ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ.
ВИДЫ ПРОЕКТОВ. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТАМИ.
Проект – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого-либо документа.
Виды проектов в школе
Монопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.
Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.
Надпредметный проект – внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.
Последовательность работы над проектом
Стадия работы над проектом | Содержание работы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1 | 2 | 3 | 4 |
Подготовка | Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы | Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников. |
Планирование | а) Определение источников необходимой информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (формы проекта) г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта. д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы | Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности. | Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся. |
Исследование | 1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.) 2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. 3.Выбор оптимального варианта хода проекта. 4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта | Поэтапно выполняют задачи проекта | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся |
Выводы | Анализ информации. Формулирование выводов | Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект | Наблюдает, советует (по просьбе учащихся) |
Представление (защита) проекта и оценка его результатов | Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого | Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке. | Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта |
Оценивание проекта
(индивидуальная карта учащегося, защищающего проект)
Этапы | Критерии оценки | Самооценка | Учитель | Коллеги по команде |
Защита | Представление (15 баллов) | | | |
Ответы на вопросы (15 баллов) | | | |
Процесс проектирования | Интеллектуальная активность (10 баллов) | | | |
Творчество (10 баллов) | | | |
Практическая деятельность (10 баллов) | | | |
Умение работать в команде (10 баллов) | | | |
Итог | Достигнутый результат (15 баллов) | | | |
Оформление (15 баллов) | | | |
85 – 100 баллов – «отлично»;
70 – 85 баллов – «хорошо»;
50 – 70 баллов – «удовлетворительно»;
менее 50 баллов - «неудовлетворительно».
Рейтинговая оценка проекта
Оценка этапов | Критерии оценки | Баллы |
Оценка работы | Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы | 5, 10, 20 |
Объём разработок и количество предлагаемых решений | 5, 10, 20 |
Практическая ценность | 5, 10 |
Уровень самостоятельности участников | 10, 20 |
Качество оформления записки, плакатов и др. | 5, 10, 15 |
Оценка рецензентом проекта | 5, 10 |
Оценка защиты | Качество доклада | 5, 10, 20 |
Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме | 5, 10, 20 |
Проявление глубины и широты представлений по данному предмету | 5, 10, 20 |
Ответы на вопросы учителя | 5, 10 |
Ответы на вопросы учащихся | 5, 10 |
180 – 140 баллов – «отлично»;
135 – 100 баллов – «хорошо»;
95 – 65 баллов – «удовлетворительно»;
менее 65 баллов - «неудовлетворительно».
Рейтинговая оценка проекта (повышенный уровень)
Этапы | Критерии оценки | Уровень (0, 5, 10, 20) |
Оформление и выполнение проекта | Актуальность темы и предлагаемых решений, практическая направленность | |
Объём и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к защите | |
Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений | |
Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов | |
Качество записки: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков | |
Защита | Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность и убеждённость | |
Объём и глубина знаний по теме (предмету), эрудиция, наличие межпредметных (междисциплинарных) связей | |
Представление проекта: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, Импровизационное начало, удержание внимания аудитории | |
Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убеждённость, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы | |
Деловые и волевые качества докладчика: умение принять ответственное решение, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность | |
200 – 155 баллов – «отлично»;
154 – 100 баллов – «хорошо»;
менее 100 баллов - «удовлетворительно».
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
· обозначение проблемы;
· обозначение цели;
· продуманность пути решения;
· обозначение конечного результата;
· реальность проекта;
· образовательный эффект;
· регламент;
· культура речи;
· свободное владение материалом;
· культура оформления работы;
· наглядность;
· умение вести дискуссию.
ВИДЫ РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ
· информационно – реферативные, написанные на основе нескольких источников с целью освещения какой – либо проблемы;
· проблемно – реферативные, написанные на основе нескольких источников с целью сопоставления имеющихся в них данных и формулировки собственного взгляда на проблему;
· реферативно – экспериментальные, в основе которых лежит эксперимент, методика и результаты которого уже известны;
· описательные, нацеленные на наблюдение и качественное описание какого – либо явления.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО РЕФЕРАТА
· обозначение проблемы;
· выдвинутая гипотеза;
· подбор методов;
· сбор и анализ материалов;
· обозначение собственной позиции;
· образовательный эффект;
· регламент;
· культура речи;
· свободное владение материалом;
· культура оформления работы;
· наглядность;
· умение вести дискуссию.