СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русское государство и общество: трудности роста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока: охарактеризовать развитие Русского государства в начале XVI в.; определить проблемы, с которыми столкнулось общество, разъяснить, каким образом правители стремились исправить ситуацию.

План урока

  1. Освоение пространства.
  2. Особенности развития Русского государства в XVI в.
  3. Правление Елены Глинской.
  4. Боярское правление.

Просмотр содержимого документа
«Русское государство и общество: трудности роста»

Урок 3. Русское государство и общество: трудности роста

Задачи урока: охарактеризовать развитие Русского государства в начале XVI в.; определить проблемы, с которыми столкнулось общество, разъяснить, каким образом правители стремились исправить ситуацию.

План урока

  1. Освоение пространства.

  2. Особенности развития Русского государства в XVI в.

  3. Правление Елены Глинской.

  4. Боярское правление.

ХОД УРОКА

I. Проверка и актуализация знаний

Проводится заслушивание сообщений на тему «Сын Ивана III и Софьи Палеолог». Затем учитель предлагает учащимся еще раз кратко охарактеризовать политику великого князя Василия III и подвести итоги его правления.

II. Изучение нового материала

1—2. Учащиеся обращают внимание на главный вопрос урока. Далее учитель рассказывает об особенностях хозяйственного развития Русского государства. Следует отметить, что в XV в. развивались ремесло и торговля как в княжеских хозяйствах, так и в городах. Московская Русь вела довольно обширную внешнюю торговлю, основны­ми направлениями которой были Западная Европа, Восток и Юг. Торговые пути проходили соответственно через Новгород, Золотую Орду и Крым. Учащимся предлагается обратиться к карте в учебнике и показать направление торговых путей. Русский экспорт в Западную Европу был традиционен: пушнина, воск. Импорт состоял из ввоза тканей, цветных и благородных металлов. Волжский торговый путь связывал Русь с Востоком. На Восток вывозили меха, кожу, изделия из нее, ввозили шелковые и особенно хлопчатобумажные ткани высокого качества. Предметом импорта также были сафьян, пряности, сладости, краски.

Одним из самых перспективных направлений внешней торговли Московского царства в XIV—XV вв. была торговля с Сурожем (Судаком), расположенным на побе­режье Черного моря. Купцов, перевозивших товары с юга на север, называли «гости-сурожане». Они составляли верхушку московского купечества. Учитель предлагает учащимся обратиться к историческому источнику. Его автор — Ричард Ченслер, англичанин, побывавший в Рос­сии в 1553—1554 гг.

Из «Книги о великом и могущественном царе» Р. Ченслера

Россия — страна, богатая землей и населением, в изобилии имеющим находящиеся там произведения. Между жителями очень много рыбаков, ловящих семгу и треску; у них также много масла, ворвани, наибольшее количество которого добывается около р. Двины; добывается оно также и в других местах, но не в таком количестве; жители также много промышляют вываркой соленой воды. В северных частях этой страны есть место, где ловят пушных зверей: соболей, куниц, серых медведей, лисиц белых, черных и красных, выдру, горностаев, белок и оленей; там же добывают клыки от рыбы, называемой морж. Охотники за этими зверями живут у г. Пустозерска; на оленях они привозят свою добычу в г. Лампожню для продажи, а оттуда ее везут в Холмогоры, где в Николин день бывает большая ярмарка.

К западу от Холмогор находится город Новгород, около которого растет прекрасный лен, конопля, много также воску и меду.

Голландские купцы имеют в Новгороде свой складочный дом; очень много в Новгороде и кожи, равно как и в городе Пскове, в окрестностях которого тоже великое изобилие льна, конопли, воску и меду.

Новгород отстоит от Холмогор на 120 миль. Находится здесь еще город Вологда, его предметы торговли: сало, воск и лен, но не в таком большом количестве, как в Новгороде. От Вологды до Холмогор течет р. Двина, впадающая затем в море. Холмого­ры снабжают Новгород, Вологду и Москву со всеми окрестны­ми областями солью и соленой рыбой. От Вологды до Ярославля 200 миль. Последний очень большой город. Здесь находятся: кожи, сало, хлеб в очень большом количестве, есть и воск, но его не так много, как в других местах.

От Ярославля до Москвы 200 миль. Между ними область усеяна деревушками, замечательно преполненными народом. Земля эта изобилует хлебом, который обитатели возят в громадном количестве в Москву. Утром можно встретить 700 и 800 са­ней, везущих хлеб, а некоторые рыбу. Попадаются везущие хлеб в Москву, а также и оттуда — это живущие по крайней мере за 1000 миль; весь их обоз на санях. Они живут в северных частях владений княжеских, где холод не позволяет хлебу расти, такой жестокий там холод. Они привозят сюда рыбу, меха, шкуры. В этих местах и скота немного.

Вопросы. 1) Чем торговали русские люди? 2) Каких то­варов, по мнению иностранца, было в России в изоби­лии? 3) С какими иностранными купцами торговали новгородцы?

3—4. Учитель рассказывает учащимся о приходе к власти Елены Глинской. После смерти Василия III на престол должен был взойти его сын Иван. Ему в ту пору исполнилось всего 3 года, поэтому управление государством осуществляла Елена Глинская (см. портрет в учебнике) при участии бояр. Годы правления Глинской (1533— 1538) были сложным временем, так как интриги бояр и общее недовольство проводимой ею политикой существенно осложняли ситуацию.

Вначале правительница опиралась на советы Боярской думы, в которую входили братья Василия III. Затем ее со­ветником стал Иван Телепнев-Оболенский. Елена Глин­ская пыталась продолжить политику своего мужа и решительно пресекала заговоры бояр. По ее приказу братья Василия III были посажены в тюрьму. В 1538 г. Елена Глинская умерла. Существует предположение, что ее отравили. Учащиеся знакомятся с текстом учебника и записывают в тетрадь основные положения реформ, прове­денных Еленой Глинской.

Вопрос: Какое значение для внутренней жизни государства имела реформа денежной системы?

Учитель может привести мнение историка о правлении великой княгини Елены Глинской.

Из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина

За четыре года Еленина правления именем юного великого князя умертвили двух единоутробных братьев его отца и дядю матери, брата внучатного ввергли в темницу, обесчестили множество знатных родов торговою казнию Андреевых бояр, между коими находились князья Оболенские, Пронский, Хованский, Палецкий. Опасаясь гибельных действий слабости в малолет­ство государя самодержавного, Елена считала жестокость твердостию; но сколь последняя, основанная на чистом усердии к добру, необходима для государственного блага, столь первая вредна оному, возбуждая ненависть.

Вопрос: Как историк Н. М. Карамзин оценивает время правления Елены Глинской?

Далее предлагаются два варианта изучения вопроса.

Первый вариант — выступления учащихся, заранее подготовивших сообщения на тему «Детские годы Ива­на IV».

Второй вариант — учитель знакомит учащихся с детскими годами Ивана IV, рассказывает о факторах, повлиявших на его воспитание и образование. Возможен рас­сказ учителя с использованием текста учебника и анализом мнения историка.

Из сочинения С. М. Соловьева «История России с древнейших времен»

Ребенок родился с блестящими дарованиями; быть может, он родился также с восприимчивою, легко увлекающеюся, страстною природой, но, без сомнения, эта восприимчивость, страстность, раздражительность если и не были произведены, то по крайней мере были развиты до высшей степени воспитанием, обстоятельствами детства его.

По смерти матери Иоанн был окружен людьми, которые заботились только о собственных выгодах, употребляли его только орудием для своих корыстных целей... Иоанн был совершенно предоставлен самому себе, своему собственному эгоизму.

Перед его глазами происходила борьба сторон: людей к нему близких, которых он любил, у него отнимали, перед ним наглым, зверским образом влекли их в заточение, несмотря на его просьбы, потом слышал он о их насильственной смерти; в то же время он ясно понимал свое верховное положение, ибо те же самые люди, которые не обращали на него никакого внимания, которые при нем били людей к нему близких, при посольских приемах и других церемониях стояли перед ним как покорные слуги; видел он, как все преклонялись пред ним, как все делалось его именем и, следовательно, должно было так делаться.

Таким образом, ребенок видел перед собою врагов, похитителей его прав, но бороться с ними на деле он не мог; вся борьба должна была сосредоточиться в его голове и в сердце.

Задание: Проанализировав мнение историка С. М. Соловьева, определите, какие черты личности могли развиться у Ивана IV в детстве.

III. Закрепление материала

  1. Какие новые черты приобретала Московская Русь? Каким образом шло хозяйственное развитие страны?

  2. Какие шаги по формированию централизованного государства были сделаны?

  3. Назовите реформы, проведенные Еленой Глинской.

  4. Охарактеризуйте эпоху боярского правления.

IV. Домашнее задание: § 3, рубрика «Вопросы и задания». Выполнить одно из заданий в рабочей тетради (на выбор учителя или учащихся). Дополнительное задание: подготовить сообщение на тему «Воспитание Грозного царя».


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!