СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русское зарубежье. Эмиграция 20-х годов

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка для участия в областном конкурсе профессионального мастерства 

Просмотр содержимого документа
«Русское зарубежье. Эмиграция 20-х годов»

Комитет по культуре Курской области

ОБПОУ «Суджанский колледж искусств им. Н.В. Плевицкой»






Для участия в областном конкурсе

профессионального мастерства в области научно-методического сопровождения образовательного процесса одаренных детей

в номинации «Методическая разработка урока»







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по дисциплине «История»

на тему: «Русское зарубежье. Эмиграция 20-х годов»








Автор работы: Фесенко Наталья Михайловна,

заведующая ПЦК «Общегуманитарные и социально-экономические дисциплины»,

преподаватель общественных дисциплин

ОБПОУ «Суджанский колледж искусств им. Н.В. Плевицкой»









г. Суджа, 2020 г.

Урок проводится со студентами II курса специальностей: «Инструментальное исполнительство», «Сольное и хоровое народное пение», «Хоровое дирижирование», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-презентация.

Цель урока: продолжить формирование навыков систематизации обобщения знаний на основе полученной информации; раскрыть причины, этапы и замысел эмиграции, её вклад в развитие мировой культуры, через конкретные человеческие судьбы показать драматизм этого явления.

Задачи урока:

образовательная:

- способствовать формированию у обучающихся представлений о феномене русского зарубежья;

- раскрыть причину и смысл эмиграции, её вклад в развитие мировой культуры;

- урок призван продемонстрировать неразрывную связь эмигрантов с покинутой Россией и тем самым вызвать стремление задуматься над проблемами исторических корней, нравственных ценностей, выбора и преемственности в истории.

развивающая:

- способствовать развитию критического мышления и коммуникативных способностей;

- способствовать развитию информационной культуры обучающихся, познакомить их с возможностями ПК.

воспитательная:

-содействовать воспитанию уважения к истории России

Музыкальное обеспечение урока: аудиозаписи «Полонеза» М. Огиньского, «Вальса» №7 Ф. Шопена, русских народных песен в исполнении Ф. Шаляпина, пьес С. Рахманинова, романса из к/ф «Дни Турбиных» «Целую ночь соловей нам насвистывал…».

Оборудование: компьютер и проектор.

Портретный ряд: Ф. Шаляпин, С. Рахманинов, М. Цветаева, И. Бунин.

Эпиграф к уроку: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, я потерял самого себя» С. Рахманинов.

Зрительный ряд:

Цитаты:

«Мы не в изгнании. Мы – в послании» Д. Меренжковский.

«Мы не покинули Россию. Мы унесли её с собой» Р. Гуль.

«Ни одна эмиграция не получала столь повелительного наказа продолжать и развивать дело родной культуры, как зарубежная Русь» В. Абданк-Коссовский.

Материал представлен в виде слайдов с текстом и иллюстративным материалом, которые поэтапно выводятся на экран.
















Ход урока

Вступительное слово учителя.

Вначале урока учащихся знакомят с темой урока, его целями и задачами.

Задание обучающимся: Прочитайте цитаты, размещённые на экране. В чем, по вашему мнению, эмигранты видели своё предназначение?

Вступительное слово учителя: Да, это задача сохранения культуры, которая представлялась особенно важной

Во-первых, потому что речь шла о сохранении культуры исчезнувшей России.

Во-вторых, почти десятилетие эмиграция жила надеждой вернуться. Главным признаком принадлежности к старой России являлся русский язык- наиболее действенный способ сохранения и передачи культурных традиций. Необходимо подчеркнуть, что уникальность сложившейся ситуации состояла в том, что не было государства, не было своего правительства, не было экономики, политики, а культура была.

Оказавшись в эмиграции, интеллигенция воспринимала свое изгнание как послание, миссию, ощущала себя голосом порабощенной России, пытаясь обратить внимание Европы и внимание всего христианского мира на грозящую катастрофу.

Сами деятели Серебряного века считали, что главное в сохранении национального лица – это не государство и не экономика, а культура. По мнению эмигрантов распад государства не влечет за собой гибели нации. Только гибель культуры означает исчезновение нации. Ни вторая, ни третья волна эмиграции подобных общекультурных национальных задач не ставила. Речь шла о сохранении культуры старой, исчезнувшей России.

Культурно-просветительная работа налаживалась в условиях, которые не были благоприятными (тяжелая экономическая ситуация послевоенной Европы сказывалась на жизненном уровне эмигрантов; гражданские свободы на практике часто оказывались такими же мифическими, как и на родине, черно-белое восприятие господствовало и в политической культуре многих стран.

Выделяются следующие направления культурной жизни (запись на экране):

  1. Создание литературных салонов, кружков, клубов. Литературным салоном являлись воскресные собрания в квартире З. Гиппиус и Д. Мережковского. Здесь собирались молодые и известные писатели эмиграции, политики, философы. Здесь царила атмосфера дискуссий и культурного творчества.

  2. Издательское дело. Крупнейшим центром издательского дела стала Франция. Около 40 издательств.

  3. Создание культурно-просветительских и учебных заведений, других организаций. В эмиграции сохранилась та же система, которая существовала в дореволюционной России. Своим детям эмигранты стремились привить всё русское и воспитать их для будущей России.

Покинувшая Россию интеллигенция не только сохраняла свою самобытную культуру, но и вживалась в европейскую культуру, обогащала её. В изобразительном искусстве следует отметить творчество М. Шагала, который стал ведущим лидером художественного экспериментального направления в Европе – так называемой парижской школы.

Творчество В. Кандинского и Малевича стало частью европейской культуры. Случайно оказавшийся в Каире И. Билибин стал первым художником, Нью-Йорк гордится музеем великого художника-философа- Н. Рериха. Через «Русские сезоны» С. Дягилева европейские страны продолжают знакомиться с российской культурой. На сцене блистали М. Кшесинская и А. Павлова. Основателем Американского театра балета был гениальный русский хореограф М. Фокин.

Русская музыкальная культура в Европе блистала звездами, среди которых особое место занимали Ф. Шаляпин, композитор С. Рахманинов, И. Стравинский.

В эмиграции оказалась едва ли не половина русских писателей Серебряного века. Среди них К. Бальмонт, И. Бунин, З. Гиппиус, А. Куприн, А. Толстой. Хранитель традиций классической русской литературы И. Бунин был удостоен Нобелевской премии.

Сегодня мы познакомимся с жизнью наших соотечественников за рубежом, имена которых нам очень хорошо известны и которые составляют цвет нашей отечественной культуры.

Деятели культуры выражали переживания и тоску в своём творчестве. Бунин считал, что дневник является одной из самых прекрасных литературных форм, которая в недалёком будущем вытеснит все прочие. «Как в самом деле выдумать, когда всякая выдумка бледнее действительности? Да и о каких людях писать, а – главное, о какой жизни, если всякая жизнь разрушена, а лица людей искажены. Есть ли поэт, который будет писать стихотворение у еще тёплого тела матери? А ощущение умершей России носил в себе долго каждый писатель».

Рассказ студента Мозгова Ильи о творчестве И. Бунина (проекция портрета И. Бунина на экране).

«И не было во всей моей жизни страшнее этого дня, - видит Бог, воистину так!» - писал Бунин о том дне, когда власть в Москве захватили большевики. И. Бунин относился к той части русской интеллигенции, которая без энтузиазма встретила ещё Февральскую революцию. В 1920 г., осудив революцию и власть большевиков в дневнике «Окаянные дни», И. Бунин в 1920 г. отплыл из Одессы в Константинополь, а затем в Париж. В созданных в эмиграции произведениях он мысленно вернулся на Родину. Из –за публикации «Окаянных дней» он был вычеркнут из русской советской литературы. Самое значительное произведение периода эмиграции- роман «Жизнь Арсеньева». В дневниках Бунина первых лет эмиграции преобладают беспросветные настроения, нет радости от личного спасения. Он внимательно следит за событиями в России, пытаясь найти предвестие скорого поражения большевиков, живет надеждой возвращения на Родину. Его публицистические заметки с разоблачениями хозяев новой прекрасной жизни взывали о помощи со страниц эмигрантских газет. Он не мог примириться с разрушениями веками существовавших традиций, означавшей гибель прежней культуры. Бунин много публиковался в эмигрантских изданиях. Это были не только художественные произведения, но и публицистика. Когда началась Вторая мировая война, Бунин испытал чувство страха за Россию. Он надеялся, что война придаст советскому строю новые черты и свойства и был горестно озадачен, когда понял, что этого не произошло. После войны правительство делало попытки заманить Бунина в СССР. Заманить Лауреата Нобелевской премии было бы большой психологической победой советского строя. Но Бунин остался заграницей, хотя последние годы доживал в одиночестве и нищете.

В 1950 г. вышли его "Воспоминания", где он не отказался от резких оценок советского строя. Умер писатель 8 ноября в своей парижской квартире и похоронен на пригородном кладбище Сент-Женевьев де Буа, где нашли приют тысячи русских изгнанников.

Звучит стихотворение И. Бунина в исполнении студентки Рыжковой Виктории.

О счастье мы всего лишь вспоминаем,

А счастье всюду. Может быть оно-

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

Ви бездонном небе легким белым краем

Встаёт, сияет облако. Давно

Слежу за ним... мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело

Гул молотилки слышен на гумне...

Я вижу, счастлив. Все во мне.

Сообщение студента Степанова Кирилла о жизни и творчестве М. Цветаевой (проекция портрета М. Цветаевой на экране).

Среди самых замечательных имен 20 века мы справедливо называем имя Марины Цветаевой. Взрослая жизнь М. Цветаевой прошла в лишениях и одиночестве и лишь фантастическая преданность поэзии мирила её с бытовыми и душевными неустройствами, придавала ей силы переносить удары судьбы. А самые страшные тяготы, выпавшие на её долю, были следствием её же выбора, как одного, так и другого. Цветаева не приняла революцию и после смерти одной из дочерей, устав от тяжёлых условий жизни в 1922 г. с разрешения Советского правительства выехала за границу к мужу Сергею Эфрону, участнику белого движения, к тому времени находившемуся в эмиграции в Праге.

Семнадцатилетняя одиссея Цветаевой за рубежом стала величайшим испытанием для неё, её характера и таланта. На чужбине она продолжала писать стихи и прозу, издавать книги, но трудности издательского дела коснулись и её; тиражи были небольшие, плохо раскупались, кроме того получали нелестные отзывы. Последняя её книга вышла в 1928 году. И это при том, что она много и плодотворно работала. Постоянная нужда и н6еустроенность эмиграции угнетала её. В письме к своей пражской подруге Анне Тесковой Цветаева в 1925 г. писала из Парижа: "Квартал, где мы живем, ужасен, - точно из бульварного романа "Лондонские трущобы". Члены её семьи стремились к возвращению в СССР. Цветаева же не решалась уехать, считая, что за рубежом она не нужна, а в России жизнь невозможна. Лишь в 1939 г. она вернулась на Родину, делает еще один выбор, который привел её к новым трагедиям в семье. В том же году были арестованы её дочь и муж. В СССР Цветаева не имела постоянного жилья, на жизнь зарабатывала переводами. Потерявшая близких, разлученная с немногочисленными друзьями, оторванная от литературной среды, находясь в состоянии полной депрессии, на этот раз она утратила силу сопротивляться ударам судьбы. Душевное напряжение достигло своего апогея в 1941 г. Она покончила с собой в Тарусе.

Стихотворение М. Цветаевой читает студентка Мухина Яна.

Тоска по Родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно-

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что - мой,

Как госпиталь или казарма.

Не обольщусь и языком

Родным, его призывом млечным.

Мне безразлично - на каком

Не понимаемой быть встречным.

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё - равно, и все - едино.

Но если по дороге куст

Встаёт, особенно-рябина.

В исполнении студентки фортепианного отделения Талдыкиной Анны звучит пьеса С. Рахманинова «Вокализ».

Сообщение о жизни и творчестве С. Рахманинова за границей (проекция портрета на экране).

Сергей Рахманинов не принял революцию и уехал с семьёй в конце 1917 г. из России сначала в Швецию, а затем в США, где пережил длительный творческий кризис. Он ничего не сочинял, занимался только концертной деятельностью. Причины своего творческого молчания он объяснял так: "Возможно, беспрестанные занятия на рояле и вечная суета, связанная с жизнью концертирующего артиста, берут у меня слишком много сил. А может быть, истинная причина того, что в последние годы предпочел жизнь артиста-исполнителя жизни композитора. Уехав из России, потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, не остаётся желания творить, не остается иных желаний, кроме нерушимого безмолвия не тревожимых воспоминаний.

Мировая слава пианиста способствовала благополучному материальному положению - Рахманиновы ни в чём не нуждались. Кроме одного, но самого главного: они были вдали от Родины. Душевная печаль, тоска, поэтизм, верность традициям русской музыкальной классики нашли отражение в "третьей симфонии", " Симфонических танцах", в "Трёх русских песнях". На чужбине Рахманинов создал всего 6 крупных произведений- намного меньше того, что написано им в России. Рассказывают, что однажды в Швейцарии композитор Метнер спросил у Рахманинова, почему он мало сочиняет, тот ответил: "Как же сочинять, если нет мелодии! Если я давно уже не слышал как шелестит рожь, как шумят берёзы! Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиции и родной почвы не остаётся желания творить, не остаётся иных утешений, кроме нерушимого безмолвия не тревожимых воспоминаний".

Во время Великой Отечественной войны Рахманинов передал русскому консулу в Нью-Йорке крупную сумму денег на покупку медицинского оборудования и медикаментов для посылки на Родину. Он верил в победу русского народа над врагом, но не дождался её и умер в 1943 г. Похоронен в США.

"Россия породила вас, московско-новгородский человек, русской землёй, воздухом вскормленный, колоколами вдохновлённый. Вы пронесли Россию и Москву через весь мир, во всём у вас Россия, вплоть до колоколов и высот "Всенощной"- Вашего перла. Но, покоряя этот мир, Вы не забыли Родины. О, как легко для человека вашей славы отойти от России и всего русского! Вы этого не сделали. Наоборот, все, что имеет отношение к России- ваше. Все русское безраздельно владеет Рахманиновым" - это строки из письма известных деятелей культуры к юбилею великого композитора. Подписи С. Глазунова, А. Метнера, Н. Плевицкой, К. Коровина. Всего 330 подписей.

Рассказ о жизни и творчестве Ф. Шаляпина за рубежом (проекция портрета на экране).

Великий русский певец воспринял революцию прежде всего, как раскрепощение человека от социального угнетения, однако, в суровой реальности гуманный смысл революционных норм грубо искажался. Его поразила жестокость гражданской войны, красный террор, бессмысленное истребление невинных людей. Шаляпин покинул Петроград летом 1922 г., когда гасли последние сполохи братоубийственной войны. Он уезжал на гастроли, считал, что временно. Не последнюю роль в бесконечных гастролях артиста сыграла его забота о материальном благополучии детей. На чужбине певец пользовался неизменным успехом, гастролируя почти во всех странах мира. Вдали от Родины он особенно дорожил общением с С. Рахманиновым, А. Павловой. Живя за границей, Шаляпин как и многие его соотечественники следил за культурной жизнью новой России, стремился сохранить связи с родными и друзьями, вел переписку с ними, интересовался всем тем, что происходило в СССР. Думается, что о жизни в стране он знал подчас лучше, чем адресаты, живя в условиях искаженной информации. Несмотря на все приглашения о приезде в Россию, которые следовали от советского руководства, Шаляпин мало верил в их искренность. 24 августа 1927 г. Совет Народных комиссаров принимает постановление о лишении Шаляпина звания Народного артиста. Поводом столь резкого обострения отношений между Шаляпиным и советской властью получил конкретный поступок артиста. Увидев во дворе русской церкви в Париже оборванных и голодных эмигрантских детей, Шаляпин передал для них 5 тыс. франков священнику о. Георгию Спасскому, человеку уважаемому и безупречной нравственной репутации. В советских газетах поступок артиста был расценен как помощь белогвардейцам. Оказавшись в эмиграции на склоне лет, певец тосковал по России, он потерял жизнерадостность и оптимизм. За границей он уже не пел новых партий. Обстановка достатка, поток долларов, неизменный успех не спасали на чужбине от духовного одиночества. Шаляпин так и не принял иностранного подданства: до конца своей жизни он оставался русским гражданином. Его мечтой было быть похороненным на Родине. И мечта его осуществилась. Прах Шаляпина силами зарубежной русской интеллигенции и потомками Шаляпина был перенесен в Россию.

"Умер тот, кто позабыт" - говорил С. Рахманинов. И если верить этому, то Ф. Шаляпин никогда не умрет. Умереть он не может, ибо он чудо-артист со сказочным дарованием. Для будущих поколений он будет легендой. Звучит романс "Сомнение" в исп. Ф. И. Шаляпина (портрет на экране).

Последней крупной совместной акцией русской эмиграции в 1937 г. стал праздник, который отмечался в 42 странах мира пяти частей света - 100 летие гибели А.С. Пушкина. Центром празднования стал Париж. Акция включала в себя уникальные выставки, концерты, массовые издания поэта, оперные и балетные спектакли на пушкинские сюжеты. В Харбине вышел альбом со сопроводительным текстом "Пушкин и его время". Этот праздник стал моментом единения и реализации русской эмиграцией своей культурной миссии. Но миссия сохранения культуры исчерпывала себя. Уходили старики, которые помнили старую Россию, с ними уходила надежда на возвращение. Что касается молодого поколения, то ему предстояло учить чужой язык, осваивать обычаи чужой страны. На первый план выходила задача адаптации.

Звучит романс из к/ф "Дни Турбиных" "В белую ночь соловей нам насвистывал...".

Заключительная часть урока. Обучающимся предлагается ответить на вопросы, размещенные на слайде:

  1. В эмигрантской среде распространены выражения «горький хлеб чужбины», «полынь чужбины». Исходя из услышанного на уроке, предложите свою трактовку этих выражений. В чем вы видите их глубинный смысл?

  2. Как вы относитесь к тому, что в разные периоды нашей истории соотечественники покидали свою страну? Осуждаете ли вы тех, кто уехал в эмиграцию?

  3. Назовите имена тех, кто по своей или чужой воле оказался вне страны.



Список литературы

  1. Аверченко А. Т. Рассказы. - М: Молодая гвардия, 1990. - 479 с.

  2. Бальмонт К. Д. Солнечная пряжа. - М.: Детская литература, 1989.-239 с.

  3. Бунин И. А. Стихотворения. Повести. Рассказы.- М.: Дрофа: Вече, 2002.- 432 с.

  4. Левандовский А., Щетинин Ю. История России. - М.: Просвещение, 2013. - 136-141 с.

  5. Куприн А. И. Повести. Рассказы. Юнкера. - М.: Дрофа: Вече, 2002.- 400 с.

  6. Набоков В. В. - Романы. Рассказы. - М.: Дрофа: Вече, 2002.- 480 с.

  7. Поэзия серебряного века. В 2 т.: - М.: Дрофа: Вече, 2002.- 368 с.

  8. Русские поэты XIX века: Вторая половина: - М.: Просвещение, 1989.-576 с.

  9. Цветаева М. И. Стихотворения. Поэмы.- М.: Дрофа: Вече, 2002.-304 с.

  10. Цветаева М. И. Стихотворения. М.: Детская литература, 1990. - 191 с.

  11. Публицистика русского зарубежья. Сборник статей. 1999.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!