СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сайт, лонгрид, блог и другие медиатексты на уроке литературы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире любая информация находит свое место в интернете, и использование медиатекстов становится неотъемлемой частью жизни. Цифровое пространство открывает новые возможности для проектной и исследовательской деятельности учеников. Рассмотрим, как использовать медиакомпетентность школьников на уроках литературы и как направлять развитие ребят в сфере информационных технологий.  

Просмотр содержимого документа
«Сайт, лонгрид, блог и другие медиатексты на уроке литературы»

Сайт, лонгрид, блог и другие медиатексты на уроке литературы



В современном мире любая информация находит свое место в интернете, и использование медиатекстов становится неотъемлемой частью жизни. Цифровое пространство открывает новые возможности для проектной и исследовательской деятельности учеников. Рассмотрим, как использовать медиакомпетентность школьников на уроках литературы и как направлять развитие ребят в сфере информационных технологий.


Медиапедагогика

Медиатекст — это любой медиапродукт или продукт коммуникации, который может быть включен в разные медийные структуры (вербального, визуального, аудитивного или мультимедийного планов) и в разные медийные обстоятельства (периодическая печать, радио, телевидение, интернет, мобильная и спутниковая связь и др.). Тексты в интернете сами по себе являются любопытным объектом для обсуждения на уроках русского языка и литературы, поскольку они имеют свои особенности и интересны с точки зрения лингвистики. Появилось даже научное направление — «Медиалингвистика», изучающее функционирование языка в медиасфере, в том числе в сетевых ресурсах. Современные школьники уже не понаслышке знакомы с медиатекстами: они пользуются сайтами, ведут блоги. Учителя редко берут это на вооружение, а зря.


Что может стать ученическим медиатекстом:

Результаты исследовательской деятельности.

Результаты проектной деятельности.

Медиатекст как форма организации виртуальной коммуникации.

Индивидуальная или коллективная творческая работа.


Медиаобразование подталкивает учеников к усвоению материала в процессе творческой деятельности. Кроме того оно помогает педагогу наладить контакт с молодым поколением. Школьнику интереснее осваивать литературу для дополнительного чтения, если параллельно он ведет читательский дневник в формате блога, делится мнением со сверстниками, обсуждает с ними впечатления от произведений. Не секрет, что современные дети предпочитают виртуальное общение — медиазадачи урока могут сплотить класс и помочь педагогу лучше понять своих учеников. На странице блога, даже если это школьный проект, ученик будет более искренен, чем в реальном общении с учителем. Наиболее удобные и распространенные формы представления медиатекста: сайты, лонгриды, блоги.


Содержание учебно-методических комплектов «Российского учебника» помогает организовать мультимедийный урок по литературе и другим предметам с их использованием.


Сайты

Веб-сайт как явление уже не нуждаются в представлении. Вот пример творческого коллективного задания по созданию сайта из учебника Б.А. Ланина «Литература» для 11 класса: «Разработайте веб-страницы или сайт, посвященные творчеству писателя-концептуалиста или метареалиста. Разместите на них тексты стихов с аннотациями». В процессе разработки сайта ученик может охватить разные направления творческой деятельности: начать вести блог, создать видео со своим прочтением произведения, добавить страничку с собственным творчеством и т.д. Этапы создания сайта по школьному проекту: Просмотр примеров похожих сайтов Выбор платформы для создания сайта. Обозначение аудитории читателей. Составление структуры сайта. Написание текстов. Сбор материала (фото, видео). Поиск подходящего шаблона сайта. Изменение дизайна под свой проект. Публикация в сети.


Лонгриды

Лонгрид — это формат подачи медиатекстов большого объема, характеризующийся высокой степенью креолизации вербальных и медийных элементов. Первым лонгридом принято считать проект 2012 года, признанный сенсационным в мире онлайн журналистики, «Snow Fall» — о смертельной лавине. Кроме большого объема текстового материала, Лонгриды отличает от сайтов линейное расположением информации по вертикали, аналитический подход при создании, увлекательный сюжет, многообразие источников информации. Проекты могут быть выполнены как репортаж, портрет или «people story», инструкция, реконструкция и т.д. Пример задания по разработке лонгрида: «Создайте проект-экскурсию «Петербург. По страницам „Преступления и наказания“» (из учебника «Литература», 11 класс, под редакцией Г.В. Москвина).


Этапы создания лонгрида (мультимедийной статьи) по школьному проекту:


Выбор темы исследования.

Организация исследования.

Анализ полученных результатов.

Оформление результатов в виде графики (инфографики).

Создание (подбор) визуального и фотографического ряда.

Проработка интересной истории.

Определение приемов, якорей, которые будут удерживать внимание читателей.

Перенос готового проекта на интернет-платформу.


Проекты по созданию лонгридов лучше давать в форме группового задания.


Работа в команде может быть распределена следующим образом:

Фотограф готовит фоторепортаж, коллаж.

Видеооператор снимает и монтирует видеоролики.

Журналисты пишут текст.

Дизайнер компонует графические материалы на платформе.

Блоги

Блог — это веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи с текстом, изображениями или мультимедиа. Блог может быть как отдельным проектом, так и частью большого сайта. Существуют также влоги (видеоблоги), в которых основным средством передачи информации является видео. Отличительные черты блога: Формат позволяет школьникам писать об их чувствах и мыслях. Регулярное ведение блога — это возможность получить практику ведения дискуссий и работы с обратной связью. Школьники могут экспериментировать с различными формами общения. Формируются навыки грамотного письма. Ведение блога является стартовой площадкой для связи ученика со всем миром.


Советы по работе с медиатехнологиями


Соблюдайте правила и этикета.


Будьте последовательны и постоянны.


Подбирайте интересные темы.


Выработайте авторский стиль письма.


Для видео:


избегайте дрожащего изображения, плохого звука, обилия спецэффектов, длинных роликов.


Платформы для создания сайтов или лонгридов:


WordPress Сайты Google Wix.com Tilda.сс Jimdo.com


Платформы для блогов:


Kidblog.org Tumblr.com Edublogs.org Blogger.com


Отдельного внимания заслуживает тема публичности. Ученикам, как и самим педагогам, нужно привыкать к тому, что они несут ответственность за информацию, представленную ими в интернете.

Медиатекст публичен: это не реферат, зачитанный в классе для оценки в журнал — текст в интернете может повлиять на мнение широкой аудитории о теме и об авторе.

Сорока Мария

Пишущий редактор, блогер

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/mediateksty-na-uroke-literatury/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!