СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С.Алексеев "Медаль"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы предназначен для проведения в коррекционном классе, разделенном на группы

Просмотр содержимого документа
«С.Алексеев "Медаль"»

Тема: «Героями не рождаются, героями становятся» (По рассказу С.Алексеева «Медаль») I, II гр.; Чтение и составление слогов из букв – IV гр.

Класс: 8 Г

Цель урока: анализ рассказа и ответ на главный вопрос урока - I, II гр.; формирование навыка осознанного слогового чтения - IV гр.

Задачи: Образовательные: Совершенствовать  навык выразительного чтения, развивать речь учащихся, умение мыслить и анализировать поступки и внутреннее состояние героев – I, II гр.; повторить изученные буквы; формировать умения выделять первый звук в слове, устанавливать порядок букв в слогах и словах; формировать умения читать слоги с изученными буквами– IV гр.

Коррекционно- развивающие: Развивать концентрацию внимания и логическое мышление через прием «Зашифрованные слова»; «Чтение с остановками», «Собери рассказ, выражение», развивать умение правильно строить предложение при ответе на вопросы; развивать умение выделять главную мысль произведения по наводящим вопросам учителя – I, II гр.; корригировать и развивать связную устную речь, мышление через участие в беседе, понимать обращённую речь, следовать инструкциям педагога, отвечать на вопросы - IV гр.

Коррекционно-воспитательные: Вызвать интерес к великому русскому полководцу А.В. Суворову; воспитывать чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Психологический настрой.

К нам на урок заглянули не только учителя, но еще один гость, чтобы узнать его, надо отгадать загадку.
“Доброе, хорошее на всех глядит
На себя глядеть не велит.”
(Солнышко.)

Да. В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет.

Посмотрите внимательно на изображения солнца на доске.

- Какое солнце больше всего соответствует вашему настроению? Почему так?

- У какого солнца очень хорошее настроение?

Надеюсь, что и вы уйдете с урока с хорошим настроением

Артикуляционная гимнастика:

Прежде чем начнем работать, предлагаю провести разминку для речевого аппарата.

(жужжащее чтение слогов по карточкам) – I, II гр.

Карточка № 1 – Жене «Ромашка»

  1. Повторение

- Мы с вами продолжаем изучать рассказы, посвященные истории нашей Родины. Перед вами портреты…/ Суворов, Петр 1, Алексеев/ подписи перепутаны.

- Соединим правильно…

- Кто это? …

- Кто из них сегодня на уроке 3-й лишний?

-Как называется рассказ, который читали дома?

- Медаль это что? // Медаль - награда за заслуги.+ иллюстрация

- Кому вручают медали?

- А кто такой герой?

О герое поговорим позже. А сейчас уточним значение некоторых слов и выражений.

Словарная работа // Жене – карточка № 2 «Найди слог по образцу»

Соедини стрелками …

Гренадер – военнослужащий + иллюстрация

Сторонится – держится в стороне.

Потупил глаза – опустил вниз.

Изгладала совесть – измучила.

Медаль язык придавила – замолчал, стыдно.

Физминутка «Ракетка»

III. Тема урока.

Предлагаю вспомнить начало рассказа «Медаль». Для этого выполним задание на карточках.

  1. Работа по карточкам (+ карточки с зашифрованными словами)

Задание: Вычеркните неправильные ответы.

- Главный герой рассказа (Иван Шутов, Кузьма Шапкин)

- В бою солдат (уснул, струсил)

- Награды раздавал (Суворов, Кутузов)

- Он Шапкину медаль вручил (за отвагу, решил проверить)

- Солдаты вечером (варили кашу, перечисляли кому и за что награды)

- Солдаты спросили у Шапкина (за что ему медаль вручили, чему он рад)

в

а

п

р

е

о

в

у

с

к

а

и

т

о

ц

е

н

т

с

у

в

о

р

о

в

п

р

ф

ы

а

п

р

ш

х

и

у

о

м

е

ш

г

ш

л

р

с

т

а

н

а

ц

д

г

а

и

в

в

к

п

в

ж

о

е

л

а

и

п

к

п

э

н

п

ц

г

п

о

и

р

х

р

и

у

у

г

г

н

о

й

е

о

й

  1. Кто вручал награду?

  2. Что в первом бою солдат Шапкин сделал?

  3. Как фамилия солдата?

  4. За что Суворов вручал медали солдатам?
    Проверка!

  1. Чтение детьми отрывка из рассказа «Медаль» / приемы: Чтение со стопами, опережающий вопрос, подтверждающее чтение/

// Жене карточка № 3 «Собери слова»

*** *** (отрывок с. 61)

- Что ответил Шапкин на вопрос товарищей: «Ну, а тебе за что же медаль?» 

А тому и ответить нечего.

-Почему солдат не придумал какую-нибудь интересную историю, за которую мог получить медаль.

Носит Шапкин медаль, да покоя себе не находит. Товарищей сторонится. Целыми днями молчит.

-Почему молчал Шапкин?

— Тебе что же, медаль язык придавила?! — шутят солдаты.

- Сколько времени прошло со дня вручения медали?

Прошла неделя, и совсем изглодала совесть солдата.

Не выдержал Шапкин, пошел к Суворову.

- Зачем солдат пошел к Суворову?

Входит в палатку и возвращает медаль.

— Помилуй бог! — воскликнул Суворов. — Награду назад!

Опустил Шапкин голову низко-низко, к самому полу, и во всем признался Суворову.

 «Ну, — думает, — пропадай моя голова».

- Какой Шапкин, раз отказался от незаслуженной медали?

-Как поступил Суворов?

Рассмеялся Суворов, обнял солдата.

— Молодец! — произнес. — Знаю, братец, без тебя все знаю. Хотел испытать. Добрый солдат. Добрый солдат.

- О чем Суворов просил помнить?

Памятуй: героем не рождаются, героем становятся. Ступай. А медаль, ладно, пусть полежит у меня. Тебе заслужить. Тебе и носить.

Не ошибся Суворов.

-Как Шапкин заслужил право на награду?

В следующем бою Шапкин первым ворвался в турецкую крепость, заслужил и медаль,  и великую славу. 

- Героем Шапкин родился или стал?

Он не был героем, но стал им.

*** ***

- Что мы делали?

Физминутка «Солдатик»

Встали, выпрямились, потянулись. Покажите, какие вы солдатики.

Шагаем: левой-правой…

На левой ноге постой-ка, будто ты солдатик стойкий.

Ногу правую к груди, да смотри не упади

А теперь постой на правой, если ты солдатик бравый

Ногу левую к груди, и смотри не упади

Молодцы!

  1. Закрепление.

Женя- карточка № 4 «Найди спрятанные слова».

-Назовите еще раз главных действующих лиц в рассказе.

Работа в парах

А) Давайте о солдате Шапкине составим рассказ (Собери разрезной рассказ. Расположить предложения в правильной последовательности. - (Витя, Виджай)

Б) Подготовить выразительное чтение отрывка к рисунку (с. 61 – от слов «Вечером…до слов …ответить нечего» / Максим, Денис.)

В) Собрать пословицы, объяснить смысл. // Прием «продолжи фразу»// (Алина, Валя)

Проверка!

- О чем данные пословицы?

- Какая пословица подходит к теме урока? (на доске)

Хоровое чтение !!! //Героями не рождаются, героями становятся!///

V. Итоги урока:

- Кто произнес эти слова?

- Стал ли Кузьма Шапкин героем? - Когда? (когда победил в себе страх)

- Чему учит рассказ?

Расшифровать слова + // подсказка цыфры//: (честность, героизм) – на доске !?

(Честности, героизму, храбрости, умению преодолевать страх)

Рефлексия: - Посмотрите на солнышки? -Какое солнышко теперь вам ближе?

Д/з: 1 гр. – пересказ рассказа своими словами.

2 гр. – выраз. чт. отрывка (на выбор)

4 гр. – карточка














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!