СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Русско-японская война 1904-1905г."

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Русско-японская война 1904-1905г."»

Урок "Русско-японская война" 9 класс

Цель: сформировать представления об основных внешнеполитических приоритетах России в начале ХХ века: экспансионистские устремления на Дальнем Востоке при сохранении мира и стабильности в Европе; раскрыть ход русско-японской войны с опорой на сообщения учащихся, литературные произведения о войне; выяснить причины поражения России в войне с Японией.

Предварительное задание:     

1. Прочитать произведения Л.Андреева «Красный смех», статью Л.Толстого «Одумайтесь!», Новикова-Прибоя «Цусима» и В.Брюсова «Цусима».  2. Подготовить исторические справки по командующим русской армии и флота.

Оформление:

- настенная карта «Русско-японская война 109-1905 гг.»;

- портреты Куропаткина А.Н., Макарова С.О., Кондратенко Р.И., Алексеева Е.И.;

- Листы с отрывками из литературных произведений.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Внешняя политика России в начале ХХ века.

  3. Русско-японская война: причины, ход, причины поражения, условия Портсмутского мира, отображение войны в литературных произведениях.

  4. Обобщение темы.

  5. Комментарий к домашнему заданию.


Эпиграфы к уроку: «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война…»   В.Плева

«… История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество». Н.М.Карамзин

(эпиграфы записаны на доске)


Обозначаю тему урока, формы работы  (составление схем) и обращаю внимание на Листы с отрывками литературных произведений.

На рубеже веков усиливается неравномерность развития капиталистических стран. Обгоняя по темпам  и уровня развития старые колониальные державы (Англию и Францию), молодые капиталистические страны – США, Германия и Япония – стремились к территориальным приобретениям и новым рынкам сырья и сбыта. Таким образом, создалась чрезвычайно сложная и напряженная международная обстановка. Российская внешняя политика вступила в противоречия с политикой Англии, Германии и Японии. Вообще Россия в начале ХХ века проводит пассивную внешнюю политику. Самой деятельной была русская политика на Дальнем Востоке. В этот период внимание Англии, США и Японии привлечено к Китаю, Корее, Маньчжурии. Россия также вступает в борьбу за влияние за них. После японско-китайской войны 1894 г. Китай уступил Японии Ляодунский полуостров. Россия предложила Японии отказаться от аннексии Ляодунского полуострова. Япония уступила. В 1896 г. Россия заключила с Китаем оборонительный союз против Японии и соглашение о строительстве КВЖД. В 1898 г. Россия получила от Китая в аренду Порт- Артур с правом превращения его в военную базу. Через  год началась открытая колониальная экспансия капиталистических государств в Китае (доктрина открытых дверей).

А 1900 году в Китае вспыхнуло народное восстание, которое было подавлено объединенными силами империалистических государств. Российское правительство под предлогом охраны КВЖД ввело свои войска в Маньчжурию. Резко обострились противоречия между Россией, с одной стороны, и Японией и Англией – с другой. Союзный договор Англии и Японии 1902 года против России активно поддержали США. 25 января 1904 года Япония разорвала дипломатические отношения с Россией и в ночь на 26 января 1904 г. без объявления войны напала на русскую эскадру в Порт-Артуре. Так началась русско-японская война.

По ходу моего рассказа учащиеся должны составить схему: «Международные отношения в конце ХIХ - начале ХХ века на Дальнем Востоке»

После озвучиванию схемы, переходим к выяснению причин войны: учащиеся должны назвать следующие причины:

- обострение соперничества между Россией и Японией на Дальнем Востоке;

- желание правительства отвлечь народные массы от назревающего внутреннего конфликта;

- расчеты США Англии и других европейских стран ослабить посредством войны Японию и Россию и усилить своей присутствие на Дальнем Востоке.

Причины войны учащиеся  записывают в тетрадях.

Далее учащиеся должны по ходу моего рассказа и сообщений своих одноклассников составить в тетради таблицу:

Русско-японская война 1904-1905 гг.

Краткая военная хроника


Январь-декабрь 1904 г.

Героическая оборона русскими Порт-Артура.

Гибель адмирала С.О.Макарова

Август 1904 г.

Поражение русских войск под Ляояном (Маньчжурия)

Февраль 1905 г.

Победа Японии при Мукдене.

Гибель 1-й Тихоокеанской эскадры при попытке прорваться к Владивостоку.

Май 1905

Цусимское морское сражение. Разгром 2-й и 3-й Тихоокеанских эскадр России.

Подписание Портсмутского мира.

Одновременно с нападением на Порт-Артур японцы атаковали находящийся в корейском порту Чемульпо крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец». Русские моряки после неравного боя, не желая сдаваться врагу, потопили свои корабли (прослушиваем небольшой фрагмент песни, в которой есть такие слова:

Не скажут ни камень, ни крест, где легли

Во славу мы русского флага,

Лишь волны морские прославят вовек

Геройскую гибель «Варяга»!)

Главнокомандующим сухопутными и морскими силами России был назначен вице-адмирал Алексеев Евгений Иванович (1903-1905 гг. – царский наместник на Дальнем Востоке). Его помощник – командующий Маньчжурской армии генерал-адъютант Куропаткин Алексей Николаевич.

 Сообщение учащихся:

Куропаткин Алексей Николаевич: во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. проявил себя храбрым офицером, был начальником штаба у генерала Скобелева, который якобы сказал ему: «Помни, что ты хорош на вторые роли. Упаси тебя бог когда-нибудь взять на себя роль главного начальника; тебе не хватает решительности и твердости воли». В 1898-1904 гг. – военный министр, входил в политическую группу С.Ю.Витте, стремившуюся к экономической экспансии на Дальнем Востоке. Куропаткин – один из виновников неподготовленности России к войне с Японией. Показал себя безвольным и бездарным военачальником, смещен с этого поста в марте 1905 г. после поражения русской армии под Мукденом.

- Командовать Тихоокеанским флотом в ходе русско-японской войны был назначен вице-адмирал Макаров Степан Осипович.

Сообщение учащегося: Макаров Степан Осипович. Флотоводец, изобретатель, теоретик военно-морского дела, написавший более 50 научных работ, мореплаватель, дважды обогнувший земной шар, исследователь Арктики. Участник русско-турецкой войны. 1 февраля 1904 года назначен командующим 1 Тихоокеанской эскадрой: вдохнул энергию в моряков, заставил флот начать активные боевые действия. Погиб 31 марта 1904 года на броненосце «Петропавловск», который подорвался на минной банке. После его гибели флот ограничился оборонительными действиями.

- С января по август шла ожесточенная оборона Порт-Артура. В августе в Маньчжурии три японские армии соединились у Ляояна. Хотя русская армия превосходила японскую, по численности и была лучше оснащена, ей с большим трудом удавалось сдерживать натиск противника по причине незнания местности, отсутствия карт и данных разведки. Преувеличенные сведения о силах противника заставили Куропаткина принять решения об отступлении к Мукдену.

- После поражения под Ляояном судьбу войны решала оборона Порт-Артура, который оттягивал значительные силы японцев. Семь месяцев длилась осада, японцы предпринимали многократные штурмы, не прекращали бомбардировок. Обороной руководил генерал Роман Кондратенко.

Сообщение учащегося: Кондратенко Роман Исидорович, генерал-майор, военный инженер. Перед русско-японской войной командовал 7-й Восточносибирской стрелковой бригадой в Порт-Артуре. С началом войны назначен командующим сухопутной обороной крепости Порт-Артура, организатор и герой ее защиты. Погиб в декабре 1905 года, защищая крепость.

- После гибели Романа Исидоровича командование принял генерал Стессель Анатолий Михайлович, который принял решение о сдаче крепости, хотя возможности обороны исчерпаны не были.

Сообщение учащегося: Стессель Анатолий Михайлович, за сдачу Порт-Артура японцам был отдан в 1906 г. под суд вместе с другими виновниками сдачи крепости – генералами Фоком, Рейсом и Смирновым. Следствие выявило полную бездарность Стесселя, сознательно подготовившего крепость к сдаче. Верховный военно-уголовный суд 7 февраля 1908 года приговорил Стесселя к расстрелу, замененному десятилетним заключением в Петропавловской крепости, но уже в мае того же года он был освобожден по распоряжению Николая II и уехал за границу.

- После падения Порт-Артура русские войска попытались разбить главные японские силы под Мукденом. Решающая битва произошла в феврале 1905 года. Японцы обошли Мукден с севера, прорвали фронт и вышли к железной дороге, после чего Куропаткин отдал приказ об отступлении. Мукденовское сражение явилось крупной неудачей русских, повлиявшей на дальнейший ход войны.

- После сдачи Порт-Артура, бездарно проигранных двух крупных сухопутных сражений у Ляояна и под Мукденом война уже была проиграна, однако Николай II настаивал на продолжении теперь уже бессмысленного похода 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием Рожественного из Кронштадта во Воадивосток.

Сообщение учащегося: Последним сражением русско-японской войны стало морское сражение, произошедшее 14-15 мая 1905 года у острова Цусимы. В нем участвовала 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием адмирала З.П.Рожественского и японский флот под командованием адмирала Того. Русская эскадра вошла в Цусимский пролив, пытаясь прорваться во Владивосток, но была обнаружена японцами, после чего русские корабли перестроились в две колонны. При появлении главных сил японского флота Рожественский вновь начал перестраивать корабли, теперь уже в одну колонну, задержав открытие огня, это стало роковым для российского флота.

- Предлагаю учащимся зачитать красноречивые отрывки из книги Новикова-Прибоя «Цусима», где показана трагическая гибель моряков. 

- Ночью в темноте, русские корабли потеряли связь между собой, и к утру, русская эскадра перестала существовать как боевая единица, во Владивосток сумели прорвать лишь один крейсер и два эсминца. Никогда еще русский флот не подвергался такому разгрому. Лучшие корабли были потоплены, сам Рожественский со своим штабом попал в плен, погибло пять тысяч моряков.  После этого сражения воюющие стороны пошли на заключение перемирия, предложенного президентом США Теодором Рузвельтом.

Вопрос к классупричины поражения России в войне против Японии? Учащиеся должны их назвать и все делают соответствующие записи в тетрадях.

- 25 августа 1905года в городе Портсмуте (США) был подписан мирный договор между Японией и Россией. Со стороны России переговоры вел С.Ю.Витте. Условия договора:                                                                                        

-    Россия уступала Японии южную часть Сахалина;

- Россия разрешала бесконтрольный рыболовный промысел в российских дальневосточных водах;

-   признала Корею и Маньчжурию сферой влияния Японии;

          -   передала права на Ляодунский полуостров с Порт Артуром и портом Дальний Японии.

Вопрос классуопределите, какое условие было наиболее тяжелым для России?

- Теперь переходит к новому этапу урока, к художественной иллюстрации событий русско-японской войны.

 Самым тяжелым последствием для страны стала гибель русских людей. Многие писатели и поэты откликнулись на русско-японскую войну. В Англии была опубликована антивоенная статья Льва Толстого «Одумайтесь!»

Своей бессмысленной жестокостью поразила русско-японская война Леонида Андреева, свое негодование он выразил в рассказе «Красный смех». Конкретное художественное решение этой темы – экспрессивный, запоминающийся образ безумного «красного смеха» (24 раза встречается в тексте это словосочетание) – писатель нашел во время отдыха в Ялте, где он оказался свидетелем несчастного случая: «А нынче вечером возле нашей дачи взрывом ранило двух турок, - читаем в письме Андреева к Горькому от 6 августа 1904 года». Писателя захватила тема безумия войны. В письме к Горькому: «Моя тема: безумие и ужас». «Безумие и ужас» - этой формулой начинается рассказ «Красный смех», и она проходит красной нитью через все собрание нарочито бессвязных отрывков из какого-то дневника.

Предлагаю вам прочитать предложенные мной отрывки из рассказа Л.Андреева и зачитать, на ваш взгляд, наиболее яркие и емкие из них, которые передают ужас, трагедию и безумие любой войны.

Закрепление изученного материала:

- Каково было общественное мнение на ведение Россией войны?

- Как вы думаете, какие последствия имело поражение в войне для России?

- Покажите на карте территориальные потери России после русско-японской войны.

Подведение итогов: Давайте зачитаем стихотворение русского поэта Валерия Брюсова, который тоже откликнулся на эту войну.

 И общий итог войны: Россия в ходе военных действий потеряла около 270 тыс. Человек, в том числе около 50 тыс. человек убитыми; Япония – также около 270 тыс. человек, но убитыми – около 86 тыс. человек.

Домашнее задание: &2. Как вы считаете, уместно ли сравнивать русско-японскую войну 1904-1905 гг. с Крымской войной 1853-1856 гг. Какие исторические аналогии обнаруживаются? Чем вы можете их объяснить




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!