Самоанализ модульного урока по теме «Простые вещества – металлы».
Урок химии в 9 классе был спланирован по технологии модульного обучения. Я считаю, что уроки с модулями дают высокую результативность. Поскольку модульное обучение в качестве одной из целей преследует формирование у школьника навыков самообразования. Поэтому эффективность обучения будет много выше, если мои учащиеся смогут овладевать знаниями сами, а я буду управлять этим процессом – мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Модульный урок тем и отличается от обычного, что ребята учатся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. Особое внимание обращаю на то, чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что и как необходимо сегодня изучить, на чём сосредоточить своё внимание. Такая учебной деятельности переводит из режима информирования в режим консультирования и управления.
Урок по теме «Простые вещества – металлы» - 1 из 11 часов, отведенных на изучение металлов. С металлами учащиеся частично были ознакомлены на уроках химии в 8 классе. А тема данного урока будет основой для изучения всего блока «Металлы».
Для работы на уроке были поставлены следующие цели:
Образовательная: рассмотреть положение металлов в системе элементов Д.И. Менделеева; познакомить с основными физическими свойствами металлов, выяснить, чем они обусловлены.
Развивающая: развитие учебных навыков работы с текстом, с химическими веществами и оборудованием, с интернет-ресурсами; развитие творческих способностей школьников и желание продолжить самостоятельную работу по созданию электронной презентации; формирование универсальных учебных действий: наблюдать, сравнивать, рассуждать, анализировать, обобщать и делать выводы.
Воспитательная: обучение учащихся самостоятельности при получении знаний; выработке собственного мнения; умения работать в парах, быть внимательным к себе и к окружающим.
Здоровьесберегающая: профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности.
При планировании урока были учтены программные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса.
Тип урока – изучение нового материала. Технология модульного обучения и электронные образовательные ресурсы максимально активизировали детей в процессе урока на познавательно-исследовательскую деятельность. В нем задействованы здоровьесберегающие технологии: учащиеся выполняют разные виды работ, сменяющие друг друга. Я считаю, что такая деятельность является элементом развивающего обучения.
Для решения проблемных вопросов были поставлены следующие цели: сравнить особенности строения атомов металлов и неметаллов, объяснить , чем металлы отличаются от неметаллов.
Изучение новой темы происходило по степени нарастания сложности общеучебных умений: 1) по ПСХЭМ повторили положение металлов и неметаллов, 2) объяснили и самостоятельно сделали вывод, что свойства металлов зависят не только от строения, но и от расположения в ПСХЭМ, 3) в результате организации системно-деятельностного подхода, в процессе работы в парах, учащиеся самостоятельно изучили физические свойства металлов.
С целью выявления степени усвоения нового материала учащимися, закрепление изучаемого материала я провела в форме тестирования. В тестах использовались задания из ЕГЭ по химии. При составлении тестов учитывались особенности развития учащихся данного класса.
В модуле урока, предложенном ребятам, каждый этап чётко регламентирован по времени:
На организационный момент я выделила 5 минут: для знакомства с модулем, с УМК, для определения целей, темы урока, для объяснения домашнего задания.
На изучение нового материала я выделила большую часть времени – 25 минут. В этой части модуля предусмотрены разные формы изучения нового материала (беседа, работа со словарем Ожегова (межпредметная связь), работа с учебником, поисковая работа, исследовательская работа, работа в парах, дифференцированные задания).
На закрепление нового материала было отведено – 5 минут. Я считаю, что это оптимально, так как ребята знакомы с работой с тестами. Интерактивной доской.
При определении времени учитывались также возрастные особенности учащихся 9 класса и уровень подготовки.
Продуктивный, поисково-исследовательский, информационный, иллюстративный и работа в парах – это методы, которые способствовали развитию социально-коммуникативных навыков при самостоятельном добывании новых знаний; ребята закрепили навыки анализа текста учебника, работы с химическим оборудованием и химическими веществами.
Эффективность модульного урока состоит в том, что по ходу урока для каждого учащегося создается ситуация успеха: в результате самооценки (получения баллов) каждого вида своей деятельности учащийся в конце урока получает объективную оценку. В нашем случае, я оцениваю деятельность детей на уроке на «отлично».
На этапе рефлексии я поставила цель: выявить степень удовлетворенности детей уроком. Ребятам были предложены 3 смайлика: положительное отношение к уроку, безразличное отношение к уроку и отрицательное отношение к уроку. ____ % учащихся выразили положительное отношение к уроку.
Для проведения урока были созданы следующие учебно-материальные условия:
- модули на каждого учащегося;
- дидактический материал;
- рабочие листы на каждого ученика.
Морально-психологической обстановке способствовало умение учащихся мыслить, работать самостоятельно, желание оказывать помощь товарищу, умение применять теорию на практике.
Я считаю, что поставленные задачи и цели урока были реализованы на оптимальном уровне еще и потому, что смена видов деятельности в соответствии с требованиями здоровьесбрегающей технологии не допустили эмоциональной и физической перегрузки учащихся.
В заключении хочу отметить, что технология модульного обучения направлена на личностно-ориентиронное обучение, организацию системно-деятельностного подхода в обучении химии. Повышает интерес учащихся к предмету, способствует развитию ключевых компетенций (познавательных, социальных и информационных).