СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рычаги государственного воздействия на кризисные предприятия

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рычаги государственного воздействия на кризисные предприятия»

«РЫЧАГИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА КРИЗИСНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ»


ВВЕДЕНИЕ

3

1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ АНТИКРИЗИСНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ


1.1 Виды антикризисного регулирования

5

1.2 Антикризисная экономическая политика

6

1.3 Цели, функции и методы антикризисного регулирования

8

1.4 Участники правового регулирования кризисной ситуации

9

2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ РЫЧАГИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА КРИЗИСНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ


2.1 Наблюдение

11

2.2 Финансовое оздоровление

12

2.3 Внешнее управление

14

2.4 Конкурсное производство

16

2.5 Мировое соглашение

19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

22























РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «РЫЧАГИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА КРИЗИСНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ»


ВВЕДЕНИЕ

Системный кризис российской экономики, сопровождающийся значительным ослаблением роли государства в управлении, спадом производства во всех отраслях материальной сферы, снижением уровня жизни населения, обусловливает необходимость разработки адекватных рыночным условиям хозяйствования организационно-экономических механизмов функционирования предприятий. Сложность указанной проблемы подтверждается ухудшением финансового состояния, ростом убытков, неплатежеспособности и банкротств предприятий промышленности в постприватизационный период. Такая ситуация в экономике России определяет значимость проблемы антикризисного управления. Ее решение до настоящего времени сдерживают недостаточно развитое нормативно- правовое, информационно-методическое и организационное обеспечение. Именно это определяет научную проблему исследования, состоящую в разрешении противоречия между необходимостью применения антикризисного управления предприятием для его выживания и развития, и отсутствием эффективного механизма такого управления.

В числе основных видов государственного антикризисного регулирования выделяют нормотворческую деятельность, финансовое регулирование, регулирование производственной и социальной сферы.

Объектами антикризисного управления являются не столько процедуры финансового оздоровления несостоятельных коммерческих организаций, сколько различные варианты предупреждения возможности возникновения кризисной ситуации.

В условиях кризиса особое значение приобретает государственное регулирование производства и реализации (распределения) в сфере социальных ценностей. Например, усиливается контроль за соблюдением законов и нормативных актов, регламентирующих производство и реализацию продуктов питания и медикаментов и др.

Цель реферата – ознакомление с рычагами государственного воздействия на кризисные предприятия.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи реферата:

- во-первых, изучить виды антикризисного регулирования;

- во-вторых, рассмотреть антикризисную экономическую политику;

- в-третьих, определить цели, функции и методы антикризисного регулирования;

- в-четвертых, проанализировать экономические и правовые рычаги государственного воздействия на кризисные предприятия;

- в-пятых, сделать выводы.

Методологической основой написания реферата послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в области антикризисного управления, статьи и монографии, опубликованнные в печати.





























1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ АНТИКРИЗИСНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

1.1 Виды антикризисного регулирования

В числе основных видов государственного антикризисного регулирования выделяют нормотворческую деятельность, финансовое регулирование, регулирование производственной и социальной сферы.

В сфере финансового регулирования линиями государственного воздействия являются:

– формирование бюджета (структура; дефицитность);

– эмиссия ГКО и других ценных бумаг;

– кредиты и ссуды;

– курсовая политика Центрального банка (курс рубля; ставка рефинансирования; лицензирование коммерческих банков);

– налоговое регулирование (поэтапное смещение налоговой нагрузки с производственных предприятий на население);

– тарифы (транспорт, электроэнергия и др.);

– цены на сырьевые ресурсы. В сфере производства линиями государственного воздействия являются:

– государственный заказ на тендерной основе;

– подряды на строительство;

– управление акциями через интегрированные структуры (холдинги, концерны, ФПГ и т.п.);

– финансирование НИОКР;

– специальные программы развития крупных производств;

– поддержка малого и среднего бизнеса;

– реструктуризация задолженности хозяйственных организаций;

– поддержка экспорта;

– защита импорта.

В условиях кризиса особое значение приобретает государственное регулирование производства и реализации (распределения) в сфере социальных ценностей. Например, усиливается контроль за соблюдением законов и нормативных актов, регламентирующих производство и реализацию продуктов питания и медикаментов и др.

Регулирование социальной сферы осуществляется мерами политики цен и тарифов, налогов, социальных трансфертов, экологических правил. Основными линиями государственного воздействия являются:

– занятость;

– пенсии, пособия, стипендии;

– здравоохранение;

– образование;

– трудовые отношения;

– коммунальные услуги.


1.2 Антикризисная экономическая политика

Государственное регулирование предполагает проведение экономической политики по различным направлениям.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика представляет собой регулирование с помощью государственного бюджета и налогообложения, т. е. предусматривается установление на определенном уровне степени зависимости предприятия от бюджета.

Такая политика проявляется в следующем:

- в период спада производства – в увеличении объемов финансирования общественных работ, государственных программ по оказанию поддержки важным для экономики предприятиям;

- в период подъема – в уменьшении налогов с населения и предприятий, что ведет к повышению платежеспособного спроса населения и возможностей для инвестирования у предприятий и, следовательно, к оживлению экономики;

- в любой период - в налоговом регулировании, которое выражается в увеличении льгот для предприятий, функционирующих в желательных для государства сферах экономики, для малых предприятий и предприятий, осуществляющих реконструкцию, техническое перевооружение или расширение действующего производства; в установлении моратория на уплату обязательных платежей; в замораживании начисления пеней; в предоставлении рассрочки и отсрочки погашения долга, в возможности получения налогового кредита.

Структурная политика реализуется в процессе приватизации имущества государственных предприятий. В этой области намечены следующие направления: пересмотр принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиление роли государства в процессе реформирования отношений собственности, усиление государственного контроля в государственном секторе экономики. Особенно это касается тех предприятий, которые обеспечивают научно-техническую и технологическую независимость страны как неотъемлемую часть национальной безопасности.

Монетарная (денежно-кредитная) политика представляет собой целенаправленное управление государства банковским процентом, денежной массой и кредитами, которые, в свою очередь, воздействуют на потребительский и инвестиционный спрос. Она выражается в оказании финансовой поддержки на безвозмездной основе и на условиях льготных кредитов жизненно важным для экономики предприятиям. Эта политика проявляется также и в том, что Центральный банк РФ, воздействуя на коммерческие банки и нормируя их обязательные резервы, тем самым стимулирует выдачу кредитов. Кроме того, покупка и продажа ценных бумаг государства и иностранной валюты влияют на экономический рост и инфляцию: покупка ведет к увеличению денежной массы, продажа – к ее снижению.

Научно-техническая политика состоит в обеспечении комплексного развития науки и техники, что предполагает следующие меры: выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники; государственная поддержка их развития путем финансирования; осуществление прогрессивной амортизационной и инвестиционной политики; совершенствование системы оплаты труда научных работников; участие в международном научно- техническом сотрудничестве и др.

Промышленная политика направлена на преобразование отраслевой структуры промышленности в ходе государственного регулирования промышленности региона, в том числе на реструктуризацию предприятий, создание системы стратегического корпоративного планирования и финансового мониторинга, формирование системы информационной поддержки промышленности. В настоящее время происходит процесс внутренней перегруппировки сил, заставляющий вчерашних олигархов развернуться в сторону более активной и финансово ощутимой поддержки национальной экономики.

Амортизационная политика – это оптимизация формирования затрат по использованию основных фондов путем выбора наилучшего варианта исчисления амортизации.

Инвестиционная политика нацелена на регулирование темпов роста производства, ускорение НТП, изменение отраслевой структуры экономики. Основная задача здесь видится в освобождении государства от функции основного инвестора и создании условий для привлечения частных инвестиций в экономику.

Прогнозирование и планирование занимают не последнее место в системе государственного регулирования. Индикативное планирование, основанное на анализе развития экономики, осуществляется в соответствии с имеющимися ресурсами. Результатом являются основные макроэкономические показатели в плановом периоде: темпы роста валового национального продукта и национального дохода, уровень инфляции, безработицы, минимального размера оплаты труда (МРОТ), дефицит бюджета, процентные ставки и др. Определяются способы их достижения и регулирования в случае их невыполнения.

Ценовая политика состоит в регулировании цен на товары и услуги первой необходимости и на продукцию монополистов с помощью определения предельных или фиксированных цен, предельных коэффициентов изменения цен, предельных уровней рентабельности.

Внешнеэкономическая политика предполагает обеспечение условий для притока иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок с помощью таможенных тарифов, протекционизма, принятия соответствующих законов. Социальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования.


1.3 Цели, функции и методы антикризисного регулирования

Целями государственного антикризисного регулирования являются: защита бизнеса; поддержание экономической стабильности; смягчение противоречий; рост качества жизни населения.

При этом государство выполняет функции:

− укрепления рыночных механизмов и повышения конкурентоспособности экономики, оживление экономики и поддержание темпов экономического роста;

− создания единого информационного и экономического пространства, предупреждения спадов в экономике и роста инфляции;

− стимулирования развития отечественных товаропроизводителей, мобилизации доходов и недопущения бюджетного дефицита.

Среди методов государственного регулирования различают методы прямого и косвенного воздействия. Прямое воздействие реализуются административно-экономическими средствами, косвенное воздействие − экономическими. К методам прямого воздействия относятся:

− государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;

− государственная поддержка программ, заказов и контрактов;

− нормативные требования к качеству и сертификации технологий и продукции;

− правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции;

− лицензирование внешнеторговых операций.

К методам косвенного воздействия относятся:

− налогообложение;

− регулирование цен, их уровней и соотношений для предприятий монополистов;

− платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы; − таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют


1.4 Участники правового регулирования кризисной ситуации

Участниками процесса правового регулирования кризисной ситуации на предприятии (лицами, участвующими в деле о банкротстве), являются:

- должник;

- лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления;

- арбитражный управляющий;

- конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам, кроме: – граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровья, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности; – учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия;

- органы исполнительной власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных законом;

- уполномоченные органы – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять требования об уплате обязательных платежей и требования по денежным обязательствам.

Рассмотрение дела о банкротстве осуществляет арбитражный суд. При рассмотрении дела о банкротстве страховой организации лицом, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве, наряду с другими лицами признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ осуществлять надзор за страховой деятельностью.

При рассмотрении дела о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг арбитражный суд вправе привлечь к участию в деле федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг и соответствующую саморегулируемую организацию на рынке ценных бумаг.

По результатам анализа финансового состояния организации- должника определяют, какие структуры, институты, органы управления могут урегулировать кризисные процессы в рассматриваемой организации, не доводя процесс до ликвидации (до полного банкротства) предприятия.


























2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ РЫЧАГИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА КРИЗИСНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1 Наблюдение

Если, несмотря на проведение санации, заявление о признании должника банкротом было принято судом, то в течение недели вводится процедура «наблюдение», которая может длиться до трех, а иногда до пяти месяцев. Наблюдение – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требования кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Наблюдение является подготовительной процедурой. Прежде чем ликвидировать или оздоровить предприятие, дается время на сбор необходимой документации, оповещение заинтересованных лиц и подготовку решения на основе анализа финансового состояния.

На основании данных, собранных на стадии наблюдения, принимается решение о дальнейшей судьбе должника. Срок рассмотрения дела о банкротстве и срок наблюдения вместе должны составлять не более 7 месяцев. При наблюдении руководство предприятием – должником осуществляется руководителем предприятия под контролем временного управляющего. В течение наблюдения (ст. 63 «Последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения») требования кредиторов не удовлетворяются в индивидуальном порядке, а выявляются для предъявления через собрание кредиторов. Это дает возможность должнику работать, невзирая на долги, и оценить целесообразность продолжения деятельности либо целесообразность ликвидации.

Исполнение документов по имущественным взысканиям приостанавливается, снимаются аресты на имущество, за исключением исполнения документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, морального вреда.

В ходе наблюдения невозможны также следующие действия (ст. 64): ликвидация, реорганизация должника, создание на его базе других организаций, филиалов, невозможен выпуск ценных бумаг, выход из состава участников, выплата дивидендов. Основными направлениями деятельности временного управляющего являются:

- контроль за действиями руководства должника (в том числе обеспечение сохранности имущества неплатежеспособного предприятия);

- изучение финансового состояния должника с целью определения возможности и целесообразности оздоровления или ликвидации, сбор информации о кредиторах. Права и обязанности временного управляющего описаны в статьях 66 и 67 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Одной из его обязанностей является установление требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Цель собрания – определение кредиторами дальнейшей судьбы должника. Временный управляющий сообщает кредиторам на собрании результаты анализа финансового состояния должника и перспектив (возможности или невозможности) восстановления платежеспособности.

Выводы управляющего носят рекомендательный характер. На основании решения первого собрания кредиторов и руководствуясь Законом о банкротстве, арбитражный суд выносит следующие решения:

- о введении финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей должника, собственника имущества должника или третьих лиц, при условии достаточного обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности;

- о введении внешнего управления, при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, но есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена;

- о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, при наличии признаков банкротства и отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления.

Наблюдение прекращается с даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом или утверждения мирового соглашения.


2.2 Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление – процедура, применяемая к должнику в деле о банкротстве в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года. Исполнение должником обязательств может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством. Лица, предоставившие обеспечение несут ответственность за неисполнение должником обязательств в пределах стоимости имущества и имущественных прав, представленных в качестве обеспечения.

Для проведения финансового оздоровления арбитражным судом назначается административный управляющий. Права и обязанности административного управляющего перечислены в статье 83 Федерального закона. Одной из основных его обязанностей является осуществление контроля за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности. Таким графиком должно предусматриваться погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления.

К кредиторам первой очереди относятся кредиторы, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда. Требования кредиторов второй очереди – это требования о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, о выплате вознаграждений по авторским договорам.

Не позднее, чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления (ст. 88) должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления. К отчету прилагаются следующие документы: баланс должника на последнюю отчетную дату, отчет о прибылях и убытках должника, документы, подтверждающие погашение требований кредиторов. Арбитражный суд после получения заключения арбитражного управляющего и возможных жалоб кредиторов принимает одно из следующих решений (ст. 92):

- определение о прекращение производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;

- определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;

- решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства – в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.


2.3 Внешнее управление

Внешнее управление – процедура, применяемая к должнику в деле о банкротстве в целях восстановления его платежеспособности. Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года. В случае если с даты введения финансового оздоровления до даты рассмотрения судом вопроса о введении внешнего управления прошло более чем восемнадцать месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления.

Последствиями введения внешнего управления являются (ст. 94):

- отстранение руководителя должника от должности, управление делами должника возлагаются на внешнего управляющего;

- прекращение полномочий органов управления должника и собственника имущества должника – унитарного предприятия и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему;

- отмена ранее принятых мер по обеспечению требований кредиторов;

- введение моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей.

Мораторий позволяет в течение срока проведения внешнего управления использовать суммы, предназначенные для уплаты долгов, на проведение мероприятий по улучшению финансового состояния должника. Действие моратория распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки, наступления которых наступили до введения внешнего управления. Мораторий не распространяется на требования кредиторов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда.

Внешний управляющий утверждается арбитражным судом. В отличие от административного и временного управляющего внешний управляющий полностью заменяет собой руководителя. Права и обязанности внешнего управляющего перечислены в статье 99 Федерального закона. Не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения. План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника. Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии признаков банкротства. Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности (ст.109):

- перепрофилирование производства;

- закрытие нерентабельных производств;

- взыскание дебиторской задолженности;

- продажа части имущества должника;

- уступка прав требований должника;

- исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьими лицами;

- увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников или третьих лиц;

- размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

- продажа предприятия должника; - замещение активов должника;

- иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

Внешний управляющий представляет на рассмотрение собрания кредиторов свой отчет. Отчет содержит: баланс должника на последнюю отчетную дату, отчет о движении денежных средств, отчет о прибылях и убытках, сведения о наличии свободных денежных средств и иных средств должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника; расшифровку оставшейся дебиторской задолженности и сведения об оставшихся нереализованными правах требования должника; сведения об удовлетворении требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов; иные сведения о возможности погашения кредиторской задолженности. По результатам отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из решений:

- об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

- об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;

- об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

- о заключении мирового соглашения. Прекращение производства по делу о банкротстве или принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства влечет за собой прекращение полномочий внешнего управляющего.

В случае если внешнее управление завершается заключением мирового соглашения или погашением требований кредиторов, внешний управляющий продолжает исполнять свои обязанности в пределах компетенции руководителя должника до даты избрания (назначения) нового руководителя должника. В случае, если суд принял решение об открытии конкурсного производства, арбитражным судом утверждается конкурсный управляющий.


2.4 Конкурсное производство

Конкурсное производство – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмеренного удовлетворения требований кредиторов.

Конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев и может продлеваться не более чем на шесть месяцев.

С момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

- срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей считается наступившим;

- прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей; сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющими коммерческую тайну;

- снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжением имущества должника;

- все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности; - органы управления должника отстраняются от выполнения функций по управлению и распоряжению имуществом должника, также прекращаются полномочия собственника имущества должника ─ унитарного предприятия.

Права и обязанности конкурсного управляющего определяются статьей 129 Федерального закона. Все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства составляет конкурсную массу. В составе имущества отдельно учитывается имущество, являющееся предметом залога. В конкурсную массу не входит:

- имущество, изъятое из оборота;

- имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;

- социально значимые объекты (дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения) продаются путем проведения торгов в форме конкурса в таком же порядке, как и остальное имущество.

Обязательным условием такого конкурса является обязанность покупателя социально значимых объектов содержать и обеспечивать их эксплуатацию и использование в соответствии с целевыми назначениями. Средства от продажи включаются в конкурсную массу.

Статья 134 Закона о банкротстве определяет очередность удовлетворения требований кредиторов. Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом. В случае, если прекращение деятельности должника может повлечь за собой техногенные или экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.

Требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей последовательности:

- в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему;

- во вторую очередь удовлетворяются требования по оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам;

- в третью очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника;

- в четвертую очередь удовлетворяются требования по остальным текущим платежам.

Требования кредиторов по текущим платежам, относящимся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности. Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

- в первую очередь производятся расчеты по требованию граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;

- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

- в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

При недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.

Если в отношении должника не вводилось финансовое оздоровление или внешнее управление, а в ходе конкурсного производства у конкурсного управляющего появились достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена и у должника есть имущество, необходимое для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности, то арбитражный суд может вынести определение о прекращении конкурсного производства и перехода к внешнему управлению.

После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов определение о прекращении производства по делу о банкротстве. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для 30 внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

С даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным, а должник – ликвидированным.


2.5 Мировое соглашение

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение.

Мировое соглашение – процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов принимается собранием кредиторов большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, что за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Мировое соглашение утверждается арбитражным судом. Утверждение мирового соглашения является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве. В случае утверждения мирового соглашения в ходе финансового оздоровления прекращается исполнение графика погашения задолженности. В случае утверждения мирового соглашения в ходе внешнего управления прекращается действие моратория на удовлетворение требований кредиторов. В случае утверждения мирового соглашения в ходе конкурсного производства конкурсное производство не подлежит дальнейшему исполнению.

Расторжение мирового соглашения, утвержденного арбитражным судом, по соглашению между отдельными кредиторами и должником не допускается. Мировое соглашение может быть расторгнуто по решению арбитражного суда в случае неисполнением должником условий мирового соглашения в отношении не менее одной четвертой требований кредиторов


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате теоретического рассмотрения темы реферата сделаны следующие выводы.

Антикризисное управление на макроуровне – это реформы, проводимые государством.

Меры государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

К административным относят: правовое обеспечение, разработку рекомендаций, пакета мер по выходу из кризиса, контроль деятельности, применение санкций. Среди экономических рычагов государственного регулирования выделяют: налоговую политику, денежно-кредитную политику, валютное регулирование, отношения собственности, участие государства в крупных компаниях в виде доли собственности.

Зачастую сложно разделить административные и экономические рычаги. Например, налоговая политика относится к мерам экономического регулирования, но закреплена законодательно в налоговом кодексе РФ.

Аналогично в правовых актах сформулированы основы денежно- кредитной политики. Часто в средствах массовой информации указывается на отставание законодательной базы реформ как главной причины кризиса, однако причина − отсутствие концепции оказания помощи предприятиям в кризисной ситуации или предотвращения кризиса.

Основные инструменты государственного антикризисного регулирования.

1. Правовое регулирование. Новый налоговый кодекс РФ, вступивший в действие с 2002 г., уменьшил налоговые ставки и число взимаемых налогов, тенденция снижения налоговых ставок продолжается.

2. Денежно-кредитная политика. Процентная ставка за кредит снижена и делает ссуды доступными для высокодоходных видов деятельности. Тенденция снижения платы за банковский кредит продолжается.

3. Валютное регулирование. В последнее время было нацелено на ограничение вывоза валюты за рубеж.

4. Взаимоотношения с иностранным капиталом. Нужны условия равной конкуренции иностранных фирм с отечественными предприятиями, исключая отрасли, которые обеспечивают национальную безопасность. 5. Отношения собственности. Важный стимул возрождения экономики приводит к усилению заинтересованности в результатах труда. К сожалению, приватизация в России в начале 1990-х гг. не создала класса эффективных собственников.

6. Законодательство о банкротстве предполагает упрощение проведения всех процедур банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

7. Разработка рекомендаций, пакета мер по выходу из кризиса. Необходимо создать комплексные системные рекомендации по финансовому оздоровлению и преодолению кризиса на предприятиях.

8. Контроль деятельности предприятий – важнейшая функция государства, так как во время кризиса на предприятиях возрастает опасность хищений из-за снижения дисциплины, нарушений в работе, структуре управления.

























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Антикризисное управление / С.П. Бараненко и др. - М.: Москва, 2012. - 316 c.

  2. Зуб, А. Т. Антикризисное управление. Учебник / А.Т. Зуб. - М.: Юрайт, 2013. - 352 c.

  3. Теория антикризисного менеджмента. Учебник. - М.: Магистр, Инфра-М, 2015. - 624 c.































21




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей