1. Развивать умение детей различать на слух звучание музыкального инструмента.
2. Выделить и показать в пластике отдельные инструменты.
3. Продолжить формирование слушательского опыта.
Наблюдение, фронтальный опрос, работа с маршрутными листами.
Этапы урока | Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
Муз.приветствием: У. Здр., прозвенел звонок! Д: Здр., начался урок | Организационный момент (2 мин.) | Настраивает ребят на учебную работу. Задает эмоциональный тон урока. Актуализирует проявление у обучающихся установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе. Приветствует ребят муз.приветствием: «Здр., прозвенел звонок! Здр., начался урок» | Демонстрируют готовность к учебной деятельности. Включаются в музыкальное приветствие учителя. | Коммуникативные: уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности; |
Угадать песню по ритмич. рисунку, пропеть приветствие гостям «К нам гости пришли» Муз.Александров Ан. Сл.: Ивенсен М. | Актуализация знаний (3 мин.) Фронтальная работа | Актуализирует субъектный опыт обучающихся. Предлагает пропеть музыкальное приветствие гостям («К нам гости пришли» Музыка: Александров Ан. Слова: Ивенсен М.). | Включаются в деятельность. Настройка на урок. Исполняют песню. | Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу |
Варежковый театр (Приложение 1) | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Создаёт проблемную ситуацию Просит сформулировать тему, цель урока (5 мин.) | Задает наводящие вопросы, подводящие к теме урока. - Как зовут мужика, его жену? - Как преобразилась ложка: была столовым прибором, а стала? - О чем мы сегодня на уроке будем говорить? (О муз. инструментах) - А какие полезные в быту вещи тоже могут стать музыкальными инструментами? - Как еще можно назвать муз. инструмент, если мы помним, что он появился в России? - А если он появился в народе? - А зачем нам знать, что было давно на Руси? | Делают предположения о предстоящей теме урока. | Личностные: осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора. Коммуникативные: решение учебных задач совместно с одноклассниками и учителем; формирование способности вступать в контакт; совершенствование навыков развернутого высказывания; знакомство с различными социальными ролями. Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, построение речевого высказывания. |
Приложение 1 – Варежковый театр – демонстрация учителем мини-спектакля. Жил-был мужик, и звали его… «И» (предложения детей). И жил он со своей женою, которую звали… «Н» (предложения детей) да деточками. Вот однажды, тихим зимним днем, может быть таким как сегодня, поработал мужик знатно: телегу починил, животных покормил, да и сел он обедать. Жена стол накрыла, супом да кашей мужика да детей накормила, и пошла во двор стирать. Стирает да песни поет. Дети гулять побежали. А мужику скучно стало и начал он, от него делать, ложкой по столу стучать: стучит да пристукивает (показ учителя), как бы жене своей, «Н», петь помогает. Потом стучать по другой ложке принялся. И вдруг понял мужик, что его ложка стала волшебн: была она столовым прибором (он же ею кашу кушал), а стала…. Музыкальным инструментом. (С помощью наводящих вопросов формулируем тему урока) |
Чтение стихотворения Откуда, ты русская, Зародилась музыка? (приложение 2) | Смысловое прочтение стихотворения Г. Серебрякова «Ты откуда, русская, зародилась музыка» (стр.54 учебника) и его художественный анализ. (5 мин) | Организует смысловое прочтение стихотворения Г. Серебрякова «Ты откуда, русская, зародилась музыка» (стр.54 учебника) и его художественный анализ. Организует художественный анализ картины Б.М. Кустодиева «Деревенский праздник» Подводит детей к выводу о роли народной музыки в жизни человека. | Читают стихотворение Г. Серебрякова «Ты откуда, русская, зародилась музыка?» Участвуют в беседе с учителем. Отвечают на вопросы с опорой на текст стихотворения. Анализируют средства выразительности картины. Выявляют общую идею картины. | Познавательные: овладение навыками смыслового прочтения текстов. Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. |
Приложение 2 Ты откуда, русская, Зародилась музыка? То ли в чистом поле, То ли в лесе мглистом? В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте? | Ты скажи откуда Грусть в тебе и удаль? В чьём ты сердце билась С самого начала Как же ты явилась? Как ты зазвучала? | Пролетели утки – Уронили дудки, Пролетели гуси – Уронили гусли Их порою вешней Нашли, не удивились. Ну а песня? Все вместе С песней на Руси родились |
Разминка (Приложение 3) | (1 мин.) | Предлагает поиграть. Организует разминку. | | Коммуникативные - формирование навыков учебного сотрудничества |
Приложение 3 Физминутка: - На горе стоит лесок (круговые движения), Он не низок (присели), не высок (встали на пальчики), Музыкальные инструменты падают нам голосок (имитация гармошки, дудочки, барабана, гармошки). По тропинке мы из школы к вам пришли из далека (шагают), Посмотрели вправо, влево (повороты головой), И сказали мы тогда: «Столько звуков инструментов мы не слышали пока» (поднять плечи). |
Продолжение сказки Варежковый театр (Приложение 4) | | Задает наводящие вопросы, Для чего нужет этот предмет (рубель)? - Может ли он превратиться в муз. Инструмент? | Участвуют в беседе с учителем. Отвечают на вопросы. | Познавательные - усвоение терминов и понятий музыкального языка; стремление к приобретению музыкального опыта. |
Приложение 4 – Варежковый театр – демонстрация учителем мини-спектакля (продолжение) А наша сказка продолжается, новый куплет ее начинается! Услышала «Н» как муж ее на ложках играет, да пришла посмотреть на эту забаву! Смотрит, любуется, так и хочется ей тоже поиграть на каком-нибудь полезном музыкальном инструменте. Посмотрела по сторонам, а в руках то она рубель держит. - Для чего нужен рубель? - Может ли он превратиться в муз. инструмент? И решила «Н» на нем попробовать поиграть! Тут детки прибежали и принесли с собой полезные предметы: сын принес дудочку , а дочка трещетку с дерева сняла (ветер подует и трещетка трещит, птиц отганяет от плодов). (Свирель – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой. - Какие плоды на деревьях растут? Могут ли птицы их съесть? - Могут ли эти предметы превратиться в муз. инструменты? Стали они вместе играть: мужик на ложках, жена на рубеле, сын на дудочке, дочь на трещетке. Тут и соседи к ним пожаловали в гости, кто с бубном, кто с гармошкой, а кто и балалайку с собой принес. И стали они вместе играть да песни петь. - Как называется человек, который играет или поет один? (солист) - Как называется группа людей, которые вместе поют? (хор) - Как называется группа людей, которые вместе играют на музыкальных интсрументах? (оркестр) -А если инструменты русские народные , то оркестр каких инструментов? (оркестр русских народных инструментов) |
Песня «Ах, вы сени» Разучивание куплета, | Групповая работа Игра на муз. инструментах «Ах, вы сени» (10 мин) | Организует совместное коллективное исполнение р.н.п. «Ах, вы сени». Предлагает организовать оркестр русских народных инструментов р.н.п. «Ах, вы сени» Организует процесс разучивания ритмического аккомпанемента песни (деление на группы). Показывает приемы игры на инструментах. Организует совместное коллективное исполнение Предлагает обсудить собственное исполнение. Организует повторное исполнение с учетом предыдущих недочетов. | Разучивают р.н.п. «Ах, вы сени». Принимают учебную задачу. Включаются в творческую деятельность. Исполняют р.н.п. «Ах, вы сени». Анализируют свое исполнение. Исполняют р.н.п«Ах, вы сени» с учетом предыдущих ошибок. Осваивают приемы игры на инструментах. | Познавательные: уметь осуществлять сознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования. Коммуникативные: уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности. Регулятивные: уметь ставить и принимать учебные задачи при восприятии и исполнении народной музыки различных жанров. |
Слуховой анализ. | Слуховой анализ. Определить на слух звучания муз. инструментов и отметить их маршрутном листе. | Предлагает послушать музыкальный фрагмент и определить звучащие музыкальные инструменты. | Определяют на слух русские народные инструменты. Анализируют звучание русских народных инструментов, сопоставляют звучание и изображение их. Знакомятся с составом оркестра русских народных инструментов. | Познавательные: уметь осуществлять сознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования. Коммуникативные: владеть навыками осознанного развернутого речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка русской музыки. Регулятивные: уметь ставить и принимать учебные задачи при восприятии и исполнении народной музыки различных жанров. |
Рефлексия «Музыкальное настроение» | Рефлексия «Музыкальное настроение» (3 мин) | Предлагает выразить свое настроение после урока в цвете: на доске, на нотном стане разместить магнит на нотке того цвета, который соответствует его настроению. Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с одноклассниками | Подводят итог проделанной работы на уроке Принимают учебную задачу. Включаются в творческую деятельность. | Коммуникативные - формирование способности высказывать свою точку зрения, свое мнение, формирование навыков учебного сотрудничества; самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий. |
Д\з Соедини точки по порядку. Ответь на вопросы: На каких инструментах играли бременские музыканты? Есть ли среди них русские народные инструменты? | Домашнее задание: (1 мин) | Обеспечивает понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Принимают учебную задачу. Подводят итоги урока. | |
Запасной этап |
Физкультминутка | Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп, Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик-чик! Раз-сюда, два-туда, Повернись вокруг себя. | Раз-присели, два-привстали, Ванькой-встанькой словно стали. Руки к телу все прижали И подскоки делать стали. А потом пустились вскачь, Будто мой упругий мяч. | Снова выстроились в ряд, Словно вышли на парад. Раз-два, раз-два | |