Тема: «Героями не рождаются, героями становятся» (По рассказу С.Алексеева «Медаль») –I, II гр.; Чтение и составление слогов из букв – IV гр.
Класс: 8 Г
Цель урока: анализ рассказа и ответ на главный вопрос урока - I, II гр.; формирование навыка осознанного слогового чтения - IV гр.
Задачи: Образовательные: Совершенствовать навык выразительного чтения, развивать речь учащихся, умение мыслить и анализировать поступки и внутреннее состояние героев – I, II гр.; повторить изученные буквы; формировать умения выделять первый звук в слове, устанавливать порядок букв в слогах и словах; формировать умения читать слоги с изученными буквами– IV гр.
Коррекционно- развивающие: Развивать концентрацию внимания и логическое мышление через прием «Зашифрованные слова»; «Чтение с остановками», «Собери рассказ, выражение», развивать умение правильно строить предложение при ответе на вопросы; развивать умение выделять главную мысль произведения по наводящим вопросам учителя – I, II гр.; корригировать и развивать связную устную речь, мышление через участие в беседе, понимать обращённую речь, следовать инструкциям педагога, отвечать на вопросы - IV гр.
Коррекционно-воспитательные: Вызвать интерес к великому русскому полководцу А.В. Суворову; воспитывать чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Ход урока
Организационный момент.
Психологический настрой.
К нам на урок заглянули не только учителя, но еще один гость, чтобы узнать его, надо отгадать загадку.
“Доброе, хорошее на всех глядит
На себя глядеть не велит.” (Солнышко.)
Да. В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет.
Посмотрите внимательно на изображения солнца на доске.
- Какое солнце больше всего соответствует вашему настроению? Почему так?
- У какого солнца очень хорошее настроение?
Надеюсь, что и вы уйдете с урока с хорошим настроением
Артикуляционная гимнастика:
Прежде чем начнем работать, предлагаю провести разминку для речевого аппарата.
(жужжащее чтение слогов по карточкам) – I, II гр.
Карточка № 1 – Жене «Ромашка»
Повторение
- Мы с вами продолжаем изучать рассказы, посвященные истории нашей Родины. Перед вами портреты…/ Суворов, Петр 1, Алексеев/ подписи перепутаны.
- Соединим правильно…
- Кто это? …
- Кто из них сегодня на уроке 3-й лишний?
-Как называется рассказ, который читали дома?
- Медаль это что? // Медаль - награда за заслуги.+ иллюстрация
- Кому вручают медали?
- А кто такой герой?
О герое поговорим позже. А сейчас уточним значение некоторых слов и выражений.
Словарная работа // Жене – карточка № 2 «Найди слог по образцу»
Соедини стрелками …
Гренадер – военнослужащий + иллюстрация
Сторонится – держится в стороне.
Потупил глаза – опустил вниз.
Изгладала совесть – измучила.
Медаль язык придавила – замолчал, стыдно.
Физминутка «Ракетка»
III. Тема урока.
Предлагаю вспомнить начало рассказа «Медаль». Для этого выполним задание на карточках.
Работа по карточкам (+ карточки с зашифрованными словами)
Задание: Вычеркните неправильные ответы.
- Главный герой рассказа (Иван Шутов, Кузьма Шапкин)
- В бою солдат (уснул, струсил)
- Награды раздавал (Суворов, Кутузов)
- Он Шапкину медаль вручил (за отвагу, решил проверить)
- Солдаты вечером (варили кашу, перечисляли кому и за что награды)
- Солдаты спросили у Шапкина (за что ему медаль вручили, чему он рад)
в | а | п | р | е | о | в | у | с |
к | а | и | т | о | ц | е | н | т |
с | у | в | о | р | о | в | п | р |
ф | ы | а | п | р | ш | х | и | у |
о | м | е | ш | г | ш | л | р | с |
т | а | н | а | ц | д | г | а | и |
в | в | к | п | в | ж | о | е | л |
а | и | п | к | п | э | н | п | ц |
г | п | о | и | р | х | р | и | у |
у | г | г | н | о | й | е | о | й |
Кто вручал награду?
Что в первом бою солдат Шапкин сделал?
Как фамилия солдата?
За что Суворов вручал медали солдатам?
Проверка!
Чтение детьми отрывка из рассказа «Медаль» / приемы: Чтение со стопами, опережающий вопрос, подтверждающее чтение/
// Жене карточка № 3 «Собери слова»
*** *** (отрывок с. 61)
- Что ответил Шапкин на вопрос товарищей: «Ну, а тебе за что же медаль?»
А тому и ответить нечего.
-Почему солдат не придумал какую-нибудь интересную историю, за которую мог получить медаль.
Носит Шапкин медаль, да покоя себе не находит. Товарищей сторонится. Целыми днями молчит.
-Почему молчал Шапкин?
— Тебе что же, медаль язык придавила?! — шутят солдаты.
- Сколько времени прошло со дня вручения медали?
Прошла неделя, и совсем изглодала совесть солдата.
Не выдержал Шапкин, пошел к Суворову.
- Зачем солдат пошел к Суворову?
Входит в палатку и возвращает медаль.
— Помилуй бог! — воскликнул Суворов. — Награду назад!
Опустил Шапкин голову низко-низко, к самому полу, и во всем признался Суворову.
«Ну, — думает, — пропадай моя голова».
- Какой Шапкин, раз отказался от незаслуженной медали?
-Как поступил Суворов?
Рассмеялся Суворов, обнял солдата.
— Молодец! — произнес. — Знаю, братец, без тебя все знаю. Хотел испытать. Добрый солдат. Добрый солдат.
- О чем Суворов просил помнить?
Памятуй: героем не рождаются, героем становятся. Ступай. А медаль, ладно, пусть полежит у меня. Тебе заслужить. Тебе и носить.
Не ошибся Суворов.
-Как Шапкин заслужил право на награду?
В следующем бою Шапкин первым ворвался в турецкую крепость, заслужил и медаль, и великую славу.
- Героем Шапкин родился или стал?
Он не был героем, но стал им.
*** ***
- Что мы делали?
Физминутка «Солдатик»
Встали, выпрямились, потянулись. Покажите, какие вы солдатики.
Шагаем: левой-правой…
На левой ноге постой-ка, будто ты солдатик стойкий.
Ногу правую к груди, да смотри не упади
А теперь постой на правой, если ты солдатик бравый
Ногу левую к груди, и смотри не упади
Молодцы!
Закрепление.
Женя- карточка № 4 «Найди спрятанные слова».
-Назовите еще раз главных действующих лиц в рассказе.
Работа в парах
А) Давайте о солдате Шапкине составим рассказ (Собери разрезной рассказ. Расположить предложения в правильной последовательности. - (Витя, Виджай)
Б) Подготовить выразительное чтение отрывка к рисунку (с. 61 – от слов «Вечером…до слов …ответить нечего» / Максим, Денис.)
В) Собрать пословицы, объяснить смысл. // Прием «продолжи фразу»// (Алина, Валя)
Проверка!
- О чем данные пословицы?
- Какая пословица подходит к теме урока? (на доске)
Хоровое чтение !!! //Героями не рождаются, героями становятся!///
V. Итоги урока:
- Кто произнес эти слова?
- Стал ли Кузьма Шапкин героем? - Когда? (когда победил в себе страх)
- Чему учит рассказ?
Расшифровать слова + // подсказка цыфры//: (честность, героизм) – на доске !?
(Честности, героизму, храбрости, умению преодолевать страх)
Рефлексия: - Посмотрите на солнышки? -Какое солнышко теперь вам ближе?
Д/з: 1 гр. – пересказ рассказа своими словами.
2 гр. – выраз. чт. отрывка (на выбор)
4 гр. – карточка