СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С. я. маршак. сказки для детей. урок внеклассного чтения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Сказки С. Я. Маршака для детей: «Кош кин дом», «Горя бояться — счастья не видать». Из книги «Сказки разных народов»: «Волга и Вазуза», «Старуха, дверь закрой», «Сказка про короля и солдата» и др. Их герои и нравственный смысл.

Просмотр содержимого документа
«С. я. маршак. сказки для детей. урок внеклассного чтения»

С. Я. МАРШАК. СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ.
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Сказки С. Я. Маршака для детей: «Кош кин дом», «Горя бояться — счастья не видать». Из книги «Сказки разных народов»: «Волга и Вазуза», «Старуха, дверь закрой», «Сказка про короля и солдата» и др. Их герои и нравственный смысл.

Основные виды деятельности учащихся.
Чтение и обсуждение статьи учебника о писателе. Инсценировка эпизодов из пьес-сказок «Кошкин дом» и «Горя бояться — счастья не видать» и обсуждение их содержания. Выразительное чтение стихотворных сказок писателя (в том числе по ролям и наизусть). Обсуждение сказок по вопросам учителя. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Рассказы о героях сказок. Нравственная оценка героев стихотворных сказок. Презентация и защита иллюстраций к сказкам и конкурс на лучшее словесное рисование иллюстрации к сказке.
Самостоятельная работа. Чтение пьесы-сказки «Двенадцать месяцев» и подготовка к выразительному чтению её фрагментов по ролям. Ответы на вопросы по содержанию сказки.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Инсценировка эпизода из сказки «Кошкин дом».

II. Беседа по содержанию сказки.

Перечислите всех героев сказки (ученик, назвавший последнее имя, получает приз или призовую сумму баллов).

Какие события происходят в сказке до этого эпизода?
Что хотел сказать детям писатель своей сказкой?
Какие нравственные качества героев сказки восхищают автора?
Чем сказка Маршака близка народным сказкам?

III. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

Рассказ о писателе с показом презентации, которая включает в себя галерею портретов писателя, изображения мест, связанных с именем Маршака.

IV. Чтение статьи учебника о писателе (см. статью ниже) и обобщающая беседа:

С чего началась литературная деятельность Маршака?
Кто из известных русских культурных деятелей помогал Маршаку в юности?
Где Маршак начал печататься?
Какие произведения Маршака вам известны?
Какие факты биографии Маршака вы узнали из его книги «В начале жизни»?

V. Инсценирование (или чтение по ролям) начального эпизода сказки «Горя бояться — счастья не видать»
и беседа по содержанию пьесы:

Перечислите всех героев пьесы.
Чем они похожи на героев народных сказок?
Какие события происходят в сказке?
Чем она заканчивается?
Как в сказке отразились народные представления о добре и зле?

VI. Из книги «Сказки разных народов»:

сказки С. Я. Маршака «Старуха, дверь закрой!», «Сказка про короля и солдата», «Поросята» и др. Их герои и нравственный смысл.

Групповая работа, связанная с чтением
и обсуждением стихотворных сказок Маршака из книги «Сказки разных народов»:

Г р у п п а 1. «Старуха, дверь закрой!»

Прочитайте сказку выразительно (по ролям).
Какая народная сказка легла в основу сюжета стихотворной сказки?
Что добавил поэт к народному сюжету, создавая свою сказку?
В чём юмористический смысл сказки?
Почему старуха не выдержала уговора?
Какие человеческие качества высмеивает поэт?
В чём нравственный смысл сказки?

Г р у п п а 2. «Сказка про короля и солдата».

Прочитайте сказку выразительно (по ролям).
Какая народная сказка легла в основу сюжета стихотворной сказки?
Что в сказке Маршака напоминает бытовые сказки?
Как в сказке отразились народные представления о справедливости?
Почему солдат и свинопас показаны умнее короля?
Почему солдат не может прожить без гвардии?
В чём комический смысл сказки?

Г р у п п а 3. «Поросята».

Почитайте сказку выразительно (по ролям).
Смешно ли вам было читать сказку?
В чём аллегорический смысл сказки?
Почему автор называет это произведение басней?
Найдите в стихотворении черты басни.
Можно ли назвать последнюю строфу моралью?
Что хотел сказать писатель своим произведением?

VII. Показ и защита иллюстраций к сказкам
и конкурс на лучшее словесное рисование иллюстрации к сказке.

Домашнее задание

Прочитать пьесу-сказку «Двенадцать месяцев» полностью и подготовиться к выразительному чтению её фрагментов по ролям.

Ответить на вопросы по содержанию пьесы-сказки:

— Какие события происходят в сказке Маршака до тех фрагментов, которые помещены в учебнике?

— Что происходит в сказке после встречи Падчерицы с двенадцатью месяцами?

— Чем заканчивается пьеса-сказка?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!