СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок литературного чтения для учителей начальных классов по УМК Школа России

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

8


Тема: С.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза»

Цели: Познакомить учащихся с биографией С. А. Есенина и его стихотворениями «Поёт зима – аукает…», «Берёза»;

дать понятие таких поэтических приёмов как «эпитет», «метафора», продолжить работу над терминами «олицетворение», «сравнение».

Планируемые результаты:

Личностные

С гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире;

замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа;

проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и фактами.

Метапредметные

Регулятивные УУД

формулировать вместе с учителем цели и учебную задачу урока в соответствии с темой;

читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);

фиксировать в начале урока и в конце его своё эмоциональное состояние с помощью «мордашек» на карточках.

Познавательные УУД

анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения;

находить в литературных текстах сравнения, эпитеты, метафоры и олицетворения;

объяснять смысл образных слов и выражений;

создавать небольшое высказывание по теме урока из 5—6 предложений.

Коммуникативные УУД

принимать и сохранять цель деятельности пары или группы;

вступать в общение в паре или группе, не конфликтуя;

создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме.

Предметные

Совершенствовать приёмы комментированного и выборочного чтения;

развивать умения читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;

рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения;

воспитывать у детей любовь к природе и заботливое отношение к зимующим птицам.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки с названиями приёмов, платок с бахромой, шёлковый платок, на каждого ученика карточки с лицами-настроениями, грамзапись песни «Берёза»

Ход урока

  1. Мотивация

(хором дети говорят и выполняют действия)

Раз, два, три –

Слушай и смотри.

Три, два, раз –

Урок начнём сейчас.

Учитель: Садитесь. Ребята, у вас на столах лежат карточки с изображением настроений: радости и грусти. Поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению на данный момент. (дети показывают соответствующую карточку)

I I. Проблемная ситуация

Учитель: У меня тоже прекрасное настроение и мне даже хочется петь. Я сейчас вам спою по одному куплету из песен.

(пою) 1. Клён ты мой опавший,

Клён заленеделый.

Что стоишь, нагнувшись,

Под метелью белой?

  1. Отговорила роща золотая

Берёзовым весёлым языком.

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Учитель: Как вы думаете, на стихи какого поэта я пропела куплеты? (Ответы детей)

Учитель: Давайте проверим правильность ответов. Для начала назовите фамилии тех людей, которых вы видите на экране. (слайд №2)

(Л.Н. Толстой, Б. С. Житков, В.В. Бианки, С. А. Есенин) (слайд №3)

Учитель: Один из этих писателей автор строк песен. Кто это может быть? Докажите. (С.Есенин. Л.Н. Толстой, Б. С. Житков, В.В. Бианки не поэты)

Учитель: Как вы думаете, почему я взяла для исполнения строки С. А. Есенина? (Ответы детей)

I I I. Сообщение темы урока

Учитель: Да, сегодня мы с вами познакомимся со стихотворениями С. Есенина «Поёт зима, аукает…», «Берёза». (слайд №4)

Какие цели поставим перед собой? (Ответы детей)

IV. Знакомство с биографией Есенина

Учитель: (слайд №5-6) Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново под Рязанью, что привольно раскинулось на зелёном холмистом берегу реки Оки.

(слайд №7) Родители его были бедными крестьянами. Маму звали – Татьяна Федоровна. Отца – Александр Никитич.

(слайд №8) С двух лет был отдан на воспитание дедушке и бабушке по матери, и рос в этой семье до 9 лет. Дед знал множество песен и частушек. Бабушка очень хорошо пела русские песни, знала много сказок и рассказывала их маленькому Серёже.

Целые дни летом мальчик Серёжа вместе с другими ребятами проводил на воле. Среди своих сверстников и товарищей по уличным забавам Серёга Монах (такое прозвище было у него в детстве) был признанным коноводом, неутомимым выдумщиком и заводилой мальчишеских игр и забав, драчуном и забиякой.

Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой,

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой.

Так писал Есенин о своём детстве. А писать стихи он начал рано - в 10 лет.

(слайд №9) С детства он был очень впечатлительным и не мог оставаться равнодушным к красоте русских полей и лесов. Его стихи по сей день живут с нами, многие из них мы поём.

V. Объяснение нового материала

  • Первичное чтение и анализ стихотворения С. Есенина «Поёт зима — аукает...»

Учитель: Стихотворение «Поёт зима – аукает…», с которым мы сейчас познакомимся, Есенин написал, когда ему исполнилось лишь 15 лет. Я прочитаю вам это стихотворение, а вы закройте глаза и представьте себе всё, о чём говорит поэт.

(Учитель читает стихотворение на с. 195.)

Учитель: Какие картины вы увидели? (Над лесом плывут облака, метелица стелется по двору, воробышки жмутся к окну, замёрзли.)

Учитель: (слайд №10) Прочитайте первое предложение и скажите, чей образ создал поэт? (дети читают) (образ зимы)

Учитель: С кем ассоциируется образ зимы? (с ласковой матерью, которая аукает и баюкает своё дитя)

Учитель: Поэты часто предметам неживой природы придаются человеческие свойства. Как называется такой приём? (олицетворение) (вывешиваю карточку «Олицетворение — поэтический прием, при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства»)

Учитель: В данном случае кто дитя зимы? (мохнатый лес)

Учитель: Автор не случайно выбирает эпитет «мохнатый»: наверняка, каждый может себе представить ветки деревьев, покрытые инеем, напоминающие именно мохнатые лапы. (вывешиваю карточку « Эпитет - образное художественное определение»)

Учитель: Что значит «стозвоном сосняка»? (сосны высокие, их верхушки задевают друг друга и издают звук)

Учитель: «Стозвон сосняка» - чисто есенинская метафора. Встречались с таким словом? (вывешиваю карточку «Метафора — скрытое сравнение»)

Учитель: Нужно различать художественный прием «сравнение» от «метафоры». (вывешиваю карточку: «Сравнение - это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим с помощью слов: как, будто, словно, точно, как будто)

Учитель: В стихотворных строчках Есенина «стозвоном сосняка» подразумевается, что сосны высокие, их верхушки задевают друг друга и издают звук 100 сосен. Но здесь нет слов «как», «точно» и т.д., поэтому в данном случае используется скрытое сравнение, т.е. метафора.

Учитель: Прочитайте второе предложение первой строфы. (дети читают)

Учитель: Как понимаете выражение «с тоской глубокою плывут облака? (тихо, медленно)

Учитель: В каком значении – в прямом или переносном – употреблено слово «плывут»? (в переносном)

Учитель: А что значит «седые облака»? (белые)

Учитель: «Седые облака» – это метафора или эпитет? (постоянный эпитет)

Учитель: Итак, какую картину можно нарисовать к первой строфе? (Ответы детей)

Учитель: Найдите и прочитайте строчки о метелице. (дети читают)

Учитель: Что мы о ней узнали? (стелется шелковым ковром, но холодна)

Учитель: Как понимаете «ковром шелковым»? (ветер поднимает снег в воздух, как тонкий шёлк)

Учитель: Посмотрите, я вам принесла шёлковый платок. (показываю платок, подбрасывая его)Что вы о нем можете сказать? (лёгкий, блестящий, гладкий)

Учитель: Какой приём использовал автор: эпитет или метафору? (эпитет)

Учитель: Прочитайте строчки о воробышках. С кем автор сравнивает воробышек? (с «детками сиротливыми»)

Учитель: Почему с «детками сиротливыми»? (Ответы детей)

Учитель: Если вначале Есенин создаёт образ зимы как ласковой матери, то здесь – образ жестокой мачехи, которая наказывает нерадивых детей. Именно такими - несчастными, жалкими – выглядят «воробышки игривые», которые прижались у окна. Почему воробьи прижались именно у окна? (греются, надеются, что люди покормят)

Учитель: Что важнее для создания картины суровой и холодной зимы — написать о метели, холодной вьюге или о воробышках? (Важно и то и другое, но без описания воробышков мы не поймем, насколько холодно.)

  • Работа в парах. Повторное чтение стихотворения С. Есенина «Поёт зима — аукает...»

Учитель: Посмотрим, насколько вы внимательно читали стихотворение. Поработаем в парах. Один из вас будет выполнять роль ученика, второй – учителя. На слайде стихотворение записано с пропусками слов. «Ученик» читает и вставляет пропущенные слова, а «учитель» по учебнику проверяет. Затем ролями меняетесь. (слайд №11) (дети читают)

Учитель: Главная мысль стихотворения? (о суровой зиме, о птицах, которым голодно и холодно)

Учитель: Как мы можем помочь нашим пернатым друзьям? (Ответы детей)

VI. Физкультминутка

Учитель: Представьте себя воробышками. Покажите, что вы замёрзли. Прыгаем на левой ножке, прыгаем на правой ножке. «Крылышками» похлопаем. Полетаем.

VII. Продолжение работы по теме урока. С. Есенин «Береза»

  • Первичное чтение и анализ стихотворения С. Есенина «Береза»

Учитель: А сейчас предлагаю вашему вниманию ещё одно стихотворение С. Есенина «Береза». Вы внимательно послушайте и после прочтения скажите, какие краски понадобятся художнику, если он захочет проиллюстрировать стихотворение С. Есенина «Береза»?

(Учитель читает стихотворение на с. 196-197.)

Учитель: Понравилось ли вам стихотворение? (Ответы детей)

Учитель: Какие краски понадобятся художнику, если он захочет проиллюстрировать стихотворение С. Есенина «Береза»? (белая, чёрная, серебряная, бледно-розовая, золотистая)

Учитель: Вот какое многоцветье, хотя поэт описывает заснеженную берёзу! Есенин, рисуя картины природы, всегда называет цвета, в которые она окрашена. Это он делает для того, чтобы читатели могли лучше представить, о чём он пишет. С этой же целью поэт использует сравнения. С чем сравнивает он снег в первой строфе? (с серебром)

Учитель: Значит, какой приём использовал автор, когда писал: «принакрылась снегом, точно серебром»? (приём сравнения)

Учитель: Почему Есенин сравнивает снег именно с серебром? (блестит, белый)

  • Повторное чтение и анализ стихотворения С. Есенина «Берёза»

Учитель: Обратите внимание, что поэт дважды сравнивает снег с серебром, но при этом использует разные приёмы. Прочитайте и скажите: в какой строфе второе сравнение снега с серебром? (4 строфа)

(слайд №12)

Учитель: В последних строках стихотворения, когда заря «обсыпает ветки новым серебром», тоже есть сравнение, но оно как бы скрыто. Поэт не говорит, что заря обсыпает ветки снегом, точно серебром. Он сразу называет снег серебром, надеясь на нашу догадливость. Такое скрытое сравнение называется как? (метафорой)

Учитель: Прочитайте 2 строфу и найдите метафору. (распустились кисти белой бахромой)

Учитель: Знаете ли вы значение слов: кайма, бахрома? (Ответы детей)

Учитель: (слайд №13) Кайма - отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.

Бахрома - тесьма с рядом свободно свисающих нитей.

(показываю платок с бахромой) Что это свисает: кайма или бахрома? Докажите.

Учитель: Прочитайте 3 строфу и найдите метафору. (снежинки в золотом огне)

Учитель: В каком значении – в прямом или переносном – употреблено слово «горят»? (в переносном)

Учитель: Это слово часто употребляется в переносном значении. Мы говорим, например, «глаза горят». Снежинки, конечно, не могут гореть, как дрова. А откуда взялся золотой огонь? Что поэт так называет? (свет зари)

Учитель: Что такое «заря»? (Ответы детей)

Учитель: (слайд №14) Заря - яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца. Зимой небо озаряется не так ярко, как летом.

Учитель: Прочитайте 4 строфу и ответьте на вопрос: как долго стоит берёза «в сонной тишине»? (Ответы детей)

Учитель: От утренней зари до вечерней. Именно так надо понимать слова «обходя кругом». Сначала заря была на востоке, а потом – на западе. А почему поэт считает зимнюю зарю ленивой? Прочитайте эти строки. (дети читают, отвечают)

Учитель: Зимой заря начинается позже, чем летом, будто ленится встать пораньше. И горит она не так ярко, как летом, как будто ей лень озарять небо.

  • Работа в группах.

Учитель: Как я уже говорила, поэты часто изображают неживые предметы, как живые. Как называется такой приём? (олицетворение)

Учитель: Поработайте в группах. Задача групп: найти олицетворения в тексте стихотворения. (в первой и последней строфах)

  • Выразительное чтение стихотворения С.Есенина «Берёза»

Учитель: Вот теперь, когда мы так много поняли и заметили, нам нужно выбрать верную интонацию для чтения вслух этого стихотворения. Какая строка, по-вашему, подсказывает, как именно надо его читать? («и стоит берёза в сонной тишине»)

Учитель: Как будем читать стихотворение – быстро или неторопливо?

Громко или не очень громко, чтобы не разбудить дремлющую берёзу? (неторопливо, не очень громко, но так, чтобы все могли услышать, и постараемся передать чувства автора, его любование берёзой)

Учитель: Прочитайте стихотворение выразительно, соблюдая нужный темп и интонацию. (читают цепочкой по строфам)

  • Прослушивание грамзаписи песни на слова С.Есенина «Берёза»

Учитель: На стихотворение С.Есенина «Берёза» написана музыка. Хотите послушать, как ваша сверстница исполняет? (дети слушают грамзапись)

VIII. Подведение итогов урока

Учитель: Со стихотворениями какого поэта вы познакомились на уроке? (Ответы детей)

Учитель: Что вы узнали о поэте? (Ответы детей)

Учитель: Какие приёмы использовал поэт, чтобы создать яркий образ зимы, берёзы? (сравнение, эпитеты, метафору и олицетворение)

IX. Домашнее задание

Учитель: (слайд №15) Задание на выбор:

  • Выучить понравившееся стихотворение;

  • Сочинить свое стихотворение о берёзе и прочитать наизусть;

  • Проиллюстрировать понравившееся стихотворение.

X. Рефлексия

Учитель: За что бы вы похвалили бы себя? (Ответы детей)

Учитель: Покажите с помощью карточки, с каким настроением вы уходите с урока. (дети показывают соответствующую карточку)

Учитель: Спасибо всем за работу.





Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Урок литературного чтения по теме: С.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза»   Учитель начальных классов МАОУ «Демьянская СОШ им. гвардии матроса А.Копотилова Барабанова Светлана Викторовна

Урок литературного чтения по теме:

С.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза»

Учитель начальных классов

МАОУ «Демьянская СОШ им. гвардии матроса А.Копотилова

Барабанова Светлана Викторовна

Сергей Александрович  Есенин 1895 г. – 1925 г.

Сергей Александрович Есенин

1895 г. – 1925 г.

Тема урока:     Сергей Александрович Есенин  «Поёт зима – аукает…», «Берёза»

Тема урока:

Сергей Александрович Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза»

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года

в селе Константиново

Родители Сергея Есенина Мать -Татьяна Фёдоровна  Отец –Александр Никитич

Родители Сергея Есенина

Мать -Татьяна Фёдоровна

Отец –Александр Никитич

С двух лет С.Есенин был отдан на воспитание дедушке и бабушке

С двух лет С.Есенин был отдан на воспитание дедушке и бабушке

В 10 лет С.Есенин начал писать стихи. В 15 лет написал стихотворение «Поёт зима, аукает…»

В 10 лет С.Есенин начал писать стихи. В 15 лет написал стихотворение «Поёт зима, аукает…»

Сергей Есенин «Поёт зима - аукает...»   Поёт зима - аукает,  Мохнатый лес баюкает  Стозвоном сосняка.  Кругом с тоской глубокою  Плывут в страну далёкую  Седые облака.   А по двору метелица  Ковром шелковым стелется,  Но больно холодна.  Воробышки игривые,  Как детки сиротливые ,  Прижались у окна.

Сергей Есенин «Поёт зима - аукает...»

Поёт зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далёкую Седые облака.

А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые , Прижались у окна.

Заполните пропуски:   Поёт зима - аукает,  Мохнатый лес ____________  ____________ сосняка.  Кругом с тоской глубокою  Плывут в страну далёкую  ______________ облака.  А по двору метелица  Ковром __________ стелется,  Но больно холодна.  Воробышки игривые,  Как детки ______________ ,  Прижались у окна.

Заполните пропуски:

Поёт зима - аукает, Мохнатый лес ____________ ____________ сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далёкую ______________ облака.

А по двору метелица Ковром __________ стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки ______________ , Прижались у окна.

Сергей Есенин «Берёза»    Белая берёза  Под моим окном  Принакрылась снегом,  Точно серебром.   На пушистых ветках  Снежною каймой  Распустились кисти  Белой бахромой.   И стоит берёза  В сонной тишине,  И горят снежинки  В золотом огне.   А заря, лениво  Обходя кругом,  Обсыпает ветки  Новым серебром.

Сергей Есенин «Берёза»

Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.

На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.

И стоит берёза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне.

А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.

Кайма – отличающаяся  по цвету или рисунку  полоса по краю ткани,  изделия.  Бахрома - тесьма с рядом свободно свисающих нитей.

Каймаотличающаяся

по цвету или рисунку

полоса по краю ткани,

изделия.

Бахрома - тесьма с

рядом свободно

свисающих нитей.

Заря - яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца 

Заря - яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца 

Домашнее задание Задание на выбор:

Домашнее задание

Задание на выбор:

  • Выучить понравившееся стихотворение (с.195-197);
  • Сочинить своё стихотворение о берёзе и прочитать наизусть;
  • Проиллюстрировать понравившееся стихотворение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!