СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русское государство при Ярославе Мудром.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема : Русское государство при Ярославе Мудром.

Цель урока:

сформировать представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого; о системе управления Древнерусским государством; раскрыть особенности социально- экономического развития Руси.

Задачи урока:

Образовательные (предметные):

обучающиеся должны знать время правления князя Ярослава Мудрого, представлять его роль во внешней и внутренней политике, процесс формирования древнерусской народности, понимать значение терминов: «усобица», «политика», «династический брак», «наместник», «гривна»; подвести обучающихся к выводу, что Древнерусское государство в период правления Ярослава Мудрого достигло своего расцвета.

Воспитательные (личностные):

формировать эмоционально-ценностное отношение к деятельности и личности князя Ярослава Мудрого, святым Борису и Глебу, формированию древнерусской народности.

Развивающие (метапредметные):

 

 

продолжить формирование умения характеризовать роль исторических деятелей (Ярослава Мудрого), называть хронологические рамки его правления, показывать и определять на исторической карте местоположение Руси, городов, излагать основные события.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная, дифференцированный подход.

Используемые технологии: дифференцированный подход; личностно-ориентированный подход; проблемно-поисковый задания: информационно-компьютерные технологии; здоровьесберегающие технологии.

Основные понятия : усобицы, гривна, династический брак, политика, наместник.

Оборудование: раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы, видео файлы из цикла «История Государства Российского», компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок»

Тема : Русское государство при Ярославе Мудром.

Цель урока:

сформировать представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого; о системе управления Древнерусским государством; раскрыть особенности социально- экономического развития Руси.

Задачи урока:

Образовательные (предметные):

обучающиеся должны знать время правления князя Ярослава Мудрого, представлять его роль во внешней и внутренней политике, процесс формирования древнерусской народности, понимать значение терминов: «усобица», «политика», «династический брак», «наместник», «гривна»; подвести обучающихся к выводу, что Древнерусское государство в период правления Ярослава Мудрого достигло своего расцвета.

Воспитательные (личностные):

формировать эмоционально-ценностное отношение к деятельности и личности князя Ярослава Мудрого, святым Борису и Глебу, формированию древнерусской народности.

Развивающие (метапредметные):






продолжить формирование умения характеризовать роль исторических деятелей (Ярослава Мудрого), называть хронологические рамки его правления, показывать и определять на исторической карте местоположение Руси, городов, излагать основные события.


Тип урока: урок открытия нового знания.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная, дифференцированный подход.

Используемые технологии: дифференцированный подход; личностно-ориентированный подход; проблемно-поисковый задания: информационно-компьютерные технологии; здоровьесберегающие технологии.

Основные понятия : усобицы, гривна, династический брак, политика, наместник.

Оборудование: раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы, видео файлы из цикла «История Государства Российского», компьютер, проектор, мультимедийная презентация.



Ход урока.

1. Организационный момент. 
2. Мотивация.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, я надеюсь, что это не помешает нам работать в обычном режиме, и мы вместе с вами сегодня приоткроем еще одну страницу истории.

Актуализация знаний. Давайте мы с вами проведём аукцион. За правильный ответ вы будете получать денежку - 1 гривну.

Словарная работа - гривна стр.63

Разыгрываются 4 даты:

862 год призвания варягов на Русь,

882 год – поход Олега на Киев, образование Древнерусского государства,

988 год – год крещения Руси

980-1015 гг. – время киевского правления Владимира

Разыгрываются 6 исторических личностей

  1. Его призвали новгородцы,

Порядок навести в земле словенской

Сей князь, делами неприметный,

Стал основателем династии навечно. (Рюрик)

  1. Сел княжить первым в Киев он,

И покорил Царьград потом.

Вез из полюдья в Киев он товары,

И «Вещим» прозван был недаром. (Олег)

  1. Ходил в поход он на Царьград,

Да только сам тому не рад.

Сожжен был «греческим огнем»,

Древлянами был уничтожен он. (Игорь)

  1. Хитра, княгиня оказалась.

Большую дань взять отказалась.

Потребовав с древлян лишь голубей,

Она смогла их воле подчинить своей. (Ольга)

  1. Он смел, был и умен без меры,

Он покорил и вятичей и меря.

«Иду на вы» он обращался к недругу всегда,

При имени его Царьград дрожал тогда. (Святослав)

Вы уже знаете, что до конца X века сформировалось Древнерусское государство, его образованию способствовала политика первых русских князей.

Давайте повторим главные итоги деятельности первых русских князей и их вклад в укрепление могущества Древней Руси.

Задание: (соотнесите итоги деятельности первых русских князей с их именами. (Историческая мозаика).


А.Олег 1. Крещение Руси .Строительство крепос-

тей от набегов от степняков-кочевников.

Б.Игорь 2. Установление размеров дани и места

её сбора.


В.Ольга 3. Военные походы против Византии,

Болгарии,Хазарии,Волжской Булгарии.


Г.Святослав 4. Владение русского князя впервые были

названы Русской землёй.



Д.Владимир 5. Объединил Киев и Новгород .

А5Б4В2Г3Д1

Кто выполняет, поднимает руку .Проверка.



3.Актуализация темы урока, постановка проблемного задания.

Сегодня мы познакомимся еще с одним князем Древней Руси.

Обратите внимание на эпиграф нашего урока.


Эпиграф.


Сын Владимира Крестителя великий князь Ярослав Мудрый - первый правитель Руси, которого современники назвали царём. Историки же связывают с его именем расцвет Древнерусского государства.


Справедливы ли эти суждения?

Давайте сформулируем тему нашего урока.


Тема урока: Русское государство при Ярославе Мудром.


О чём мы будем сегодня говорить на уроке? (Ответы учеников).


- У каждого человека в нашей стране есть фамилия, имя и отчество.

Так было не всегда. В Древней Руси при рождении ребенок получал имя,

при крещении мог получить другое имя, а уже позднее у него появлялось про-

звище. Не были исключением и князья.

- Назовите известных вам князей. Какие прозвища давал им русский народ?

( Владимир Красное Солнышко, Олег Вещий…)

-Почему народ давал прозвище князьям?

- Только за великие заслуги к имени правителя добавляется хорошее прозвище. Вот и князю Ярославу, сыну Владимира, дали прозвище Мудрый, и добрая память живёт о нём

уже 1000лет.

-А что означает слово «мудрый»? ( ответы ребят)

-Как вы думаете, почему он получил такое прозвище?

(Запись проблемы на доске).

-За что князь Ярослав получил прозвище «Мудрый»?

- Все первые русские князья проводили политику направленную, на укрепление Древнерусского государства. Но тем не мене, несмотря на дальновидную политику, ни один из князей Мудрым назван не был.

- Чтобы разобраться в проблеме урока, что мы должны выяснить?

- Что мы должны узнать о Ярославе, чтобы ответить на главный вопрос урока?

( Составление и запись плана в тетрадь.)


План.

1.Борьба за власть между сыновьями Владимира Святославовича.

2.Внутренняя политика.

3.Внешняя политика

4.Управление государством.


4.Изучение нового материала.

- В 1015г умер князь Владимир, он умер не назначив преемника и между братьями вновь начались междоусобицы.

Индивидуальная работа.

Изучив п.1 стр.56-58 и дополнительный материал Вам нужно заполнить Династическую схему и ответить на вопросы:

-Вспомните, какой порядок управления установился в Древнерусском государстве?

-Какие события происходили на Руси после смерти Владимира Святославовича?

-Какие методы в борьбе друг против друга использовали сыновья Владимира?

-Какое прозвище получил старший сын Владимира Святополк и почему?

-Каков был итог усобиц?

-Что показала усобица?

- Так почему же Ярослав не стал бороться за единоличную власть, а разделил её с Мстиславом?

- В чём, по вашему проявилась мудрость Ярослава?

Вывод: Объединение Руси было непрочным, некоторые земли по-прежнему стремились к отделению от Киева.

-Летописец, рассказывая о личности Ярослава, не оставил нам описания его внешности. Мы знаем только, что Ярослав был хромоног. О человеке лучше всего говорят его дела. Сейчас мы посмотрим фрагмент фильма и определим те области деятельности, в которых преуспел Ярослав Мудрый .

Перечислите области деятельности, в которых преуспел Ярослав Мудрый?

(Распространение христианства и грамотности, управление государством и внешняя политика.)

Групповая работа.

А сейчас давайте поделимся с вами на 3 группы, например. Каждая группа берет определенную область деятельности Ярослава Мудрого, которую мы с вами назвали, и с помощью текста учебника (страницы назвать) составляет кластер по своему вопросу.

1-ая группа - стр.58. Распространение христианства и грамотности.

2-ая группа – стр.59. Внутренняя политика.

3-ая группа – стр.59-60. Внешняя политика.

Презентация работ.

Презентация 1 группы.

Распространение христианства

Строительство перевод церковных книг на

Новых церквей открытие школ Основание Киево-Печёрского слав.язык

монастыря

-Вы выбрали ответы, пожалуйста, расскажите, за какие деяния во внутренней политике Ярослав мог получит прозвище Мудрый.

Презентация 2 группы

Внутренняя политика



Распространение христ. и Управление государством Создание свода законов

грамотности «Русская правда»



Презентация 3 группы

Внешняя политика



Укрепление южных границ династические браки:

1036г.-разгром печенегов 1046г-мир с Византией расширение границ Швеция Франция

1030г.-г.Юрьев Польша Венгрия

Норвегия

Греция

Физминутка. Верю – не верю ( если утверждение относится к Ярославу – хлопаем в ладоши, если не к Ярославу- тишина)

1.Великая польза бывает от книжного ученья.

2.Ярослав получил прозвище Окаянный

3.Книги- реки, наполняющие Вселенную мудростью.

5.В книгах - несчётная глубина, или мы в печали утешаемся.

Совместная работа «Управление государством при Ярославе». Составление схемы.

Великий князь- издавал законы, главный судья, защитник Русской земли.

(опора на дружину)



Наместники Вече

Народное ополчение



Словарная работа – наместник ( глава местного управления, назначаемый центральной властью)

-Почему князь и местная власть вынуждены были считаться с волей вече?

Стремясь установить порядок в стране. Ярослав Мудрый ввёл в действие первый письменный свод законов- «Русская правда»(1016г). Согласно новому закону была отменена кровная месть, введена система денежных штрафов. Этот документ укреплял власть князя и государства.

5.Подведём итоги.

- Посмотрим, что у нас получилось?







- Возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока:

-За что Ярослав получил прозвище «Мудрый»?

Ответы детей.

Выразите своё личное отношение к деятельности Ярослава Мудрого.

Вывод:

Своё прозвище Ярослав действительно заслужил, так как много сделал для процветания древнерусского государства. Он уделял много внимания внутренним делам в государстве, положил начало русскому письменному законодательству. Князь значительно укрепил границы Руси, положил конец набегам печенегов, укрепил международный авторитет Руси.

Задание№1.

Сопоставьте определение и термины.

А.Политика 1.Денежная единица на Руси

Б.Гривна 2.Глава местного управления

В.Наместник 3.Брак между представителями правящих династий разных государст

Г.Династический 4.Искусство управлять государством.

Брак

А4Б1В2Г3

Задание№2.

Соотнесите даты и исторические факты.

А.1016г 1.Разгром печенегов

Б.1030г 2.Свод законов «Русская правда»

В.1036г 3.Мирный договор с Византией

Г.1046г 4.Образование г.Юрьев

А2Б4В1Г3

6.Рефлексия.

Сегодня на уроке я узнал, что…

Самым интересным для меня было то, что..

Мне непонятно…

Я ещё хотел бы узнать…

7.Домашнее задание п.7. Составить синквейн – Ярослав.стр.63.

8.Выставление оценок.



Просмотр содержимого документа
«Повесть временных лет»

Отрывок из «Повести временных лет»:


«Владимир же был просвещен сам, и сыновья его, и земля его. Было же у него 12 сыновей: Вышеслав, Изяслав, Ярослав, Святополк, Всеволод, Святослав, Мстислав, Борис, Глеб, Станислав, Позвизд, Судислав. И посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в Полоцке, а Святополка в Турове, а Ярослава в Ростове, Когда же умер старший Вышеслав в Новгороде, посадил в нем Ярослава, а Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме, Святослава в Древлянской земле, Всеволода во Владимире, Мстислава в Тмутаракани.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ТЕМА: РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО ПРИ ЯРОСЛАВЕ МУДРОМ. /6 класс./

ТИП УРОКА: урок открытия нового знания.

Цель урока:

сформировать представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого; о системе управления Древнерусским государством; раскрыть особенности социально- экономического развития Руси.

Задачи урока:

Образовательные (предметные):

обучающиеся должны знать время правления князя Ярослава Мудрого, представлять его роль во внешней и внутренней политике, процесс формирования древнерусской народности, понимать значение терминов: «усобица», «политика», «династический брак», «наместник», «гривна»; подвести обучающихся к выводу, что Древнерусское государство в период правления Ярослава Мудрого достигло своего расцвета.

Воспитательные (личностные):

формировать эмоционально-ценностное отношение к деятельности и личности князя Ярослава Мудрого, святым Борису и Глебу, формированию древнерусской народности.

Развивающие (метапредметные):




продолжить формирование умения характеризовать роль исторических деятелей (Ярослава Мудрого), называть хронологические рамки его правления, показывать и определять на исторической карте местоположение Руси, городов, излагать основные события.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная, дифференцированный подход.

Используемые технологии: дифференцированный подход; личностно-ориентированный подход; проблемно-поисковый задания: информационно-компьютерные технологии; здоровьесберегающие технологии.

Основные понятия : усобицы, гривна, династический брак, политика, наместник.

Оборудование: раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы, видео файлы из цикла «История Государства Российского», компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Этапы урока

Ход урока

Формируемые УУД

  1. Орг.момент.

  2. Актуализация знаний

Приветствие учащихся.


  1. Мотивация.

  • У каждого человека в нашей стране есть имя, отчество, фамилия. Но так было не всегда. В Древней Руси при рождении ребенок получал имя, при крещении мог получить другое имя, а уже позднее у него появлялось прозвище. Не были исключением и князья.

  • Назовите известных вам князей. Какие прозвища давал им русский народ?

  • Почему народ давал прозвище князьям?

  • Только за великие заслуги к имени правителя добавляется хорошее прозвище. Вот и князю Ярославу, сыну Владимира, дали прозвище Мудрый, и добрая память о нем живет уже почти 1000 лет.

Сегодня на уроке мы займемся изучением личности этого князя.

Познавательные:

  • Умение находить необходимую информацию.


Коммуникативные:

  • Выражать мысли в устной форме.

  1. Постановка проблемы.

  • Как вы думаете, почему он получил такое прозвище?

Учитель записывает проблему на доску( на экране. презентавция)

  • За что князь Ярослав получил прозвище «Мудрый»?


  1. Актуализация.

  • Все первые русские князья проводили политику, направленную на укрепление Древнерусского государства. Тем не менее ни один из князей Мудрым назван не был.

  • Чтобы разобраться в проблеме урока , что мы должны выяснить?

  • Что мы должны узнать о Ярославе, чтобы ответить на главный вопрос урока?


Познавательные:

  • Умение выделять необходимую информацию.

  • Умение выявлять причины и следствия.

  • Умения делать выводы.


  1. Составление плана работы.

План.

1.Борьба за власть между сыновьями Владимира Святославовича.

2.Внутренняя политика.

3.Внешняя политика

4.Управление государством.

Регулятивные:

  • Умение планировать деятельность.


Коммуникативные:

  • Выражать мысли в устной форме.


  1. Открытие нового знания.

  • В 1015 г. умер князь Владимир Святославович. Назовем наследников Владимира.


  1. Работа со схемой. «Родословная русских князей IXXVI веков».

  • Но Владимир умер не назначив преемника и между братьями вновь начались междоусобицы.

Изучив п.1 стр.56-58 и дополнительный материал Вам нужно заполнить Династическую схему и ответить на вопросы:

-Вспомните, какой порядок управления установился в Древнерусском государстве?

-Какие события происходили на Руси после смерти Владимира Святославовича?

-Какие методы в борьбе друг против друга использовали сыновья Владимира?

-Какое прозвище получил старший сын Владимира Святополк и почему?

-Каков был итог усобиц?

-Что показала усобица?

- В чём, по вашему проявилась мудрость Ярослава?


  1. Рассказ учителя. Беседа.

Летописец, рассказывая о личности Ярослава, не оставил нам описания его внешности. Мы знаем только, что Ярослав был хромоног. О человеке лучше всего говорят его дела. Сейчас мы посмотрим фрагмент фильма и определим те области деятельности, в которых преуспел Ярослав Мудрый .

Перечислите области деятельности, в которых преуспел Ярослав Мудрый?

(Распространение христианства и грамотности, управление государством и внешняя политика.)




3.Групповая работа.

А сейчас давайте поделимся с вами на 3 группы, например. Каждая группа берет определенную область деятельности Ярослава Мудрого, которую мы с вами назвали, и с помощью текста учебника (страницы назвать) составляет кластер по своему вопросу.

1-ая группа - стр.58. Распространение христианства и грамотности.

2-ая группа – стр.59. Внутренняя политика.

3-ая группа – стр.59-60. Внешняя политика.


Презентации групп.

Физминутка.


4. Совместная работа. Беседа. «Управление государством при Ярославе». Составление схемы.

Великий князь- издавал законы, главный судья, защитник Русской земли.

(опора на дружину)


Наместники Вече

Народное ополчение

Словарная работа – наместник ( глава местного управления, назначаемый центральной властью)

-Почему князь и местная власть вынуждены были считаться с волей вече?

Стремясь установить порядок в стране. Ярослав Мудрый ввёл в действие первый письменный свод законов - «Русская правда»(1016г). Согласно новому закону была отменена кровная месть, введена система денежных штрафов. Этот документ укреплял власть князя и государства.






5.Подведём итоги.

- Посмотрим, что у нас получилось?




Ярослав Мудрый


Усиление гос-ва Строительство

городов

Расширение границ Руси Разгром печенегов Строительство храмов

Организация школ Создал первый письменный свод законов

Строительство библиотек Заключал династические браки





  • Время княжения Ярослава Мудрого стало временем расцвета Древнерусского государства, строительство которого завершилось именно при этом князе.

  • Какие государственные успехи свидетельствуют о расцвете Руси?

заполняют пропуски в схеме, доказывают, что Древнерусское государство достигло своего расцвета во время правления князя Ярослава).


Познавательные:

  • Умение находить необходимую информацию.

  • Умение выявлять причины и следствия.

  • Умения делать выводы.

  • Умение представлять информацию в виде таблицы, схем, опорного конспекта.

  • Умение передавать содержание в сжатом или развернутом виде.


Регулятивные:

  • Составлять план работы.

  • Оценивать степень достижения цели.


Коммуникативные:

  • Организовывать учебное взаимодействие.


Личностные:

  • Оценивать и объяснять поступки людей.

  1. Применение нового знания.

  • Возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока:

  • За что Ярослав получил прозвище «Мудрый»?

(Свое прозвище Ярослав действительно заслужил, т.к. много сделал для процветания древнерусского государства. Он уделял много внимания внутренним делам в государстве, положил начало русскому письменному законодательству. Князь значительно укрепил границы Руси, положил конец набегам печенегов, укрепил международный авторитет Руси).




Познавательные:

  • Умение передавать содержание в сжатом или развернутом виде.


Коммуникативные:

  • Уметь выражать мысли в устной форме.

  1. Итоги урока.

Рефлексия.






Составление синквейна

Ярослав

Мудрый, справедливый

Строил, укреплял, защищал

Ярослав – князь своего государства

Расцвет


Познавательные:

  • Умение передавать содержание в сжатом или развернутом виде.


Коммуникативные:

  • Уметь выражать мысли в устной форме.

Домашнее задание.

§7.Термины. Даты .Составить синквей по теме.Опережающее задание.




Просмотр содержимого презентации
«ЯРОСЛАВ»

Русское государство при Ярославе Мудром. Городской семинар учителей истории и обществознания. Открытый урок в 6 кл. Учитель МБОУ СОШ № 25 им. Остаева А.Е. Панаиотиди А.А.

Русское государство при Ярославе Мудром.

Городской семинар учителей истории и обществознания.

Открытый урок в 6 кл.

Учитель МБОУ СОШ № 25 им. Остаева А.Е.

Панаиотиди А.А.

Разыгрываются 4 даты: призвания варягов на Русь, поход Олега на Киев, образование Древнерусского государства, год крещения Руси время киевского правления Владимира 862 год  882 год   988 год

Разыгрываются 4 даты:

  • призвания варягов на Русь,
  • поход Олега на Киев, образование Древнерусского государства,
  • год крещения Руси
  • время киевского правления Владимира
  • 862 год

  • 882 год

  • 988 год

  • 980-1015 гг.
Разыгрываются 6 исторических личностей Его призвали новгородцы, Порядок навести в земле словенской Сей князь, делами неприметный, Стал основателем династии навечно. Сел княжить первым в Киев он, И покорил Царьград потом. Вез из полюдья в Киев он товары, И «Вещим» прозван был недаром. Ходил в поход он на Царьград, Да только сам тому не рад. Сожжен был «греческим огнем», Древлянами был уничтожен он.

Разыгрываются 6 исторических личностей

Его призвали новгородцы,

Порядок навести в земле словенской

Сей князь, делами неприметный,

Стал основателем династии навечно.

Сел княжить первым в Киев он,

И покорил Царьград потом.

Вез из полюдья в Киев он товары,

И «Вещим» прозван был недаром.

Ходил в поход он на Царьград,

Да только сам тому не рад.

Сожжен был «греческим огнем»,

Древлянами был уничтожен он.

Разыгрываются 6 исторических личностей Хитра, княгиня оказалась. Большую дань взять отказалась. Потребовав с древлян лишь голубей, Она смогла их воле подчинить своей. Он смел, был и умен без меры, Он покорил и вятичей и меря. «Иду на вы» он обращался к недругу всегда, При имени его Царьград дрожал тогда.

Разыгрываются 6 исторических личностей

Хитра, княгиня оказалась.

Большую дань взять отказалась.

Потребовав с древлян лишь голубей,

Она смогла их воле подчинить своей.

Он смел, был и умен без меры,

Он покорил и вятичей и меря.

«Иду на вы» он обращался к недругу всегда,

При имени его Царьград дрожал тогда.

Соотнесите итоги деятельности первых русских князей с их именами. Крещение Руси .Строительство крепостей от набегов от степняков-кочевников. 2. Установление размеров дани и места её сбора. 3. Военные походы против Византии, Болгарии, Хазарии, Волжской Булгарии. 4. Владение русского князя впервые были названы Русской землёй. 5. Объединил Киев и Новгород . А.Олег Б.Игорь В.Ольга Г.Святослав Д.Владимир А5Б4В2Г3Д1

Соотнесите итоги деятельности первых русских князей с их именами.

  • Крещение Руси .Строительство крепостей от набегов от степняков-кочевников.

2. Установление размеров дани и места её сбора.

3. Военные походы против Византии, Болгарии, Хазарии, Волжской Булгарии.

4. Владение русского князя впервые были названы Русской землёй.

5. Объединил Киев и Новгород .

А.Олег

Б.Игорь

В.Ольга

Г.Святослав

Д.Владимир

А5Б4В2Г3Д1

Эпиграф. Сын Владимира Крестителя великий князь Ярослав Мудрый - первый правитель Руси, которого современники назвали царём. Историки же связывают с его именем расцвет Древнерусского государства.

Эпиграф.

Сын Владимира Крестителя великий князь Ярослав Мудрый - первый правитель Руси, которого современники назвали царём. Историки же связывают с его именем расцвет Древнерусского государства.

Русское государство  при Ярославе Мудром 05.02.2017

Русское государство

при Ярославе Мудром

05.02.2017

Проблемное задание. За что князь Ярослав получил прозвище «Мудрый»?

Проблемное задание.

За что князь Ярослав получил прозвище «Мудрый»?

План.

План.

  • Борьба за власть между сыновьями Владимира Святославовича.
  • Внутренняя политика.
  • Внешняя политика.
  • Управление государством.
Владимир I Святой /980-1015гг./ Новгород Ростов Муром Тмутаракань Древлянская земля Туров Полоцк Владимир

Владимир I Святой /980-1015гг./

Новгород

Ростов

Муром

Тмутаракань

Древлянская земля

Туров

Полоцк

Владимир

Владимир I Святой /980-1015гг./ Новгород Вышеслав Ярослав Древлянская земля Ростов Муром Тмутаракань Туров Святополк Глеб Мстислав Святослав Ярослав Борис Полоцк Владимир Изяслав Всеволод

Владимир I Святой /980-1015гг./

Новгород

Вышеслав

Ярослав

Древлянская земля

Ростов

Муром

Тмутаракань

Туров

Святополк

Глеб

Мстислав

Святослав

Ярослав

Борис

Полоцк

Владимир

Изяслав

Всеволод

Области деятельности Ярослава Мудрого:

Области деятельности Ярослава Мудрого:

  • Распространение христианства и грамотности.
  • Внутренняя политика (управление государством).
  • Внешняя политика.
Групповая работа. 1-ая группа - стр.58. Распространение христианства и грамотности. 2-ая группа – стр.59. Внутренняя политика. 3-ая группа – стр.59-60. Внешняя политика.

Групповая работа.

1-ая группа - стр.58. Распространение христианства и грамотности.

2-ая группа – стр.59. Внутренняя политика.

3-ая группа – стр.59-60. Внешняя политика.

Распространение христианства Строительство новых церквей Открытие школ Перевод церковных книг на славянский язык

Распространение христианства

Строительство новых церквей

Открытие школ

Перевод церковных книг на славянский язык

Внутренняя политика Распространение христианства, грамотности Управление государством Создание свода законов 1016г.- «Русская правда».

Внутренняя политика

Распространение христианства, грамотности

Управление государством

Создание свода законов

1016г.- «Русская правда».

Внешняя политика Расширение границ Укрепление южных границ 1046г. мир с Византией 1030г. 1036г. г. Юрьев Разгром печенегов Династические браки: Швеция Франция Польша Венгрия Норвегия Византия

Внешняя политика

Расширение границ

Укрепление южных границ

1046г.

мир с Византией

1030г.

1036г.

г. Юрьев

Разгром печенегов

Династические браки:

Швеция Франция

Польша Венгрия

Норвегия Византия

Управление государством: Великий князь (опирался на дружину) Наместники Вече Народное ополчение

Управление государством:

Великий князь

(опирался на дружину)

Наместники

Вече

Народное ополчение

Выводы:

Выводы:

  • Начало русского письменного законодательства.
  • Расширение и укрепление границ Руси, конец набегам печенегов, укрепление международного авторитета Руси.
  • Расцвет Древнерусского государства
Задание: Почему в народе Ярослав получил прозвище Мудрый? Почему именно в период правления Ярослава Мудрого происходит  Расцвет Древнерусского государства? Период правления Ярослава Мудрого – время расцвета Руси;  -способствовал распространению христианства,  -строил церкви,  - открывал при них школы,  -поощрял переводы книг с греческого на славянский,  -способствовал образованию монастырей  -покупал книги,  -собрал библиотеку, был образован,  -принял первый письменный свод законов на Руси –  Правду Ярослава

Задание: Почему в народе Ярослав получил прозвище Мудрый? Почему именно в период правления Ярослава Мудрого происходит

Расцвет Древнерусского государства?

Период правления Ярослава Мудрого – время расцвета Руси;

-способствовал распространению христианства,

-строил церкви,

- открывал при них школы,

-поощрял переводы книг с греческого на славянский,

-способствовал образованию монастырей

-покупал книги,

-собрал библиотеку, был образован,

-принял первый письменный свод законов на Руси –

Правду Ярослава

Сопоставьте определение и термины. 1.Династический 2.Глава местного управления 3.Брак между представителями правящих династий разных государст 4.Искусство управлять государством. А.Политика Б.Гривна В.Наместник Г.Династический Брак А4Б1В2Г3

Сопоставьте определение и термины.

1.Династический

2.Глава местного управления

3.Брак между представителями правящих династий разных государст

4.Искусство управлять государством.

А.Политика

Б.Гривна

В.Наместник

Г.Династический Брак

А4Б1В2Г3

Соотнесите даты и исторические факты. 1.Разгром печенегов 2.Свод законов «Русская правда» 3.Мирный договор с Византией 4.Образование г.Юрьев А.1016г Б.1030г В.1036г Г.1046г А2Б4В1Г3

Соотнесите даты и исторические факты.

1.Разгром печенегов

2.Свод законов «Русская правда»

3.Мирный договор с Византией

4.Образование г.Юрьев

А.1016г

Б.1030г

В.1036г

Г.1046г

А2Б4В1Г3

Домашнее задание

Домашнее задание

  • п.7. Составить синквейн – Ярослав.стр.63.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!