подготовке к выполнению домашнего задания, рефлексия.

Какие приемы, методы работы позволили добиться правильного воспроизведения образцов выполнения заданий.
Анализ педагогической практики по организации работы с проблемными заданиями.

Актуализация знаний и умений (урок повторения)

  1. Организационный этап.

  2. Воспроизведение опорных знаний и умений, необходимых для творческого решения учебных задач. Проверка домашнего задания.

  3. Применение знаний в новой ситуации с целью подготовки к тематическому контролю.

  4. Обобщение и систематизация знаний. Контроль усвоения учебного материала, коллективное обсуждение и коррекция ошибок.

  5. Работа по подготовке к выполнению домашнего задания, рефлексия.

Анализ эффективных методов индивидуальной и коллективной работы с классом.

Систематизация знаний и умений

  1. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности, актуализация знаний.

  2. Воспроизведение тематического материала на новом уровне (переформулированные вопросы).

  3. Контроль усвоения знаний, обсуждение допущенных ошибок.

  4. Рефлексия. Формирование выводов по изученному материалу.

Методы систематизации предметных знаний.
Приемы обучения школьников формулированию обобщенных выводов.
Определение уровня сформированности УУД.

Контроль знаний и умений

  1. Организационный этап.

  2. Мотивация учебной деятельности, постановка целей и задач занятия.

  3. Проведение устного или письменного контроля, в ходе которого выполняется определение уровня сформированности знаний

  4. школьников.

Анализ эффективности методов контроля учащихся.

Коррекция знаний, навыков и умений.

  1. Организационный этап.

  2. Определение целей занятия, мотивация учебной деятельности.

  3. Диагностика контроля знаний. Определение типичных ошибок, путей их устранения.

  4. Инструктаж по выполнению домашнего задания. Рефлексия. 

Корректировка коллективных и индивидуальных способов обучения на основании данных проведенной диагностики.

Комбинированный урок.

  1. Организационный этап.

  2. Определение целей занятия, мотивация учебной деятельности.

  3. Первичное усвоение знаний, первичный контроль и закрепление умений, навыков.

  4. Контроль усвоения знаний, коррекция ошибок.

  5. Инструктаж по выполнению домашнего задания. Рефлексия. 

Анализ эффективности использования методов комплексного обучения.


Самоанализ урока по ФГОС


Практика самоанализа педагогической деятельности должна быть нацелена не только на характеристику отдельных составляющих процесса обучения, но и определение, соответствуют ли выбранные формы и методы требованиям новых образовательных стандартов.

Деятельностные связи этапов урока

  1. Актуализация знаний и умений.





Проблема / Интерес



Цель / Предполагаемый результат / План 2. Реализация плана:

учебные действия,

направленные на

3.Результат / Оценка достижение цели.

Рефлексия



Перспектива



Критерии урока, соответствующего ФГОС, которые должны быть учтены при самоанализе:


  1. Структура занятия обеспечивает передачу активной позиции учащимся, а не педагогу, как это было ранее.

  2. Учитель последовательно обучает школьников рефлексивным практикам (учащимся предлагается оценить уровень готовности, знаний по конкретной теме, выявить причины затруднений с выполнением разных заданий и наметить пути их преодоления).

  3. Осуществляется использование разнообразных приемов обучения, стимулирующих активность детей.

  4. Реализуется адекватное сочетание репродуктивной и проблемной учебной деятельности, что обеспечивает развитие критического мышления учащихся.

  5. Школьникам озвучиваются строгий регламент проведения работы по самооценке. При выполнении самоанализа урока по требованиям ФГОС важно обратить внимание, внедряется ли система устных поощрений за достижение новых образовательных результатов, способствующая реальному продвижению каждого ученика, повышению общего уровня мотивации.

  6. Создаются условия для обеспечения осмысленного понимания темы занятия. При работе с учащимися используются разные педагогические приемы для достижения этой цели.

  7. Выполняется планирование коммуникативных целей: педагог вовлекает класс в диалог, учит грамотно строить вопросы и отвечать на них.

  8. Учитель поощряет выражение мнения учеников, помогает составлять корректные, содержательные высказывания.

  9. Образовательная работа проходит в атмосфере дружелюбия, равноправия, сотворчества, взаимоуважения.


План самоанализа урока

Анализ характера собственной педагогической деятельности, который является важным условием успешного прохождения аттестации, вызывает сложности не только у начинающих, но и у опытных педработников. Причины такой ситуации кроются в отсутствии тематических методических разработок в образовательных организациях, авторитарном стиле управления, неуверенности специалистов в собственных силах. И если последние два вопроса должны решаться на общешкольном уровне по инициативе школьной администрации, но представление план проведения самоанализа урока — простой методической разработки, которая может быть использована всеми учителями-предметниками — не вызывает трудностей.





Схема полного анализа урока.



  • Анализ цели урока.

  • Анализ структуры, организации урока.

  • Анализ содержания урока.

  • Анализ методики проведения урока (деятельность учителя).

  • Анализ работы учащихся на уроке.

  • Анализ домашнего задания.

  • Оценка санитарно-гигиенических условий урока.

  • Психологический анализ урока.

  • Общие выводы по уроку.



Примерный план самоанализа школьного занятия

  1. Общая характеристика класса (отношения в классном коллективе, особенности психофизиологического развития, уровень подготовленности по предмету).

  2. Место урока в изучаемой теме, короткий анализ предметных и межпредметных связей.

  3. Рассмотрение общей цели в рамках образовательной, воспитательной, развивающей направленности.

  4. Характеристика плана занятия, разрабатываемого с целью поиска наиболее эффективных путей достижения учебных целей (оценка содержания учебного материала, методов и приемов обучения, форм организации самостоятельной познавательной деятельности).

  5. Соответствие проведенного занятия составленному плану (важно рассмотреть, удалось ли достичь учебных целей, последовательно разобрать все этапы с целью оценки использования ресурсов, выделить наиболее эффективные приемы обучения).

  6. Структурный аспект самоанализа, в рамках которого выполняется рассмотрение каждого отдельного элемента занятия с целью определения его вклада в достижение общей цели, приводятся доказательства правильности выбора используемой методики (или рассматривается возможность использования альтернативы).

  7. Функциональный аспект, основанный на рассмотрении соответствия выбранной структуры образовательным целям, возможностям класса. Дополнительно оценивается стиль общения педагога с классом, влияние характера общение на порядок реализации программного минимума.

  8. Оценка конечного результата занятия (формирование УУД, определение разрыва между образовательными целями и достигнутыми результатами, анализ причин разрыва, разработка возможностей преломления сложившейся учебной ситуации). Выводы и самооценка.



Карта самоанализа урока

Заполнение схемы — еще один простой способ проведения содержательной деятельности по самоанализу, которая может быть выполнена в короткие сроки.

Карта-схема самоанализа урока

Класс:_____________  Предмет:___________________ ФИО педагога:____________________
Тема урока:_____________________________________________________________

Вопросы для самоанализа

Рекомендации по выполнению рефлексии

Тип урока и место в системе занятий

Типы школьных занятий согласно системно-деятельностному подходу по ФГОС:

  • усвоение новых знаний и умений;

  • формирование компетенций;

  • обобщение и систематизация знаний и умений;

  • комбинированный.

Формулировка целей и задач учебной деятельности

Типы задач, которые должны быть реализованы:

  • образовательные (усвоение законов и занятий, формирование ЗУНов);

  • воспитательные (коррекция поведенческих реакций, формирование мировоззрения);

  • задачи речевого развития (привитие навыков формировать связные высказывания, выделять главное, формулировать выводы и обобщения);

  • задачи волевого воспитания (развитие целеустремленности, взаимоуважения, выдержки);

  • развитие когнитивных способностей и интересов.

Краткая характеристика класса, особенности психофизического развития

Активность и работоспособность классного коллектива, отношение к воспитательно-образовательному процессу, интерес к предмету, сформированность общеучебных и специальных умений.

Трудности в работе по предмету с данным классом.

Выбор и обоснование структуры занятия

Этапы урока:

  • тема, цели, мотивация к учебной деятельности;

  • проверка домашнего задания, актуализация ЗУНов;

  • изучение новой темы;

  • систематизация ЗУН, применение полученных знаний на практике;

  • проверка усвоения нового материала;

  • подведение итогов урока, рефлексия.

Анализ содержания этапов урочной деятельности

На данном этапе саморефлексии важно выделить задачи занятия, соответствие использованных педагогических методов и приемов программным требованиям, принципам научности, последовательности, доступности; указать межпредметные связи и связь изучаемой темы с реальной жизнью.

Оценка оптимальности выбранных форм и методов обучения, обоснование педагогической целесообразности

Указание реализованных форм работы (общеклассных, групповых и индивидуальных). Обоснование использованных комплексов методов, к числу которых следует отнести:

  • словесные (беседа, лекция, объяснения);

  • наглядные (демонстрация, презентация, иллюстрация);

  • практические (проведение исследований, опытов, экспериментов);

  • индуктивные и дедуктивные;

  • поисковые, репродуктивные;

  • приемы организации самостоятельной работы;

  • приемы стимулирования активности учащихся (квесты, экскурсии, создание ситуаций успеха);

  • контрольная деятельность — устная и письменная.


2.2 Пример самоанализа урока


Переосмысление качества педагогической деятельности удобнее всего проводить на основе примера, позволяющего не только наметить направления рефлексии, но и подобрать оптимальные формулировки. Анализ школьных занятий может выполняться устно или письменно, в описательной или табличной форме. Педагогу рекомендуется найти для себя оптимальную форму работы по рефлексии и выработать собственные алгоритмы по ее осуществлению, чтобы включить этот вид деятельности в ежедневную практику.



Пример письменного самоанализа урока по математике.

Самоанализ урока математики в 3а классе по ФГОС


Тема урока: Задачи на движение.
Цели урока:
Образовательные: :
- закрепить умение решать задачи на движение арифметическим способом с опорой на схемы, таблицы, краткие записи, используя знание зависимости между величинами, характеризующими процессы движения ( пройденный путь, скорость, время)

- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
Развивающие:
- развивать  вычислительные навыки  путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательные: 
-воспитывать ответственность, коллективизм, взаимопомощь, аккуратность, самостоятельность, дисциплину, наблюдательность)  
- воспитывать желание учиться и делать открытия;
-воспитывать умение слушать других.
В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.
Ресурсы: Компьютер, проектор, презентация. Учебник «Математика», 3 класс (авторы Демидова Т.Е., Козлова С.А.. Тонких А.П.)

Тип урока: урок закрепление нового знания.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.
Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Задачи на движение».
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. 
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я  продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. 
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
 Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. 
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.



Самоанализ урока по теме

В соответствии с принципами системно-деятельностного подхода, являющегося методологической основой ФГОС, одной из ключевых задач реализации воспитательно-образовательного комплекса является овладение школьниками деятельностными умениями, которые впоследствии будут применены в реальной жизни, при решении каждодневных профессиональных и личностных задач.

Деятельностные навыки, основанные на умении переходить от общего к частному, обобщать, вычленять важные факты из большого информационного потока, первоочередно формируются во время уроков открытия новых знаний.

Соответственно, самоанализ урока по новой теме должен выполняться с особой тщательностью, поскольку результативность такого типа занятий является ключевым показателем педагогического мастерства.

При планировании и рефлексии важно учитывать способности детей к усвоению нового материала. Исследования, проведенные ведущими педагогами-психологами, свидетельствуют, что процесс формирования ключевых компетенций напрямую зависит от временных рамок:



  1. В начале школьного занятия (1-4 минуты) усваивается 60 % учебного материала.

  2. 2. Основной процесс формирования ЗУН (усвоение 80 % озвученной информации) осуществляется в первой половине урочного часа (5-23 минут). 3.

  3. Во второй половине урока (24-34 минуты) способность учеников к восприятию информации снижается (усваивается не более 50 % информации). 4.

  4. В конце занятия (35-45 минут) дети фактически не воспринимают новые знания (усваивается около 5% информации).



В связи с этим самоанализ педпрактики может считаться удовлетворительным при условии, что структура занятий по новой теме выстроена согласно рекомендациям, представленным в таблице.

Составляющие урока «открытия» новых знаний

Временные рамки этапа, минуты

Оглашение темы, мотивация к обучению.

1-2

Актуализация ранее полученных знаний, фиксация индивидуальных затруднений.

5-6

Выявление причин образовательных затруднений.

2-3

Определение вариантов решения образовательной проблемы.

5-6

Реализация построенного проекта.

5-6

Первичное закрепление нового знания с проговариванием.

4-5

Выполнение самостоятельной работы по алгоритму с последующей проверкой.

4-5

Включение новых умений в систему знаний. 

4-5

Рефлексия, подведение итогов.

2-3


Самоанализ открытого урока


Открытые уроки являются одной из важнейших составляющих в системе методической работы современной образовательной организации. В отличие от обычных занятий, данная составляющая воспитательно-образовательного комплекса реализуется с целью демонстрации педагогического мастерства на примере реального учебного процесса. Открытую урочную работу следует рассматривать, в первую очередь, как средство распространения инновационного опыта в сфере образования, что определяет особые требования и к последующей рефлексии.


Занятия, нацеленные на распространение передового образовательного опыта, должны проводиться педагогами, имеющими высокий уровень методической подготовки и способными предлагать эффективные приемы работы в условиях нового времени. Рефлексия, выполненная на основе широко распространенной практики обучения, не представляет интереса для большинства учителей (если только речь не идет о начинающих педагогах).



Самоанализ урока.

1 уровень – учителем подготовлен самоанализ урока как формальный пересказ.

2 уровень – в ходе анализа и рефлексии дано обоснование отдельных параметров урока.

3 уровень – в ходе анализа и рефлексии дано обоснование всех позиций анализа урока, выражена логика «цель – средства – результат»

4 уровень – учитель в ходе анализа и рефлексии продемонстрировал способность самостоятельного адекватного обоснования всех структурных элементов урока - с учетом изменений плана: с различением замысла и реализации урока, запланированных и достигнутых учащимися результатов.

Самоанализ проведенного открытого урока имеет ряд особенностей, о которым важно помнить и ответственному педработнику, и его коллегам, и представителям проверяющих органов:

Самоанализ не является обязательной составляющей открытого занятия. Если в регламенте мероприятия не предусмотрен данный вид активности, педагог может сделать выводы по результатам урочной деятельности в индивидуальном порядке и не выносить личное мнение, выводы на суд учительской общественности.

Выполнять рефлексию следует последовательно, в соответствии с общепризнанным планом, чтобы слушатели могли зафиксировать свое мнение по ряду пунктов и позже организовать дискуссию, обмен мнениями.

Рекомендуется выделить новизну занятия (необычная структура урочного блока, особые приемы обработки учебного материала) и продемонстрировать эффективность использования новации, которая может быть использована в стандартных условиях обучения. Отдельно следует обратить внимание на сочетаемость инноваций с традиционными методиками обучения.

При самоанализе важно учитывать два аспекта: средства достижения методической цели и уровень усвоения учебного материала. Системно-деятельностный подход предусматривает актуализацию внимания только на последнем пункте, но в условиях актуальной образовательной действительности очень важно фиксировать и распространять методы повышения качества образовательной практики.





Самоанализ урока в начальной школе



Главной тенденцией последних лет в образовательной среде стало включение начальной школы в общий воспитательно-образовательный комплекс. Обучение в младших классах в соответствии с ФГОС признано базовым этапом освоения программного материала. В связи с этим изменились требования к наполненности, глубине урочного содержания в начальной школе.

Первому учителю предстоит не только обеспечить освоение малышами базового программного материала, но и стимулировать развитие познавательной активности, инициативности, привить учащимся «надпредметные» универсальные умения. Комплекс этих вопросов должен быть отражен при выполнении педагогом саморефлексии, которая стала обязательной составляющей педпрактики в начальной школе.



На уроке фокусируется деятельность педагога.

  • Научная подготовка

  • Педагогические навыки.

  • Методические умения.

  • Способность организовать самостоятельную работу всех школьников.

Реальная ценность урока – его результат; степень усвоения материала учениками.

Самоанализ проведенного урока в начальной школе, помимо выше изложенных компонентов, должен включать такие аспекты:

  • Оценку точности формулировки целей и установок занятия, которые могут касаться всего класса или отдельных групп учащихся.

  • Проговаривание задач вслух позволяет всем участникам образовательного процесса фиксировать учебные неудачи и прогресс, облегчает подведение итогов.

  • Анализ оптимальной плотности урочной деятельности с учетом возрастного и индивидуального фактора.

  • Определение сформированности у детей общеучебных «надпредметных» умений, к числу которых следует отнести умение читать бегло и выразительно, вычленять из текста главную информацию, делать выводы, задавать содержательные вопросы и отвечать на них.

  • Использование во время занятий максимального количества каналов информирования младших школьников (посредством чтения, восприятия на слух).  

  • Отметить факты привлечения детей к обучению в качестве помощников педагогов, консультантов, тренеров.

  • Использование методов организации самостоятельной работы малышей (чтение, выполнение письменных заданий, подготовка мини-докладов).

  • Разделение программного материала на основной и дополнительный, внедрение принципа дифференциации в процесс обучения.

  • Включение в структуру занятия элементов физической активности, способствующих сохранению и укреплению психофизического здоровья детей (гимнастика для глаз, физкультминутка, переключение внимания).



Самоанализ урока: образец

Проявление рефлексии в повседневной жизни педагога должно стать не обязанностью, отнимающей много времени и сил, а необходимостью, способствующей профессиональному росту и осуществлению личного посильного вклада в повышение качества отечественной системы образования. Усовершенствовать процесс выполнения анализа собственного стиля преподавания поможет адаптация стандартного образка, карты-схемы с учетом реалий, предметных особенностей и других факторов, влияющих на процесс реализации образовательного комплекса.

Самоанализ урока по готовому образцу не занимает много времени, позволяет уверенно осуществлять рефлексию хода и результатов своей обучающей деятельности, выполнять стратегическое планирование и систематически развивать профессионально значимые качества — воспитывать в себе качества, отличающие успешного учителя современной школы.



2.3 Схема самоанализа урока по ФГОС

Класс___________

Предмет_________

Тема урока_________________________________________________________

(Вывод о степени её соответствия стандарту, учебной программе и учебно-тематическому планированию)


№ п/п

Этапы анализа

Пояснения

1.

Место данного урока в теме.

Как этот урок связан с предыдущим.

Как урок работает на последующие уроки.

2.

Особенности обучающихся, которые преподаватель учитывал при подготовке к уроку.

Краткая психолого-педагогическая характеристика класса: количество слабоуспевающих, сильных учащихся и т.д.

3.

Соответствие целей теме и типу урока.

Соответствует цели урока, не соответствует цели урока.

Цель урока определяется учителем, цель урока согласуется в обсуждении с учеником, оформляются несколько целей урока. (учителем для себя, учеником для себя).

Соответствует типу урока, не соответствует типу урока.

Тип урока

Целевое назначение

Урок первичного предъявления новых знаний

Первичное усвоение новых предметных ЗУНов,

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)

Урок применения предметных ЗУНов

Применение предметных ЗУНов в условиях решения учебных задач повышенной сложности

Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов

Систематизация предметных ЗУНов, универсальных действий (решение предметных задач)

Урок повторения предметных ЗУНов

Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД

Контрольный урок

Проверка предметных ЗУНов, умений решать практические задачи,

Коррекционный урок

Индивидуальная работа над допущенными ошибками

Комбинированный урок

Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока

Учебная экскурсия

Непосредственное изучение явлений окружающего мира

Урок решения практических, проектных задач

Практическая направленность изучения теоретических положений


4.

Содержание урока в соответствии с поставленной целью.

Соответствует, не соответствует.

Учитель (умеет, недостаточно умеет, не умеет) отбирать содержание учебного материала согласно поставленным целям и результатам обучения.

5.

Организационное начало урока

Количество времени, затраченное на организационное начало урока.

Количество присутствующих на уроке ___________ из ____________ человек.

Готовность учащихся к уроку

Подготовленность классного помещения.

6.

Мотивация

Каким образом происходит обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

1 уровень

Эмоциональная (доброжелательность, заинтересованность учебным материалом)

2 уровень

Эмоциональная, содержательная (интересные формы, нестандартный урок и др.)

3 уровень

Эмоциональная, содержательная, социальная (ученик осознаёт, насколько важен для него учебный материал).

7.

Структура урока

Структура урока соответствует его типу, целевому назначению.

Структура урока не соответствует его типу, целевому назначению.

Логичны ли связи между этапами.

Соразмерность этапов урока выдержана, не выдержана.

8.

Методы обучения, выбранные для объяснения нового материала.







Соответствие методов обучения цели урока.

Какие методы обучения применялись на уроке:

  • Объяснительно-иллюстративный – рассказ, беседа, самостоятельная работа, описание.

  • Репродуктивный (по образу) – пересказ, списывание с доски по образцу, работа с книгой.

  • Проблемный – объяснение с опорой на наглядность.

  • Исследовательский – работа с книгой по поиску информации.

  • _Частично-поисковый – беседа с выводом.

  • Эвристический (открытие).

9.

Формы обучения, выбранные учителем

Формы обучения, выбранные учителем:

рассказ, беседа, самостоятельная работа, пересказ, лекция, тест, конференция, лабораторная работа, соревнование, контрольная работа, путешествие, семинар, зачёт, экскурсия, анализ работы учащихся, консультация, проверка домашнего задания и т.д.

10.

Средства обучения, выбранные учителем.

Средства обучения, выбранные учителем:

учебные книги, справочники, словари, тетради с печатной основой, таблицы, чертежи, схемы, карты, картины, муляжи, модели, ТСО, спец.оборудование, индивидуальные карточки, дидактический материал и т.д.

11.

Отражение на уроке основных дидактических принципов

Дидактические принципы, используемые на уроке:

- научности;

-последовательности и систематичности;

- доступности;

- прочности;

- сознательности и активности;

- наглядности;

- связи теории и практики;

- учета возрастных особенностей и индивидуальных особенностей;

- принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;

-принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности;

- другие.

12.

Педагогические технологии, применяемые на уроке

Педагогические технологии, применяемые на уроке:

  • Проблемно-диалогическая технология

  • Технология формирования типа правильной читательской деятельности к самостоятельной деятельности (продуктивного чтения);

  • Технология оценивания учебных успехов.

  • Проектная технология.

  • Информационно-коммуникативные технологии.

  • Игровые технологии.

  • Здоровьесберегающий подход.

  • Педагогика сотрудничества.

Другие технологии.

13.

Как учитель стимулирует интерес к учению.

Учитель стимулирует интерес:

через познавательную книгу, учебную дискуссию, занимательные элементы, межпредметную связь, практическую направленность, соревнование и т.д.

14.

Какие именно личностные результаты и УУД формируются в процессе урока

1. Личностные (нравственно-оценочные). Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор.

2. Регулятивные (организационные). Умения организовывать свою деятельность.

3. Познавательные (интеллектуальные). Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире.

4. Коммуникативные (коммуникативные). Умения общаться, взаимодействовать с людьми.

15.

Проверка усвоения учебного материала.

Проверялось интуитивно-визуально, выборочно, содержательно.

Применялись: пересказ изложенного, тест, ответы на вопросы, самоконтроль, самостоятельная работа, взаимоконтроль.

Проверки учебного материала не было.

16.


Работа с классом

Применение диалоговых форм общения.

Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся.

Осуществление обратной связи: ученик – учитель.

- Обратная связь на уровне контроля (учитель спрашивает – ученик отвечает).

- Инициатива исходит от учителя (ставит проблему и т.п), но ученики могут выбрать способы и формы обратной связи.

- Постоянное «субъект/субъектное» взаимодействие между учителями и учащимися. (Обратная связь как особая образовательная среда (оценки обсуждаются совместно с учащимися). Рефлексия, самооценка не только результата, но и деятельности).

Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы

Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности.

Обучающиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения и осуществляют их коррекцию.

Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач.

Формирование навыков самоконтроля и самооценки.



Характер учебных заданий

Репродуктивный (выполнение по образцу);

Репродуктивный с включением самостоятельной работы

Поисковый, творческий (должно быть не больше половины)

Система оценивания достижений учащихся

- Самооценка учащихся на основе словесной характеристики;

- Включение учащихся в обсуждение ответа;

- Выстраивание своей траектории обучения на уроке, заявка на оценку.

Выставлено отметок ________ , из них «5» _____ , «4» _____ , «3» ____ , «2» _____ .


Активность класса

(активны все, активна группа учащихся, большая часть класса пассивна)

Уровень усвоения знаний

1 уровеньинформация дана в готовом виде

2 уровеньприменяется знания по образцу

3 уровеньтворческое применение знаний

  • Дисциплина учащихся

(отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)

17.


Психологические основы урока

Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.

Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.

Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока.

Наличие физкультминутки.

18.

Результативность урока

Результативность соответствует типу урока.

Тип урока

Результативность

Урок первичного предъявления новых знаний

Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач

Урок применения предметных ЗУНов

Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса

Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов

Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД

Урок повторения предметных ЗУНов

Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

Контрольный урок

Результаты контрольной или самостоятельной работы

Коррекционный урок

Самостоятельное нахождение и исправление ошибок

Комбинированный урок

Запланированный результат

Учебная экскурсия

Применение ЗУНов при изучении явлений окружающего мира в реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов

Урок решения практических, проектных задач

Использование средств учебного курса в целях изучения окружающего мира


2. Результаты урока совпадают с целью урока, поставленной учителем.

- Результаты урока совпадают с целью урока, сформулированной совместно с учениками.

- Результаты урока совпадают с субъективными целями учеников и результатами контрольного среза.

19.

Домашнее задание

1. Объяснено и задано до звонка; задано своевременно, но не объяснено; задано после звонка; не задано.

Оптимальный объем

Доступность инструктажа

Дифференциация, представление права выбора.

Задания, подобные классным. Объем не более 25-30 % от классной работы



Контекстные задания, для решения которых необходима информация (мотивирующие на более сложные задания).

20.

Подведение итогов деятельности

Учитель выясняет у обучающихся, что они узнали, запомнили.

Учитель организует рефлексию:

- ученики высказываются по поводу результата урока;

- ученики оценивают результат и процесс деятельности;

- ученики объективно анализируют результаты урока и определяют субъектное значение результатов деятельности.


Подведение итогов не осуществляется ни в каком виде.

21.

Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя.



Заключение


Памятка  учителю при анализе своего урока

 Приучите себя к самоанализу урока.

 Пусть не уйдут из поля вашего зрения следующие вопросы:

 1. Работа по формированию учебных навыков и умений:

  • работа с книгой;

  • использование справочников и словарей;

  • развитие устной и письменной речи учащихся;

  • самоконтроль учащихся за своей учебной деятельностью;

  • самостоятельная работа.

 2.Сколько учащихся не справилось с самостоятельной работой? Как вы поработали с учащимися по ликвидации пробелов в их знаниях?

 3.Планомерно ли осуществляли контроль за знаниями учащихся на уроке? Учли ли вы следующее:

  • не преобладали ли фронтальные опросы?

  • как давно вы использовали ТСО, наглядные средства для оптимизации учебно-воспитательного процесса?

  • включили ли вы повторение в опрос? Делаете ли вы это в системе?

  • каково соотношение в составе опрошенных слабых и сильных учеников?

Зачем нужен самоанализ урока по ФГОС? Педагог, рассказывая коллегам о результатах своей деятельности, отмечает все положительные и отрицательные моменты. Среди обязательных элементов, включаемых в самоанализ урока, выделим проработку методов деятельности педагога на учебном занятии. Учитель рассказывает коллегам о том, какими способами учащиеся привлекались к усвоению материала. Оценивается в самоанализе и свобода владения темой школьников, учителя.

Не остается без пристального внимания и рациональность организации разноуровневых заданий, создание условий для помощи слабым ученикам. Самоанализ включает материал, касающийся методов закрепления и формирования интереса у учеников к преподаваемой дисциплине. Особое место в оценке своей деятельности педагог должен уделять обратной связи со школьниками, созданию им условий для полноценного саморазвития каждого ученика. В выводах к проведенному занятию учитель отмечает полноту выполнения плана занятия, достижение цели, интересные и поучительные моменты. Важна и та атмосфера, которая будет царить в процессе проведения анализа урока.

Если коллеги настроены доброжелательно и объективно, аттестуемому педагогу намного проще и комфортнее отметить недостатки, которые он для себя выявил в проведенном уроке. После введения федеральных государственных стандартов второго поколения в структуру самоанализа были внесены некоторые изменения. Классический вариант в новых реалиях уже не позволяет получать полноценную картину деятельности педагога, поэтому не применяется при диагностике профессионализма современного школьного учителя.

Самоанализ является важным элементом федеральных стандартов нового поколения. При правильном и полном составлении оценки собственной деятельности, педагог получает гораздо больше шансов на признание его профессионализма, компетентности. Проведя самоанализ, учитель может самостоятельно оценить свою работу, внести определенные корректировки в методику преподавания предмета.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!