СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ открытого урока "Биологическое действие радиоактивных излучений"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ открытого урока "Биологическое действие радиоактивных излучений"»

Самоанализ открытого урока по физике   «Биологическое действие радиоактивных излучений».   Учитель МБОУ «СОШ № 15» г. Череповец Двойнишникова Т.Л.

Самоанализ открытого урока по физике «Биологическое действие радиоактивных излучений».

Учитель МБОУ «СОШ № 15» г. Череповец Двойнишникова Т.Л.

Цели: Образовательная : усвоение учащимися знаний об источниках радиации, биологическом действии радиоактивных излучений, допустимыми дозами облучения и методами защиты; Развивающая : развитие информационно-коммуникативных умений самообразования, развитие умения использовать ИКТ в учебном процессе для поиска информации и представление ее в заданной форме, развитие умений применять знания на практике; Воспитательные : формирование ответственности и самостоятельности, воспитание эстетических чувств в процессе оформления и подачи материала, положительной мотивации учебного труда.

Цели:

  • Образовательная : усвоение учащимися знаний об источниках радиации, биологическом действии радиоактивных излучений, допустимыми дозами облучения и методами защиты;
  • Развивающая : развитие информационно-коммуникативных умений самообразования, развитие умения использовать ИКТ в учебном процессе для поиска информации и представление ее в заданной форме, развитие умений применять знания на практике;
  • Воспитательные : формирование ответственности и самостоятельности, воспитание эстетических чувств в процессе оформления и подачи материала, положительной мотивации учебного труда.
Задачи Познакомить учащихся с естественными и искусственными источниками радиации и даваемыми ими дозами облучения; Познакомить учащихся с механизмом воздействия радиоактивного излучения на ткани организма; Познакомить учащихся со способами защиты от радиоактивного излучения; Научить учащихся самостоятельно работать с дополнительной литературой по заданной теме; Выработать у учащихся умение составлять и делать доклады по заданной теме; Развить навыки учащихся по чтению и составлению информационных таблиц; Выработать у учащихся умение анализировать полученную информацию и делать научно обоснованные выводы; Развить интерес к физике

Задачи

  • Познакомить учащихся с естественными и искусственными источниками радиации и даваемыми ими дозами облучения;
  • Познакомить учащихся с механизмом воздействия радиоактивного излучения на ткани организма;
  • Познакомить учащихся со способами защиты от радиоактивного излучения;
  • Научить учащихся самостоятельно работать с дополнительной литературой по заданной теме;
  • Выработать у учащихся умение составлять и делать доклады по заданной теме;
  • Развить навыки учащихся по чтению и составлению информационных таблиц;
  • Выработать у учащихся умение анализировать полученную информацию и делать научно обоснованные выводы;
  • Развить интерес к физике
Тип урока  урок открытия нового знания. оборудование: учебники, тетради, проектор, компьютер, презентация на тему «Биологическое действие радиоактивных излучений», таблицы .  формы организации учебной работы: индивидуальная, парная и фронтальная.

Тип урока

урок открытия нового знания.

оборудование:

учебники, тетради, проектор, компьютер, презентация на тему «Биологическое действие радиоактивных излучений»,

таблицы .

формы организации учебной работы: индивидуальная, парная и фронтальная.

Соответствие урока требованиям ФГОС 1.  Ориентация на новые образовательные результаты 2. Нацеленная деятельность на формирование УУД 3. Использование современных образовательных технологий -  ИКТ, технология здоровьесбережения (дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся)

Соответствие урока требованиям ФГОС

1.  Ориентация на новые образовательные результаты

2. Нацеленная деятельность на формирование УУД

3. Использование современных образовательных технологий -  ИКТ, технология здоровьесбережения (дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся)

Планируемые результаты:   В плане личностных УУД  – развитие способности к самооценке на основе успешности учебной деятельности, учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; В плане регулятивных УУД  – развитие принимать и сохранять учебную задачу, учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения, адекватно воспринимать оценку товарищей; В плане познавательных УУД  – развитие умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи, приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач, действие со знаково- символическими средствами; В плане коммуникативных УУД  – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определении цели), развитие умения адекватно использовать коммуникативные средства для решения коммуникативных задач в группе, управление поведением партнеров – контроль, коррекция, оценка действий партнеров.

Планируемые результаты:

  • В плане личностных УУД – развитие способности к самооценке на основе успешности учебной деятельности, учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • В плане регулятивных УУД – развитие принимать и сохранять учебную задачу, учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения, адекватно воспринимать оценку товарищей;
  • В плане познавательных УУД – развитие умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи, приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач, действие со знаково- символическими средствами;
  • В плане коммуникативных УУД – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определении цели), развитие умения адекватно использовать коммуникативные средства для решения коммуникативных задач в группе, управление поведением партнеров – контроль, коррекция, оценка действий партнеров.
Структура урока Структурные элементы урока Дидактические задачи 1.Орг. Деятельность момент Настроить на восприятие нового материала учителя Деятельность Психологически подготовить учащихся к общению на уч. занятии Приветствие, организация внимания школьников, эмоциональный настрой на урок учащихся Организуют рабочее место; включаются в деловой ритм Показатели реальных результатов Доброжелательный настрой, кратковременность этапа, готовность класс к учебному занятию, быстрое включение в деловой ритм, организация внимания всех учащихся.

Структура урока

Структурные

элементы урока

Дидактические задачи

1.Орг.

Деятельность

момент

Настроить на восприятие нового материала

учителя

Деятельность

Психологически подготовить учащихся к общению на уч. занятии

Приветствие, организация внимания школьников, эмоциональный настрой на урок

учащихся

Организуют рабочее место; включаются в деловой ритм

Показатели

реальных результатов

Доброжелательный настрой, кратковременность этапа, готовность класс к учебному занятию, быстрое включение в деловой ритм, организация внимания всех учащихся.

Структура урока Структурные элементы урока Дидактические задачи 2.Мотивация, Деятельность целеполагание Обеспечить мотивационную готовность уч-ся к активной познавательной деятельности на уроке учителя Деятельность Определяет тему урока, подводит к постановке учебных задач, логике проведения урока учащихся Показатели Вместе с учителем определяют цели своей деятельности, читают словарь урока (дозы излучения,…) реальных результатов Мотивационная готовность к активной учебно-познавательной деятельности, формулировка целей

Структура урока

Структурные

элементы урока

Дидактические задачи

2.Мотивация,

Деятельность

целеполагание

Обеспечить мотивационную готовность уч-ся к активной познавательной деятельности на уроке

учителя

Деятельность

Определяет тему урока, подводит к постановке учебных задач, логике проведения урока

учащихся

Показатели

Вместе с учителем определяют цели своей деятельности, читают словарь урока (дозы излучения,…)

реальных результатов

Мотивационная готовность к активной учебно-познавательной деятельности, формулировка целей

 Можно ли построить здоровое общество,  если каждый человек не будет задумываться  о своем собственном здоровье.

Можно ли построить здоровое общество,

если каждый человек не будет задумываться

о своем собственном здоровье.

Структура урока Структурные элементы урока Дидактические задачи 3.Актуализация Деятельность субъектного опыта Актуализировать субъектный опыт учащихся по теме урока учителя Деятельность Организует работу по вопросам проверки ранее изученного материала и основными тезисами по теме урока учащихся учащихся Актуализирует субъектный опыт. Отвечают на предложенные вопросы, читают основные тезисы. Показатели реальных результатов Действия учащихся с объектом изучения.

Структура урока

Структурные

элементы урока

Дидактические задачи

3.Актуализация

Деятельность

субъектного опыта

Актуализировать субъектный опыт учащихся по теме урока

учителя

Деятельность

Организует работу по вопросам проверки ранее изученного материала и основными тезисами по теме урока

учащихся

учащихся

Актуализирует субъектный опыт. Отвечают на предложенные вопросы, читают основные тезисы.

Показатели

реальных результатов

Действия учащихся с объектом изучения.

Вопросы на тему «Радиация»:   1). Что такое радиоактивность? 2). Какие элементы в таблице Менделеева являются радиоактивными? 3). Каков состав радиоактивного излучения? 4). Что такое α – лучи? 5). Что такое β – лучи? 6). Что такое γ – лучи? 7). Какие еще электромагнитные волны оказывают вредное влияние на человека? 8). Что такое ядерная реакция? 9). Дайте определение цепной ядерной реакции. 10). Что такое ядерный реактор?

Вопросы на тему «Радиация»:

  • 1). Что такое радиоактивность?
  • 2). Какие элементы в таблице Менделеева являются радиоактивными?
  • 3). Каков состав радиоактивного излучения?
  • 4). Что такое α – лучи?
  • 5). Что такое β – лучи?
  • 6). Что такое γ – лучи?
  • 7). Какие еще электромагнитные волны оказывают вредное влияние на человека?
  • 8). Что такое ядерная реакция?
  • 9). Дайте определение цепной ядерной реакции.
  • 10). Что такое ядерный реактор?
Структура урока Структурные элементы урока Дидактические задачи 4.Усвоение Деятельность новых знаний и Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание информации о биологическом действии радиоактивных излучений учителя Деятельность Организует изучение нового материала с адаптированным текстом способов деятельности учащихся Овладевают разными способами переработки информации: чтение адаптированного текста Показатели реальных результатов Активное действие учащихся с объектом изучения; использование самостоятельности в добывании знаний

Структура урока

Структурные

элементы урока

Дидактические задачи

4.Усвоение

Деятельность

новых знаний и

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание информации о биологическом действии радиоактивных излучений

учителя

Деятельность

Организует изучение нового материала с адаптированным текстом

способов деятельности

учащихся

Овладевают разными способами переработки информации: чтение адаптированного текста

Показатели

реальных результатов

Активное действие учащихся с объектом изучения; использование самостоятельности в добывании знаний

Поглощенная доза излучения      E      D =      m  D – поглощенная доза излучения, Гр   E – энергия ионизирующего излучения, Дж  m – масса облучаемого вещества, кг

Поглощенная доза излучения

E

D =

m

D поглощенная доза излучения, Гр

E энергия ионизирующего излучения, Дж

m масса облучаемого вещества, кг

Механизм попадания радиоактивных веществ  в организм человека  Радиоактивные частицы из воздуха во время дыхания могут попасть в легкие.  Радиоактивные изотопы могут проникать в организм вместе с пищей или водой. Изотопы, испуская гамма-излучение, способны облучить организм снаружи.

Механизм попадания радиоактивных веществ в организм человека

Радиоактивные частицы из воздуха во время дыхания могут попасть в легкие.

Радиоактивные изотопы могут проникать в организм вместе с пищей или водой.

Изотопы, испуская гамма-излучение, способны облучить организм снаружи.

Структура урока Структурные элементы урока Дидактические задачи 5.Первичная проверка Деятельность понимания Установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; выявить пробелы, провести коррекцию неверных представлений. учителя Деятельность Возвращает к ключевым фразам и организует работу по ним. учащихся Показатели Усваивают знания на репродуктивном и конструктивном уровнях. реальных результатов Правильность и осознанность усвоения основного содержания учебного материала большинством учащихся; устранение пробелов в знаниях.

Структура урока

Структурные

элементы урока

Дидактические задачи

5.Первичная проверка

Деятельность

понимания

Установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; выявить пробелы, провести коррекцию неверных представлений.

учителя

Деятельность

Возвращает к ключевым фразам и организует работу по ним.

учащихся

Показатели

Усваивают знания на репродуктивном и конструктивном уровнях.

реальных результатов

Правильность и осознанность усвоения основного содержания учебного материала большинством учащихся; устранение пробелов в знаниях.

Источники радиоактивного излучения Естественный радиационный фон 1,9 мЗв /г  Внешнее облучение  0,65 мЗв/г Внутреннее облучение 1,25мЗв/г  космическое  земная  дыхание  пища  жилье  излучение радиация 0,8 мЗв/г 0,4 мЗв/г 0,05 мЗв/г  0,3 мЗв/г 0,35 мЗв/г Искусственные источники радиации 0,4 мЗв/г  источники радиации, используемые в медицине 0,38 мЗв/г ядерные взрывы 0,018 мЗв/г атомная энергетика 0,0019 мЗв/г

Источники радиоактивного излучения

Естественный радиационный фон 1,9 мЗв /г

Внешнее облучение 0,65 мЗв/г Внутреннее облучение 1,25мЗв/г

космическое земная дыхание пища жилье

излучение радиация 0,8 мЗв/г 0,4 мЗв/г 0,05 мЗв/г

0,3 мЗв/г 0,35 мЗв/г

Искусственные источники радиации 0,4 мЗв/г

  • источники радиации, используемые в медицине 0,38 мЗв/г
  • ядерные взрывы 0,018 мЗв/г
  • атомная энергетика 0,0019 мЗв/г
Структура урока Структурные элементы урока Дидактические задачи  6.Закрепление знаний Деятельность  учителя Деятельность Обеспечить усвоение новых знаний и способов деятельности на уровне применения в измененной ситуации  учащихся Показатели Обеспечивает применение новых знаний и способов деятельности на уровне применения в измененной ситуации. Создает условия для формирования системы ведущих знаний.  реальных результатов Самостоятельно выполняют задания, требующие применения знаний в знакомой и измененной ситуациях. Совершенствуют умения сравнения, сопоставления  Самостоятельность учащихся в выполнении заданий.

Структура урока

Структурные

элементы урока

Дидактические задачи

6.Закрепление знаний

Деятельность

учителя

Деятельность

Обеспечить усвоение новых знаний и способов деятельности на уровне применения в измененной ситуации

учащихся

Показатели

Обеспечивает применение новых знаний и способов деятельности на уровне применения в измененной ситуации. Создает условия для формирования системы ведущих знаний.

реальных результатов

Самостоятельно выполняют задания, требующие применения знаний в знакомой и измененной ситуациях. Совершенствуют умения сравнения, сопоставления

Самостоятельность учащихся в выполнении заданий.

Проникающая способность излучения   Вид излучения Длина свободного пробега В воздухе Альфа - лучи Опасное воздействие В биологических тканях До нескольких сантиметров Бета - лучи Гамма - лучи До 0,1 мм До нескольких метров Около 100 м Радиоактивное загрязнение кожи До нескольких сантиметров Воздействие на кожу, слизистую оболочку глаз, легкие и ЖКТ 10 – 15 см Ионизация вещества

Проникающая способность излучения

Вид излучения

Длина свободного пробега

В воздухе

Альфа - лучи

Опасное воздействие

В биологических тканях

До нескольких сантиметров

Бета - лучи

Гамма - лучи

До 0,1 мм

До нескольких метров

Около 100 м

Радиоактивное загрязнение кожи

До нескольких сантиметров

Воздействие на кожу, слизистую оболочку глаз, легкие и ЖКТ

10 – 15 см

Ионизация вещества

Структура урока Структурные элементы урока Дидактические задачи 7.Итог урока Деятельность Выявить качество усвоения уч-ся знаний по теме, развивать способности к оценочным действиям. Пополнить опыт творческой деятельности учителя Деятельность Создает условия для оценки деятельности на учащихся на уроке. учащихся Показатели Делают обобщения. Выводы, умозаключения. реальных результатов Получение достоверной информации о результатах достижения целей урока.

Структура урока

Структурные

элементы урока

Дидактические задачи

7.Итог урока

Деятельность

Выявить качество усвоения уч-ся знаний по теме, развивать способности к оценочным действиям. Пополнить опыт творческой деятельности

учителя

Деятельность

Создает условия для оценки деятельности на учащихся на уроке.

учащихся

Показатели

Делают обобщения. Выводы, умозаключения.

реальных результатов

Получение достоверной информации о результатах достижения целей урока.

Вопрос - ответ  1. Чему равна эквивалентная доза естественного радиационного фона? 2. Из чего складывается естественный радиационный фон? 3. Из чего складывается внешнее облучение? 4. Из чего складывается внутреннее облучение? 5. Какой радиоактивный газ вносит наибольший вклад во внутреннее облучение? 6. Назовите искусственные источники радиации. 7.Рассчитайте суммарную дозу облучения, которую получает человек за счет искусственных источников радиации. 8. Назовите способы защиты от радиации. 9.Чему равна предельно допустимая доза радиации для лиц, работающих с радиоактивными препаратами?

Вопрос - ответ

1. Чему равна эквивалентная доза естественного радиационного фона?

2. Из чего складывается естественный радиационный фон?

3. Из чего складывается внешнее облучение?

4. Из чего складывается внутреннее облучение?

5. Какой радиоактивный газ вносит наибольший вклад во внутреннее облучение?

6. Назовите искусственные источники радиации.

7.Рассчитайте суммарную дозу облучения, которую получает человек за счет искусственных источников радиации.

8. Назовите способы защиты от радиации.

9.Чему равна предельно допустимая доза радиации для лиц, работающих с радиоактивными препаратами?

Структура урока Структурные элементы урока Дидактические задачи 8.Домашнее задание Деятельность Развивать творческие способности учащихся учителя Деятельность Дает информацию о домашнем задании, проверяет понимание содержания и способов выполнения домашнего задания. учащихся Показатели Слушают информацию о домашнем задании. реальных результатов Реализация необходимых условий учащихся успешного выполнения домашнего задания

Структура урока

Структурные

элементы урока

Дидактические задачи

8.Домашнее задание

Деятельность

Развивать творческие способности учащихся

учителя

Деятельность

Дает информацию о домашнем задании, проверяет понимание содержания и способов выполнения домашнего задания.

учащихся

Показатели

Слушают информацию о домашнем задании.

реальных результатов

Реализация необходимых условий учащихся успешного выполнения домашнего задания

Домашнее задание §113, ответить на вопросы, прочитать краткие итоги 13 главы .

Домашнее задание

§113, ответить на вопросы, прочитать краткие итоги 13 главы .

Структура урока Структурные элементы урока Дидактические задачи 9. Рефлексия Деятельность Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). учителя Деятельность Предлагает учащимся поставить значок + на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия на уроке учащихся Показатели Учащиеся ставят знаки: +, - на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия на уроке реальных результатов Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.

Структура урока

Структурные

элементы урока

Дидактические задачи

9. Рефлексия

Деятельность

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения).

учителя

Деятельность

Предлагает учащимся поставить значок + на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия на уроке

учащихся

Показатели

Учащиеся ставят знаки: +, - на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия на уроке

реальных результатов

Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.

Рефлексия «Выбор»  Поставьте значок + на линии в том месте, которое отражает ваше отношение к уроку и степень участия в нем: 1. Я считаю, что занятие было    интересным ________________ скучным. 2. Я научился  многому______________ малому. 3. Я думаю, что слушал других   внимательно ________________невнимательно. 4. Я принимал участие в дискуссии    часто______________________редко. 5. Результатами своей работы на уроке я    доволен __________________не доволен .

Рефлексия «Выбор»

Поставьте значок + на линии в том месте,

которое отражает ваше отношение к уроку и

степень участия в нем:

1. Я считаю, что занятие было

интересным ________________ скучным.

2. Я научился многому______________ малому.

3. Я думаю, что слушал других

внимательно ________________невнимательно.

4. Я принимал участие в дискуссии

часто______________________редко.

5. Результатами своей работы на уроке я

доволен __________________не доволен .

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!