СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русские меценаты 19 века в области искусства

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткое знакомство с удивительными людьми великой мудрости и щедрости.

Просмотр содержимого документа
«Русские меценаты 19 века в области искусства»

Русские меценаты 19 века в области искусства


Павел Михайлович Третьяков


Портрет Третьякова кисти Ильи Репина


П.М.Третьяков смолоду был поглощен идеей создания национального музея русской живописи. Он собирал его 40 лет, покупая картины на выставках и в мастерских русских художников, оказывая им постоянную, бесценную, порой жизненно необходимую помощь. В.М. Васнецов писал о Третьякове: «Он был не меценат, а серьезный общественный работник, наш художественный труд для него не забава и прихоть, а серьезное общественное дело».

Картины он собирал идейно и систематически. Своим собранием он «писал» историю русской живописи.

15 августа 1893 года «Московская городская галерея братьев Третьяковых» торжественно открыла свои двери. Из каталога известно, что она имела 22 зала, в которых были размещены 1276 картин, около 500 рисунков, 10 скульптур из коллекции Павла Михайловича и 84 картины рисунка, собранных Сергеем Михайловичем.

Эта коллекция пополнялась Павлом Михайловичем всю его жизнь.

Сергей Михайлович Третьяков


Сергей Третьяков, фрагмент гравюры Василия Матэ


Младший брат Павла Михайловича Третьякова не ограничивал себя рамками бизнеса. Наделенный недюженными организаторскими способностями, он инициировал сбор пожертвований «на нужды воинов» в годы русско-турецкой войны; настоял на увеличении затрат на образование; добился включения в состав Москвы  Сокольничей рощи и Ширяева Поля; проявил большой интерес к коллекционированию работ немецких и французских художников. Бывая в столице или за границей, он информировал Павла Михайловича о новых работах, деятельности живописцев, общих художественных тенденциях. Искусствоведы отмечают, что приобретённые им работы входят в число «прекрасных страниц мировой живописи». После смерти Сергея Михайловича, его коллекция была присоединена к музею старшего брата.


Савва Иванович Мамонтов



Савва Иванович Мамонтов был человеком талантливым. Но главный его дар состоял в этом, что он умел разглядеть чужой талант задолго до того, как он становился очевидным для всех.

Постепенно, помимо коммерческих дел, он все больше внимания, времени, средств стал уделять искусству. Еще в юности он страстно увлекался театром, а с конца 1860-х годов Мамонтов проявил интерес к изобразительному искусству. С тех пор всюду его окружали художники. С именем Мамонтова связаны имена Репина, Поленова, Серова, Врубеля, братьев Васнецовых, Остроухова, Нестерова, Малютина, Антокольского. Энергии и личной одаренности Мамонтова обязаны своим происхождением такие важнейшие явления русской культуры второй половины XIX века, как Абрамцевский кружок и Московская частная русская опера, на сцене которой впервые выступил Шаляпин.

В 1970 году Мамонтовы купили усадьбу "Абрамцево". Здесь, на "лучшей в мире даче", по выражению И. Е. Репина, сложилась первая в истории России художественная колония, которая объединила единомышленников - энтузиастов нового искусства.

Благодаря своей подвижнической деятельности С. И. Мамонтов составил прекрасную коллекцию русского искусства.


Дягилев Сергей Павлович



Сергей Павлович Дягилев (1872—1929) — русский театральный и художественный деятель, антрепренер, один из основоположников группы «Мир Искусства», организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева».

Организовывал выставки, вызывавшие широкий резонанс: в 1897 — Выставку английских и немецких акварелистов, Выставку русских и финляндских художников в музее Штиглица (1898), Историко-художественную выставку русских портретов в Петербурге (1905); Выставку русского искусства в Осеннем салоне в Париже с участием произведений Бенуа, Грабаря, Кузнецова, Малявина, Репина, Серова, Явленского (1906) и др.

В 1911 Дягилев организовал балетную труппу «Русский балет Дягилева». Труппа начала выступления в 1913 и просуществовала до 1929, то есть до смерти ее организатора.

Дягилев скончался 19 августа 1929 в Венеции. Похоронен на расположенном неподалеку острове Сан-Микеле.


Савва Тимофеевич Морозов




Удивительный по скромности меценат, который помогал Художественному театру с условием, что его имя не будет упоминаться по этому поводу в газетах. И остальные представители этой династии оказывали неоценимую помощь в развитии культуры и искусства. Сергей Тимофеевич Морозов увлекался русским декоративно-прикладным искусством, собранная им коллекция составила центр Кустарного музея в Москве. Иван Абрамович был покровителем никому не известного тогда Марка Шагала.

Оказал большую помощь Московскому художественному театру: в 1898 году вошёл в состав Товарищества для учреждения в Москве Общедоступного театра, регулярно вносил пожертвования на строительство и развитие МХТ, заведовал его финансовой частью (1901—1904), был инициатором и председателем правления паевого товарищества по эксплуатации МХТ (1901) и строительства нового театрального здания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!