СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рычаги в быту, технике и природе

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомит учащихся с практическим применением рычагов.

Просмотр содержимого документа
«Рычаги в быту, технике и природе»

2 этап. Мотивация

2 этап. Мотивация

«Счастлив в наш век тот, Кому победа далась не кровью, а умом, Счастлив тот, кто точку  Архимеда сумел сыскать в себе самом»  Ф.И. Тютчев.

«Счастлив в наш век тот,

Кому победа далась не кровью, а умом,

Счастлив тот, кто точку

Архимеда сумел сыскать

в себе самом»

Ф.И. Тютчев.

Равновесие...

Равновесие...

Тема урока: «Рычаги в быту, технике и природе»

Тема урока:

«Рычаги в быту, технике и природе»

Домашнее задание :  §58 «Рычаги в быту, технике и природе» Задача: Известна фраза Архимеда «Дайте мне точку опоры и я переверну Землю» . Рассчитайте, какой длины пришлось бы Архимеду взять рычаг, если бы планету удалось разместить на плече в 1 м. М Архимеда 60 кг, маса Земли 6*10 24 м.

Домашнее задание :

§58 «Рычаги в быту,

технике и природе»

Задача:

Известна фраза Архимеда «Дайте мне точку опоры и я переверну Землю» . Рассчитайте, какой длины пришлось бы Архимеду взять рычаг, если бы планету удалось разместить на плече в 1 м. М Архимеда 60 кг, маса Земли 6*10 24 м.

2 этап. Актуализация

2 этап. Актуализация

Что такое рычаг?   неподвижная опора Рычаг  Слайд 9. Рассмотрим самый простой и распространённый механизм – рычаг. Он представляет собой твёрдое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры (щелчок мышью). Рычаг – это твёрдое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры.

Что такое рычаг?

неподвижная опора

Рычаг

Слайд 9. Рассмотрим самый простой и распространённый механизм – рычаг. Он представляет собой твёрдое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры (щелчок мышью).

Рычаг – это твёрдое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры.

Проблема: Рычаг известен еще со времен древнего мира. Используется ли этот простой механизм в наши дни? Насколько часто мы сталкиваемся с рычагами в повседневности? Где мы его можем применять?

Проблема:

Рычаг известен еще со времен древнего мира. Используется ли этот простой механизм в наши дни?

Насколько часто мы сталкиваемся с рычагами в повседневности?

Где мы его можем применять?

Для чего используют рычаги?  Основная гипотеза урока. Рычаги используют только для получения выигрыша в силе.

Для чего используют рычаги?

Основная гипотеза урока.

Рычаги используют только для получения выигрыша в силе.

В чем заключается условие равновесия рычага? Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил Слайд 13. Условие, при котором рычаг находится в равновесии под действием приложенных к нему сил, можно установить на опыте. Для этого к рычагу по обе стороны будем привешивать различные грузы так, чтобы рычаг каждый раз оставался в равновесии. Для каждого случая измерим модули сил и их плечи. В первом случае сила в 2 Н уравновешивает силу в 3 Н. При этом видно, что плечо меньшей силы в 1,5 раза больше плеча большей силы. Во втором случае (щелчок мышью) силы отличаются друг от друга в два раза, во столько же раз плечо меньшей силы больше плеча большей силы.  Слайд 14. На основании этих опытов приходим к выводу (щелчок мышью): Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил. Это правило можно записать в виде формулы (щелчок мышью). или

В чем заключается условие равновесия рычага?

Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил

Слайд 13. Условие, при котором рычаг находится в равновесии под действием приложенных к нему сил, можно установить на опыте. Для этого к рычагу по обе стороны будем привешивать различные грузы так, чтобы рычаг каждый раз оставался в равновесии. Для каждого случая измерим модули сил и их плечи. В первом случае сила в 2 Н уравновешивает силу в 3 Н. При этом видно, что плечо меньшей силы в 1,5 раза больше плеча большей силы. Во втором случае (щелчок мышью) силы отличаются друг от друга в два раза, во столько же раз плечо меньшей силы больше плеча большей силы.

Слайд 14. На основании этих опытов приходим к выводу (щелчок мышью): Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил. Это правило можно записать в виде формулы (щелчок мышью).

или

6 Н Рассказывая о рычаге, девочка нарисовала схему рычага в равновесии. Укажите, какая допущена ошибка в рисунке.

6 Н

Рассказывая о рычаге, девочка нарисовала схему рычага

в равновесии. Укажите, какая допущена ошибка в рисунке.

3 кг Какую силу необходимо приложить к рычагу в точке А, чтобы уравновесить груз?

3 кг

Какую силу необходимо приложить к рычагу в точке А,

чтобы уравновесить груз?

4 этап. Открытие новых знаний

4 этап. Открытие новых знаний

РЫЧАГИ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ В скелете животных все кости, имеющие некоторую свободу движения являются рычагами: кости ног и рук, череп, нижняя челюсть

РЫЧАГИ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ

В скелете животных все кости, имеющие некоторую свободу движения являются рычагами: кости ног и рук, череп, нижняя челюсть

У представителей кошачьих рычагами являются все подвижные кости

У представителей кошачьих рычагами являются все подвижные кости

Рычагами у многих рыб являются шипы спинного плавника

Рычагами у многих рыб являются шипы спинного плавника

Рычаги у членистоногих – большинство сегментов их наружного скелета

Рычаги у членистоногих – большинство сегментов их наружного скелета

Рычаги у двухстворчатых моллюсков – створки раковины

Рычаги у двухстворчатых моллюсков – створки раковины

«Колющие орудия» многих животных и растений – когти, рога, зубы и колючки – по форме напоминают клин (видоизмененная наклонная плоскость); клину подобна и заостренная форма головы быстроходных рыб. Многие из этих клиньев имеют очень гладкие твердые поверхности, чем и достигается их большая острота.

«Колющие орудия» многих животных и растений – когти, рога, зубы и колючки – по форме напоминают клин (видоизмененная наклонная плоскость); клину подобна и заостренная форма головы быстроходных рыб. Многие из этих клиньев имеют очень гладкие твердые поверхности, чем и достигается их большая острота.

Рычажные механизмы можно найти в некоторых цветах. Например: тычинки шалфея.

Рычажные механизмы можно найти в некоторых цветах. Например: тычинки шалфея.

Вывод работы группы «Рычаги в живой природе»: Рычажные механизмы широко распространены в живой природе.

Вывод работы группы «Рычаги в живой природе»:

  • Рычажные механизмы широко

распространены в живой природе.

Загадка: Что за чудо-великан? Тянет руку к облакам, Занимается с трудом: Помогает строить дом. Подъемный кран

Загадка:

Что за чудо-великан?

Тянет руку к облакам,

Занимается с трудом:

Помогает строить дом.

Подъемный кран

«Рычаги в быту»:

«Рычаги в быту»:

Вывод работы группы «Рычаги в быту»: Рычажные механизмы широко распространены в быту и технике . Рычаги в быту могут давать как выигрыш в силе (кусачки, ножницы), так и проигрыш в силе ( весло)

Вывод работы группы «Рычаги в быту»:

  • Рычажные механизмы широко распространены в быту и технике .
  • Рычаги в быту могут давать как выигрыш в силе (кусачки, ножницы), так и проигрыш в силе ( весло)
«Рычаги в теле человека»: В скелете животных все кости, имеющие некоторую свободу движения являются рычагами: кости ног и рук, череп, нижняя челюсть

«Рычаги в теле человека»:

В скелете животных все кости, имеющие некоторую свободу движения являются рычагами: кости ног и рук, череп, нижняя челюсть

Вывод работы группы «Рычаги в теле человека»: Двигательный аппарат человека представляет собой систему рычагов Рычажные механизмы скелета обычно рассчитаны на выигрыш в скорости при потере в силе.

Вывод работы группы «Рычаги в теле человека»:

  • Двигательный аппарат человека представляет собой систему рычагов
  • Рычажные механизмы скелета обычно рассчитаны на выигрыш в скорости при потере в силе.
«Сильнее самого себя» Выводы: «Золотое правило» механики: Что теряется в силе, выигрывается в перемещении . Человек проигрывает в силе, значит выигрывает в скорости движения

«Сильнее самого себя» Выводы:

«Золотое правило» механики:

Что теряется в силе, выигрывается в перемещении .

Человек проигрывает в силе, значит выигрывает в скорости движения

Вопрос: Кому принадлежат слова: «Дайте мне точку опоры и я переверну Землю?»: Архимед

Вопрос: Кому принадлежат слова:

«Дайте мне точку опоры и я переверну Землю?»:

Архимед

Группа: «Мог ли Архимед поднять Землю?»:

Группа: «Мог ли Архимед поднять Землю?»:

Вывод работы группы : «Мог ли Архимед поднять Землю?»: «Золотое правило механики»: Выигрыш в силе сопровождается проигрышем в расстоянии, т.е. во времени движения. На такой эксперимент Архимеду бы понадобилось  около десяти миллионов лет работы...

Вывод работы группы :

«Мог ли Архимед поднять Землю?»:

  • «Золотое правило механики»:

Выигрыш в силе сопровождается

проигрышем в расстоянии, т.е. во времени движения.

  • На такой эксперимент Архимеду бы понадобилось

около десяти миллионов лет работы...

Вывод урока: Рычаги встречаются в живой природе, используются в технике. Назначение рычагов: выигрыш в силе, выигрыш в расстоянии и скорости, приведение тел в равновесие.

Вывод урока:

Рычаги встречаются в живой природе, используются в технике. Назначение рычагов: выигрыш в силе, выигрыш в расстоянии и скорости, приведение тел в равновесие.

Вывод: 1.Твёрдое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры, называется рычаг _ 2. Перпендикуляр, проведённый из точки опоры на линию действия силы – это__  плечо силы 3. С помощью меньшей силы уравновесить большую – это значит получить_ выигрыш в силе 4. Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил. Это утверждение называется _ условием равновесия рычага _____F 1 /F 2 = l 2 /l 1  5. Примеры применения рычагов в быту ( 3 и более примеров):______________________ _____________________________________________________________________________ 6. Где мы можем встретить рычаги в живой природе, привести примеры (3 и более):________________________________________________________________________ 7. Есть ли рычаги в организме человека? (Да/Нет)____________ 8. Рычажные механизмы скелета человека обычно рассчитаны на _ выигрыш в скорости  при потере в силе

Вывод:

1.Твёрдое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры, называется рычаг _

2. Перпендикуляр, проведённый из точки опоры на линию действия силы – это__

плечо силы

3. С помощью меньшей силы уравновесить большую – это значит получить_

выигрыш в силе

4. Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил. Это утверждение называется _ условием равновесия рычага _____F 1 /F 2 = l 2 /l 1

5. Примеры применения рычагов в быту ( 3 и более примеров):______________________

_____________________________________________________________________________

6. Где мы можем встретить рычаги в живой природе, привести примеры (3 и более):________________________________________________________________________

7. Есть ли рычаги в организме человека? (Да/Нет)____________

8. Рычажные механизмы скелета человека обычно рассчитаны на _ выигрыш в скорости

при потере в силе

Домашнее задание :  §58 «Рычаги в быту, технике и природе» Задача: Известна фраза Архимеда «Дайте мне точку опоры и я переверну Землю» . Рассчитайте, какой длины пришлось бы Архимеду взять рычаг, если бы планету удалось разместить на плече в 1 м. М Архимеда 60 кг, маса Земли 6*10 24 м.

Домашнее задание :

§58 «Рычаги в быту,

технике и природе»

Задача:

Известна фраза Архимеда «Дайте мне точку опоры и я переверну Землю» . Рассчитайте, какой длины пришлось бы Архимеду взять рычаг, если бы планету удалось разместить на плече в 1 м. М Архимеда 60 кг, маса Земли 6*10 24 м.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!