2 этап. Мотивация
«Счастлив в наш век тот,
Кому победа далась не кровью, а умом,
Счастлив тот, кто точку
Архимеда сумел сыскать
в себе самом»
Ф.И. Тютчев.
Равновесие...
Тема урока:
«Рычаги в быту, технике и природе»
Домашнее задание :
§58 «Рычаги в быту,
технике и природе»
Задача:
Известна фраза Архимеда «Дайте мне точку опоры и я переверну Землю» . Рассчитайте, какой длины пришлось бы Архимеду взять рычаг, если бы планету удалось разместить на плече в 1 м. М Архимеда 60 кг, маса Земли 6*10 24 м.
2 этап. Актуализация
Что такое рычаг?
неподвижная опора
Рычаг
Слайд 9. Рассмотрим самый простой и распространённый механизм – рычаг. Он представляет собой твёрдое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры (щелчок мышью).
Рычаг – это твёрдое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры.
Проблема:
Рычаг известен еще со времен древнего мира. Используется ли этот простой механизм в наши дни?
Насколько часто мы сталкиваемся с рычагами в повседневности?
Где мы его можем применять?
Для чего используют рычаги?
Основная гипотеза урока.
Рычаги используют только для получения выигрыша в силе.
В чем заключается условие равновесия рычага?
Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил
Слайд 13. Условие, при котором рычаг находится в равновесии под действием приложенных к нему сил, можно установить на опыте. Для этого к рычагу по обе стороны будем привешивать различные грузы так, чтобы рычаг каждый раз оставался в равновесии. Для каждого случая измерим модули сил и их плечи. В первом случае сила в 2 Н уравновешивает силу в 3 Н. При этом видно, что плечо меньшей силы в 1,5 раза больше плеча большей силы. Во втором случае (щелчок мышью) силы отличаются друг от друга в два раза, во столько же раз плечо меньшей силы больше плеча большей силы.
Слайд 14. На основании этих опытов приходим к выводу (щелчок мышью): Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил. Это правило можно записать в виде формулы (щелчок мышью).
или
6 Н
Рассказывая о рычаге, девочка нарисовала схему рычага
в равновесии. Укажите, какая допущена ошибка в рисунке.
3 кг
Какую силу необходимо приложить к рычагу в точке А,
чтобы уравновесить груз?
4 этап. Открытие новых знаний
РЫЧАГИ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
В скелете животных все кости, имеющие некоторую свободу движения являются рычагами: кости ног и рук, череп, нижняя челюсть
У представителей кошачьих рычагами являются все подвижные кости
Рычагами у многих рыб являются шипы спинного плавника
Рычаги у членистоногих – большинство сегментов их наружного скелета
Рычаги у двухстворчатых моллюсков – створки раковины
«Колющие орудия» многих животных и растений – когти, рога, зубы и колючки – по форме напоминают клин (видоизмененная наклонная плоскость); клину подобна и заостренная форма головы быстроходных рыб. Многие из этих клиньев имеют очень гладкие твердые поверхности, чем и достигается их большая острота.
Рычажные механизмы можно найти в некоторых цветах. Например: тычинки шалфея.
Вывод работы группы «Рычаги в живой природе»:
- Рычажные механизмы широко
распространены в живой природе.
Загадка:
Что за чудо-великан?
Тянет руку к облакам,
Занимается с трудом:
Помогает строить дом.
Подъемный кран
«Рычаги в быту»:
Вывод работы группы «Рычаги в быту»:
- Рычажные механизмы широко распространены в быту и технике .
- Рычаги в быту могут давать как выигрыш в силе (кусачки, ножницы), так и проигрыш в силе ( весло)
«Рычаги в теле человека»:
В скелете животных все кости, имеющие некоторую свободу движения являются рычагами: кости ног и рук, череп, нижняя челюсть
Вывод работы группы «Рычаги в теле человека»:
- Двигательный аппарат человека представляет собой систему рычагов
- Рычажные механизмы скелета обычно рассчитаны на выигрыш в скорости при потере в силе.
«Сильнее самого себя» Выводы:
«Золотое правило» механики:
Что теряется в силе, выигрывается в перемещении .
Человек проигрывает в силе, значит выигрывает в скорости движения
Вопрос: Кому принадлежат слова:
«Дайте мне точку опоры и я переверну Землю?»:
Архимед
Группа: «Мог ли Архимед поднять Землю?»:
Вывод работы группы :
«Мог ли Архимед поднять Землю?»:
- «Золотое правило механики»:
Выигрыш в силе сопровождается
проигрышем в расстоянии, т.е. во времени движения.
- На такой эксперимент Архимеду бы понадобилось
около десяти миллионов лет работы...
Вывод урока:
Рычаги встречаются в живой природе, используются в технике. Назначение рычагов: выигрыш в силе, выигрыш в расстоянии и скорости, приведение тел в равновесие.
Вывод:
1.Твёрдое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры, называется рычаг _
2. Перпендикуляр, проведённый из точки опоры на линию действия силы – это__
плечо силы
3. С помощью меньшей силы уравновесить большую – это значит получить_
выигрыш в силе
4. Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил. Это утверждение называется _ условием равновесия рычага _____F 1 /F 2 = l 2 /l 1
5. Примеры применения рычагов в быту ( 3 и более примеров):______________________
_____________________________________________________________________________
6. Где мы можем встретить рычаги в живой природе, привести примеры (3 и более):________________________________________________________________________
7. Есть ли рычаги в организме человека? (Да/Нет)____________
8. Рычажные механизмы скелета человека обычно рассчитаны на _ выигрыш в скорости
при потере в силе
Домашнее задание :
§58 «Рычаги в быту,
технике и природе»
Задача:
Известна фраза Архимеда «Дайте мне точку опоры и я переверну Землю» . Рассчитайте, какой длины пришлось бы Архимеду взять рычаг, если бы планету удалось разместить на плече в 1 м. М Архимеда 60 кг, маса Земли 6*10 24 м.