СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Салькоко в Саратове

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выдающийся архитектор Алексей Маркович Салько известен в Саратове своим строительством необыкновенно красивыим зданиями. Стиль который использовал А.М.Салько - это стиль "Ропетовского открытого кирпича" получил распространение в конце 19 века. И друзья в шутку называли "салькоко"

Просмотр содержимого документа
«Салькоко в Саратове»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ







«Салькоко в Саратове».

(краткое выступление).



Работу выполнила:

Ученица 10 «А» класса МОУ «СОШ№59

с углубленным изучением предметов»

Заводского района г. Саратова

Воробьева Екатерина.

Научный руководитель:

Учитель истории высшей категории

Лобачева Нина Николаевна.















Саратов -2017 -



Содержание:

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. « Кто же он, скромный труженик?…………………………………5

Глава 2. Гражданское строительство в стиле «салькоко»………………….8

Заключение…………………………………………………………………… 15

Список литературы……………………………………………………………17

Приложение……………………………………………………………………18

































Введение

Памятники архитектуры предназначены всем, кто живет в нашем городе, ходит по его улицам.

Не так уж богат Саратов архитектурными памятниками давних времен, 18 и первой половины 19 века. Архитектурный его облик в основном сформировался позже – на рубеже 19 и 20 столетий..

Если составить перечень архитекторов, формировавших облик старого Саратова и расположить по весомости их вклада в городское благоустройство и строительство, то на первом месте – с большим отрывом остается А.М. Салько, который за более чем полувековую свою деятельность «натворил» здесь столько, что и современников и потомков надолго поверг в изумление – да и возможно ли такое?

Поэтому задачами этой работы являются:

исследовать архитектурное творчество великого зодчего, давшего нашему городу хорошо знакомые саратовцам оригинальные красивые здания, которые стали его достопримечательностями и в хронологической последовательности восстановить формирование центра Саратова конца 19 – начала 20 века.

И архитектор заслуживает, чтобы улица, названная его именем, была самой красивой и известной в городе Саратове и называлась полным названием: «Улица имени зодчего А.М. Салько». В этом плане интересен опыт г. Санкт-Петербурга, где за заслуги перед этим городом, именем зодчего Карла Росси названа небольшая, но очень уютная и красивая улица в центре. Представления о г. Санкт-Петербурге неотделимы от облика архитектурных сооружений архитектора (зодчего) Карла Росси. Так и представления о городе Саратове должны быть неотделимы от облика архитектурных сооружений архитектора (зодчего) Алексея Марковича Салько.

Поэтому интересно понять: «Кто же он, скромный труженик…?»

Этому посвящена первая глава исследования.

Вторая глава посвящена гражданскому строительству А.М. Салько в нашем городе Саратове.

Глава 1. «Кто же он, скромный труженик…».

А.М. Салько родился в 1838 году в Полтаве, в семье городского прокурора. Имея с детских лет наклонности к рисованию и черчению, он поступил в Петербургское строительное училище Главного управления путей сообщения и публичных зданий. Окончив его в 1862 году, А.М. Салько тогда же был назначен «архитекторским помощником» в Саратовскую губернскую строительную и дорожную комиссию.

Годы, последовавшие за официальным назначением А.М. Салько на должность городского архитектора в 1870 году, стали для Алексея Марковича временем его становления как специалиста, формирования его творческого почерка.

Очень тепло об архитекторе говорило купечество, привыкшее оценивать любые деяния материальными мерками. Саратовские купцы подсчитали, сколько он построил домов и сколько произвел на свет потомков. И тех, и других получилось много, потому купец Шерстобитов одобрительно говорил:

Салько «…плодовит не только детьми, но и строениями отменными. Особливо хороши лавки на Верхнем базаре. Из камня, стал быть, сухие, да не горят…».

Архитектор А.М. Салько работал до 1915 года, обретя в городе неслыханную популярность.

Он был необыкновенно скромен, честен, мягок и отзывчив. Невысокого роста, с лукавым прищуром светло-голубых глаз, седой шевелюрой и бородой, умным интеллигентным лицом, одетый обычно в черную суконную пару при белой рубашке и неизменной бабочке — таким представляется нам сегодня наш замечательный земляк Алексей Маркович Салько.

Глава 2. Гражданское строительство в стиле «салькоко».

Во второй половине XIX века в архитектуре на смену русскому классицизму пришел эклектический стиль. Он и стал тем направлением, которого придерживался в своей работе А.М. Салько. Первым объектом архитектора А.М. Салько стал городской театр. Проект его формально подготовил губернский архитектор К.В. Тиден, но фактически автором проекта следует считать молодого в то время архитектора А.М. Салько, который и руководил строительством, завершив его в 1865 году. Наблюдатели отмечали, что внешне это здание напоминало один из венских театров, а внутри - Московский Малый театр.

Первая большая работа А.М. Салько – дом Д.М. Вакурова, построенный в 1874 году, где вскоре была открыта гостиница « Столичная». Здание выглядело тяжеловесным, перегруженностью барельефов на фасаде. Видимо, отсутствие опыта помешало Алексею Марковичу объективно оценить будущее впечатление от своей работы, когда выполненный на бумаге чертеж обретает реальные контуры.

Зато огромное здание окружного суда выглядело респектабельным, деловым и привлекательным. Здесь уже чувствовалась рука опытного мастера, умеющего сочетать рациональность с нарядностью, четкую строгость композиции с мягкостью оформления.

Красивейшее и величественное здание, чем-то напоминающий Эрмитаж Санкт-Петербурга, было выстроено в 1879 году на пересечении улиц Московской и Никольской (ныне улица Радищева). Позднее в 1882-1883 годах к Окружному суду со стороны Московской улицы пристроили здание Судебной палаты. Здание в стиле «эклектика» на момент постройки было одним из самых крупных в Саратове.

Пассаж купца Ефима Константиновича Лаптева был возведен автором проекта А.М. Салько в 1880 году по образцу столичных зданий 19 века и внешне походил на аналогичное здание, расположенное на Невском проспекте Санкт-Петербурга.

Еще одним великим архитектурным памятником является Радищевский художественный музей.

Сооружалось оно по проекту петербургского архитектора Ивана Васильевича Штрома, а исполнял проект и непосредственно руководил строительными работами городской архитектор А.М. Салько.

Композиция плана и главного фасада навеяна образами классицизма. В этом убеждает симметричная, завершенная небольшим фронтоном лицевая часть здания. Но был и ряд новаций: сдержанность декора, современная отделка и, наконец, крупные, почти витринные окна. Интерьер музея впечатлял, но не роскошью, а величавой гармонией. Холл и исходящая из него круто вверх широкая парадная лестница, залитые солнечными потоками, сообщали приподнятость настроения и предчувствие чуда каждому вошедшему в этот удивительный храм искусства.

Музей расположили по оси театра, что стоял на противоположенной стороне квартала, между этими зданиями – уютный сквер. Это был первый общедоступный художественный музей в России.

В обликах некоторых зданий А.М. Салько чувствуется традиционно русский мотив «каменное узорочье» - влияние отечественной архитектурной школы конца 19 века: «поющие» наличники, затейливые орнаменты и арки из точеного и фигурного кирпича, декоративные карнизы, веселые кокошники, башенки — что-то от старинных боярских палат, от знаменитой кремлевской зубчатки.

Таков, к примеру, дом, спроектированный Алексеем Марковичем для фельдшерской школы, выстроенной в 1899 году на углу Никольской и Большой Сергиевской улиц (ныне угол улиц Радищева и Чернышевского). В связи с этим саратовская пресса единодушно поздравила горожан «с новым великолепным зданием».

Об этом вспоминается при взгляде на причудливую мозаику краснокирпичных узоров, на башенку с флюгером, на балконы с хитросплетенным литьем перильцев, сработанных на чугунно-литейном заводе саратовской купчихи Анны Васильевны Чирихиной, украшающих фасад гостиницы «Московская». Автором проекта выступил городской архитектор А.М. Салько. Здание было признано едва ли не лучшим творением архитектора, построенного в «ропетовском» стиле открытого кирпича.

В таком же стиле на улице Московской, украшенный богатым оконным декором, кокошниками и башенками был построен доходный дом купца Горина в 1880-х годах.

Одна из наиболее значительных работ архитектора, его «лебединая песня» — здание управления РУЖД кстати, самое большое в Саратове до сегодняшнего дня, задуманное А.М. Салько как чисто деловой офис.

Саратовцы в шутку прозвали это здание «Сундуком».

В 1890 году архитектор А.М. Салько соорудил на Немецкой улице двухэтажное жилое здание со знаменитой угловой башенкой – эркер, известное нам как «дом Никитиных». Дом Никитиных – образец частного жилища.

Совсем иным был возведенный в том же 1890 году на углу Никольской и Малой Сергиевской улиц дом П. Шмидта (ныне Дом работников просвещения, улица Радищева 14). Дворцовый особняк – определение, почти не принятое для зодчества конца прошлого века.

Он круто поднялся на подъеме Никольской улицы. Его угловой эркер стал ориентиром, знаком места. Балкон и лоджия раскрывали один из фасадов на Волгу. Другой фасад, с фигурным аттиком, ажурным навесом над входом принадлежал Никольской улице.

В 1900 году появляется проект учреждения в Саратове фондовой биржи. Биржевой комитет принимает решение расширить здание биржи пристройкой. Это позволило расширить здание в сторону часовни во имя иконы Божьей матери «Живоносный источник» (арх. А.М. Салько), и в конце 1904 года были открыты новые операционные залы. 

Нейтральность декоративного убранства здания (оно ограничивается лишь рустовкой стен да простыми по рисунку пилястрами) позволи ему органично вписаться в контекст общей застройки центра города.

Напомним, что в предыдущее десятилетие поблизости были возведены Окружной суд, городской пассаж и художественный музей. Таким образом, биржа стала завершающим звеном, как в застройке важнейшего квартала Никольской улицы, так и ансамбля Театральной площади. 

За время своего пребывания на должности городского архитектора А.М. Салько подготовил проекты и построил более 130 сооружений на территории города и губернии. Всего не перечислишь. В связи с этим в одном из номеров “Саратовского дневника” за 1902 год упоминается, что городской архитектор “мотается по губернии, проводя в Саратове два дня в неделю”.

Монументальный, размашистый стиль архитектора в Саратовской прессе современники называли «салькоко», а сам город шутливо предлагали переименовать с Сальковск.



















Заключение.

Поэтому имя саратовского зодчего, сотворившего «каменные сюиты» на главных улицах города должно быть увековечено в мемориальных досках…

Отношение к архитектуре Саратова, конечно же, окрашено индивидуально-художественным восприятием. Но мы призываем всех без исключения уважать свой город, стремиться узнать его лучше и сделать лучше…

«В городе сотни домов, вечность в себе таящих.

Город – всегда диалог прошлого с настоящим».































Список литературы:

1) С. Терехин «Века и камни». Приволжское книжное издательство, 1990 г.

2) Материалы к биографическому словарю архитекторов народов СССР.-М.,1987

3) Cеменов В.Н. В старину саратовскую;: Очерки и рассказы о прошлом нашего края.- Саратов: Региональное Приволжское кн.изд-во "Детская книга", 1994.- 334с.

4) Еженедельная газета частных объявлений «Недвижимость – Пресс-парк» по Саратову и области № 22 от 12.06.1997 года.

5) Биографический словарь. Издательство "Бенефит", 2005.

6) История Саратовского края: С древнейших времен до 1917 года. – Саратов, 1996.

7) Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2002.

8) История Саратовского края с древнейших времен до наших дней. – Саратов, 2008.









Алексей Маркович Салько (1838–1918)

Неповторимый стиль «салькоко» в Саратове.











  1. Управление РУЖД («Сундук») - 1911 год.

  2. Коммерческое училище – 1905 год.

  3. Дом купца Д.М. Вакурова – 1874 год.

  4. Фельдшерская школа – 1899 год.

  5. Фондовая биржа – 1900 год.

  6. Дом П. Шмидта – 1890 год.

  7. «Пассаж» купца Е.К. Лаптева.

  8. Дом Никитиных – 1890 год.

  9. Окружной суд – 1879 год и Судебная палата – 1882-1883 год.

  10. Дом общества взаимного кредита – гостиница «Московская» - 1901 год



1.Управление РУЖД («Сундук») - 1911 год.

2.Коммерческое училище – 1905 год.

3.Дом купца Д.М. Вакурова – 1874 год.

4.Фельдшерская школа – 1899 год.

5.Фондовая биржа – 1900 год.

6.Дом П. Шмидта – 1890 год.

7.«Пассаж» купца Е.К. Лаптева.

8.Дом Никитиных – 1890 год.

9.Окружной суд – 1879 год и Судебная палата – 1882-1883 год.

10.Дом общества взаимного кредита – гостиница «Московская» - 1901 год































Заявка

На участие в региональном конкурсе проектов и исследовательских работ учащихся, посвященных 80-летию Саратовской области.

Прошу включить в число участников регионального конкурса проектов и исследовательских работ учащихся, посвященных 80-летию Саратовской области, представителей МОУ «СОШ №59 с углубленным изучением предметов» Заводского района г. Саратова в составе:

№п/п

Название работы

Фамилия и имя авторов

Возраст

Ф.И.О. руководителя

1.

«Салькоко» в Саратове

Антипин Алексей. 10 кл.

Резников Владимир.10 к.

16 лет

16 лет

Лобачева Нина Николаевна, учитель истории и обществознания. Высшая категория.

8 917 210 42 36



Руководитель МОУ «СОШ №59 с УИП» Бокова Людмила Николаевна

10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!