Рыночная экономика
С развитием денежного обмена появляется рынок. Это слово имеет несколько значений. В широком смысле рынком называют место, где совершается купля-продажа товаров и услуг. В зависимости от вида товаров различают продуктовые, автомобильные, радиорынки и др., а по форме торговли — оптовые и розничные. Для нас важно знать значение рынка с точки зрения экономической науки.
Рынок — форма хозяйственных связей между потребителями и производителями в сфере обмена; механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ.
Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок служит главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он выступает тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Через рынок потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Наконец, на рынке определяется цена, представляющая собой главный индикатор рыночной экономики.
Цена — денежное выражение стоимости товаров и услуг.
Ценообразование — процесс установления цены на товар.
Конечно, продавец может произвольно установить цену. Но если цена будет слишком высокой, то товар не купят, а если она будет ниже себестоимости, то предприниматель разорится.
Каждый товар имеет свою цену
На процесс ценообразования оказывает влияние множество объективных факторов: соотношение спроса и предложения, редкость (дефицит) и престижность товара, возможность замены товара аналогичным, степень его необходимости.
Цены бывают нескольких видов: оптовые и розничные, внутренние и мировые. Но независимо от вида, цены выполняют одни и те же функции. Цена информирует покупателя о том, сколько денег хочет продавец получить за товар (информирующая функция). Эта информация ориентирует покупателя в выборе товара и определяет спрос на него (ориентирующая функция). Увеличение цены на товар стимулирует производителя к выпуску продукции (стимулирующая функция), а увеличение спроса на товар при снижении цены побуждает производителя к снижению себестоимости (ресурсосберегающая функция). Наконец, изменение цен способствует перераспределению капитала из одной отрасли экономики в другую (распределительная функция).
Условиями существования рынка выступают разделение труда, специализация, обмен, наличие самостоятельных субъектов экономической деятельности, свобода предпринимательской деятельности, основанная на частной собственности. Все это регулируется общеобязательными правилами поведения — обычаями, традициями, законами. Рынок как механизм взаимодействия покупателей и продавцов («большой» рынок) состоит из отдельных («малых») рынков — капитала, труда, ценных бумаг, валютных средств, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д.
Рынок выполняет ряд функций. Прежде всего — это информационная функция. Она проявляется в определении цен на товары и услуги, предложения и спроса на них. Регулирующая функция отражается в изменении структуры производства, регулировании цен, внедрении новых технологий и т.д. Посредническая функция проявляется в том, что рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. Стимулирующая функция нацеливает производителя на повышение эффективности производства.
Покупатели и продавцы на рынке постоянно совершают обмен денег на товар и обратно.
Товар — продукт труда, удовлетворяющий какую-либо потребность и предназначенный не для собственного потребления производителя, а для продажи.
Важным свойством товара служит его полезность, т.е. способность удовлетворения какой-либо потребности потребителя. Он оценивает степень пользы от потребления товаров и выстраивает для себя шкалу полезности каждого из них. Потребности людей отличаются друг от друга. В то же время существуют объективные обстоятельства, заставляющие всех покупать тот или иной товар. В экономической науке сформулирован закон убывающей предельной полезности, в соответствии с которым по мере увеличения потребления блага его полезность уменьшается. Например, когда человек хочет есть, первая порция еды будет для него обладать высокой степенью полезности, вторая — меньшей, третья — еще более меньшей и, наконец, когда человек насытится, оставшаяся еда будет в его глазах обладать минимальной степенью полезности. Еще одно качество товара — это его ценность (стоимость). Под ценностью понимается денежная оценка потребителем полезности блага.
Формирование рыночных цен происходит в процессе взаимодействия производителей (продавцов) и потребителей (покупателей), преследующих диаметрально противоположные цели. Этот процесс в большинстве случаев связан с конкуренцией.
Конкуренция — соперничество между участниками рынка.
Конкуренция регулирует цены на рынке
Конкуренция может представлять собой борьбу и за экономические ресурсы, и за утверждение устойчивой ниши на рынке. Достоинство конкуренции состоит в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов конкурентов. Победить в конкурентной борьбе обычно можно, предлагая блага более высокого качества по меньшей цене. Поэтому роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ.
Различают следующие виды конкуренции:
совершенная;
несовершенная.
При совершенной конкуренции существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию. Самому потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию. Доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отражается на цене на аналогичные товары других производителей. Появление новых фирм в отрасли не встречает каких-либо препятствий или ограничений. Выход из отрасли также абсолютно свободен. Нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.
Несовершенная конкуренция связана с заметным ограничением свободного предпринимательства. Такая конкуренция имеет место при незначительном количестве фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности. Какая-либо группа предпринимателей (или даже один предприниматель) может произвольно влиять на конъюнктуру рынка. Проникновение новых предпринимателей на рынок затруднительно. Отсутствуют заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.
Промежуточным видом конкуренции выступает монополистическая конкуренция. Она представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Вход на рынок и выход с него обычно не связаны с какими-либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми.
Противоположностью конкуренции является монополия.
Монополия — существование на рынке только одного продавца данной продукции, не имеющей близких заменителей.
Ставятся жесткие барьеры для вступления в отрасль других фирм.
Если покупатель выступает в единственном числе, то такая конкуренция называется монопсонией. В некоторых отраслях встречается двусторонняя монополия, когда на рынке определенной продукции выступают один продавец и один покупатель. Например, в сфере военного производства заказчиком выступает государство, а поставщиком — какая-нибудь одна-единственная фирма.
Чистая монополия и чистая монопсония — сравнительно редкие явления. Гораздо чаще в рыночной экономике складывается олигополия.
Олигополия — существование на рынке нескольких крупных фирм, выпускающих как однородную, так и разнородную продукцию.
Вступление новых фирм в отрасль затруднительно.
Особенность олигополии заключается во взаимной зависимости фирм при принятии решений о ценах на свою продукцию.
В рамках рыночной экономики актуальным становится защита конкурентной среды с целью достижения оптимального сочетания различных видов конкуренции и недопущения подавления одних субъектов экономической деятельности другими. Такую задачу выполняет государство, которое проводит антимонопольную политику, закрепляя правила экономической деятельности в законах.
Важнейшими элементами рыночного механизма выступают спрос и предложение.
Спрос — намерение покупателей приобрести данный товар по данной цене, подкрепленное денежной возможностью.
В условиях рынка действует закон спроса, согласно которому при равных условиях спрос на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и, наоборот, чем выше цена, тем ниже спрос на товар. Цена является основным фактором спроса.
Но кроме цены существуют и неценовые факторы: доход, вкусы и привычки потребителя, изменение структуры населения (по возрастному, профессиональному и другим признакам), цены на близкие по назначению и качеству товары, реклама, мода и др.