Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 19 г. Феодосии Республики Крым
Конспект урока
по литературному чтению
в 1-В классе
Тема: С.Я.Маршак «Угомон», «Дважды два»
Учитель:
Стрельцова
Елена Борисовна
2017г.
1-В класс 02.03.2017г.
Литературное чтение.
Тема. С.Я Маршак «Угомон», «Дважды два».
Цели: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению; развитие речевых умений, фонематического слуха, воспитывать уважение к окружающим, правила хорошего тона.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Планируемые результаты обучения и формирования УУД:
Предметные: умение читать выразительно, пересказывать произведение, используя соответствующую лексику.
Личностные: интерес к учебному труду, умение оценивать свои поступки и знания, внимание к переживаниям других людей, сопереживание.
Метапредметные:
П о з н а в а т е л ь н ы е: умение анализировать и сравнивать произведения.
Р е г у л я т и в н ы е: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; стимулировать активность учащихся, их стремление к диагностике успехов, формировать умение самооценки своей деятельности, удовлетворенности на уроке.
К о м м у н и к а т и в н ы е: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию.
Оборудование: презентация, аудиозапись С.Я.Маршак «Багаж»
Ход урока:
1.Организационный момент.
Знания собираются по капле.
- Прочитайте пословицу. Как вы понимаете её смысл?
- Каждый день вы узнаёте что-то новое и ваши знания по капельке собираются в огромное море знаний.Сегодня на уроке мы добавим ещё одну капельку в ваше море знаний?
II. Включение в учебную деятельность.
Артикуляционная разминка.
а)Упражнения «Свеча»
в) Работа над чистоговоркой.
Ра- ра-ра- начинается игра!
Са- са –са - в лесу бегает лиса?
Жу-жу-жу - молока дадим ежу.
Ру-ру-ру- мы закончили игру!
г) Работа над скороговоркой.
РОМА СМОТРИТ НА ВОРОНУ:
ВОРОНА ХОДИТ ПО ПЕРРОНУ.
-Прочитайте скороговорку вполголоса.
-Прочитай вслух медленно.
-Объясните значение слова перрон.
ПЕРРОН- пассажирская платформа на железнодорожной станции.
-Прочитайте с вопросительной интонацией.
-Прочитайте с утвердительной интонацией.
-С интонацией восхищения.
-Прочитайте сердито.
-А сейчас весело. ( ВЗАИМООЦЕНКА. ПАЛЕЦ ВВЕРХ, ВНИЗ)
2. Актуализация знаний.
- Послушайте небольшой отрывок из произведения и попробуйте вспомнить, как оно называется и кто его автор. («Багаж» С.Я. Маршак)
III. Изучение нового материала
1. Постановка целей и определение темы урока.
- С творчеством какого писателя мы сегодня будем знакомиться?
2. Работа по теме урока.
а) Рассказ учителя.
-С.Я. Маршак – один из самых любимых детских писателей в нашей стране. Его произведения для детей – это короткие рассказы и сказки в стихах. (Портрет СЛАЙД № 2 )
-Вглядитесь в это лицо. Что бы вы сказали об этом человеке? (Это человек с добрыми глазами, он любит детей).
- Маршака можно сравнить с добрым волшебником, а его стихи с волшебной палочкой. Прочитайте их, и они исполнят любое ваше желание.
-А хотите узнать о жизни Самуила Яковлевича больше?
б) Работа в группах (с карточками).
- Сейчас не я вам, а вы сами сможете рассказать о С.Я. Маршаке.
- 4 группы. У вас на столах карточки зеленого цвета. Прочитав текст два раза, каждая группа должна выбрать ученика, который ответит на вопрос «Что вы узнали о жизни Маршака?» .
Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. Раннее детство и первые школьные годы будущий писатель провёл в маленьком городке Острогожске.
Его семья жила небогато, но дружно. Отец работал техником на заводе, мамь- домохозяйка.В семье было шестеро детей и трое из них стали писателями.
Мальчик с детства тянулся к знаниям, к книгам, рано стал писать стихи. Когда Маршаку было всего 4 года, уже тогда он пытался сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы.
Сначала учился в гимназии, потом окончил Лондонский университет. Первая детская книга Самуила Яковлевича Маршака называлась — «Детки в клетке» .
-Что вы узнали о С.Я.Маршаке? СЛАЙД №3
-Что узнали о семье Маршака? СЛАЙД №4
-Когда С.Я.Маршак начал сочинять стихи? СЛАЙД №5
-Где учился Маршак и как называется его первая книга? СЛАЙД №6
Рассказ учителя о С.Я. Маршаке.
-Самуил Яковлевич Маршак – это имя знакомо всем с детства. Он прожил долгую жизнь, написал много статей, пьес и сказок. Это был одарённый человек. Он был поэтом и прозаиком, переводчиком и драматургом, сатириком и редактором и просто хорошим, интересным человеком.
Физкультминутка «Дождик»
3. Знакомство со стихотворением «Угомон»
- Попробуйте составить слово из слогов. (Угомон) СЛАЙД№7
-Так называется произведение С.Я.Маршака, с которым мы сегодня познакомимся.
-Как вы думаете, о чём это произведение?
А) Чтение стихотворения учителем.
-О чем рассказывает автор?
- Кто помог успокоить детей?
- Как вы думаете, существует ли он на самом деле и почему?
Б) Словарная работа
«нынче» - сегодня
«бушует» - проявляет себя буйно, с необычной силой
«бас» - мужской низкий голос
- Особенно интересно название стихотворения «Угомон»
- Объясните смысл заголовка.
Если мы заглянем в толковый словарь, то узнаем, что «угомон» - разговорное слово «успокоение от шума, возни».
В) Чтение стихотворения вполголоса.
— Что случилось нынче в школе?
— Что же предпринял дежурный?
— Послушали ли его другие ученики?
— Смогла ли успокоить класс учительница пения?
— Кто пришел на шум и помог всем?
— Как вы представляете себе «Угомона»?
Г) Подготовка к выразительному чтению.
- Какие предложения по интонации встречаются в тексте? (Вопросительные, восклицательные)
-Что ещё вы увидели в тексте? (Диалог)
-С какой интонацией я прочитала первые две строчки? (С удивлённой, вопросительной интонацией.)
- А следующие две? (Спокойно, рассудительно.)
- Как нужно прочитать слова дежурного Миши? (Громко, требовательно.)
- А слова остальных детей? (Крикливо, громко.)
- Как читаются слова про учительницу? (Возбуждённо, с переживанием.)
- Как автор готовит нас к тому, что появится Угомон? (Он говорит об этом медленно, с расстановкой, сейчас что-то будет, все сразу притихли.)
- Слова Угомона напечатаны лесенкой. Как вы думаете, почему? (Чтобы после каждой строчки делать небольшую паузу.)
- На что похожи слова Угомона? (Они похожи на пословицу).
- Повторим её хором и возьмём эту пословицу за правило!
Д) У доски читают три ученика ( ВЗАИМООЦЕНКА. ПАЛЕЦ ВВЕРХ, ВНИЗ)
Физкультминутка для глаз
4. Знакомство со стихотворением «Дважды два»
А) Самостоятельное чтение.
Следующее стихотворение «Дважды два» на странице 101 прочитайте самостоятельно:1раз -медленно, 2 раз быстрее и выразительно.
Б) Индивидуальное чтение.
-Кто готов прочитать стихотворение всему классу? ( ВЗАИМООЦЕНКА. ПАЛЕЦ ВВЕРХ, ВНИЗ)
В) Беседа.
-С таблицей умножения вы познакомитесь позже. Действительно, многое в мире меняется, но таблицу умножения ещё никому не удалось изменить.
Г) Заучивание стихотворения «Дважды два»
-Прочитайте стихотворение несколько раз и постарайтесь заучить его наизусть.
5. Закрепление материала
1. Беседа
- С творчеством какого писателя мы познакомились?
-Над какими его стихотворениями мы работали?
- Чему учит стихотворение «Угомон»? (Правильному отношению и уважению друг к другу).
6. РЕФЛЕКСИЯ
- Выразите своё настроение при помощи светофора:
Зелёный свет - я всё понял и мне понравилось
Жёлтый - я немного затруднялся
Красный - много трудностей пришлось преодолеть
7. ИТОГ УРОКА
- Для вас С.Я. Маршак написал пожелания. СЛАЙД №8
Пожелания друзьям
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути -
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Дается нам недешево!