СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С.Есенин. В гостях у поэта.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект и презентация к уроку литературы в 6 классе по теме «С.А. Есенин. В гостях у поэта.  Урок – заочное путешествие». На уроке используется компьютерная презентация, которая позволяет эффективно и эстетично представить богатый наглядный материал, провести заочную экскурсию по родным местам С.Есенина. Цель урока - знакомство учащихся с важнейшими фактами жизни и творчества С. Есенина. Кроме знакомства с биографией поэта, на уроке шестиклассники приобретут практические навыки анализа поэтического текста, научатся понимать целостность художественной структуры стихотворения, постигать неповторимость взгляда поэта на окружающий мир, смогут приобщиться к большому миру чувств и мыслей автора.

Просмотр содержимого документа
«Конспект_В гостях у поэта»


Автор – Плютова Наталья Васильевна, учитель литературы


Образовательное учреждение – МКОУ «Тегульдетская средняя общеобразовательная школа»


Предмет – литература


Класс – 6 класс


Тема – С.А. Есенин. В гостях у поэта. Урок – заочное путешествие.


Тип урока - урок формирования новых знаний


Продолжительность занятия – 45 минут


Необходимое оборудование и материалы для занятия: проектор, компьютер, компьютерная презентация, раздаточный материал, книги с его произведениями.



Подробный конспект урока.

Цель: Знакомство учащихся с важнейшими фактами жизни и творчества С. Есенина.

Задачи:

образовательная:

  • сформировать представление о жизненном пути поэта;

  • познакомить с творчеством поэта;

развивающие:

  • способствовать развитию речи, памяти, внимания;

  • развивать умение учащихся доступно передавать информацию другому человеку;

  • развивать навык выразительного чтения, навык анализа поэтического текста;

воспитательные:

  • воспитывать любовь к отечественной литературе;

  • формировать эмоциональную культуру личности и ценностное отношение к искусству через чтение стихотворений С. Есенина.

  • воспитывать любовь к Природе, Поэзии.


План урока


Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Временная реализация

Организационный момент

Стадия вызова.

Сообщение темы урока, цели, задач урока

Восприятие разъяснений учителя

3 мин.

Сообщение нового материала

Организовать рабочие группы, раздать мини-тексты

Стадия осмысления. Работа в группах с информационным материалом (стратегия «Зигзаг» технологии РКМЧП)

15 мин.

Закрепление нового материала

Демонстрация слайдов

Показываются слайды, учащиеся должны, опираясь на изученный материал, прокомментировать их.

10 мин.

Раздает тексты стихотворений С.Есенина

Знакомятся со стихами поэта. Выразительно читают их, частично анализируют.

10 мин.

Рефлексия

Обобщение и анализ проделанной работы в форме «письмо по кругу»

Работа и озвучивание «писем по кругу»

7 мин.


Ход урока.

Групповая форма работы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» стратегия «Зигзаг». Перед уроком дети должны разбиться на рабочие группы по 6 человек в каждой: ребятам нужно будет совместно изучить текст. Каждый член группы имеет свой номерок (от 1 до 6).

I.Вступительное слово учителя. Я приветствую всех в этой аудитории.

1.Стадия вызова. Пробуждение познавательного интереса. Присутствие стадии вызова на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: а) актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме б) вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности.

(Слайд 1)

– Ребята, посмотрите на данный портрет. Кто на нем изображен?

Если дети затрудняются ответить, учитель говорит: «Давайте познакомимся – Сергей Есенин».

– А что вы о нем знаете?

Все предположения, высказанные детьми (верные и неверные), учитель записывает на правой стороне классной доски.

– Что бы вы хотели узнать о С.Есенине?

Все вопросы учитель записывает на левой стороне классной доски.

Ребята, назовите тему и цель нашего урока.

Ребята с легкостью называют тему «С.Есенин» и цель урока «Мы будем знакомиться с биографией Есенина».


2.Стадия осмысления. Активное восприятие информации. Эта стадия позволяет ученику: получить новую информацию, осмыслить её, соотнести с уже имеющимися знаниями.

Учитель предлагает ребятам перейти в новые группы, которые называются экспертными. Это делается обычно: первые номера из каждой группы садятся в первую экспертную группу (т.е. за отдельный стол), вторые – во вторую экспертную группу, третьи – в третью экспертную группу и т.д. Каждая экспертная группа работает с отдельным текстом, являющимся частью изучаемой темы. Работа в группах: каждый читает текст, может создать опору на текст (кластер, графический организатор), а затем по кругу каждый пересказывает этот текст членам своей экспертной группы. После того, как эксперты поработали над текстом, они возвращаются в свои рабочие группы и – теперь уже вместе – воспроизводят общий текст (первым в группе начинает пересказ текста номер 1, а потом 2,3…).


Закрепление нового материала (проверка на усвоение текста).

– Ребята, вы хотите увидеть, где жил и учился С. Есенин?

– Сейчас мы с вами совершим заочное путешествие на родину поэта.

Учитель показывает слайды (со 2 по 22) – дети комментируют увиденное, опираясь на новые знания, полученные на уроке (т.е. происходит обратная связь).

– Как вы думаете, о чем писал в своих стихах С.Есенин?

Учитель показывает слайды (со 2 по 22) – дети комментируют увиденное, опираясь на новые знания, полученные на уроке (т.е происходит обратная связь).

Каждая группа получает текст стихотворения поэта. Члены группы работают над анализом стихотворения (выразительно читают, отвечают на вопросы). Затем каждая группа представляет свое стихотворение присутствующим.

Каждая группа получает текст стихотворения поэта, частично анализируют его.(см. приложение 2)

Подводим итог. Возвращаемся к записям на доске справа. Те предположения, которые оказались неверными, мы с доски стираем. Переходим к записям на доске слева, т.е. читаем вопрос, заданный в начале урока, и отвечаем на него. Таким образом, мы еще раз обобщаем новые знания о поэте. Если остались вопросы, на которые новый материал не дал ответа, они раздаются ученикам как индивидуальное задание на дом.


3.Стадия размышления (рефлексия). Это «момент истины», когда становится ясно, правильно ли была организована работа, получены ли ответы на вопросы, появившиеся на стадии вызова.

Последняя стадия урока – рефлексия круговое письмо: учитель предлагает учащимся написать, каким они увидели С. Есенина, какие темы он затрагивает в своих стихах, что им запомнилось сегодня на уроке, что их удивило.

Письмо по кругу – прием из технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Методика проведения приема заключается в том, что на одном листе бумаги, двигая его по часовой стрелке, группа (4-6 человек) пишет по одному предложению, которое после окончательной работы над письмом превращается в текст, т.е. каждый пишет, продолжая мысль другого. Потом письма зачитываются детьми: либо одно письмо от группы,

либо читают письма все желающие дети.


Заключительное слово учителя.

Вот и подошла к концу встреча с удивительным поэтом С.А.Есениным. Пусть огонёчек этой свечи станет символом нашей любви к поэту и благодарности за его стихотворения. Он становится вечным даже после своей смерти. Стихи Есенина о любви различны по степени художественного совершенства, они безгранично искренни, предельно чисты, и большинство из них пронизано той задушевностью чувств, которая отличает неподдельную и вечную поэзию. Стихи эти обладают большой притягательной силой.




Приложение 1.

Текст для прочтения в группах.

С.А. Есенин. В гостях у поэта.

Урок – заочное путешествие.


1. Всякого, кто приходит в усадьбу Есениных, первым встречает тополь.

Над окошком месяц.

Под окошком ветер.

Облетевший тополь

Серебрист и светел.

Этот тополь «старожил» здешних мест: посажен руками поэта. Когда-то их было три. Ведь в приокских селах эти деревья сажали в каждом дворе не только потому, что они быстро растут, но и препятствуют распространению пожаров, которые случались довольно часто.

Сейчас этот тополь обнесен оградой. Это живая память. О чем?




2. Это было в мае 1924 года. Сергей приехал в родной дом после долгой разлуки. А на месте дома – пепелище. Сгорел дом, погибли многие деревья. Сгорел и любимый клен. Сколько нежных слов посвятил поэт своему зеленому другу в своих стихах! Для Есенина старый клен всегда был символом верности родному гнезду. Теперь же вокруг дома чернели обгоревшие пеньки. Их вид угнетающе действовал на Есенина. Он предложил сестрам посадить черенки тополя, которые росли вокруг усадьбы. С радостью взялись они за дело. Все вместе выкопали горелые пни, делали лунки под саженцы. Посадили из черенков целую аллею. И как водится, после дружной работы пили чай из самовара. Шумит в его листве ветер, живет тополь!




3. Этот дом был построен на месте сгоревшего. В память о сыне родители решили строить новый дом так, чтобы он в точности был похож на старый.

В доме светлая горница с низким потолком, чистые половицы, всюду домотканые дорожки. Между окнами зеркало в черной раме. В красном углу – иконы. У окна – стол, накрытый белой скатертью. На нем букетик полевых цветов в маленькой вазочке, а на стене у стола – похвальный лист С. Есенина в связи с окончанием школы. Рядом – семейные фотографии.



4. Когда Есенин приезжал в родной дом, он любил переставлять мебель по-своему. Стол, например, пододвигал ближе к окну. Стол был накрыт белой скатертью. На нем букетик полевых цветов в маленькой вазочке, книги, карандаши, стояла пепельница. Вечерами уютно светила настольная лампа с зеленым абажуром.

На стене висят деревянные часы – необычные, затейливые: черные фигурные стрелки, желтые гири и маятник. Когда стрелки приближались к цифрам Х и ХII, раздавался хриплый бой. Об этом поэт вспомнит в стихах: «Скоро, скоро часы деревянные прохрипят мой двенадцатый час!» эти часы сбоку немного помяты: дети втихомолку от взрослых кололи о них орехи.



5.

Детство прошло среди полей и степей Рязанщины. Любимые занятия мальчика: купание, сбор грибов и ягод, прогулки по лесу, навещал любимый пруд.

До девяти лет «рос под призором бабки и деда» и фактически был сиротой при живых родителях, семейная жизнь которых по разным причинам не ладилась. Отец жил в Москве, работал в мясной лавке, а мать – в Рязани, в прислугах. От деда – любовь к чтению, к церковным песням и духовным стихам. Поэт писал в одной из автобиографий: «Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я переделывал их на свой лад». В доме деда прошла, пожалуй, лучшая пора детства:

К теплому свету, на отчий порог,

Тянет меня твой задумчивый вздох.

Ждут на крылечке там бабка и дед

Резвого внука подсолнечных лет.

Неплохое по меркам того времени образование – четырехгодичное сельское училище и Спас-Клепиковская школа. Стихи стал сочинять с девяти лет.



6.

В 1912 году переехал в Москву, работал в типографии, учился на историко-философском отделении народного университета.

В 1915 году переехал в Петербург, познакомился с лучшими писателями, поэтами, издателями. Его стихи восприняли как «свежие, чистые, голосистые».

В 1916 году вышел первый сборник его стихотворений «Радуница». Главным достоинством сборника оказалось умение поэта передать свое глубокое, трепетное чувство любви к Родине, которая предстает перед читателем в картинах пейзажа.

В 1922-1923 годы – поездка в Италию, Францию, Германию, Америку. Западный мир оттолкнул поэта своей бездуховностью и пренебрежением к простому человеку.

1923-1925 годы – самые плодотворные: написано много стихотворений, поэм («Анна Снегина», «Черный человек», «Баллада о двадцати шести»), но возникает трагическое ощущение своей ненужности, отчуждение от родных мест, где стал «словно иностранец».

27 декабря 1925 года он уходит из жизни.

В настоящее время в селе Константиново стоит памятник С. А. Есенину, который сотворил А. Усаченко.



Приложение 2.

Знакомство со стихами С. Есенина. Каждая группа получает текст стихотворения для прочтения и частичного анализа.

Задание 1 группе. Прочитайте стихотворение С. Есенина

Пороша

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.


Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.


Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.


Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

1914 г.


Вопросы для анализа стихотворения

1.Какие чувства вы испытываете, читая это стихотворение?

2.Отчего возникает мотив грусти?

3.К какой теме можно отнести стихотворение?

4.Какие художественные приемы создают живую картину природы?

5.В чем проявляется фольклорность в этом стихотворении?


Задание 2 группе. Прочитайте стихотворение С. Есенина

* * *

Степи да болота,

Синий плат небес

Хвойной позолотой

Взвенивает лес.


Тенькает синица

Меж лесных кудрей,

Темным елям снится

Гомон косарей.


По лугу со скрипом

Тянется обоз –

Суховатой липой

Пахнет от колес.


Слухают ракиты

Посвист ветряной…

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной!..


1914 г.


Вопросы для анализа стихотворения

1.Каким чувством проникнуто стихотворение?

2.Чему посвящено стихотворение?

3.Какие образы наполняют это стихотворение?

4.Какие художественные приемы помогают автору передать любовь к родной земле?


Задание 3 группе. Прочитайте стихотворение С. Есенина

Табун

В холмах зеленых табуны коней

Сдувают ноздрями златой налет со дней.


С бугра высокого в синеющий залив

Упала смоль качающихся грив.


Дрожат их головы над тихою водой,

И ловит месяц их серебряной уздой.


Храпя в испуге на свою же тень

Зазастить гривами они ждут новый день.


1915 г.


Вопросы для анализа стихотворения

1.Какие чувства вы испытываете, читая это стихотворение?

2.Какую роль играет пейзаж в этом стихотворении?

3.Чему посвящено это стихотворение?

4.Какие художественные приемы передают красоту, зачарованность картины стихотворения?




Список использованной литературы


  • 1)Турьянская Б.И., Холодкова Л.А. «Литература в 6 классе. Урок за уроком» - М.: Русское слово. 2001

  • 2)Журналы серии «Литература в школе» - 1998 - № 7, 2004 - № 2.

  • Сборник стихов С. А. Есенина





7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!