СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ по методической теме

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоанализ по методической теме "Национально-региональный компонент на уроках русского языка и литературы"

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ по методической теме»

Министерство Пермского края

ГКОУ ДПО (повышения квалификации)

«Коми-Пермяцкий институт усовершенствования учителей»

Управление образования администрации Косинского района

МОУ «Порошевская основная общеобразовательная школа»











Национально-региональный компонент на уроках русского языка и литературы











Останина Валентина Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

2 категория.















2010

Введение


В настоящее время наша школа работает над реализацией программы «Школа – хранительница села».
В связи с этим я взяла себе методическую тему «Национально – региональный компонент на уроках русского языка и литературы».

Считаю эту тему важной и актуальной. Учебники, реализующие федеральный компонент образования в области русского языка, не обеспечивают региональный компонент в преподавании, в результате  чего на уроках практически не используется языковой материал, отражающий специфику того или иного региона России. А это значит, отодвинута на второй план очень важная задача: формирование у детей подлинной любви и уважения к малой Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к ее народному творчеству и искусству.
Детство человека неразрывно связано с его малой родиной, семьей, школой. С отношения к ним начинается любовь или равнодушие к родной речи, к своей деревне, к своему краю, к ее прошлому и настоящему.
Необходимость знакомства детей с историей родного края очевидна. Именно это помогает воспитывать истинного патриота, формировать любовь, привязанность к малой родине. Формировать такие чувства нужно с детства. А для этого ребенка нужно научить по-новому взглянуть на свое село, его улицы, дома. Научить удивляться, восхищаться, хранить память. Первые краеведческие знания ребенок получает еще в дошкольном возрасте. В школе же знания о природе, населении, хозяйстве своего края углубляются и систематизируются, уделяется внимание знакомству с литературой Пармы, культурой и бытом коми – пермяцкого народа.
Решая данную методическую проблему, поставила перед собой цель: развитие предметных компетенций ресурсами коми-пермяцкой литературы; разработка дидактических материалов по русскому языку с региональной направленностью. Для достижения поставленных целей следует решить такие задачи:

  • расширение общекультурного кругозора учащихся, воспитание интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края, его прошлому – традициям, обычаям, - и настоящему;

  • развитие интереса к природе родного края;

  • развитие эмоционального восприятия на основе услышанного и увиденного, осмысление ценности того, что нас окружает.

  • изучение чрезвычайно богатой и многокрасочной литературы Пармы, знакомство детей с переводной коми – пермяцкой литературой.

Использование регионального компонента на уроках русского языка и литературы дает новые знания по другим предметам: по литературе, русскому языку, истории, географии, музыке, изобразительному искусству. У учащихся обогащается и развивается речь, в процессе изучения регионального материала воспитывается чувство любви к малой и большой родине, формируется нравственные основы личности, её духовный и этический потенциал. Это способствует общему развитию школьника.











































Глава 1. Национально –региональный компонент.


В последнее время в образовательную практику вводится национально-региональный компонент в структуре государственного образовательного стандарта.
До настоящего времени вопрос о соотнесенности государственного образовательного стандарта и национально-регионального компонента не имеет однозначного решения как в теории, так и в практике обучения русскому языку.
В государственном стандарте представлено базовое содержание школьного курса русского языка для всех видов и типов учебных заведений, обязательное для основной общеобразовательной школы, а также определены требования к знаниям и умениям учащихся по этому предмету по окончании девятилетней школы.
Национально-региональный же компонент государственного образовательного стандарта по русскому языку включает в себя два аспекта: во-первых, национально-культурный аспект, который является обязательной частью курса русского языка и который должен обеспечить приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, осмысление школьниками национального своеобразия родного языка; во-вторых, региональный аспект, который обеспечивает осмысление учащимися языковых фактов, специфичных для того или иного региона России.
Национально-культурный аспект реализует федеральный и частично региональный компоненты государственного образовательного стандарта. Региональный компонент реализуется в региональном аспекте, который отражает региональные особенности конкретного субъекта РФ.
На региональный компонент выделяется 10-15% времени, что создает условия для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса.
 В настоящее время разработаны или разрабатываются региональные стандарты в разных областях и республиках нашей страны. Сложились даже определенные технологии разработки.
Под региональным компонентом школьного лингвистического курса в современной лингводидактике следует понимать «систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс русского языка местного языкового материала, как в тематическом отношении, так и в отношении сугубо лингвистическом». (Благова, О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента // РЯШ. // 1993 № 4 с.16-19).

Методисты предлагают рассматривать региональный компонент в преподавании русского языка как углубленную лингвокраеведческую работу и использовать местный языковой материал не только на уроках русского языка, но и для внеклассной работы. Ведь «живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, рассказывает о  ее истории и сегодняшнем дне, что в конечном счете способствует общей гуманизации школьного образования». (Благова, О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента // РЯШ. // 1993 № 4 с.16-19).


Глава 2. Использование национально-регионального компонента на уроках литературы.

Национально – региональный компонент я использую на уроках литературы.

Мною разработана программа «Литература родной Пармы». (Приложение 1) Это уроки внеклассного чтения. Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и открывают широкие возможности для воспитания высокой читательской культуры. Они проходят в самых разнообразных формах: рассказы детей о прочитанных книгах, чтение вслух интересных отрывков, выразительное чтение, литературный монтаж, час поэзии, конкурс на лучшего чтеца, конференция с участием писателей, поэтов, заочные путешествия.

Уроки внеклассного чтения готовлю по книгам «Ступени надежд», «Заветный клад», «Шаги времени», «Книга Памяти», «Литература родной Пармы», «Сто дней, сто ночей», «Страницы истории», «Наша боль» и другие. (Приложение 2)

Прочитав книгу «Ступени надежд», дети узнали о прошлом и настоящем округа, о красоте его лесов и рек, а главное, о красоте души народа, живущего на этой земле и прославившего ее своими трудовыми подвигами, созданиями своего таланта.

Из «Заветного клада» дети запомнили легенды, мифы, предания, сказки, лирические песни.

«Книга Памяти» помогает собирать материал о героях, живущих в деревне и в районе. Материалы этой книги использую при изучении произведений о Великой Отечественной войне.

«Литература родной Пармы» помогает развивать творческие способности учащихся, расширять их знания в области коми - пермяцкой литературы.

На таких уроках я широко использую краеведческий материал, который находится в школе. Это исследовательские работы детей и материалы школьного музея. Такие уроки внеклассного чтения проходят на высоком эмоциональном уровне. Учащиеся включаются в краеведческий поиск, учатся проносить через себя радостные и трагические события своего края, переживают за судьбы его жителей.






Глава 3. использование национально – регионального компонента на уроках русского языка.


3.1. Использование материала из художественных произведений местных писателей на уроках русского языка для анализа текста.

В настоящее время учитель русского языка при подготовке к проведению конкретного урока может использовать в качестве материала связные тексты, которые могут быть использованы не  на одном уроке, а на целом ряде уроков и расширят знания учащихся о родном крае, его истории, природы, животном мире и т. п. Методисты считают работу с текстом очень важной.
Создаю свой методический комплекс по определенным темам. Использую краеведческий материал в первую очередь на уроках развития речи, в контрольных диктантах и в самостоятельной работе учащихся.
При комплексном анализе сливаются воедино практические и научные задачи русского языка. Систематический и комплексный анализ текста является «мощным стимулом речевого развития ученика, развития эмоциональной и интеллектуальной сфер его личности, взаимосвязанного развития обоих типов мышления: с одной стороны, ассоциативно-образного, с другой – логического». (Бабайцева Комплексный анализ текста (на уроке русского языка).// Русская словесность, // 1997. № 3. с. 57- 61).
Для анализа художественных произведений не обязательно выделять отдельные уроки и проводить анализ полностью. Такую работу необходимо проводить систематически (начиная с V класса) на уроках русского языка. Например, использовать тексты рассказов известных коми-пермяцких писателей – А. Шадрина, В. Баталова, И. Минина, Т Фадеева, С. Федосеева и др.
Анализ мини-отрывков из художественных произведений может сопровождать и традиционную орфографическую работу. Так обучающий диктант любой разновидности (выборочный, объяснительный и т.п.), формирует определенный навык правописания. В этом случае ученики, записав под диктовку предложения и прокомментировав их со стороны правописания, обращают внимание на то, как каждый из этих отрывков по-разному живописует явление действительности, какие наблюдения поэтов обогащают наше представление об этом явлении, какие образные языковые средства помогают точнее и ярче описать разные его признаки.
Не менее важно определение характера заданий к текстам и последовательности их выполнения. Выразительное чтение поэтического произведения, лингвистический анализ, выполнение творческой работы, позволяющей почувствовать творцом вслед за автором, - все это создает на уроке ту речевую среду,  которая становится естественной для учащихся, если анализ художественного текста входит в систему работы учителя. Воспитание и обучение в данном случае взаимодействуют, так как хорошо организованная работа, знание и понимание окружающей действительности вызывает у учеников потребность высказаться. (Приложение 3)
Работа с текстами местных писателей вызывает особый интерес учащихся, пробуждает в них чувство слова.
Для лингвистического анализа на уроках русского языка использую не только тексты, но и пословицы, поговорки, лирические песни, мини-тексты, состоящие из двух-трех предложений, выбранных в соответствии с изучаемой темой из художественных произведений.
Анализ текстов особенно важен в 8-9 классах; при изучении синтаксиса он приобретает определяющий характер, так как синтаксическая структура предложения является одним из основных показателей типа текста и, к тому же, старшие школьники уже подготовлены к полному комплексному анализу текста. (Приложение 4)
Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, в то же время он заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край.
При таком многообразии материала особую важность приобретают критерии отбора текстов и заданий к ним. С точки зрения содержания очень важно, на наш взгляд, анализировать тексты, раскрывающие природные особенности, данной местности, ее историю, национальные традиции. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о проблемах экологии и т.п. При этом необходимо обращать внимание на эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передает автор. Для современного ученика особенно важны тексты, вызывающие светлые, добрые чувства, дающие возможность ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогающие сформировать оптимистическое мироощущение.



















3.2. Использование дидактического материала из художественных произведений местных писателей на уроках русского языка.

Дидактический материал представляет собой серию карточек, предназначенных для закрепления и углубления знаний по теме «Синтаксис», «Лексика», «Фразеология» «Морфология», совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.
Так, при изучении теоретических сведений о существительных сообщается, что они часто стоят в начале текста, определяя его тему, а нередко и место и время того, о чем говорится в тексте, усиливая тем самым его цельность. (Приложение 5)

Солнце вечернее, дай оглядеться:
Поле на взлобке. Покосы. Жнивьё.
Снова со мною встречается детство,
Как повзрослело ты, детство моё!..
(6, 218)

При изучении глаголов показывается, что сообщение о действиях предмета характеризует предмет.

Сколько обломал он говорливых веток,
Сколько он берёзок топором срубил,
Не моргнувший глазом, за какой-то веник
Он весёлый шелест навсегда убил…
(6, 118)

При изучении прилагательных подчеркивается, что они передают красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают речь выразительней, точнее:

Кожа на руках матери была покрыта множеством больших и маленьких трещин. Так в засушливую погоду трескается намытый в половодье ил. но особенно страшными были пальцы, на каждом сгибе которых зияла кровоточащая рана… (6, 161)

При изучении причастий и деепричастий привлекается внимание учащихся к причастным и деепричастным оборотам, их роли в речи и пунктуационным особенностям предложений, содержащих подобные обороты:

Усевшись под берёзой, он принялся за обед. Быстро, даже как-то незаметно, исчезли картошка, лук и яйцо. Опорожнив бутылку молока, Митя взял оставшийся кусок хлеба и пошёл к лошади. Заметив приближавшегося хозяина, лошадь подняла голову от травы, тихонько заржала и медленно двинулась ему навстречу. Отламывая по небольшому кусочку, Митя скормил ей хлеб и нова пустил пастись, а сам свернул в лес… ( 6, 168)

При изучении темы «Н и НН в разных частях речи» я использую отрывки из стихотворений известного поэта А. Шадрина

И снова багряные листья
Мне шепчут и шепчут, кружа,
Что утром туманным и мглистым
Кого-то ты ждёшь у окна,
Что в ясные дни и ненастье,
Всё так же одна и одна,
Мечтаешь о светлом ты счастье
И веришь как прежде в меня…

3.3. Развитие речи учащихся на уроках русского языка.


Интересно и необычно проходят уроки развития речи, где я использую региональный компонент. На уроках русского языка детям нравится писать сочинения о родной природе, которая их окружает, о доме, о своей семье.

Отрывок из сочинения Щербакова Ивана.

Утром выглядываю в окно и вижу чудесную картину: высокие могучие ели стоят перед моим домом, как лесные великаны. Они протягивают мне свои мохнатые лапы, желают доброго утра.

Смотрю и любуюсь. Мне кажется, что я нахожусь в большом сказочном лесу. Такую красоту можно увидеть только у нас в Порошево…


Останина Анна занимается краеведческим исследованием. Она написала прекрасную родословную, занимается поиском прошлого своей деревни Маскали. Это помогает ей писать хорошие сочинения.

Я живу в деревне Маскали. Старые люди говорят, что назвали эту деревню в честь маскалёвичей. Когда-то в этом месте не было ни одного дома. Везде был дремучий лес, но в эти места пришли три брата Останиных. Один остался в Верхних Маскалях, другой обосновался здесь, а третий поселился в Нижних Маскалях.

Широкие поля раскинулись за деревней. Летом на этих полях растут душистый клевер, васильки, ромашки и колокольчики. Пасутся табуны лошадей, стада коров и овец. За полями видны леса. А в конце деревни растет могучий кедр. Как сторож, он бережет деревню от злых ветров и дождей. Давным-давно росли тут два кедра, но однажды разыгралась гроза, и молния ударила по стволу одного дерева. Дерево не выдержало удара и с шумом упало на землю. Остался кедр один, летом он угощает нас вкусными шишками…

Работая над сочинениями, младшие школьники замечают удивительные явления окружающей природы, восхищаются ими, учатся понимать красоту своей малой родины, а значит, любить ее. В 5 классе это только мини-сочинения: «Чудо в декабре», «Вид из моего окна», «Моя зима». В 6 классе темы уже усложняются: «Таланты в деревне живут», «Что в имени моем», «Дорога в школу», «Выпускники моей школы». В 7 классе – «Малая моя родина», «История из семейного альбома», «Счастливая старость» и другие. (Приложение 6)

Детское сочинение – это возможность поделиться впечатлениями, переживаниями с учителем, классом. В сочинении проявляется, а значит и воспитывается восприятие красоты природы, красоты человека. Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких – либо проявлений.

Дети материал собирают в папки, применяют на уроках литературы, делятся своими впечатлениями.



































Глава 4. Использование национально – регионального компонента во внеклассной работе.


4.1. Исследовательская деятельность.

В своей практике использую методы исследовательской деятельности. Умение анализировать, составлять, строить свои догадки и проверять их на практике, стремление к поиску неизведанного, желание вести пусть небольшую, но исследовательскую работу – это ценные качества в современной жизни. Со своими работами дети участвуют в школьных и районных конкурсах: «Мою маму зовут Татьяна», «Родимый сердцу уголок», «Песня в жизни моей бабушки».


4.2. Топонимика в краеведческой работе.

Педагоги, методисты, учителя отмечают, что настоящее краеведение не мыслимо без занятий топонимикой, предполагающих ассоциативные связи с различными науками: историей, географией, литературой - и с жизнью и с деятельностью человека - "вся история имен социальна".
Топонимия часто привлекает учителей-словесников, т.к. географические названия таят в себе и мудрость народа, и исторические предания, и хитроумные загадки родного языка.
Топонимика служит прекрасным средством стимулирования познавательного интереса подростка-школьника к изучению "прошлого и настоящего своего края путем поиска связей между географическими условиями местности,  историей, языком народа и отражением их в географических названиях". Кроме того, в топонимии мы найдем "историю ее заселения и освоения, характеристику природы, значение в формировании русского государства, хозяйственную деятельность и т.п. В топонимах нашей области обнаруживается, кроме русского языка и его диалектов, следы древних народов, живших или кочевавших на ее территории:  скифских, тюркских, угро-финских, древнеславянских и др." (Дейкина А.Д. Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку. //РЯШ. // 1993. № 5. с. 3-11).

Географических названий, окружающих нас в любом поселке и селе, очень много: это названия лесов и полян, оврагов и угорков, рек и прудов, дорог, вырубок, ягодных мест. А кроме того -- названия улиц и переулков, мест, где берут воду и т. д. Работы ребят обращены к описанию своих деревень, к историческому прошлому: «Два кедра», «История моей школы», «О чем говорят имена Пармы», «Моя малая родина».

Топонимические материалы использую при изучении способов словообразования (сложение основ - Пятигоры, Дасмортово, Новоселы, Вовдзебан, приставочный -- Подгора, Несоли, суффиксальный-Собачка).


В результате осуществления исследовательской деятельности ребята с удовольствием оформляют фотоальбомы: «Природа моего края», «Моя деревня», «Богатство моего края». «История старой фотографии».

Внедрение национально-регионального компонента в изучение литературы и русского языка во многом решает задачу гуманизации образования, усиливает практическую и актуальную направленность уроков, учитывая интересы учащихся, формирует национальную, общекультурную компетентность грамотного ученика, знающего историю, традиции, обычаи, прошлое своего края. Потому как без знания прошлого в настоящем не построить будущего, которое будет жить веками.

Считаю, что моя методическая тема способствует формированию самостоятельности творчества, развивает познавательный интерес, воспитывает любовь к родине, позволяет детям больше узнать о жизни и культуре коми- пермяков.
































Заключение.


Вследствие проводимой работы у учащихся расширяется литературный кругозор в области краеведения, пробуждается интерес к поэзии, литературе, собственному творчеству, учебно-исследовательской работе. Воспитывается чувство любви к своему краю. Вызванный интерес у учащихся побуждает к поиску новой информации.
Работая над методической темой, вижу небольшие результаты. Учёба превращается в увлекательное и интересное дело, растёт число участников в творческих конкурсах, играх. Ученики продвигаются в своём развитии, у них развиваются творческие способности, меняется отношение друг к другу, повышается культура общения, интеллектуальное и речевое развитие. Учащиеся пытаются писать стихи, повышают свой кругозор, пишут доклады, сообщения, готовят к урокам новые материалы, используя внепрограммные

источники.

Параллельно растёт профессионализм учителя.

За период с 2007-2010 годы мои ученики показали следующие результаты:


Тема, название

уровень

результат

дата

Конкурс сочинений «Моя малая Родина»


район

Кукшинова Виктория

3 место

2007\08

Конкурс сочинений «Рекам и озёрам Косинского района посвящается»





район

Останина Анна

1 место

Зотев Евгений 2 место

Носков Иван

3 место

2009/10

Конкурс сочинений

«Великой Победе сиять в веках»


район

Останина Анна

1 место

Носков Иван

2 место

2009/10

Конкурс «Чистая вода»

номинация «Мой водный мир»


край

Останина Анна

2 место

2009/10

В 2009 году Семериков Александр с желанием участвовал в районном и окружном конкурсе исследовательских работ по краеведению «Песня в жизни моей бабушки» и занял 1 место в районе.






Литература.

1. Бабайцева В.В. Бернарская Л.Д. Комплексный анализ текста (на уроке русского языка).// Русская словесность. – 1997. - № 3. – с. 57-61.

2.  Благова Н.Г., Коренева Л.А., Родченко О.Д. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (для средней общеобразовательной школы). // РЯШ. – 1993. - № 4 – с.16-19.


3. Дейкина А.Д. Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку. //РЯШ. – 1993. - № 5. – с. 3-11.


4. Закон РФ «Об образовании». – М., 1996.

5. В Климов Ступени надежд. – Кудымкар, 1994.


6. Литература родной Пармы: хрестоматия для общеобразовательных учреждений Пермского края, 8-9 кл./ автор-сост. Н.А. Мальцева. – Кудымкар, 2009. – 376 с.: ил.


























Приложение 5

5-6 классы

Тема «Существительное»


Карточка 1.

Прочитайте. Есть ли в тексте примеры существительных, обозначающих место и время того, о чём говорится в тексте.

Солнце вечернее, дай оглядеться:
Поле на взлобке. Покосы. Жнивьё.
Снова со мною встречается детство,
Как повзрослело ты, детство моё!..
Н. Попов «В родных местах» (с. 218)

Карточка 2.

Найдите существительные. Разберите по членам предложения. У существительных определите род, число, падеж.

Вечер. Иней. И мороз.
Сильный да трескучий!
Даже месяц в небо врос
Льдинкою колючей.
Полог тёмно-голубой
Расцветили звёзды…
Ступени надежд И. Гагарин, 94

Карточка 3.

Выучите стихотворение наизусть. Напишите по памяти.

Утро. Ранний час. Светает.
День погожий наступает.
Серебром блестит едва
У Кудымкара Кува.

Ступени надежд С. Караваев 85











…Сколько обломал он говорливых веток,
Сколько он берёзок топором срубил,
Не моргнувший глазом, за какой-то веник
Он весёлый шелест навсегда убил…
(Литература родной Пармы 5-6 кл. 2002 с. 118)

Есть в деревне Светлый Бор

Знаменитый дед Егор.

Прожил семьдесят пять лет,

Но хоть сед, да крепок дед.

Избы ставит, сено косит,

Да и спляшет, коль попросят.

Скажем коротко: старик

Жить без дела не привык…

Ступени надежд 87 1994


В первую осе…юю зиму Митя еще (не) научился плести лапти а н…какой другой обуви у него не было. Поэтому по утрам собравшись в школу он выж…дал когда гомон школьников смолкнет на улице и лишь после этого выбегал из дому.



1) Когда он проснулся над широкой рекой еже низко летали утки а в небе на стороне Лобана во весь свой позолоченный лик сияло ярко-красное солнышко. 2) Со стороны реки тянуло приятной мягкой сыростью там в осоке квакали лягушки плескались шустрые рыбки. 3) Туман уже растаял но на стебельках трав еще блестели бусинки росы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!