СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рынок и рыночная структура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рынок и рыночная структура»

Рыночная экономика

С раз­ви­ти­ем де­неж­но­го об­ме­на по­яв­ля­ет­ся ры­нок. Это сло­во име­ет не­сколько зна­чений. В ши­роком смыс­ле рын­ком на­зыва­ют мес­то, где со­вер­ша­ет­ся куп­ля-про­дажа то­варов и ус­луг. В за­виси­мо­сти от ви­да то­варов раз­ли­ча­ют про­дук­то­вые, ав­то­мобильные, ра­ди­орын­ки и др., а по фор­ме тор­говли — оп­то­вые и роз­ничные. Для нас важ­но знать зна­чение рын­ка с точ­ки зре­ния эко­номи­че­ской на­уки.

Ры­нок — фор­ма хо­зяйствен­ных свя­зей меж­ду пот­ре­бите­лями и про­из­во­дите­лями в сфе­ре об­ме­на; ме­ханизм вза­имо­действия по­купа­телей и про­дав­цов эко­номи­че­ских благ.

Ры­нок об­слу­жива­ет про­из­вод­ство, об­мен, рас­пре­деле­ние и пот­ребле­ние. Для про­из­вод­ства ры­нок пос­тавля­ет не­об­хо­димые ре­сур­сы и ре­али­зу­ет его про­дук­цию, а так­же оп­ре­деля­ет спрос на нее. Для об­ме­на ры­нок слу­жит глав­ным ка­налом сбы­та и за­купок то­варов и ус­луг. Для рас­пре­деле­ния он выс­ту­па­ет тем ме­ханиз­мом, ко­торый оп­ре­деля­ет раз­ме­ры до­ходов для вла­дельцев ре­сур­сов, про­да­ющих­ся на рын­ке. Че­рез ры­нок пот­ре­бите­лю пос­ту­па­ет ос­новная часть не­об­хо­димых ему пот­ре­бительских благ. На­конец, на рын­ке оп­ре­деля­ет­ся це­на, пред­став­ля­ющая со­бой глав­ный ин­ди­катор ры­ноч­ной эко­номи­ки.

Це­на — де­неж­ное вы­раже­ние сто­имос­ти то­варов и ус­луг.

Це­но­об­ра­зова­ние — про­цесс ус­та­нов­ле­ния це­ны на то­вар.

Ко­неч­но, про­давец мо­жет про­из­вольно ус­та­новить це­ну. Но ес­ли це­на бу­дет слиш­ком вы­сокой, то то­вар не ку­пят, а ес­ли она бу­дет ни­же се­бес­то­имос­ти, то пред­при­нима­тель ра­зорит­ся.

Каждый товар имеет свою цену

На про­цесс це­но­об­ра­зова­ния ока­зыва­ет вли­яние мно­жес­тво объек­тивных фак­то­ров: со­от­но­шение спро­са и пред­ло­жения, ред­кость (де­фицит) и прес­тижность то­вара, воз­можность за­мены то­вара ана­логич­ным, сте­пень его не­об­хо­димос­ти.

Це­ны бы­ва­ют не­скольких ви­дов: оп­то­вые и роз­ничные, внут­ренние и ми­ровые. Но не­зави­симо от ви­да, це­ны вы­пол­ня­ют од­ни и те же фун­кции. Це­на ин­форми­ру­ет по­купа­теля о том, сколько де­нег хо­чет про­давец по­лучить за то­вар (ин­форми­ру­ющая фун­кция). Эта ин­форма­ция ори­ен­ти­ру­ет по­купа­теля в вы­боре то­вара и оп­ре­деля­ет спрос на не­го (ори­ен­ти­ру­ющая фун­кция). Уве­личе­ние це­ны на то­вар сти­мули­ру­ет про­из­во­дите­ля к вы­пус­ку про­дук­ции (сти­мули­ру­ющая фун­кция), а уве­личе­ние спро­са на то­вар при сни­жении це­ны по­буж­да­ет про­из­во­дите­ля к сни­жению се­бес­то­имос­ти (ре­сур­сосбе­рега­ющая фун­кция). На­конец, из­ме­нение цен спо­собс­тву­ет пе­рерас­пре­деле­нию ка­пита­ла из од­ной от­расли эко­номи­ки в дру­гую (рас­пре­дели­тельная фун­кция).

Ус­ло­ви­ями су­щес­тво­вания рын­ка выс­ту­па­ют раз­де­ление тру­да, спе­ци­али­зация, об­мен, на­личие са­мо­сто­ятельных субъек­тов эко­номи­че­ской де­ятельно­сти, сво­бода пред­при­нима­тельской де­ятельно­сти, ос­но­ван­ная на час­тной собс­твен­ности. Все это ре­гули­ру­ет­ся об­ще­обя­зательны­ми пра­вила­ми по­веде­ния — обы­ча­ями, тра­дици­ями, за­кона­ми. Ры­нок как ме­ханизм вза­имо­действия по­купа­телей и про­дав­цов («большой» ры­нок) со­сто­ит из от­дельных («ма­лых») рын­ков — ка­пита­ла, тру­да, цен­ных бу­маг, ва­лют­ных средств, про­довольствия, жилья, стра­ховых ус­луг и т.д.

Ры­нок вы­пол­ня­ет ряд фун­кций. Преж­де все­го — это ин­форма­ци­он­ная фун­кция. Она про­яв­ля­ет­ся в оп­ре­деле­нии цен на то­вары и ус­лу­ги, пред­ло­жения и спро­са на них. Ре­гули­ру­ющая фун­кция от­ра­жа­ет­ся в из­ме­нении струк­ту­ры про­из­вод­ства, ре­гули­рова­нии цен, внед­ре­нии но­вых тех­но­логий и т.д. Пос­редни­чес­кая фун­кция про­яв­ля­ет­ся в том, что ры­нок выс­ту­па­ет пос­редни­ком меж­ду про­из­во­дите­лями и пот­ре­бите­лями, поз­во­ляя им найти на­ибо­лее вы­год­ный ва­ри­ант куп­ли-про­дажи. Сти­мули­ру­ющая фун­кция на­цели­ва­ет про­из­во­дите­ля на по­выше­ние эф­фектив­ности про­из­вод­ства.

По­купа­тели и про­дав­цы на рын­ке по­сто­ян­но со­вер­ша­ют об­мен де­нег на то­вар и об­ратно.

То­вар — про­дукт тру­да, удов­летво­ря­ющий ка­кую-ли­бо по­треб­ность и пред­назна­чен­ный не для собс­твен­но­го пот­ребле­ния про­из­во­дите­ля, а для про­дажи.

Важ­ным свойством то­вара слу­жит его по­лез­ность, т.е. спо­соб­ность удов­летво­рения ка­кой-ли­бо по­треб­ности пот­ре­бите­ля. Он оце­нива­ет сте­пень пользы от пот­ребле­ния то­варов и выс­тра­ива­ет для се­бя шка­лу по­лез­ности каж­до­го из них. Пот­ребнос­ти лю­дей от­ли­ча­ют­ся друг от дру­га. В то же вре­мя су­щес­тву­ют объек­тивные об­стоя­тельства, зас­тавля­ющие всех по­купать тот или иной то­вар. В эко­номи­че­ской на­уке сфор­му­лиро­ван за­кон убы­ва­ющей пре­дельной по­лез­ности, в со­от­ветс­твии с ко­торым по ме­ре уве­личе­ния пот­ребле­ния бла­га его по­лез­ность уменьша­ет­ся. Нап­ри­мер, ког­да че­ловек хо­чет есть, пер­вая пор­ция еды бу­дет для не­го об­ла­дать вы­сокой сте­пенью по­лез­ности, вто­рая — меньшей, третья — еще бо­лее меньшей и, на­конец, ког­да че­ловек на­сытит­ся, ос­тавша­яся еда бу­дет в его гла­зах об­ла­дать ми­нимальной сте­пенью по­лез­ности. Еще од­но ка­чес­тво то­вара — это его цен­ность (сто­имость). Под цен­ностью по­нима­ет­ся де­неж­ная оцен­ка пот­ре­бите­лем по­лез­ности бла­га.

Фор­ми­рова­ние ры­ноч­ных цен про­ис­хо­дит в про­цес­се вза­имо­действия про­из­во­дите­лей (про­дав­цов) и пот­ре­бите­лей (по­купа­телей), прес­ле­ду­ющих ди­амет­рально про­тиво­полож­ные це­ли. Этот про­цесс в большинс­тве слу­ча­ев свя­зан с кон­ку­рен­ци­ей.

Кон­ку­рен­ция — со­пер­ни­чес­тво меж­ду учас­тни­ками рын­ка.

Конкуренция регулирует цены на рынке

Кон­ку­рен­ция мо­жет пред­став­лять со­бой борьбу и за эко­номи­че­ские ре­сур­сы, и за ут­вер­жде­ние ус­тойчи­вой ни­ши на рын­ке. Дос­то­инс­тво кон­ку­рен­ции со­сто­ит в том, что она ста­вит рас­пре­деле­ние ог­ра­ничен­ных ре­сур­сов в за­виси­мость от эко­номи­че­ских ар­гу­мен­тов кон­ку­рен­тов. По­бедить в кон­ку­рен­тной борьбе обыч­но мож­но, пред­ла­гая бла­га бо­лее вы­соко­го ка­чес­тва по меньшей це­не. По­это­му роль кон­ку­рен­ции зак­лю­ча­ет­ся в том, что она спо­собс­тву­ет ус­та­нов­ле­нию на рын­ке оп­ре­делен­но­го по­ряд­ка, га­ран­ти­ру­юще­го про­из­вод­ство дос­та­точ­но­го ко­личес­тва ка­чес­твен­ных и про­да­ющих­ся по рав­но­вес­ной це­не благ.

Раз­ли­ча­ют сле­ду­ющие ви­ды кон­ку­рен­ции:

  • со­вер­шенная;

  • не­совер­шенная.

При со­вер­шенной кон­ку­рен­ции су­щес­тву­ет мно­жес­тво мел­ких фирм, пред­ла­га­ющих на рын­ке од­но­род­ную про­дук­цию. Са­мому пот­ре­бите­лю без­различ­но, у ка­кой фир­мы он при­об­ре­та­ет эту про­дук­цию. До­ля каж­дой фир­мы в об­щем объеме ры­ноч­но­го пред­ло­жения дан­ной про­дук­ции нас­только ма­ла, что лю­бое ее ре­шение о по­выше­нии или по­ниже­нии це­ны не от­ра­жа­ет­ся на це­не на ана­логич­ные то­вары дру­гих про­из­во­дите­лей. По­яв­ле­ние но­вых фирм в от­расли не встре­ча­ет ка­ких-ли­бо пре­пят­ствий или ог­ра­ниче­ний. Вы­ход из от­расли так­же аб­со­лют­но сво­боден. Нет ог­ра­ниче­ний на дос­туп той или иной фир­мы к ин­форма­ции о со­сто­янии рын­ка, це­нах на то­вары и ре­сур­сы, зат­ра­тах, ка­чес­тве то­варов, тех­ни­ке про­из­вод­ства и т.д.

Не­совер­шенная кон­ку­рен­ция свя­зана с за­мет­ным ог­ра­ниче­ни­ем сво­бод­но­го пред­при­нима­тельства. Та­кая кон­ку­рен­ция име­ет мес­то при нез­на­чительном ко­личес­тве фирм в каж­дой сфе­ре пред­при­нима­тельской де­ятельно­сти. Ка­кая-ли­бо груп­па пред­при­нима­телей (или да­же один пред­при­нима­тель) мо­жет про­из­вольно вли­ять на конъюн­кту­ру рын­ка. Про­ник­но­вение но­вых пред­при­нима­телей на ры­нок зат­рудни­тельно. От­сутс­тву­ют за­мени­тели про­дук­ции, вы­пус­ка­емой при­виле­гиро­ван­ны­ми про­из­во­дите­лями.

Про­межу­точ­ным ви­дом кон­ку­рен­ции выс­ту­па­ет мо­нопо­лис­ти­чес­кая кон­ку­рен­ция. Она пред­став­ля­ет со­бой тип рын­ка, в ус­ло­ви­ях ко­торо­го большое ко­личес­тво мел­ких фирм пред­ла­га­ет раз­но­род­ную про­дук­цию. Вход на ры­нок и вы­ход с не­го обыч­но не свя­заны с ка­кими-ли­бо труд­ностя­ми. Су­щес­тву­ют раз­ли­чия в ка­чес­тве, внеш­нем ви­де и дру­гих ха­рак­те­рис­ти­ках то­варов, про­из­во­димых раз­ны­ми фир­ма­ми, ко­торые де­ла­ют эти то­вары в чем-то уни­кальны­ми, хо­тя и вза­имо­заме­ня­емы­ми.

Про­тиво­полож­ностью кон­ку­рен­ции яв­ля­ет­ся мо­нопо­лия.

Мо­нопо­лия — су­щес­тво­вание на рын­ке только од­но­го про­дав­ца дан­ной про­дук­ции, не име­ющей близ­ких за­мени­телей.

Ста­вят­ся жес­ткие барьеры для вступ­ле­ния в от­расль дру­гих фирм.

 

Ес­ли по­купа­тель выс­ту­па­ет в единс­твен­ном чис­ле, то та­кая кон­ку­рен­ция на­зыва­ет­ся мо­ноп­со­ни­ей. В не­кото­рых от­раслях встре­ча­ет­ся двус­то­рон­няя мо­нопо­лия, ког­да на рын­ке оп­ре­делен­ной про­дук­ции выс­ту­па­ют один про­давец и один по­купа­тель. Нап­ри­мер, в сфе­ре во­ен­но­го про­из­вод­ства за­каз­чи­ком выс­ту­па­ет го­сударс­тво, а пос­тавщи­ком — ка­кая-ни­будь од­на-единс­твен­ная фир­ма.

Чис­тая мо­нопо­лия и чис­тая мо­ноп­со­ния — срав­ни­тельно ред­кие яв­ле­ния. Го­раз­до ча­ще в ры­ноч­ной эко­номи­ке скла­дыва­ет­ся оли­гопо­лия.

Оли­гопо­лия — су­щес­тво­вание на рын­ке не­скольких круп­ных фирм, вы­пус­ка­ющих как од­но­род­ную, так и раз­но­род­ную про­дук­цию.

Вступ­ле­ние но­вых фирм в от­расль зат­рудни­тельно.

Осо­бен­ность оли­гопо­лии зак­лю­ча­ет­ся во вза­им­ной за­виси­мос­ти фирм при при­нятии ре­шений о це­нах на свою про­дук­цию.

В рам­ках ры­ноч­ной эко­номи­ки ак­ту­альным ста­новит­ся за­щита кон­ку­рен­тной сре­ды с целью дос­ти­жения оп­ти­мально­го со­чета­ния раз­личных ви­дов кон­ку­рен­ции и не­допу­щения по­дав­ле­ния од­них субъек­тов эко­номи­че­ской де­ятельно­сти дру­гими. Та­кую за­дачу вы­пол­ня­ет го­сударс­тво, ко­торое про­водит ан­ти­моно­польную по­лити­ку, за­креп­ляя пра­вила эко­номи­че­ской де­ятельно­сти в за­конах.

Важ­нейши­ми эле­мен­та­ми ры­ноч­но­го ме­ханиз­ма выс­ту­па­ют спрос и пред­ло­жение.

Спрос — на­мере­ние по­купа­телей при­об­рести дан­ный то­вар по дан­ной це­не, под­креп­ленное де­неж­ной воз­можностью.

В ус­ло­ви­ях рын­ка действу­ет за­кон спро­са, сог­ласно ко­торо­му при рав­ных ус­ло­ви­ях спрос на то­вар тем вы­ше, чем ни­же це­на это­го то­вара, и, на­обо­рот, чем вы­ше це­на, тем ни­же спрос на то­вар. Це­на яв­ля­ет­ся ос­новным фак­то­ром спро­са.

Но кро­ме це­ны су­щес­тву­ют и не­цено­вые фак­то­ры: до­ход, вку­сы и при­выч­ки пот­ре­бите­ля, из­ме­нение струк­ту­ры на­селе­ния (по воз­рас­тно­му, про­фес­сио­нально­му и дру­гим приз­на­кам), це­ны на близ­кие по наз­на­чению и ка­чес­тву то­вары, рек­ла­ма, мо­да и др.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!