МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МО «САРАПУЛЬСКИЙ РАЙОН» МБОУ НЕЧКИНСКАЯ СРЕНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Этап урока | Время | № кадра | Тема кадра | Музыка | Действия учителя | Действия учеников |
1 | 0,5 | 0 | 0 | 0 | Приветствие | Ответное приветствие |
| 0,5 | | | | Сегодня, ребята, нам предстоит вернуться в Русь Средневековую, Русь Изначальную | Слушаю, смотрят кадр |
| 1 | 1 | Русь средневековая | Колокола | Одна из последних тем этого раздела называлась «Культура Древней Руси» | Слушают |
| | 2 | | | Давайте вспомним древнерусские жанры. Прочитаем их. Выполним задание: найдите из перечисленных жанров те, которые относятся к устному народному творчеству. Как называются произведения, в которых рассказывается о подвигах русских богатырей? Очень подробно и все о былинах вы узнаете на уроках литературы в 7 классе. Сегодня у нас с вами несколько иная задача. | Читают Называют мифы, сказки, былины Ответ ребят: Былины |
2 | 1 | 3 | Вступление к «Повести о погибели Земли Русской» | Гусли | «О, светло-светлая и украсно украшена земля Русская» и многочисленными красотами удивлена еси: озеры многими удивлена еси, реками и кладязьми месточестными…Всего еси исполнена земля Русская. О, правоверная вера христианская | Слушают |
| | 4 5 | Русские богатыри Роль в истории | Гусли | И эту веру христианскую, и землю Русские должны были защищать русские богатыри. Наша цель на уроке выяснить – почему русские богатыри должны были защищать землю Русскую и какова их роль в истории. | Подключаются к словам учителя |
3 | 1 | 6 | Города | Гусли | Вот они – города русские. Гардарика, страна городов – так называли Русь варяги. Давайте вспомним имена русских богатырей | Называют имена богатырей |
| | 7,8,9,10,11 | Богатыри и их подвиги | Гусли | Не сегодняшнем уроке мы выступаем с вами в роли жителей русских городов и одновременно исследователей проблемы значительности русского богатырства в русской истории. (раздаёт задания группам)( приложение) | Получают задания |
4 | 10 | 12 | Историческая канва богатырства | 0 | Ваша задача, получив источники, выбрать, на ваш взгляд, самое главное и важное, что касается богатырей и кратко записать себе в тетрадь для того, чтобы потом пересказать в другой группе. Учитель консультирует и помогает ребятам выполнить задание | Выполняют задание |
5 | 1 | 13-14 | физкультминутка | | Наши физкультурники приготовили для нас разминку в стиле русских богатырей. Дружно встали: раз, два, три. Мы теперь – богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим, Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из – под ладошек, И направо, и ещё Через левое плечо. | Выполняется физкультминутка |
6 | 10 | 15-26 | | | На следующем этапе нашего урока нам предстоит отправиться в гости к другим жителям русских городов и рассказать о том, что узнали о богатырях сами и записать то, что откроют вам нового жители других городов | Переходят за другие столы: у кого цифра 1, переходит за стол № 1 и т.д. |
| | | | | Начинаем работу. Среди нас есть ребята- корреспонденты, которые будут интересоваться вашей работой, возможно, зададут вам вопросы, а вы сумейте на них ответить, в конце урока подведем итоги. | |
7 | 5 | 27 | Богатырь на коне | Без музыки | Текст кадра. Так кто же они – русские богатыри, какие они – русские богатыри. Возвращаемся в свои группы и начинаем подводить итоги нашего исследования. Находим качества, какими должен был обладать русский богатырь | Выполняют творческое задание |
| | | | | | |
8 | 2 | 28 | Таблица сравнения сказочных героев и богатырей | | Можем ли мы сравнить русских богатырей со сказочными героями, или они от них отличаются? Подытожим наши мысли. | Думают, выдвигают свои версии. |
9 | 3 | 29 30 31 | Черты русского богатыря Пословица Законы богатырей | | Так какой же он - русский богатырь? Наши новгородцы-литераторы выбирали из всех многочисленных пословиц о русских богатырях одну, которая соответствовала всей богатырской сущности русских воинов. Какую они выбрали? Читает пословицу По истории средних веков вы изучали кодекс чести средневековых рыцарей, а как вы думаете, были ли такой кодекс у русских богатырей. Все месте читают текст. Что в этих законах главное | Зачитывают характеристики русского богатыря В русском сердце прямая честь да любовь к Руси-Матушке Точки зрения ребят Ответ: любовь и защита родной земли. |
10 | 5 | 32 33 34-39 39 | Перевелись богатыри на земле русской Не перевелись богатыри на земле русской Фотографии | «Русский парень» | Как вы отнесетесь к этому предложению? Можем мы его переделать? А кто же они? Встречайте русского богатыря, участника войны в Афганистане, поэта, музыканта и певца Смольникова Николая Алексеевича Смольников: да не переведись на земле Русской богатыри, и, если это необходимо России – всегда встают за неё грудью. Так было во все времена русской истории. И моим самым искренним пожеланием вам станут мои слова о том, чтобы вы всем сердцем любили нашу страну и стремились сделать её еще краше и сильней. Вы будущее России, и я в вас искренне верю. (исполняет песню) | Ребята переделывают предложение Не перевелись богатыри на земле Русской! Ветераны Великой Отечественной войны, наши выпускники, служащие в Российской армии, ребята, которые свято чтят память погибших Аплодируют, стоя. |
10 | 5 | 40 | Слова летописи | Колокола | Читают вместе с учениками текст. | |
| | | | | Вот и подошел к концу наш урок. Вашим домашним заданием будет творческая работа, которую можно назвать «Моя встреча с русскими богатырями». О сейчас подведем итоги | Корреспонденты анализирую участие ребят в уроке и вручают дипломы |